Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3193/2022 ~ М-2290/2022 от 01.06.2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20.09.2022 года                                  г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Мининой О.С.,

при секретаре Алексеевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3193/2022 по иску Ковылиной Ольги Сергеевны к Государственной инспекции труда в Самарской области об отмене приказа о дисциплинарном взыскании,

УСТАНОВИЛ:

Ковылина О.С. обратилась в суд с указанным иском ссылаясь на то, что в соответствии со служебным контрактом и приказом о приеме на работу она работает в Государственной инспекции труда в Самарской области в должности государственного инспектора труда с 12.10.2020 по настоящее время. Ее должностные обязанности закреплены в должностном регламенте государственного инспектора труда, осуществляющего надзорно- контрольную деятельность в правовой сфере, утвержденным 29.06.2020 руководителем Государственной инспекции труда в Самарской области. Приказом № 130-JIC от 24.05.2022 руководителем Государственной инспекции труда в Самарской области Пановым А.С. к ней незаконно и необоснованно применено наказание в виде выговора за нарушение требований ст. 12 Федерального закона № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006, ч.ч.1, 2, 3 ст. 15 Федерального закона № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004. Вышеуказанный приказ о наложении в отношении нее дисциплинарного взыскания считает незаконным и необоснованным. В частности, считает, что привлечение ее к дисциплинарной ответственности не соответствует требованиям ст.ст. 56, 57, 58 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в ходе проведения служебной проверки достоверно не выявлено нарушений ст. 12 Федерального закона №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006, и ее вины за нарушение, поскольку в соответствии с ч. 1 указанной статьи письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения срок рассмотрения обращения, согласно ч. 2 в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение, из указанных положений следует вывод о том, что на 20.01.2022 срок рассмотрения обращения Орлова А.В. не истек. В описательно-мотивировочной части заключения о результатах проведения служебной проверки от 06.05.2022 содержится необоснованный вывод о том, что в соответствии с п. 4 Положения «О Федеральной службе по труду и занятости», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 323 от 30.06.2004, срок рассмотрения обращения исчисляется со дня поступления в Роструд, что никак не соответствует диспозиции положения. Кроме того, при проведении служебной проверки председателем комиссии - заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области Макаровой О.Ф. проигнорирован факт того, что ею, как уполномоченным должностным лицом срок рассмотрения обращения в установленном законом порядке 16.12.2021 продлен именно до 20.01.2022, что противоречит выводам, утвержденным ею в заключении о результатах служебной проверки. Более того, факт соблюдения сроков при подготовки ответа на обращение Орлова А.В. был предметом рассмотрения по поступившему в Государственную инспекцию труда в Самарской области требованию прокуратуры Самаркой области, зарегистрированному за № 7-1100- 2021/Исорг209-22, по результатам рассмотрения которого заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области Макаровой О.Ф. нарушений сроков рассмотрения не выявлено, о чем ею 28.01.2022    дан соответствующий ответ в прокуратуру области за исходящим № 63/10-691-22-И. Конкретные факты нарушения ею положений ч.ч.1, 2, 3 ст. 15 Федерального закона № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при проведении служебной проверки не отражены как в заключении от 06.05.2022, так и в приказе от 24.05.2022. Вместе с тем, считает недопустимым вменение в нарушение ч.1 ст. 15 ФЗ №79 от 27.07.2004 без указания конкретных пунктов этой части и существа нарушения каждого из них, а также указания ч. 2 и ч. 3 ст. 15 указанного Федерального закона, поскольку последние относятся к исполнению неправомерного поручения и ответственности за него, что в ходе служебной проверки не являлось предметом рассмотрения и не содержится сведений о конкретных фактах нарушений данных положений законодательства. Также считает, что вменение ей нарушения сроков при загрузке в СЭД Роструда ответа на обращение Орлова А.В. является незаконным и необоснованным, поскольку не входит в соответствии с регламентом государственного инспектора труда, осуществляющего надзорно-контрольную деятельность в правовой сфере, в компетенцию ее должностных обязанностей и не способно влечь нарушение Федерального закона № 59 от 02.05.2006, Федерального закона №79 от 27.07.2004. Кроме того, в вынесенном приказе о результатах служебной проверки от 24.05.2022 при наложении дисциплинарного взыскания отсутствуют сведения об учете тяжести проступка и обстоятельства его совершения, а также предшествующее поведение.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Ковылина О.С. просит суд отменить наложенное на нее в соответствии с приказом № 130-ЛС от 24.05.2022 года дисциплинарное взыскание в виде выговора.

В судебное заседание истец не явилась. О дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, направила в суд письменные дополнения к иску, в которых просила также о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика – Лютикова С.И., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, по доводам письменного отзыва.

Суд, выслушав лиц, участвующий в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с ФЗ РФ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", раскрывающего понятие дисциплинарного проступка, порядка привлечения к дисциплинарной ответственности гражданского служащего и совокупность обстоятельств, необходимых для привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности (статьи 57 - 59).

Частью 1 ст. 57 ФЗ N 79-ФЗ от 27.07.2004 года определено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнении с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2 подп. "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего ФЗ. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Порядок применения дисциплинарного взыскания регламентирован положениями ст. 58 указанного закона.

В силу ст. 58 РФ N 79-ФЗ, до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Служебная проверка в силу ст. 59 Закона N 79-ФЗ от 27.07.2004 года проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Установлено и подтверждается материалами дела, что 12.10.2005 г. между Ковылиной О.С. и Государственной инспекцией труда по Самарской области заключен бессрочный служебный контракт № 344 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской Службы Российской Федерации. Согласно служебному контракту, истец взяла на себя обязательства как гражданский служащий исполнять должностные обязанности в должности - «Государственный инспектор труда», учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий Государственной инспекции труда в Самарской области в структурном подразделении – отделе надзора в правовой сфере.

24.05.2022 г. государственному инспектору труда Ковылиной О.С. приказом № 130-ЛС назначено дисциплинарное взыскание в виде выговора за неисполнение обязанностей государственного гражданского служащего по соблюдению федерального законодательства (раздел 3 должностного регламента государственного инспектора труда, ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - № 79-ФЗ), ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - № 59-ФЗ)

Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации регулируется положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 закона № 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.

Обращение Орлова А.В. в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано 19 ноября 2021 г. № ПГ/36623.

В соответствии с ч. 1 ст. 354 ТК РФ, федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Согласно ч. 4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 (ред. от 15.12.2021), федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органам исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иным организациями.

В соответствии с п. 9.15 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утв. Постановлением Правительства РФ о 28.07.2005 № 452 (ред. от 20.10.2021, с изм. от 18.03.2022), поступившие в федеральный орган исполнительной власти обращения по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа, руководители структурных подразделений федерального орган исполнительной власти направляют в соответствующий территориальный орган для рассмотрения и ответа заявителю с указанием даты регистрации обращения в федеральном органе исполнительной власти.

Ответ заявителю направляется руководителем (заместителем руководителя территориального органа в течение 30 дней с даты регистрации обращения в федеральном органе исполнительной власти.

При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем территориального органа, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Аналогичная норма определена пунктом 10 Методических рекомендаций п рассмотрению в Федеральной службе по труду и занятости и государственных инспекция: труда обращений, заявлений и жалоб граждан о нарушении их трудовых прав согласно которому поступившие в Роструд обращения по вопросам, относящимся к компетенции государственных инспекций труда, структурным подразделением Роструда направляются за подписью начальника структурного подразделения в соответствующую инспекции для рассмотрения и ответа заявителю с указанием даты регистрации обращения Роструде.

Ответ заявителю направляется руководителем инспекции или его заместителем течение 30 дней с даты регистрации обращения в Роструде, если не установлен другой срок рассмотрения.

Из регистрационной карточки обращения Орлова А.В. в Роструде следует, что Государственной инспекции труда в Самарской области (далее - Инспекция) установлен срок рассмотрения обращения 18 декабря 2021 г.

Рассмотрение обращения поручено государственным инспектором труда Ковылиной О.С. в срок до 18 декабря 202 г., что подтверждается сведениями автоматизированной системы управления надзорно контрольной деятельностью.

Частью 2 ст. 12 Закона № 59-ФЗ определено, что в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 данного Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлит срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Истец в исковом заявлении указывает, что срок рассмотрения обращения Орлов А.В. продлен ею 16 декабря 2021 года, то есть с учетом срока рассмотрения обращение установленного Рострудом.

Подписание заместителем руководителя инспекции Макаровой О.Ф. разрешения на продление срока рассмотрения обращения Орлова А.В. до 20 января 2022 г. не является обстоятельством, освобождающим должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение обращения, от исполнения требований федерального законодательства, в данном случае - положений ст. 12 закона № 59-ФЗ.

В обоснование незаконности примененного дисциплинарного взыскания истец также ссылается на ответ заместителя руководителя инспекции Макаровой О.Ф. на требование прокуратуры Самарской области № 7-1100-2021/Исорг209-22 об отсутствии нарушения срока рассмотрения обращения Орлова А.В. Однако, установлено, что требование прокуратуры касалось рассмотрения обращения Орлова А.В., направленного им непосредственно в адрес инспекции 14 декабря 2021 г.

20 января 2022 г. государственным инспектором труда Ковылиной О.С. за подписью начальника отдела Серебренниковой Е.Г. дан ответ на обращение Орлова А.В. (исх. ГИТ № 63/Ю-255-22-ОБ), то есть с нарушением предельного срока рассмотрения обращения.

Таким образом, Ковылиной О.С. нарушены требования раздела 3 должностного регламента в части невыполнения обязанности государственного гражданского служащего по соблюдению федерального законодательства - ст. 12 Закона № 59-ФЗ, не исполнено поручение Роструда, руководителя Инспекции.

Комиссия в ходе служебной проверки пришла к выводам о ненадлежащем исполнении государственным инспектором труда Ковылиной О.С. должностного регламента в части выполнения обязанности по соблюдению федерального законодательства, исполнения поручения Роструда, руководителя Инспекции (раздел 3 должностного регламента).

Разрешая исковые требования Ковылиной О.С. о признании приказа от 24.05.2022 г. № 130-ЛС о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконным, суд исходит из того, что факт совершения истцом дисциплинарного проступка установлен, процедура и порядок привлечения Ковылиной О.С. к дисциплинарной ответственности нанимателем соблюдены, приказ о привлечении истца к дисциплинарной ответственности издан уполномоченным на то лицом. Сроки привлечения истицы к дисциплинарной ответственности ответчиком соблюдены.

Согласно ч. 1 ст. 47 ФЗ РФ N 79-ФЗ, профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

С должностным регламентом государственного гражданского служащего в редакции от 29.06.2020 г. истец была ознакомлена под роспись 12.10.2020 г.

Согласно служебному контракту № 344 от 12.10.2020 г., заключенному с истцом, последняя взяла на себя обязательства исполнять обязанности государственного гражданского служащего, предусмотренные ст. 15 ФЗ N 79-ФЗ от 27.07.2004 года, в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ РФ N 79-ФЗ, гражданский служащий обязан в числе прочего, соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 18 ФЗ РФ N 79-ФЗ гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.

Вместе с тем, Ковылиной О.С. нарушены требования раздела 3 должностного регламента в части невыполнения обязанности государственного гражданского служащего по соблюдению федерального законодательства – ст. 12 Федерального закона 02.05.2006 № 59 – ФЗ, нарушен срок рассмотрения обращения гражданина, а также неисполнении поручения Роструда и руководителя Инспекции.

07.04.2022 г. руководителем Государственной инспекции труда в Самарской области Пановым А.С. издан приказ № 75 – ЛС о проведении служебной проверки в отношении Ковылиной О.С. по факту нарушения срока рассмотрения обращения Орлова А.В. от 22.11.2021 г. № 63/7-6792-21-ОБ.

18.05.2022 г. Ковылиной О.С. направлено требование о предоставлении письменных объяснений по факту проведения в отношении нее служебной проверки, с которым она была ознакомлена под роспись.

19.05.2022 г. Ковылиной О.С. предоставлены письменные объяснения по вышеуказанному факту.

06.05.2022 г. членами комиссии вынесено заключение по результатам служебной проверки, которым предложено привлечь государственного инспектора труда Ковылиной О.С. к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение по ее вине возложенных на нее служебных обязанностей, а именно: невыполнение обязанности по соблюдению федерального законодательства, исполнения поручения Роструда, руководителя Инспекции (раздел 3 должностного регламента).

На основании приказа от 24.05.2022 г. № 130-ЛС Ковылиной О.С. объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора, за ненадлежащее исполнение по ее вине возложенных на нее служебных обязанностей.

Оценивая обоснованность привлечения истца к дисциплинарной ответственности, суд считает, что комиссия правомерно пришла к выводу, что нарушение Ковылиной О.С. своих должностных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом, в части в невыполнения обязанности государственного гражданского служащего по соблюдению федерального законодательства – ст. 12 Федерального закона 02.05.2006 № 59 – ФЗ, нарушени срока рассмотрения обращения гражданина, а также неисполнении поручения Роструда и руководителя Инспекции нашло свое подтверждение.

Суд приходит к выводу о том, что положения ст. 59 ФЗ РФ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ нанимателем при привлечении Ковылиной О.С. к дисциплинарной ответственности соблюдены: по решению представителя нанимателя проведена служебная проверка по факту совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка, до применения дисциплинарных взысканий у Ковылиной О.С. затребованы объяснения в письменном виде, что подтверждается так же материалами дела, сроки привлечения истца к дисциплинарной ответственности представителем нанимателя соблюдены, дисциплинарное взыскание наложено на истца уполномоченным на то лицом. Кроме того, наложенное дисциплинарное взыскание, является соразмерным допущенному истцом проступку, ее отношению к службе, вид дисциплинарного взыскания предусмотрен действующим законодательством - ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ.

В свою очередь, доказательств в обоснование доводов о заинтересованности председателя комиссии по проведению служебной проверки Макаровой О.Ф., истцом в материалы дела не представлено; судом не установлено.

    При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Ковылиной О.С., у суда не имеется, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Ковылиной Ольги Сергеевны (паспорт №....) к Государственной инспекции труда в Самарской области (ИНН №...) об отмене приказа о дисциплинарном взыскании, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 26.09.2022 г.

Судья подпись О.С. Минина

Копия верна.

Судья:

Секретарь:

2-3193/2022 ~ М-2290/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ковылина О.С.
Ответчики
Государственная инспекция труда
Другие
ГКУ Самарской области "Самарафармация"
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Минина О. С.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
01.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2022Передача материалов судье
07.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2022Судебное заседание
21.07.2022Судебное заседание
20.09.2022Судебное заседание
26.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2022Дело оформлено
28.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее