Дело №2а-180/2019
Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2019 года
Решение
именем Российской Федерации
п.Чамзинка, Республика Мордовия 24 мая 2019 года
Чамзинский районный суд Республики Мордовия
в составе судьи Балясиной И.Г.
при секретаре Сомовой С.Н.
с участием в деле:
административного истца – Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Мордовия, его представителя Танаевой С.Н., действующей по доверенности от 09.01.2019
административного ответчика – Наумова В.Г., его представителя Филатова В.В.
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия к Наумову В.Г. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц,
установил:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Мордовия (далее-Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Мордовия) обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование требований указано, что Наумов В.Г. является плательщиком налога на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ. Административным ответчиком в МИФНС №3 представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2017 год. Сумма налога, заявленная к уплате в бюджет, составила 241 035 руб. В добровольном порядке указанная сумма налогов в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщиком не уплачена. 16.07.2018 налогоплательщиком уплачен налог на доходы физических лиц в сумме 5 000 руб., остаток налога по состоянию на 18.07.2018 составил 236 035 руб.
Налогоплательщику в установленные сроки направлены требования об уплате задолженности №392293 от 18.07.2018, №72482 от 18.12.2018. В добровольном порядке в указанные сроки требования не исполнены.
МИФНС №3 обратилась к мировому судье судебного участка с заявлением о выдаче судебного приказа. Определением от 13.03.2019 на основании письменных возражений ответчика судебный приказ отменен.
В связи с частичной оплатой административным ответчиком задолженность по налогу, задолженность Наумова В.Г. составляет 196 149 руб. 08 коп., в т.ч. налог на доходы физических лиц за 2017 год в размере 196 035 руб.., пени за период с 20.09.2018 по 18.12.2018 в сумме 114 руб. 08 коп.
В связи с изложенным просит взыскать с Наумова В.Г. задолженность по налогу на доходы физических лиц, за 2017 год в размере 196 035 руб., пени за период с 20.09.2018 по 18.12.2018 в сумме 114 руб. 08 коп.
В возражениях на административное исковое заявление административный ответчик Наумов В.Г. указывает на несогласие с заявленными исковыми требованиями по тем основаниям, что административным ответчиком была произведена частичная оплата задолженности на сумму 10 000 руб., т.е. на день обращения административного истца в суд с указанным иском сумма задолженности административного ответчика должна составлять 186 035 руб.
Также указывает, что 19.02.2019 Верховным Судом Республики Мордовия вынесено решение о снижении кадастровой стоимости недвижимого имущества, расположенного по адресу: РМ, <адрес>, в связи с чем, налог на доходы физических лиц должен быть существенно снижен и произведен перерасчет предъявленных требований. Административный истец располагает сведениями о пересмотре кадастровой стоимости объекта налогообложения, при этом принимает меры ко взысканию налога за 2017 год в большей сумме, чем определено решением Верховного Суда Республики Мордовия. В связи с изложенным просит в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия отказать.
В письменном ответе на возражения административного ответчика Наумова А.Г. административный истец указывает, что Наумовым В.Г. МИФНС №3 представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2017 год. Сумма налога, заявленная к уплате в бюджет, составила 241 035 руб. По состоянию на 23.04.2019 уточненная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2017 год налогоплательщиком не представлялась, в связи с чем, довод административного ответчика об обязанности снижения налога на доходы физических лиц налоговым органом является ошибочным. Остаток задолженности Наумова В.Г. по состоянию на 23.04.2019 составляет 191 035 руб.
В уточнениях к административному исковому заявлению от 24.04.2019 Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Мордовия просит взыскать с Наумова В.Г. задолженность по налогу на доходы физических лиц, за 2017 год в размере 191 035 руб., пени за период с 20.09.2018 по 18.12.2018 в сумме 114 руб. 08 коп.
В уточнениях к административному исковому заявлению от 23.05.2019 Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Мордовия просит взыскать с Наумова В.Г. задолженность по налогу на доходы физических лиц, за 2017 год в размере 101 999 руб.
В судебном заседании представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия Танаева С.Н. заявленные административные исковые требования поддержала, просила взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 101 999 руб.
Административный ответчик – Наумов В.Г. заявленные административные исковые требования признал, просил о предоставлении рассрочки по уплате налога на доходы физических лиц.
Представитель административного ответчика Наумова В.Г. – Филатов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося участника процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 286 КАС РФ предусматривает, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан уплачивать законно установленные налоги.
В силу статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества.
Указанные налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
В силу пункта 4 статьи 228 Налогового кодекса РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Наумов В.Г. представил в Межрайонную ИФНС России №3 по Республике Мордовия декларацию по форме 3-НДФЛ за 2017 год. Сумма налога к уплате на основании декларации составляет 241 035 руб.
В установленный законом срок до 15.07.2018 сумма налога ответчиком оплачена не была.
18.07.2018 Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия в адрес Наумова В.Г. направлено заказным письмом требование №392293 об уплате налога, пени с предложением добровольно уплатить сумму налога в размере 236 035 руб., пени в размере 114 руб. 08 коп рублей в срок до 27.08.2018.
Задолженность по налогу в установленный в требовании срок Наумовым В.Г. погашена не была, в связи с чем, в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в размере 4 962 руб. 81 коп.
18.12.2018 в адрес налогоплательщика Наумова В.Г. направлено требование №72482 об уплате налога, пени и штрафа в срок до 15.01.2019.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела усматривается, что определением мирового судьи судебного участка №2 Чамзинского района Республики Мордовия от 13 марта 2019 года отменен судебный приказ №2а-19/2019 от 27 февраля 2019 года о взыскании с Наумова В.Г. в пользу МИФНС №3 задолженности по налогу на доходы физических лиц в размере 211 035 руб., пени за период с 17 июля по 18 декабря 2018 г. в размере 114 руб. 08 коп. и государственной пошлины в бюджет Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в размере 2 655 руб. 75 коп.
Исковое заявление направлено в суд налоговым органом 03 апреля 2019 года.
Таким образом, налоговым органом соблюден установленный законом срок для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности.
Согласно справке Межрайонной ИФНС России №3 №05-02/003080 от 23 мая 2019 года, задолженность Наумова В.Г. по налогу на доходы физических лиц по состоянию на 23.05.2019 составляет 101 999 руб.
В силу части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
При таких обстоятельствах, оценив установленные по делу доказательства, учитывая отсутствие доказательств исполнения требований налогового органа, суд приходит к выводу, что административный иск Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия к Наумову В.Г. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц в размере 101 999 руб. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Рассматривая доводы административного ответчика Наумова В.Г. о предоставлении рассрочки по уплате налога, суд исходит из следующего.
Возможность изменения срока уплаты налога и сбора, а именно перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок предусмотрена ст. 61 НК РФ. Изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном настоящей главой 9 Налогового кодекса РФ. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
В силу пп. 4 п. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка может быть предоставлена, если имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога.
Сведений том, что ответчик Наумов В.Г. обращался с заявлением в Межрайонную ИФНС России № 3 по Республике Мордовия об изменении срока уплаты налога в порядке, предусмотренном ст. ст. 61 - 64 НК РФ, в материалах дела не имеется.
Вместе с тем, административный ответчик Наумов В.Г. не лишен права обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного решения, в соответствии со статьей 189 КАС РФ, с представлением в обоснование такого заявления доказательств тяжелого материального положения, не позволяющего единовременно уплатить взысканную судом денежную сумму.
Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу части первой статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем порядок уплаты налогов и сборов регулируется нормами налогового законодательства Российской Федерации, согласно которым (статья 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации) государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
Порядок зачисления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации регулируется нормами бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 61.1 и пункту 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от государственной пошлины, уплачиваемой по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
В связи с этим, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления подлежит взысканию с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в доход бюджета муниципального района или городского округа по месту рассмотрения административного дела.
Поскольку истец, как государственной орган, освобожден от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика Наумова В.Г. в доход бюджета Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.
В соответствии с положениями части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 части 1 статьи 333.19, п.6 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации) с Наумова В.Г. в доход бюджета Чамзинского муниципального района Республики Мордовия подлежит взысканию с учетом округления государственная пошлина в сумме 3240 рублей согласно следующего расчета: (3 200 +2% от (101 999 -100 000) = 3 200 +39,98 = 3 239 руб. 98 коп.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия к Наумову В.Г. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц удовлетворить.
Взыскать с Наумова В.Г., <данные изъяты> задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 101 999 (сто одна тысяча девятьсот девяносто девять) рублей <данные изъяты>
Взыскать с Наумова В.Г. в доход бюджета Чамзинского муниципального района Республики Мордовия госпошлину в размере 3240 (три тысячи двести сорок) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Чамзинского районного суда
Республики Мордовия И.Г. Балясина