Дело № 2а-307/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Борисоглебск 05 апреля 2017 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе
председательствующего - судьи Гуглевой Н.Б.,
при секретаре Сидоровой Е.Д.,
с участием:
представителя административного истца – адвоката Индрюлис Н.В.,
представителя административного ответчика Борисоглебской городской Думы ВО -
Романовой М.В., представителя административного ответчика - администрации Борисоглебского городского округа Бохонок Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административный иск Егоровой и.н. к Борисоглебской городской Думе Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании незаконным решения Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Борисоглебский городской суд Воронежской области с административным иском о признании незаконным решения Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области.
Из иска следует, что Егорова И.Н., являясь собственником земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Пешкова д.122, общей площадью 1949 кв.м, кадастровый номер 36:04:0102028:72, из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – для обслуживания жилого дома, 15.04.2016 обратилась с заявлением в комиссию по землепользованию и застройке БГО об изменении индекса части территориальной зоны Ж2 (зона индивидуальной усадебной застройки) на индекс территориальной зоны Ж3 (зона малоэтажной многоквартирной застройки) в целях строительства трехэтажного многоквартирного жилого дома.
Администрация Борисоглебского городского округа подготовила проект решения по данному вопросу с пояснительной запиской и передала данные документы Главе Борисоглебского городского округа для назначения публичных слушаний.
Главой Борисоглебского городского округа Воронежской области было вынесено постановление №21 от 20.05.2016 года «О проведении публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Борисоглебского городского округа Воронежской области, утвержденные решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа от 28.06.2012 г. №51».
Указанное постановление было официально опубликовано в газете «Муниципальный вестник Борисоглебского городского округа Воронежской области» и размещено на официальном сайте в сети «Интернет».
15 августа 2016 года состоялись публичные слушания.
Участники публичных слушаний единогласно одобрили проект решения и рекомендовали Борисоглебской городской Думе на очередном заседании рассмотреть и принять решение о внесении указанных изменений.
По итогам публичных слушаний в Борисоглебского городском округе вынесено Решение №2 от 15.08.2016 г., которое опубликовано в газете «Муниципальный вестник Борисоглебского городского округа Воронежской области» и размещено на официальном сайте в сети «Интернет».
Согласно вышеназванному решению участники публичных слушаний одобрили представленный проект решения «О внесении изменения в Правила землепользования и застройки Борисоглебского городского округа, утвержденные решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа от 28.06.2012 г. №51» в части изменения индекса территориальной зоны Ж-2 (зона индивидуальной усадебной застройки) земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Пешкова. 122 на индекс территориальной зоны Ж-3 (зона малоэтажной многоквартирной застройки) и было рекомендовано Борисоглебской городской Думе на очередном заседании рассмотреть и принять решение о внесении изменений в Правила.
09 сентября 2016 года состоялось заседание постоянной комиссии Борисоглебской городской Думы по градостроительству, коммунальному хозяйству. Согласно протоколу №8 заседания комиссии было решено рекомендовать депутатам Борисоглебской городской Думы на очередном собрании утвердить проект решения «О внесении изменения в Правила землепользования и застройки Борисоглебского городского округа, утвержденные решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа от 28.06.2012 г. №51».
13 сентября 2016 года на заседании очередной сессии Борисоглебской городской Думы был рассмотрен вопрос о внесении изменений в Правила, но решение по данному вопросу не было принято, так как не было набрано необходимое количество голосов.
08 ноября 2016 года состоялось заседание постоянной комиссии Борисоглебской городской Думы по градостроительству, коммунальному хозяйству, где повторно рассматривался вопрос об изменении территориальной зоны Ж2 на Ж3 по ул. Пешкова, 122 и было принято решение совершенно противоположное принятому ранее - не рекомендовать депутатам городской Думы утверждать проект решения «О внесении изменения в Правила землепользования и застройки Борисоглебского городского округа, утвержденные решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа от 28.06.2012 №51 в части изменения зоны Ж2 на Ж3 по ул. Пешкова, 122.
26.12.2016 года состоялось заседание очередной сессии Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области, на котором повторно рассматривался вопрос о внесении изменения в Правила.
Решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области №49 от 26.12.2016 Егоровой И.Н. было отказано в изменении индекса части территориальной зоны Ж-2 на Ж-3 в связи с отрицательным мнением жителей близлежащих домов частного сектора и рекомендациями постоянной комиссии Борисоглебской городской Думы по градостроительству, коммунальному хозяйству.
Административный истец полагает, что данное решение незаконно, так как оно вынесено с нарушением процедуры принятия, указывая, что были нарушены его права и законные интересы на распоряжение и пользование земельным участком.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов, физическими или юридическими лицами в инициативном порядке в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Публичные слушания проводятся и в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны.
Полномочиями по утверждению правил землепользования и застройки статья 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации наделяет представительные органы местного самоуправления.
Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту (ч.2 ст.32 Градостроительного кодекса РФ).
13 сентября 2016 года на очередной сессии Борисоглебской городской Думы был рассмотрен вопрос о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, но решение по данному вопросу не было принято.
Административный истец утверждает, что в нарушение процедуры принятия решения о внесении изменения в Правила, рассмотрение указанного вопроса было повторно передано на заседание постоянной комиссии Борисоглебской городской Думы по градостроительству, коммунальному хозяйству. Однако возможность принятия подобного решения - о передаче предложения о внесении изменений в Правила на повторное рассмотрение комиссией по градостроительству, коммунальному хозяйству представительного органа - законом не предусмотрена.
По мнению административного истца на данном этапе представительный орган - Борисоглебская городская Дума - должна была либо утвердить правила землепользования и застройки либо направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.
На публичных слушаниях по данному вопросу 15 августа 2016 года участниками был единогласно одобрен проект решения, процедура проведения публичных слушаний была полностью соблюдена. Таким образом, истец указывает, что законных оснований для направления проекта решения о внесении изменения в Правила главе местной администрации Борисоглебского городского округа на доработку не было. Фактически проект решения и не направлялся на доработку главе местной администрации.
Из иска следует, что вместо принятия решения по существу представительным органом, в нарушение процедуры внесения изменений в Правила, проект решения был повторно направлен для рассмотрения на заседании постоянной комиссии Борисоглебской городской Думы по градостроительству, коммунальному хозяйству. На заседании от 08 ноября 2016 года указанной комиссией было принято решение, совершенно противоположное принятому ранее.
Истец утверждает, что при принятии решения 26.12.2016 не было приведено ни одного конкретного довода, подтверждающего нарушение прав жильцов близлежащих домов при изменении индекса территориальной зоны.
Егорова указывает в иске, что административным ответчиком - Борисоглебской городской Думой Борисоглебского городского округа Воронежской области, был нарушен порядок принятия обжалуемого решения, решение не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения и нарушает права административного истца, поскольку лишает его возможности реализовать предоставленное законом право на инициирование изменений Правил в целях использования и распоряжения земельным участком, находящимся в собственности.
На основании ст.ст.218-220 КАС РФ, административный истец просит: признать незаконным Решение Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области №49 от 26.12.2016 об отказе в изменении индекса части территориальной зоны Ж-2 (зона индивидуальной усадебной застройки) земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Пешкова. 122 на индекс территориальной зоны Ж-3 (зона малоэтажной многоквартирной застройки) в приложении к Правилам землепользования и застройки Борисоглебского городского округа Воронежской области, утвержденным решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области от 28.06.2012 г №51.
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, имеется заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца – адвокат Индрюлис Н.В., действующая на основании ордера от 03.03.2017 №10202, заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика - Борисоглебской городской Думы - Романова М.А., действующая на основании доверенности от 09.01.2017, против удовлетворения административного иска возражала.
Представители административного ответчика - Борисоглебской городской Думы - Агаева Е.О., действующая на основании Устава БГО ВО, Гришин А.В., действующий на основании доверенности от 30.03.2017, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в ходе ранее состоявшихся судебных заседаний возражали против удовлетворения иска.
Представитель административного ответчика - Администрации Борисоглебского городского округа - Бохонок Е.А., действующая на основании доверенности от 09.01.2017, против удовлетворения требований возражала.
Административный ответчик глава администрации Борисоглебского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, выступление представителя административного истца – адвоката Индрюлис Н.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В судебном заседании установлено, что административный истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Пешкова д.122, площадью 1949 кв.м, разрешенное использование: для обслуживания жилого дома, категория земель: земли населенных пунктов.
Из Генерального плана Борисоглебского городского округа ВО, утвержденного решением Борисоглебской городской Думы БГО ВО от 06.07.2011 №388, фрагмент которого имеется в материалах дела, следует, что указанный земельный участок расположен в жилой зоне «усадебная застройка».
Егорова обратилась с заявлением в комиссию по землепользованию и застройке БГО об изменении индекса части территориальной зоны Ж2 (зона индивидуальной усадебной застройки) на индекс территориальной зоны Ж3 (зона малоэтажной многоквартирной застройки) в целях строительства трехэтажного многоквартирного жилого дома.
Администрацией Борисоглебского городского округа был подготовлен проект решения по данному вопросу с пояснительной запиской и 19.05.2016 передан Главе Борисоглебского городского округа для назначения публичных слушаний.
20.05.2016 главой Борисоглебского городского округа Воронежской области А.Н. Какориным было вынесено постановление №21 «О проведении публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Борисоглебского городского округа Воронежской области, утвержденные решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа от 28.06.2012 г. №51».
Указанное постановление опубликовано в газете «Муниципальный вестник Борисоглебского городского округа Воронежской области» №9 от 09.06.2016 и размещено на официальном сайте в сети «Интернет».
15 августа 2016 года состоялись публичные слушания.
По итогам публичных слушаний вынесено решение №2 от 15.08.2016 г., опубликованное в газете «Муниципальный вестник Борисоглебского городского округа Воронежской области» и размещенное на официальном сайте в сети «Интернет».
Согласно указанному решению, участники публичных слушаний одобрили представленный проект решения «О внесении изменения в Правила землепользования и застройки Борисоглебского городского округа, утвержденные решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа от 28.06.2012 г. №51» в части изменения индекса территориальной зоны Ж-2 (зона индивидуальной усадебной застройки) земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Пешкова. 122 на индекс территориальной зоны Ж-3 (зона малоэтажной многоквартирной застройки), рекомендовано Борисоглебской городской Думе на очередном заседании принять решение о внесении изменений в Правила.
О результатах публичных слушаний в Борисоглебском городском округе 15.08.2016 главой БГО, председателем публичных слушаний составлено заключение, согласно которому публичные слушания, проводимые в Борисоглебском городском округе 15.08.2016, по вопросам, в том числе «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Борисоглебского городского округа, утвержденные решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа от 28.06.2012 г. №51», считать состоявшимися.
Решением постоянной комиссии Борисоглебской городской Думы по градостроительству, коммунальному хозяйству, принятом по результатам заседания 09 сентября 2016 года, рекомендовано депутатам Борисоглебской городской Думы на очередном собрании утвердить проект решения «О внесении изменения в Правила землепользования и застройки Борисоглебского городского округа, утвержденные решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа от 28.06.2012 г. №51».
13 сентября 2016 года на заседании очередной сессии Борисоглебской городской Думы вопрос о внесении изменений в Правила был рассмотрен, решение не было принято, ввиду отсутствия необходимого количества голосов.
Решением постоянной комиссии Борисоглебской городской Думы по градостроительству, коммунальному хозяйству, 08.11.2016, не рекомендовано депутатам городской Думы утверждать проект решения «О внесении изменения в Правила землепользования и застройки Борисоглебского городского округа, утвержденные решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа от 28.06.2012 №51 в части изменения зоны Ж2 на Ж3 по ул. Пешкова, 122, в связи с отрицательным отношением жителей близлежащих к земельному участку, принадлежащего Егоровой, домов, к изменению территориальной зоны Ж2 на Ж3 в целях строительства многоквартирного дома.
26.12.2016 решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области №49 отказано в изменении индекса части территориальной зоны Ж-2 (зона индивидуальной усадебной застройки) земельного участка площадью 1949,0 кв.м по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, ул.Пешкова, 122, на индекс территориальной зоны Ж-3 (зона малоэтажной многоквартирной застройки) в приложении к Правилам землепользования и застройки Борисоглебского городского округа Воронежской области, утвержденным решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области от 28.06.2012 №51, в связи с отрицательным мнением жителей близлежащих домов частного сектора и рекомендациями постоянной комиссии Борисоглебской городской Думы по градостроительству, коммунальному хозяйству.
Частью 2 ст. 85 ЗК РФ определено, что устанавливаемый правилами землепользования и застройки градостроительный регламент отражает требования для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков.
Согласно п. 9 ст. 1, ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе Правил землепользования и застройки, положения которых в силу пунктов 3 и 4 ст. 32 ГрК РФ должны соответствовать требованиям генерального плана поселения.
На основании части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Согласно Уставу Борисоглебского городского округа, принятого на заседании Совета народных депутатов г.Борисоглебска-района Воронежской области 19.05.2005, городская Дума - представительный орган местного самоуправления Борисоглебского городского округа, к компетенции которого относится утверждение Правил землепользования и застройки Борисоглебского городского округа и внесение в них изменений.
В силу части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 названного Кодекса.
Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту (часть 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в том числе поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (часть 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Административный истец, как собственник земельного участка, вправе внести в уполномоченный орган предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (пункт 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из указанных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что Дума вправе лишь утвердить изменения в Правила землепользования и застройки либо направить проект изменений в Правила землепользования и застройки в отношении спорного земельного участка на доработку в Администрацию, которая в соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязана повторно рассмотреть вопрос с учетом замечаний Думы и вправе, в том числе отклонить предложения заявителя о внесении изменений в Правила землепользования и застройки; право отклонения соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки относится к полномочиям администрации Борисоглебского городского округа, а не Борисоглебской городской Думы.
Таким образом, оспариваемое решение Борисоглебской городской Думы, принятое по результатам рассмотрения проекта изменений в Правила землепользования и застройки Борисоглебского городского округа, не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы административного ответчика.
Расширительное толкование статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части принимаемых представительным органом решений, на котором настаивают административные ответчики, противоречит системному толкованию статей 31 - 33 названного кодекса, поскольку отклонение предложений о внесении изменения в правила землепользования и застройки отнесено к компетенции конкретного субъекта – главы местной администрации.
При указанных обстоятельствах заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-181,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области №49 от 26.12.2016 об отказе в изменении индекса части территориальной зоны Ж-2 (зона индивидуальной усадебной застройки) земельного участка площадью 1949,0 кв.м по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, ул.Пешкова, 122 на индекс территориальной зоны Ж-3 (зона малоэтажной многоквартирной застройки) в приложении к Правилам землепользования и застройки Борисоглебского городского округа Воронежской области, утвержденным решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области от 28.06.2012 №51.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Дело № 2а-307/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Борисоглебск 05 апреля 2017 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе
председательствующего - судьи Гуглевой Н.Б.,
при секретаре Сидоровой Е.Д.,
с участием:
представителя административного истца – адвоката Индрюлис Н.В.,
представителя административного ответчика Борисоглебской городской Думы ВО -
Романовой М.В., представителя административного ответчика - администрации Борисоглебского городского округа Бохонок Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административный иск Егоровой и.н. к Борисоглебской городской Думе Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании незаконным решения Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Борисоглебский городской суд Воронежской области с административным иском о признании незаконным решения Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области.
Из иска следует, что Егорова И.Н., являясь собственником земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Пешкова д.122, общей площадью 1949 кв.м, кадастровый номер 36:04:0102028:72, из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – для обслуживания жилого дома, 15.04.2016 обратилась с заявлением в комиссию по землепользованию и застройке БГО об изменении индекса части территориальной зоны Ж2 (зона индивидуальной усадебной застройки) на индекс территориальной зоны Ж3 (зона малоэтажной многоквартирной застройки) в целях строительства трехэтажного многоквартирного жилого дома.
Администрация Борисоглебского городского округа подготовила проект решения по данному вопросу с пояснительной запиской и передала данные документы Главе Борисоглебского городского округа для назначения публичных слушаний.
Главой Борисоглебского городского округа Воронежской области было вынесено постановление №21 от 20.05.2016 года «О проведении публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Борисоглебского городского округа Воронежской области, утвержденные решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа от 28.06.2012 г. №51».
Указанное постановление было официально опубликовано в газете «Муниципальный вестник Борисоглебского городского округа Воронежской области» и размещено на официальном сайте в сети «Интернет».
15 августа 2016 года состоялись публичные слушания.
Участники публичных слушаний единогласно одобрили проект решения и рекомендовали Борисоглебской городской Думе на очередном заседании рассмотреть и принять решение о внесении указанных изменений.
По итогам публичных слушаний в Борисоглебского городском округе вынесено Решение №2 от 15.08.2016 г., которое опубликовано в газете «Муниципальный вестник Борисоглебского городского округа Воронежской области» и размещено на официальном сайте в сети «Интернет».
Согласно вышеназванному решению участники публичных слушаний одобрили представленный проект решения «О внесении изменения в Правила землепользования и застройки Борисоглебского городского округа, утвержденные решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа от 28.06.2012 г. №51» в части изменения индекса территориальной зоны Ж-2 (зона индивидуальной усадебной застройки) земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Пешкова. 122 на индекс территориальной зоны Ж-3 (зона малоэтажной многоквартирной застройки) и было рекомендовано Борисоглебской городской Думе на очередном заседании рассмотреть и принять решение о внесении изменений в Правила.
09 сентября 2016 года состоялось заседание постоянной комиссии Борисоглебской городской Думы по градостроительству, коммунальному хозяйству. Согласно протоколу №8 заседания комиссии было решено рекомендовать депутатам Борисоглебской городской Думы на очередном собрании утвердить проект решения «О внесении изменения в Правила землепользования и застройки Борисоглебского городского округа, утвержденные решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа от 28.06.2012 г. №51».
13 сентября 2016 года на заседании очередной сессии Борисоглебской городской Думы был рассмотрен вопрос о внесении изменений в Правила, но решение по данному вопросу не было принято, так как не было набрано необходимое количество голосов.
08 ноября 2016 года состоялось заседание постоянной комиссии Борисоглебской городской Думы по градостроительству, коммунальному хозяйству, где повторно рассматривался вопрос об изменении территориальной зоны Ж2 на Ж3 по ул. Пешкова, 122 и было принято решение совершенно противоположное принятому ранее - не рекомендовать депутатам городской Думы утверждать проект решения «О внесении изменения в Правила землепользования и застройки Борисоглебского городского округа, утвержденные решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа от 28.06.2012 №51 в части изменения зоны Ж2 на Ж3 по ул. Пешкова, 122.
26.12.2016 года состоялось заседание очередной сессии Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области, на котором повторно рассматривался вопрос о внесении изменения в Правила.
Решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области №49 от 26.12.2016 Егоровой И.Н. было отказано в изменении индекса части территориальной зоны Ж-2 на Ж-3 в связи с отрицательным мнением жителей близлежащих домов частного сектора и рекомендациями постоянной комиссии Борисоглебской городской Думы по градостроительству, коммунальному хозяйству.
Административный истец полагает, что данное решение незаконно, так как оно вынесено с нарушением процедуры принятия, указывая, что были нарушены его права и законные интересы на распоряжение и пользование земельным участком.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов, физическими или юридическими лицами в инициативном порядке в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Публичные слушания проводятся и в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны.
Полномочиями по утверждению правил землепользования и застройки статья 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации наделяет представительные органы местного самоуправления.
Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту (ч.2 ст.32 Градостроительного кодекса РФ).
13 сентября 2016 года на очередной сессии Борисоглебской городской Думы был рассмотрен вопрос о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, но решение по данному вопросу не было принято.
Административный истец утверждает, что в нарушение процедуры принятия решения о внесении изменения в Правила, рассмотрение указанного вопроса было повторно передано на заседание постоянной комиссии Борисоглебской городской Думы по градостроительству, коммунальному хозяйству. Однако возможность принятия подобного решения - о передаче предложения о внесении изменений в Правила на повторное рассмотрение комиссией по градостроительству, коммунальному хозяйству представительного органа - законом не предусмотрена.
По мнению административного истца на данном этапе представительный орган - Борисоглебская городская Дума - должна была либо утвердить правила землепользования и застройки либо направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.
На публичных слушаниях по данному вопросу 15 августа 2016 года участниками был единогласно одобрен проект решения, процедура проведения публичных слушаний была полностью соблюдена. Таким образом, истец указывает, что законных оснований для направления проекта решения о внесении изменения в Правила главе местной администрации Борисоглебского городского округа на доработку не было. Фактически проект решения и не направлялся на доработку главе местной администрации.
Из иска следует, что вместо принятия решения по существу представительным органом, в нарушение процедуры внесения изменений в Правила, проект решения был повторно направлен для рассмотрения на заседании постоянной комиссии Борисоглебской городской Думы по градостроительству, коммунальному хозяйству. На заседании от 08 ноября 2016 года указанной комиссией было принято решение, совершенно противоположное принятому ранее.
Истец утверждает, что при принятии решения 26.12.2016 не было приведено ни одного конкретного довода, подтверждающего нарушение прав жильцов близлежащих домов при изменении индекса территориальной зоны.
Егорова указывает в иске, что административным ответчиком - Борисоглебской городской Думой Борисоглебского городского округа Воронежской области, был нарушен порядок принятия обжалуемого решения, решение не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения и нарушает права административного истца, поскольку лишает его возможности реализовать предоставленное законом право на инициирование изменений Правил в целях использования и распоряжения земельным участком, находящимся в собственности.
На основании ст.ст.218-220 КАС РФ, административный истец просит: признать незаконным Решение Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области №49 от 26.12.2016 об отказе в изменении индекса части территориальной зоны Ж-2 (зона индивидуальной усадебной застройки) земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Пешкова. 122 на индекс территориальной зоны Ж-3 (зона малоэтажной многоквартирной застройки) в приложении к Правилам землепользования и застройки Борисоглебского городского округа Воронежской области, утвержденным решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области от 28.06.2012 г №51.
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, имеется заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца – адвокат Индрюлис Н.В., действующая на основании ордера от 03.03.2017 №10202, заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика - Борисоглебской городской Думы - Романова М.А., действующая на основании доверенности от 09.01.2017, против удовлетворения административного иска возражала.
Представители административного ответчика - Борисоглебской городской Думы - Агаева Е.О., действующая на основании Устава БГО ВО, Гришин А.В., действующий на основании доверенности от 30.03.2017, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в ходе ранее состоявшихся судебных заседаний возражали против удовлетворения иска.
Представитель административного ответчика - Администрации Борисоглебского городского округа - Бохонок Е.А., действующая на основании доверенности от 09.01.2017, против удовлетворения требований возражала.
Административный ответчик глава администрации Борисоглебского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, выступление представителя административного истца – адвоката Индрюлис Н.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В судебном заседании установлено, что административный истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Пешкова д.122, площадью 1949 кв.м, разрешенное использование: для обслуживания жилого дома, категория земель: земли населенных пунктов.
Из Генерального плана Борисоглебского городского округа ВО, утвержденного решением Борисоглебской городской Думы БГО ВО от 06.07.2011 №388, фрагмент которого имеется в материалах дела, следует, что указанный земельный участок расположен в жилой зоне «усадебная застройка».
Егорова обратилась с заявлением в комиссию по землепользованию и застройке БГО об изменении индекса части территориальной зоны Ж2 (зона индивидуальной усадебной застройки) на индекс территориальной зоны Ж3 (зона малоэтажной многоквартирной застройки) в целях строительства трехэтажного многоквартирного жилого дома.
Администрацией Борисоглебского городского округа был подготовлен проект решения по данному вопросу с пояснительной запиской и 19.05.2016 передан Главе Борисоглебского городского округа для назначения публичных слушаний.
20.05.2016 главой Борисоглебского городского округа Воронежской области А.Н. Какориным было вынесено постановление №21 «О проведении публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Борисоглебского городского округа Воронежской области, утвержденные решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа от 28.06.2012 г. №51».
Указанное постановление опубликовано в газете «Муниципальный вестник Борисоглебского городского округа Воронежской области» №9 от 09.06.2016 и размещено на официальном сайте в сети «Интернет».
15 августа 2016 года состоялись публичные слушания.
По итогам публичных слушаний вынесено решение №2 от 15.08.2016 г., опубликованное в газете «Муниципальный вестник Борисоглебского городского округа Воронежской области» и размещенное на официальном сайте в сети «Интернет».
Согласно указанному решению, участники публичных слушаний одобрили представленный проект решения «О внесении изменения в Правила землепользования и застройки Борисоглебского городского округа, утвержденные решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа от 28.06.2012 г. №51» в части изменения индекса территориальной зоны Ж-2 (зона индивидуальной усадебной застройки) земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Пешкова. 122 на индекс территориальной зоны Ж-3 (зона малоэтажной многоквартирной застройки), рекомендовано Борисоглебской городской Думе на очередном заседании принять решение о внесении изменений в Правила.
О результатах публичных слушаний в Борисоглебском городском округе 15.08.2016 главой БГО, председателем публичных слушаний составлено заключение, согласно которому публичные слушания, проводимые в Борисоглебском городском округе 15.08.2016, по вопросам, в том числе «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Борисоглебского городского округа, утвержденные решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа от 28.06.2012 г. №51», считать состоявшимися.
Решением постоянной комиссии Борисоглебской городской Думы по градостроительству, коммунальному хозяйству, принятом по результатам заседания 09 сентября 2016 года, рекомендовано депутатам Борисоглебской городской Думы на очередном собрании утвердить проект решения «О внесении изменения в Правила землепользования и застройки Борисоглебского городского округа, утвержденные решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа от 28.06.2012 г. №51».
13 сентября 2016 года на заседании очередной сессии Борисоглебской городской Думы вопрос о внесении изменений в Правила был рассмотрен, решение не было принято, ввиду отсутствия необходимого количества голосов.
Решением постоянной комиссии Борисоглебской городской Думы по градостроительству, коммунальному хозяйству, 08.11.2016, не рекомендовано депутатам городской Думы утверждать проект решения «О внесении изменения в Правила землепользования и застройки Борисоглебского городского округа, утвержденные решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа от 28.06.2012 №51 в части изменения зоны Ж2 на Ж3 по ул. Пешкова, 122, в связи с отрицательным отношением жителей близлежащих к земельному участку, принадлежащего Егоровой, домов, к изменению территориальной зоны Ж2 на Ж3 в целях строительства многоквартирного дома.
26.12.2016 решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области №49 отказано в изменении индекса части территориальной зоны Ж-2 (зона индивидуальной усадебной застройки) земельного участка площадью 1949,0 кв.м по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, ул.Пешкова, 122, на индекс территориальной зоны Ж-3 (зона малоэтажной многоквартирной застройки) в приложении к Правилам землепользования и застройки Борисоглебского городского округа Воронежской области, утвержденным решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области от 28.06.2012 №51, в связи с отрицательным мнением жителей близлежащих домов частного сектора и рекомендациями постоянной комиссии Борисоглебской городской Думы по градостроительству, коммунальному хозяйству.
Частью 2 ст. 85 ЗК РФ определено, что устанавливаемый правилами землепользования и застройки градостроительный регламент отражает требования для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков.
Согласно п. 9 ст. 1, ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе Правил землепользования и застройки, положения которых в силу пунктов 3 и 4 ст. 32 ГрК РФ должны соответствовать требованиям генерального плана поселения.
На основании части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Согласно Уставу Борисоглебского городского округа, принятого на заседании Совета народных депутатов г.Борисоглебска-района Воронежской области 19.05.2005, городская Дума - представительный орган местного самоуправления Борисоглебского городского округа, к компетенции которого относится утверждение Правил землепользования и застройки Борисоглебского городского округа и внесение в них изменений.
В силу части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 названного Кодекса.
Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту (часть 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в том числе поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (часть 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Административный истец, как собственник земельного участка, вправе внести в уполномоченный орган предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (пункт 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из указанных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что Дума вправе лишь утвердить изменения в Правила землепользования и застройки либо направить проект изменений в Правила землепользования и застройки в отношении спорного земельного участка на доработку в Администрацию, которая в соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязана повторно рассмотреть вопрос с учетом замечаний Думы и вправе, в том числе отклонить предложения заявителя о внесении изменений в Правила землепользования и застройки; право отклонения соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки относится к полномочиям администрации Борисоглебского городского округа, а не Борисоглебской городской Думы.
Таким образом, оспариваемое решение Борисоглебской городской Думы, принятое по результатам рассмотрения проекта изменений в Правила землепользования и застройки Борисоглебского городского округа, не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы административного ответчика.
Расширительное толкование статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части принимаемых представительным органом решений, на котором настаивают административные ответчики, противоречит системному толкованию статей 31 - 33 названного кодекса, поскольку отклонение предложений о внесении изменения в правила землепользования и застройки отнесено к компетенции конкретного субъекта – главы местной администрации.
При указанных обстоятельствах заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-181,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области №49 от 26.12.2016 об отказе в изменении индекса части территориальной зоны Ж-2 (зона индивидуальной усадебной застройки) земельного участка площадью 1949,0 кв.м по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, ул.Пешкова, 122 на индекс территориальной зоны Ж-3 (зона малоэтажной многоквартирной застройки) в приложении к Правилам землепользования и застройки Борисоглебского городского округа Воронежской области, утвержденным решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области от 28.06.2012 №51.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: