Дело № 2-268/2017 Объединено с Делом № 2-269/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Камбарка 17 августа 2017 года
Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Мавлиева С.Ф.,
при секретаре Дьячковой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Камбарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Армязьская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской» г. Камбарка, Администрации Муниципального образования «Камбарский район» о возложении обязанности принять меры по восстановлению целостности ограждения территории образовательной организации,
с участием в заседании:
- помощника прокурора Камбарского района УР Арсентьевой Т.Ю.;
- представителя ответчика Администрации МО «Камбарский район» ФИО4, действующей на основании доверенности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Камбарского района УР, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с самостоятельными исками к МБОУ «Армязьская средняя общеобразовательная школа» и Администрации МО «Камбарский район», а также к МБОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской» г. Камбарка и Администрации МО «Камбарский район» о возложении обязанности принять меры по восстановлению целостности ограждения территорий образовательных организаций.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по иску прокурора к МБОУ «Армязьская средняя общеобразовательная школа» и Администрации МО «Камбарский район», а также по иску прокурора к МБОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской» г. Камбарка и Администрации МО «Камбарский район» объединены в одно производство.
Исковые требования прокурор мотивировал следующим.
Прокуратурой Камбарского района проведена проверка состояния безопасности и антитеррористической защищенности, а также санитарного законодательства в объектах образовательных организаций, расположенных в г. Камбарке и Камбарском районе.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Кроме того, согласно ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму основывается на принципах защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системности и комплексном использовании политических, информационно - пропогандистских, социально - экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
В силу ст.ст. 3, 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г. утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Данной концепцией определены основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации. Согласно ст. 11 указанной концепции, к основным задачам противодействия терроризму относятся: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно - правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Данные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения, независимо от их вида, организационно - правовой формы и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением.
Вместе с тем, в ходе проведенной прокуратурой Камбарского района проверки, установлено, что в МБОУ «Армязьская средняя общеобразовательная школа» и МБОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской» в нарушение указанных выше требований действующего законодательства в образовательных организациях ограждение местами нарушено, местами отсутствует, имеются неконтролируемые проходы, что отрицательно влияет на комплексную безопасность и антитеррористическую защищенность образовательной организации.
Таким образом, несоблюдение администрациями школ требований по обеспечению мер противодействия терроризму создает угрозу жизни и здоровью учащихся, их безопасности, что является нарушением их конституционных прав.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в частности, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 этого Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г. расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с п. 1.2 Устава МБОУ «Армязьская СОШ» и п. 1.4 Устава МБОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», указанные учреждения являются муниципальными бюджетными образовательными учреждениями, учредителями которых является МО «Камбарский район». Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация Камбарского района.
Согласно п. 6.1 Устава МБОУ «Армязьская СОШ» и п. 6.1 Устава МБОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», имущество Учреждений находится в собственности муниципального образования «Камбарский район» и закрепляется за Учреждениями на праве оперативного управления.
Поскольку МБОУ «Армязьская СОШ» и МБОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской» являются муниципальными бюджетными учреждениями, то в силу указанных выше требований действующего законодательства обязанность по финансированию работ по оборудованию территории качественным ограждением путем восстановления целостности ограждения в этих образовательных учреждениях должна осуществляться из средств бюджета Администрации МО «Камбарский район».
Ранее прокуратурой Камбарского района в отношении образовательной организации принимались меры прокурорского реагирования, однако нарушения в полном объеме не устранены.
На основании изложенного, прокурор Камбарского района УР просит суд:
- обязать МБОУ «Армязьская СОШ», МБОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской» г. Камбарка, Администрацию МО «Камбарский район» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать территории образовательных организаций качественным ограждением, восстановив целостность ограждения;
- обязать Администрацию МО «Камбарский район» произвести финансирование мероприятий по оборудованию территорий образовательных организаций качественным ограждением, восстановив целостность ограждения.
В судебном заседании помощник прокурора Камбарского района УР ФИО3 поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
МБОУ «Армязьская СОШ» и МБОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской» надлежаще уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО «Камбарский район» ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск (т. 1, л.д. 61-63; т. 2, л.д. 76-78).
В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при указанной явке.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела в полном объеме, приходит к следующему.
На основании п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В абзаце 10 ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52) указано, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно ст. 11 ФЗ № 52, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно - противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу ч. 1 ст. 28 ФЗ № 52, в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
Данные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения, независимо от их вида, организационно - правовой формы и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением.Следовательно, установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
Пунктом 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) предусмотрена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона об образовании, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 28 Федерального закона об образовании, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально - техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Как следует из материалов дела, требования законодательства по предупреждению терроризма, а также санитарного законодательства в МБОУ «Армязьская СОШ» и МБОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», не соблюдаются. В указанных образовательных учреждениях ограждение местами нарушено, местами отсутствует, а также имеются неконтролируемые проходы. Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и ответчиками не оспаривалось (т. 1, л.д. 34-35, 39; т. 2, л.д. 34, 38-39, 42-43).
Указанные нарушения не позволяют обеспечить постоянный контроль и предупреждение террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории образовательных учреждений, что способствует возникновению негативных последствий, создает угрозу жизни и здоровью как воспитанников, работников, так и иных лиц, посещающих образовательные учреждения.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона об образовании, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 этого Федерального закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с п.п. 1.2, 1.4 Устава МБОУ «Армязьская СОШ» (т. 1, л.д. 12) и п.п. 1.2, 1.4 Устава МБОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской» (т. 2, л.д. 50), указанные учреждения являются муниципальными бюджетными образовательными учреждениями, учредителями которых является МО «Камбарский район». Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация Камбарского района.
Согласно п. 6.1 Устава МБОУ «Армязьская СОШ» (т. 1, л.д. 28) и п. 6.1 Устава МБОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской» (т. 2, л.д. 58), имущество Учреждений находится в собственности муниципального образования «Камбарский район» и закрепляется за Учреждениями на праве оперативного управления.
Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Статья 120 ГК РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственниками полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Согласно п. 9 ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях», имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В силу ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено финансирование муниципальных учреждений, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Таким образом, МБОУ «Армязьская СОШ» и МБОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», являясь муниципальными образовательными учреждениями, финансируются из бюджета МО «Камбарский район». Поскольку обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий законодателем возложена на органы местного самоуправления и на собственников соответствующих зданий, обязанность по принятию мер по восстановлению целостности ограждения территорий образовательных организаций лежит как на МБОУ «Армязьская СОШ» и МБОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», так и на Администрации МО «Камбарский район». При этом, обязанность по финансированию работ по оборудованию территорий образовательных учреждений качественным ограждением путем восстановления целостности ограждения в этих образовательных учреждениях должна осуществляться из средств бюджета Администрации МО «Камбарский район».
Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. В первую очередь речь идёт о мерах, связанных с выявлением и последующим устранением причин и условий, способствующих терроризму.
В силу изложенного, вышеуказанные нарушения требований законодательства МБОУ «Армязьская СОШ» и МБОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской» являются недопустимыми и подлежат незамедлительному устранению.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании статьи 35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Суд не может принять в обоснование отсутствия оснований для удовлетворения иска возражения представителя ответчика - Администрации МО «Камбарский район», поскольку отсутствие в бюджете МО «Камбарский район» средств на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности недопустимо противопоставлять правам неопределенного количества лиц, в частности детей, на образование и безопасные условия жизнедеятельности, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, с учётом вышеизложенного и исходя из приоритета обеспечения безопасности воспитанников и работников учреждений во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, исковые требования прокурора Камбарского района к МБОУ «Армязьская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской» и Администрации МО «Камбарский район», подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Камбарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Армязьская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской» г. Камбарка, Администрации Муниципального образования «Камбарский район» - удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Армязьская средняя общеобразовательная школа», Администрацию Муниципального образования «Камбарский район» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать территорию Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Армязьская средняя общеобразовательная школа» качественным ограждением, восстановив целостность ограждения.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской» г. Камбарка, Администрацию Муниципального образования «Камбарский район» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать территорию Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской» г. Камбарка качественным ограждением, восстановив целостность ограждения.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Камбарский район» произвести финансирование мероприятий по оборудованию территорий Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской» г. Камбарка и Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Армязьская средняя общеобразовательная школа» качественным ограждением.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 22 августа 2017 года.
Судья Мавлиев С.Ф.