дело № 2-977/2020 09 июня 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска
в составе председательствующего судьи Симоновой И.А.,
при секретаре Яковлевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Дорофеевой В. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) о включении в стаж периодов работы, перерасчете размера пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Дорофеева В.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о включении в стаж периодов работы, перерасчете размера пенсии. В обоснование исковых требований указала, что является получателем пенсии по старости с 13.01.2017, однако ей не были включены в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и в стаж работы в районах Крайнего Севера некоторые периоды. Период осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.2003 по 24.04.2005 не включен в стаж работы в районах Крайнего Севера, период предпринимательской деятельности с 01.01.2007 по 12.08.2008 не включен в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по причине отсутствия информации о ведении деятельности, о месте осуществления предпринимательской деятельности. Истец полагает, что регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и уплата страховых взносов за спорные периоды подтверждают осуществление ею предпринимательской деятельности. Доказательствами осуществления истцом деятельности в г.Нарьян-Маре (с.Ома) являются декларации ЕНВД, сданные в ИФНС г. Нарьян-Мар. Осуществление деятельности в г. Архангельске подтверждается предоставленными в пенсионный орган договорами. Кроме того, ответчиком не включены в стаж работы в районах Крайнего Севера для установления повышенной фиксированной выплаты периоды нахождения истца в отпусках по уходу за детьми с 31.01.1986 по 05.12.1986, с 17.05.1989 по 02.10.1989, с 17.11.1989 по 22.09.1990. Полагает, что подсчет стажа для установления права на пенсионное обеспечение и для установления размера пенсии должен быть единообразным. Считает, что размер стажа работы истца в местностях с особыми климатическими условиями при включении в данный вид стажа спорных периодов дает истцу право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Просит обязать ответчика включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период с 01.01.2003 по 24.04.2005, в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период с 01.01.2007 по 12.08.2008, в стаж работы в районах Крайнего Севера для установления повышенной фиксированной выплаты периоды с 31.01.1986 по 05.12.1986, с 17.05.1989 по 02.10.1989, с 17.11.1989 по 22.09.1990, произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с 13.01.2017.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель истца в судебном заседании поддержал требования по указанным основаниям. Пояснил, что с 01.01.2003 по 24.04.2005 истец осуществляла предпринимательскую деятельность в городе Нарьян-Мар (с. Ома). В подтверждение указанного факта истцом представлены налоговые декларации за 2004-2005 год 1 квартал, которые были сданы в налоговую инспекцию г. Нарьян-Мар по месту осуществления предпринимательской деятельности, что подтверждает, что деятельность велась в г. Нарьян-Мар, у истца там был магазин, где она занималась предпринимательской деятельностью. В период с 01.01.2007 по 12.08.2008 истец работала в г.Архангельск, у нее было торговое место в магазине «Белоснежка» в г.Архангельске. Истец также являлась плательщиком ЕНВД, однако на запрос в ИФНС с просьбой подтвердить данный факт, ИФНС ответила отказом.
Представитель ответчика с иском не согласилась. Пояснила, что 13.01.2017 истец обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением Управления ПФР от 20.04.2017 истцу назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях». Повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии истцу не устанавливалась, поскольку у истца недостаточно стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в районах Крайнего Севера. Впоследствии 15.05.2019 истец обращалась с заявлением о перерасчете размера пенсии (установлении повышенной фиксированной выплаты) в связи с приобретением необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера. Решением пенсионного органа от 16.05.2019 истцу было отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с недостаточным количеством стажа работы в районах Крайнего Севера. На дату обращения с заявлением о перерасчете размера пенсии стаж работы истца в районах Крайнего Севера, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, приведенный к стажу работы в районах Крайнего Севера, составил 12 лет 05 месяцев 20 дней. На дату обращения с заявлением о назначении пенсии, с которой истец просит произвести перерасчет пенсии, стаж работы в районах Крайнего Севера составил 06 лет 07 месяцев 11 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составил 05 лет 01 месяц 11 месяцев. Истец была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 11.01.2001 в ИФНС по г. Архангельску, с учета снята 12.08.2008. При обращении с заявлением о назначении пенсии 13.01.2017, с заявлением о перерасчете размера пенсии 15.05.2019 истец за спорные периоды не предоставила документов об осуществлении предпринимательской деятельности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, или в районах Крайнего Севера. Считает, что истец не была лишена возможности обратиться в пенсионный орган с соответствующим заявлением о перерасчете размера пенсии и предоставить в целях оценки пенсионных прав все имеющиеся в ее распоряжении документы, подтверждающие наличие основания для проведения перерасчета. С требованиями истца о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера для установления повышенной фиксированной выплаты периодов нахождения истца в отпуске по уходу за детьми также не согласна. Считает, что граждане, которые приобрели определенный стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до вступления в силу нового правового регулирования, не могли рассчитывать на то, что их размер пенсии будет определен в повышенном размере, так как на момент выполнения работы закон, предусматривающий повышение фиксированной выплаты за работу в местностях, с особыми климатическими условиями, не был принят. Для определения права на назначение пенсии указанные периоды отпусков по уходу за ребенком включены в стаж работы истца в районах Крайнего Севера.
По определению суда, с учетом мнения представителей истца и ответчика, дело рассмотрено в отсутствие истца.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела, наблюдательного дела ИП Дорофеевой В.А., суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 13.01.2017 Дорофеева В.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по п. 6 ч.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением от 20.04.2017 истцу назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» с 13.01.2017.
При назначении пенсии ответчик не установил истцу повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, предусмотренную для лиц, проработавших более 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, либо более 15 календарных лет в районах Крайнего Севера.
Решением от 16.05.2019 истцу было отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы в местностях с особыми климатическими условиями.
Истцом заявляется о перерасчете размера пенсии с даты ее назначения с 13.01.2017.
На указанную дату при назначении пенсии для определения права истца на пенсию стаж работы в районах Крайнего Севера установлен в размере 09 лет 03 месяца 11 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, установлен в размере 05 лет 01 месяц 11 дней, суммированный стаж в местностях с особыми климатическими условиями, приведенный к стажу работы в районах Крайнего Севера, составил 13 лет 01 месяц 11 дней.
При этом для установления повышенной фиксированной выплаты стаж работы истца в районах Крайнего Севера установлен в размере 06 лет 07 месяцев 11 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 05 лет 01 месяц 11 дней.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 16 Закона № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 3 935 рублей в месяц.
Как указано в части 4 статьи 17 Закона № 400-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В силу части 5 этой же статьи закона лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 той же статьи закона лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Оспариваемый истцом период осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.2007 по 12.08.2008 исключен из стажа работы в районах Крайнего Севера, период с 01.01.2003 по 24.04.2005 исключен из стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Частью 1 статьи 11 ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В части 1 статьи 4 ФЗ «О страховых пенсиях» указаны граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
В силу статьи 14 ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н (далее – Перечень).
Пунктами 6 и 12 Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», а также документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
На основании ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что в качестве индивидуального предпринимателя в налогом органе истец зарегистрировалась 11.01.2001, снята с учета в налоговом органе как индивидуальный предприниматель 12.08.2008.
В качестве страхователя в пенсионном органе истец зарегистрирована 25.05.1994.
Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИП Дорофеевой В.А. указано осуществление розничной торговли в неспециализированных магазинах.
В соответствии с п. 2 ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков единого налога в налоговом органе:
по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абзаце третьем настоящего пункта);
по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в подпункте 11 пункта 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса.
Таким образом, для предпринимателей, осуществляющих торговлю в магазинах, торговых залах (не развозная, разносная торговля) осуществляется постановка на налоговый учет по месту осуществления деятельности.
Период с 01.01.2003 по 24.04.2005 заявляется истцом для включения в стаж работы в районах Крайнего Севера.
В материалах дела имеется ответ межрайонной ИФНС России № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о том, что ИП Дорофеева В.А. состояла на учете в Инспекции в качестве плательщика ЕНВД по месту осуществления деятельности с 29.04.2004 по 12.08.2008.
Согласно представленным в налоговый орган г. Нарьян-Мара налоговым декларациям у истца имелся доход и оплачен налог ЕНВД за 2004 и 2005 годы поквартально, в том числе из спорных периодов - за каждый квартал 2004 года и за 1 и 2 кварталы 2005 года (л.д. 12-27, 131-151, 159).
При этом в декларациях указано место осуществления предпринимательской деятельности с. Ома Ненецкий автономный округ.
Таким образом, сам факт постановки на учет в налоговом органе Ненецкого автономного округа, а также указание в налоговых декларациях места осуществления деятельности, подтверждает осуществление истцом предпринимательской деятельности в с. Ома Ненецкого автономного округа, то есть в районе Крайнего Севера.
Налоговых деклараций, подтверждающих уплату истцом налогов за 2003 год, в материалы дела не представлено.
Согласно сведениям об уплаченных налогах в налоговом органе налоговой декларации за 2003 год не имеется.
С учетом изложенного, суд приходит к вводу, что истец не подтвердила осуществление предпринимательской деятельности в 2003 году, в том числе ее осуществление в районах Крайнего Севера.
При таких обстоятельствах, период работы с 01.01.2004 по 24.04.2005 подлежит включению в стаж работы истца в районах Крайнего Севера.
Оснований для включения в указанный вид стажа периода с 01.01.2003 по 31.12.2003 суд не усматривает.
Согласно ответу от 22.11.2019, данному ИФНС России по г. Архангельску на запрос суда, и налоговым декларациям за 2007-2008 годы у истца имелся доход и оплачен налог на доходы (ЕНВД) за 1-3 кварталы 2007 года и 1-2 кварталы 2008 года (л.д. 78-79, 80-112).
При этом в налоговых декларациях указан вид осуществления деятельности - розничная торговля, осуществляемая в объектах стационарной торговой сети, а также в объектах нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 кв.м.
Таким образом, декларации за 2007 год и 2008 год также предоставлялись истцом по месту осуществления деятельности, то есть в г. Архангельске, отнесенному к местностям, приравненным в районам Крайнего Севера.
С учетом изложенного, суд считает доказанным факт осуществления истцом предпринимательской деятельности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в периоды с 01.01.2007 по 30.09.2007, с 01.01.2008 по 30.06.2008, в связи с чем данные периоды подлежат включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Оснований для включения в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов с 01.10.2007 по 31.12.2007 и с 01.07.2008 по 12.08.2008 суд не усматривает, так как истцом не предоставлено доказательств осуществления предпринимательской детальности и ее ведения в указанных местностях.
Доводы ответчика о том, что данные документы при обращении с заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган не предоставлялись, напротив были предоставлены сведения об отсутствии налоговых деклараций (пенсионное дело л.д. 61), судом не принимаются, так как согласно материалам пенсионного дела, при обращении с заявлением о назначении пенсии Дорофеевой В.А. не предлагалось предоставить в пенсионный орган дополнительные документы за спорные периоды предпринимательской деятельности.
Справка от 27.11.2015, заверенная специалистом пенсионного органа 11.01.2016, в пенсионный орган при обращении с заявлением 13.01.2017 истцом не предоставлялась. Основания и цели ее предоставления в 2016 году не известны.
При наличии у пенсионного органа сведений об уплате страховых взносов за спорные периоды предпринимательской деятельности, в силу положений ч. 7 ст. 21 ФЗ «О страховых пенсиях» необходимые документы могли быть истребованы пенсионным органом из налогового органа самостоятельно.
По требованию о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера для установления повышенной фиксированной выплаты периодов с 31.01.1986 по 05.12.1986, с 17.05.1989 по 02.10.1989, с 17.11.1989 по 22.09.1990, суд приходит к следующему выводу.
Как указано в пункте 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, которые подлежат применению по настоящему спору, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 5 указанных правил определено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Материалами дела подтверждается, что истец в периоды с 16.11.1983 по 14.04.1987, с 10.09.1987 по 15.11.1991 работала в Ненецком окрбытуправлении (впоследствии Ненецкий окружной комбинат бытового обслуживания населения).
В период данной работы истцу предоставлялись отпуска по уходу за детьми Дорофеевым Н.В. 05.12.1985 г.р., и Дорофеевым А.В., 22.03.1989 г.р. с 31.01.1986 по 05.12.1986, с 17.05.1989 по 02.10.1989, с 17.11.1989 по 22.09.1990.
При этом как сам период работы, так и периоды отпусков по уходу за детьми включены ответчиком в стаж работы в районах Крайнего Севера с целью определения права истца на пенсию.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для включения отпусков по уходу за детьми в стаж работы в районах Крайнего Севера с целью определения размера пенсии (установления повышенной фиксированной выплаты) суд считает несостоятельными в силу следующего.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 № 1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала, что период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06.10.1992) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Поскольку в Законе № 400-ФЗ порядок подсчета стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям для определения повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частями 4 и 5 статьи 17 Закона № 400-ФЗ, не закреплен, то при исчислении такого стажа должен применяться тот же порядок, который применяется для назначения пенсии за работу в указанных районах и местностях.
Следовательно, принимая во внимание, что в связи с рождением детей истцу были предоставлены отпуска по уходу за ними, при этом такие отпуска имели место во время действия закона, который позволял включать отпуска, связанные с рождением ребенка, в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, спорные периоды отпусков по уходу за ребенком относятся к стажу работы в районах Крайнего Севера.
На основании изложенного, в целях восстановления нарушенных прав истца, с учетом единообразного порядка исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, как при определении права гражданина на досрочное назначение пенсии по старости, так и при определении его права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, суд приходит к выводу о необходимости возложить на ответчика обязанность включить в стаж работы истца в районах Крайнего Севера для целей установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии периоды отпусков по уходу за ребенком с 31.01.1986 по 05.12.1986, с 17.05.1989 по 02.10.1989, с 17.11.1989 по 22.09.1990.
Поскольку при определении права истца на пенсию стаж работы в районах Крайнего Севера установлен в размере 13 лет 01 месяц 11 дней, с учетом включенных в данный вида стажа спорных периодов отпусков по уходу за ребенком, суд при подсчете стажа для права на установление повышенной фиксированной выплаты исходит из данного размера стажа.
При включении в стаж работы в районе Крайнего Севера периода с 01.01.2004 по 24.04.2005 указанный вид стажа увеличится на 01 год 03 месяца 24 дня.
При включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов с 01.01.2007 по 30.09.2007 (00 лет 09 месяцев 00 дней), с 01.01.2008 по 30.06.2008 (00 лет 06 месяцев 00 дней), и приведении его к стажу работы в районах Крайнего Севера, указанный вид стажа увеличится на 00 лет 11 месяцев 07 дней.
Таким образом, при включении в стаж работы в стаж работы в районах Крайнего Севера спорных периодов общее количество стажа работы истца в районах Крайнего Севера на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составило бы 15 лет 04 месяца 12 дней (13 лет 01 месяц 11 дней + 01 год 03 месяца 24 дня + 00 лет 11 месяцев 07 дней), что дает истцу право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии.
По иным основаниям право истца на установление повышенной фиксированной выплаты ответчиком не оспаривалось. Поскольку истцу назначена пенсия 13.01.2017 по п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», следовательно, ответчиком установлен достаточный страховой стаж как для назначения пенсии, так и для установления повышенной фиксированной выплаты – не менее 20 лет.
Принимая во внимание, что все необходимые документы и сведения о периодах работы и осуществления предпринимательской деятельности были предоставлены истцом в пенсионный орган при обращении с заявлением, предоставление дополнительных документов пенсионным органом от истца не требовалось, сведения об осуществлении предпринимательской деятельности и уплате налогов могли быть запрошены пенсионным органом в ИФНС г. Нарьян-Мара и г. Архангельска самостоятельно, суд приходит к выводу, что истец имеет право на перерасчет размера пенсии с даты ее назначения, то есть с 13.01.2017.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Дорофеевой В. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) о включении в стаж периодов работы, перерасчете размера пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) включить в стаж работы Дорофеевой В. А. в районах Крайнего Севера период с 01.01.2004 по 24.04.2005, в стаж работы в районах Крайнего Севера для установления повышенной фиксированной выплаты периоды с 31.01.1986 по 05.12.1986, с 17.05.1989 по 02.10.1989, с 17.11.1989 по 22.09.1990, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды с 01.01.2007 по 30.09.2007, с 01.01.2008 по 30.06.2008, произвести перерасчет размера пенсии истца с учетом повышенной фиксированной выплаты в связи с работой в районах Крайнего Севера с 13.01.2017.
В удовлетворении остальной части исковых требований Дорофеевой В. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периода с 01.01.2003 по 31.12.2003, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов с 01.10.2007 по 31.12.2007, с 01.07.2008 по 12.08.2008 отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.А. Симонова