Дело № 5-2610/2015
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Город Волжский Волгоградской области 26 июня 2015 года
Судья Волжского городского суда Волгоградской области Рыжова Л.А. при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении по части 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Соколова В.П.,
У С Т А Н О В И Л:
По определению начальника отдела полиции №... Управления МВД России по городу <адрес> о передаче материалов дела по подведомственности в суд поступил протокол об административном правонарушении и другие материалы в отношении Соколова В.П.
В протоколе об административном правонарушении серии АЕ-34 №... от "."..г. года, составленном в отношении Соколова В.П., указано, что "."..г. в 17 <...> мин. в подъезде <адрес> Соколов В.П. из хулиганских побуждений грубо демонстративно выражался нецензурной бранью, на замечания не реагировал.
В силу требований п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; по ним в случае необходимости выносится определение.
Изучив при подготовке к рассмотрению административный материал в отношении Соколова В.П., считаю, что в связи с неправильным составлением протокола, неполнотой представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежат возвращению должностному лицу, которое составило протокол.
По смыслу ст. 26.1 КоАП РФ, предусматривающей обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, предметом судебного исследования является, в частности вопрос о виновности лица в совершении противоправного действия, зафиксированного в протоколе об административном правонарушении.
В соответствии с требованиями ст. 28.2 ч. 2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.1 ст.23.3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 20.1 КоАП РФ рассматриваются органами внутренних дел.
Судьи рассматривают отнесенные к компетенции должностных лиц дела, указанные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, при условии, что они были переданы на их рассмотрении в связи с тем, что должностное лицо с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
Из материалов административного дела следует, что в протоколе об административном правонарушении не указана статья какого Закона - Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, вменяемого Соколову В.П.; в протоколе не указано место жительство свидетеля 1 (населенный пункт); справка лицо-центр в отношении Соколова В.П. к материалам дела не приложена; к Соколову В.П. - лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, была применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении – административное задержание, что подтверждается протоколом АА без номера от "."..г. об административном задержании, согласно которому указанное лицо доставлено в ОП-2 Управления МВД России по городу Волжскому "."..г. в 18 часов 30 минут, дата, время и основания прекращения задержания отсутствуют.
В определении должностного лица о передаче материалов дела по подведомственности в суд не отражены обстоятельства, предусмотренные ч.2 ст.23.1 КоАП РФ, свидетельствующие о необходимости назначения наказания, которое отнесено к исключительной компетенции судьи, в деле отсутствуют документы, характеризующие личность правонарушителя, с учетом которой должностное лицо пришло к выводу о необходимости передачи дела на рассмотрения в суд для назначения наказания в виде административного ареста и об отсутствии у должностного лица органа внутренних дел возможности рассмотреть дело в отношении Соколова В.П.
Соколов В.П. в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении доставлен не был.
Часть 1 статьи 20.1 КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания за мелкое хулиганство в виде наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых установлено административное наказание в виде административного ареста.
В силу ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным, поскольку за это правонарушение может быть назначено административное наказание в виде ареста.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "."..г. №... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу (п. 23.4 введен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "."..г. № 40).
При изложенных обстоятельствах стадии подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.
Таким образом, необеспечение должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, относится к существенным недостаткам протокола об административном правонарушении, поскольку отсутствие такого лица в судебном заседании относится к иным обстоятельствам, влекущим невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, за совершение которого санкцией статьи Особенной части КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста, что согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от "."..г. № 7-АД13-8.
При изложенных обстоятельствах при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежат возвращению должностному лицу, составившему протокол, поскольку допущены существенные нарушения, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела, а также в связи с установлением иных обстоятельств, влекущих невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении Соколова В.П. возвратить в ОП №... Управления МВД России по городу <адрес> для устранения обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении.
Определение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5.1 КоАП РФ, в течение 10 суток.
Судья: