66RS0004-01-2020-010684-05
Дело № 2-987/2021 (2-7225/2020) (8)
Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2021года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2021 года г. Екатеринбург
Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Смышляевой О.И.,
при секретаре Спицыной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбовского В. В. к Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Горбовский В.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма на состав семьи из шести человек общей площадью не менее 96 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, соответствующее степени благоустройства условиям населенного пункта, находящееся в черте города Екатеринбурга.
В обоснование заявленного иска указано, что Горбовский В.В. и члены его семьи Гарбовская Л.В., Гарбовский В.В., Гарбовский А.В., Суетина А.В., Малкова А.В. проживают по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, ком. 29, 30. Указанное жилое помещение было предоставлено на основании ордера от <//>. Семья истца состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Постановлением администрации г. Екатеринбурга от <//> жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно положений ст. 57 ЖК Российской Федерации и указанных выше обстоятельств истец обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец и его представитель Кононов А.А., действующий на основании доверенности, просили иск удовлетворить, возложить на ответчика обязанность по предоставлению жилого помещения площадью 96 кв.м. с учетом всех членов семьи истца, а также признанием его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.Екатеринбурга Кенебас И.С., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении иска отказать. В обоснование возражений указано на то, что действительно многоквартирный жилой дом, в котором проживает истец признан аварийным и подлежащим сносу, согласно постановлении от <//> Ссылаясь на положения ст. ст. 85, 86, 89 ЖК Российской Федерации, исходя из того, что у истца отсутствует право на получение жилого помещения общей площадью не менее 96 кв.м., вне очереди, основания для удовлетворения его требований отсутствуют. При удовлетворении иска должно быть учтено, что истцам должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение, а не по норме предоставления, так как данное предоставление носит компенсационный характер, не связанный с улучшением жилищных условий.
Представитель третьего лица департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации г. Екатеринбурга Братанчук Д.В., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на отсутствие оснований для предоставления истцу жилого помещения в требуемой им площади.
Представитель третьего лица <адрес> г. Екатеринбурга Проскурина О.И., действующая на основании доверенности, подтвердила, что истец действительно состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считала требования истца не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку» Кочкина А.Н., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица ООО «Брусника» Новицкая А.В., действующая на основании доверенности, пояснила, что между Администрацией г. Екатеринбурга и ООО «Брусника - Урал» (на сегодняшний день - Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Брусника»), заключен Договор о развитии застроенной территории №-Р от <//> (далее - Договор РЗТ). В соответствии с Постановлением Администрации города Екатеринбурга от <//> № многоквартирный дом по адресу <адрес>, находящийся в границе Застроенной территории признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно пп. 2 п. 8 Договора РЗТ, ООО «Брусника» обязано безвозмездно передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, расположенных на застроенной территории, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения. Во исполнение указанного обязательства ООО «Брусника» приобрело в том числе комнаты по адресу г. Екатеринбург, <адрес>, жилой площадью 16,6 кв.м, и 11,8 кв.м, для последующего предоставления данных жилых помещений по договорам социального найма гражданам, выселяемым из дома по адресу <адрес>. <//> ООО «Брусника» направило Истцу и членам его семьи уведомление с предложением осмотреть жилые помещения и сообщить о согласии принять соответствующие комнаты. Данные жилые помещения передаваемые для целей переселения граждан укомплектованы оборудованием, необходимым для проживания граждан, а именно: электрической или газовой плитой, кухонной раковиной и смесителем для кухни, ванной, смесителем для ванной со шлангом и душевой лейкой, а также отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, соответствует требованиям, предусмотренным ст. 89 Жилищного кодекса РФ. Администрация г. Екатеринбурга на данный момент не приняла от Застройщика комнаты по адресу г. Екатеринбург, <адрес>, жилой площадью 16,6 кв.м, и 11,8 кв.м, для последующего предоставления данных жилых помещений по договорам социального найма гражданам, выселяемым из дома по адресу <адрес>.
Третьи лица Гарбовская Л.В., Гарбовский А.В., Гарбовский В.В., Суетина А.В., Малкова А.В. в суд не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено.
Представитель третьих лиц Гарбовского А.В., Гарбовского В.В., Гарбовской Д.В., Суетиной Л.В. – Кононов А.А., действующий на основании доверенности, считал требования истца подлежащими удовлетворению
С учетом мнения явившихся участников процесса, суд определил разрешить заявленный иск при установленной явке.
Заслушав стороны, изучив материалы настоящего гражданского дела, а также оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека установлено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 455-О от <//>, согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2).
Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.
Согласно ч. 2, 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 86 Кодекса).
Согласно представленному ордеру № от <//> Горбовскому А.В. предоставлены две комнаты жилой площадью 22,4 кв.м. (10,1 кв.м. + 12,3 кв.м.) по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, дом. 19а, комнаты 29,30, на семью из пяти человек Горбовской Л.В., Горбовской А.В., Горбовского В.В., Горбовского А.В.
Согласно справке МКУ «Центр муниципальных услуг» от <//> по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, дом. 19а, комнаты 29,30 зарегистрирован истец и третьи лица (л.д. 80).
Согласно представленной справки от <//> (л.д. 150) семья Горбовского В.В. (5 человек) состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма с <//>, по результатам перерегистрации 2020 года очередь по <адрес> г. Екатеринбурга по списку граждан, нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма - №.
Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно постановлению администрации города Екатеринбурга от <//> № многоквартирный дом по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 35).
В соответствии с ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <//> N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике применения Жилищного кодекса Российской Федерации" по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации определен круг лиц, жилые помещения которым подлежат предоставлению во внеочередном порядке. К ним относятся граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Разрешая спор, суд исходит из того, что предоставление жилого помещения положено истцу не в связи с улучшением его жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу.
Предусмотренных жилищным законодательством оснований для обеспечения истца в такой ситуации жилым помещением по нормам предоставления по делу не установлено.
По общему правилу, если иное не предусмотрено федеральным законом, предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием дома аварийным носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Исходя из изложенного на администрацию г. Екатеринбурга должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу жилого помещения на условиях социального найма равнозначного ранее занимаемому.
По данным технического паспорта комнаты 29, 30 находятся на 1 этаже. <адрес> комнаты № (по плану помещение №) составляет 10,1 кв. м, комнаты № (помещение № по плану) – 10,3 кв. м, общая площадь квартиры составляет 104,6 кв.м., площадь помещений общего пользования составляет 32,00 кв. м (площади коридора, сан. узла, кухни), жилая площадь квартиры составляет 72,6 кв.м. (л.д. 32,33) <адрес>, которая приходилась на истца с учетом общей и жилой площади всех помещений вспомогательного использования, расположенных в квартире, составляла 29,4 кв. м ((104,6 кв. м: 72,6 кв. м х 20,4 кв. м = 29,40 кв. м, где 104,6 - общая площадь всех помещений квартиры, 72,6 - жилая площадь всех комнат, 20,4 - жилая площадь занимаемая истцом)).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцу подлежит предоставлению благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 29,4 кв.м., состоящего не менее чем из двух помещений, расположенного в пределах г. Екатеринбурга и отвечающее санитарным и техническим требованиям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Горбовского В. В. к Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Екатеринбурга предоставить Горбовскому В. В., с составом семьи из шести человек, вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 29,40 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат, расположенное в пределах г. Екатеринбурга и отвечающие санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья подпись
Копия верна: судья О.И. Смышляева
Секретарь