Дело № 2-366/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 апреля 2018 года г. Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего: судьи Галько С.В.,
при секретаре судебного заседания: Тачитдиновой Д.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатьевой Ирины Александровны к ООО «Жилкомсервис» о возложении обязанности установки и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии,
у с т а н о в и л:
Игнатьева И.А. обратилась в суд с иском к ООО «Жилкомсервис» о возложении обязанности замены и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в доме № 24 по ул. Первомайская в городе Лабытнанги.
Требование мотивировано тем, что ООО «Жилкомсервис» являющаяся управляющей организацией на основании договора управления многоквартирным домом от 28.04.2016 № 64-У, взятые на себя обязательства не исполняет, в том числе не приняла мер по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии указанном многоквартирном доме. Так, общедомовой прибор учета тепловой энергии был допущен к эксплуатации с 21.10.2016 по 12.06.2017, о чем имеется акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 21.10.2016. По заявлению ООО «Жилкомсервис» с узла учета были сняты пломбы, при снятии пломб было выявлено, что температура теплоносителя в обратном трубопроводе измеряется недостоверно по данным архива тепловычислителя с 28.05.2017, ввиду чего показания прибора учета считаются недействительными с 28.05.2017, что подтверждается актами от 26.06.2017 и от 07.07.2017. Впоследствии ООО «Жилкомсервис» направило узлы учета тепловой энергии в целях проведения работ по метрологической поверке, в ходе которых выявлен факт непригодности к применению. Однако, никаких мер по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии ответчиком не предпринимается. В связи с тем, что действиями ответчика нарушаются благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, просит защитить ее права заявленным способом.
В судебном заседании истец Игнатьева И.А. на требовании настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Байзигитова А.В., действующая по доверенности, исковые требования полагает не подлежащими удовлетворению в полном объеме, так как общедомовой прибор учета тепловой энергии вышел не по вине управляющей компании. Проведенным в многоквартирном доме с 07.10.2017 по 17.10.2018 общим собранием собственников жилья вопросы приобретения комплектующих приборов к узлу учета тепловой энергии взамен неисправного, доставки поверенных приборов учета тепловой энергии от поверителя НПО «Карая» г. Екатеринбург, а так приобретения за счет собственников помещений новых расходомеров взамен неисправных разрешены не были.
Третье лицо Департамент государственного жилищного надзора ЯНАО (далее – Департамент госжилнадзора) своего представителя в суд не направил, извещен. Ранее в судебном заседании 02.04.2018 представитель третьего лица Пермяков И.А., действуя по доверенности, исковые требования поддержал, полагая, что в силу норм гражданского, жилищного законодательства, на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию в надлежащем состоянии общедомовых приборов учета.
Государственный орган, привлеченный судом для дачи заключения - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО (далее – Роспотребнадзор) представителя в суд не направило. В заключении по иску Игнатьевой И.А. представитель Роспотребнадзора указал на то, что исковые требования, заявленные потребителем Игнатьевой И.А. в исковом заявлении, правомерны и подлежат удовлетворению, после проведения собрания собственников помещений и решения вопроса о порядке финансирования и установке коллективных приборов учета коммунальных ресурсов.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) - продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
На основании части 1, пункта 5 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее – Правила № 491).
В силу пунктов 5-7 Правил № 491, в состав общего имущества включаются, помимо прочего, общедомовые приборы учета холодной и горячей воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии. При этом согласно подп. «к» пункта 11 вышеуказанных Правил, содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Подпунктом «к» пункта 11 названных Правил определено, что содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с пунктом 16 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией – в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), также закреплена обязанность исполнителя коммунальных услуг по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (подп. «с» пункта 31 Правил № 354).
Из анализа названных правовых норм следует, что при осуществлении управления многоквартирным домом управляющей организацией обязанность по надлежащему содержанию, в том числе установке, ремонту и замене приборов учета в многоквартирном доме и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к осуществлению поставок коммунальных ресурсов, возлагается на управляющую организацию на основании заключенного договора управления многоквартирным домом.Как установлено судом и не оспаривается сторонами обслуживание многоквартирного дома № 24 по ул. Первомайская в г. Лабытнанги, в котором истец является собственником квартиры №, осуществляется управляющей организацией ООО «Жилкомсервис» на основании договора управления многоквартирным домом от 28.04.2016 № 64-У.
Общедомовой прибор учета тепловой энергии в указанном доме допущен к эксплуатации с 21.10.2016 по 12.06.2017, о чем имеется акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 21.10.2016.
В связи с проведенной Департаментом госжилнадзора ЯНАО проверкой было установлено, что ООО «Жилкомсервис» в многоквартирном доме № 24 по ул. Первомайская в г. Лабытнанги не обеспечена надлежащая эксплуатация установленного прибора учета тепловой энергии.
Также установлено и не оспаривается сторонами, что в июне 2017 года управляющей организацией были сняты пломбы с узла учёта тепловой энергии в указанном доме и установлено, что температура теплоносителя в обратном трубопроводе измеряется недостоверно. Приборы учёта были отправлены на поверку ООО «НПП «Уралтехнология». Согласно извещению ООО «НПП «Уралтехнология» от 20.09.2017 за № С-И-17-672И-17-672 установленные в МКД счётчики горячей воды ВСТ-40 непригодны к применению.
Проведенным в МКД с 07.10.2017 по 17.10.2018 общим собранием собственников жилья вопросы приобретения комплектующих приборов к узлу учета тепловой энергии взамен неисправного, доставки поверенных приборов учета тепловой энергии от поверителя НПО «Карая» г. Екатеринбург, а так приобретения за счет собственников помещений новых расходомеров взамен неисправных разрешены не были.
В силу подп. «г» пункта 34 Правил № 354), потребитель коммунальных услуг в целях учета потребленных коммунальных услуг обязан использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу пункта 42(1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из ^ показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При вышеизложенных обстоятельствах отсутствие в многоквартирном доме № 24 по ул. Первомайская в г. Лабытнанги прибора учета тепловой энергии, демонтированного управляющей организацией, и, с учетом периода времени, в течение которого такой прибор отсутствует, суд приходит к выводу о нарушении ответчиком законных прав и интересов потребителей – жителей вышеуказанного многоквартирного дома, в том числе Игнатьевой И.А., которым расчет платы за тепловую энергию производится по нормативам потребления, а не исходя из объема потребляемой коммунальной услуги, определяемого по показаниям прибора учета, как это предусмотрено разделом V Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), предусматривающим право потребителя производить оплату получаемой коммунальной услуги по ее фактическому количеству.
При этом, отсутствие решения общего собрания собственников жилья многоквартирного дома не является основанием для неисполнения ООО «Жилкомсервис» в силу следующего.
Из положений вышеупомянутых статей 161, 162 ЖК РФ, пункта 16 Правил № 491 следует, что для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Управляющая компания в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей компанией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями, согласно пункту 10 статьи 162 ЖК РФ, пункту 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее Правила № 416), пунктам 24, 26 Правил № 491.
Применение указанных правовых норм в их системном толковании правомерно дает основание считать, что именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является ответственной за на установку и надлежащее содержание общедомового прибора учета.
Из пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки). По общему правилу при предоставлении рассрочки расходы на установку приборов учета подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.
В связи с вышеизложенным, управляющая компания, после установки общедомового прибора учета тепловой энергии, вправе на последующее их возмещение за счет собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, управляющая организация обязана осуществить замену неисправного общедомового прибора учета, в том числе и при отрицательном решении общего собрания собственников.
При том, что истцом не представлено доказательств, что общедомовой прибор учета тепловой энергии пришел в непригодность вследствие виновных действий ООО «Жилкомсервис», соответственно, предполагается, что общедомовой прибор учета вышел из строя по причинам, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить, и за возникновение которых она не отвечает, расходы могут быть возложены на собственников жилых помещений многоквартирного дома.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ, в связи с удовлетворением искового требования нематериального характера с ответчика подлежит взысканию в соответствующий бюджет государственная пошлина в размере 300 рублей, от которой истец была освобождена при подаче иска в силу закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Игнатьевой Ирины Александровны к ООО «Жилкомсервис» удовлетворить.
Обязать ООО Жилкомсервис» установить и ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии в доме № 24 по ул. Первомайская в городе Лабытнанги.
Взыскать с ООО Жилкомсервис» в соответствующий бюджет государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 13 апреля 2018 года.
Судья: