Судья Щипанов И.Н. Дело № 33-15328/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Бакулина А.А.,
судей Варламовой Е.А., Редченко Е.В.,
при секретаре Трушкине Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 16 июля 2014 года апелляционную жалобу администрации городского округа Орехово – Зуево Московской области
на решение Орехово – Зуевского городского суда Московской области от 06 мая 2014 года по делу по заявлению Пономарева Сергея Александровича, Батьяновой Татьяны Сергеевны об оспаривании решения администрации городского округа Орехово – Зуево Московской области
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения Пономарева С.А.,
установила:
супруги Пономарев С.А. и Батьянова Т.С., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Пономарева Максима, обратились в суд с заявлением, в котором просили признать незаконным отказ администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области в признании семьи нуждающейся в жилом помещении с целью участия в Федеральной целевой подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», изложенный в постановлении администрации городского округа Орезхово- Зуево Московской области от 24.03.2014 года № 350; возложить обязанность признать их семью нуждающейся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы Жилище» на 2011-2015 годы и подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей».
В судебное заседание заявители не явились, извещены надлежащим образом, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления. Подтвердил, что заявителями представлен полный пакет документов, необходимый для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилья, по всем параметрам заявители являются молодой семьей, которая может принять участие в целевой программе «Жилище». Однако заявитель проживает в двухкомнатной квартире площадью 47,70 кв.м, до регистрации в указанную квартиру в 2013 году его жены, сыны и матери жены семья по метражу не нуждалась в улучшении жилищных условий. Считал действия администрации соответствующими требованиям ст. 53 ЖК РФ, т.к. заявители умышленно ухудшили свои жилищные условия.
Решением Орехово – Зуевского городского суда Московской области от 06 мая 2014 года требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация городского округа Орехово – Зуево Московской области ставит вопрос об отмене решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 1015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».
Приложением № 3 к указанной подпрограмме утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение строительство) жилья и их использования.
Как следует из содержания данного нормативного акта, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы) участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
При этом, под нуждающимися в жилых помещениях, в соответствии с пунктом 7 Правил, понимаются в частности молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 1005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Совета депутатов муниципального образования «Город Орехово- Зуево» Московской области от 17 февраля 2005 года № 233/24 учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма установлена в размере 10 и менее квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
Согласно п. 15 Правил, для участия в подпрограмме «Молодая семья», наряду с заявлением о включении в состав участников подпрограммы, заинтересованные лица подают в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Отсутствие оснований нуждаемости является по смыслу п. 18 Правил основанием для отказа молодой семье в признании ее участником подпрограммы.
В Орехово – Зуевском районе действует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы городского округа Орехово-Зуево «Жилище» на 2014- 2018 годы.
Как установлено судом, Пономарев С.А. с 12 декабря 2006 года зарегистрирован в двухкомнатной квартире по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, принадлежащей на праве совместной собственности его родителям Пономареву А.А. и Пономаревой В.Д. (л.д. 20, 22).
Пономарев С.А. и Батьянова Т.С. с 28 августа 2010 года состоят в зарегистрированном браке (л.д. 23).
От совместного брака у заявителей родился сын - Пономарев Максим Сергеевич, 24 февраля 2013 года рождения (л.д. 28).
Согласно выписки из домовой книги, с 26 марта 2013 года в той же квартире по месту жительства зарегистрированы Батьянова Т.С., Пономарев М.С. и Батьянова О.В. (мать Батьяновой О.С.) (л.д. 20).
Согласно сведениям акта проверки жилищных условий Пономарева С.А. от 24 декабря 2013 года, в указанной выше квартире проживают ее собственники Пономарев А.А., Пономарева В.Д. - родители заявителя, Пономарев А.А. - его брат, Пономарев М.С. - сын, Батьянова Т.С. - жена, Батьянова О.В. - теща и сам Пономарев С.А. (л.д. 19).
По данным ЕГРП сведения о наличии у семьи заявителей в собственности жилья отсутствуют.
Судом правильно указано, что исходя из общей площади указанной выше квартиры в 47,70 кв. м и количества лиц, имеющих право пользования этой квартирой в соответствии со сведениями о регистрации и актом проверки жилищных условий (7 человек), доля площади жилого помещения в квартире, приходящейся на каждого членами семьи собственника, составляет 6, 8 кв. м, т.е. менее установленной учетной нормы.
26 августа 2013 года Пономарев С.А. обратился в администрацию городского округа Орехово-Зуево с заявлением о признании его семьи, состоящей из трех человек – его самого, супруги и сына, нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2013-2015 годы. Полный пакет необходимых для рассмотрения данного вопроса документов был принят 30 декабря 2013 года (л.д. 10, 16, 17, 18).
Постановлением администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области от 24 марта 2014 года № 350 Пономареву С.А. отказано в признании семьи нуждающейся в жилом помещении, со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ - в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий (л.д.7, 8).
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Разрешая заявленные требования, суд верно исходил из того, что регистрацию сына и супруги Пономарева С.А. по месту его жительства нельзя рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий.
При этом суд исходил из того, что постановка на регистрационный учет сына заявителей после его рождения по месту регистрации и жительства его отца соответствует действующему законодательству.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным, с учетом положений п. 2 ст. 20 ГК РФ и ч. 1 ст. 21 ГК РФ.
Суд также указал, что снятие с регистрационного учета в г. Москве и постановка на учет по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Центральный бульвар, 3-19 Батьяновой Т.С. (жены) и Батьяновой О.В. (тещи) обусловлены приведением семьей в соответствие места фактического проживания с местом регистрации.
Судебная коллегия с данным выводом относительно супруги Батьяновой Т.С. соглашается.
При этом судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что обеспеченность жилым помещением лиц, проживающих в двухкомнатной квартире площадью 47,7 кв.м по указанному адресу ниже учетной нормы возникает уже с учетом регистрации по месту жительства в указанной квартире малолетнего сына заявителя Пономарева Максима в соответствии с правилами ст. 20 ГК РФ.
Регистрация по месту жительства в указанную квартиру Батьяновой О.В. на обеспеченность молодой семьи жилым помещением ниже учетной нормы не влияет.
Поскольку возникновение обеспеченности жилым помещением ниже учетной нормы не было обусловлено намеренным ухудшением жилищных условий Пономаревым С.А., вывод суда о незаконности отказа в признании семьи заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий является правильным и соответствует обстоятельствам по делу.
Доводы апелляционной жалобы направлены на несогласие с выводами суда, однако их не опровергают, связаны с неверным толкованием норм материального права и оснований к отмене законного и обоснованного решения суда не содержат.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орехово – Зуевского городского суда Московской области от 06 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи