РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2021 года город Тула
Зареченский районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Алехиной И.Н.,
при секретаре Губаревой Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Окорокову Виктору Васильевичу о признании права собственности отсутствующим и по иску Окорокова Виктора Васильевича к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия.
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к Окорокову В.В. о признании права собственности отсутствующим, указав в обоснование своих требований на то, что Управлением Россреестра по Тульской области в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрировало право собственности Окорокова В.В. на жилой дом с К№№, площадью 47,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ года сделана запись регистрации №№.
Факт регистрации права собственности Окороков В.В. на жилой дом с К№№ подтверждается выпиской из ЕГРН. Документом, послужившим основанием для регистрации указанного объекта является договор аренды земельного участка №№ от ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ года на основании распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 12.11.2019 года №4046 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с К№№, протокола №№ заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка от 22.01.2020 года между сторонами заключен договор аренды №№ земельного участка с К№ №, площадью 12000 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир индивидуальный жилой дом, участок находится примерно в 135 м от ориентира по направлению на север, почтовый адрес: <адрес> для индивидуального жилищного строительства (разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства) (п.1.1 Договора.). Участок поставлен на кадастровый учет и обозначен в прилагаемом к договору кадастровом паспорте на земельный участок (п.1.2 Договора). Договор заключен на срок 20 лет.
ДД.ММ.ГГГГ года в адрес министерства обратился Окороков В.В. с заявлением о предоставлении гражданам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, незавершенные строительством объекты, которым просил предоставить в собственность земельный участок с К№№, площадью 1200 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ года Министерством произведено обследование земельного участка, в результате которого установлено, что в границах испрашиваемого земельного участка расположено деревянное сооружение, которое в соответствии с нормами законодательства РФ не обладает признаками жилого дома и видимыми подключениями сетей и коммуникаций.
При регистрации прав Окорокова В.В. на жилой дом Управлением Россреестра не принято во внимание, что фактически данный объект недвижимости – жилой дом отсутствует. Ответчиком в одностороннем порядке перечисленные обязательства не исполнены, жилой дом с даты заключения договора ДД.ММ.ГГГГ года не возведен. Цель предоставления в аренду земельного участка с К№№ не достигнута. Просило признать зарегистрированное право собственности Окорокова В.В. на жилой дом с К№№ отсутствующим.
Окороков В.В. в свою очередь обратился в суд с административным иском к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия. Указав в обоснование своих требований на то, что ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением №№ о предоставлении в собственность за плату земельного участка с К№ № для эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Данный земельный участок предоставлен на основании договора аренды №№ для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ года он направил уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства в администрацию г. Тулы и ДД.ММ.ГГГГ года получил ответ о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства и допустимости разрешения на земельном участке.
ДД.ММ.ГГГГ года направил уведомление о построенном объекте индивидуального жилищного строительства в администрацию г. Тулы и ДД.ММ.ГГГГ года получил ответ о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ года на основании договора аренды земельного участка и технического плана здания было зарегистрировано право собственности на жилой дом.
ДД.ММ.ГГГГ года Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату, поскольку на испрашиваемом земельном участке расположен объект, который не подпадает под признаки жилого дома, не соответствует требованиям действующего законодательства. Просил суд признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в предоставлении в собственность за плату земельного участка с К№№, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области предоставить в собственность за плату земельный участок с К№№, расположенный по адресу: <адрес>, в срок не более 30 дней с момента подачи заявления.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года указанные дела объединены в одно производство, требование о признании права собственности на жилой дом отсутствующим связано с требованием о признании решения Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области незаконным, их разделение невозможно, в связи, с чем административный иск подлежал рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Наумов О.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании исковые требования о признании права собственности на жилой дом отсутствующим поддержал, просил их удовлетворить. Требования Окорокова В.В. о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия не признал. При этом указал, чтоиндивидуальным жилым домом является отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В соответствии с частью 4.3 СП 55.13330.2011 индивидуальный дом должен включать как минимум следующий состав помещений: жилая (ые) комната (ы), кухня (кухня-ниша) или кухня-столовая, ванная комната или душевая, туалет, кладовая или встроенные шкафы, при отсутствии централизованного теплоснабжения - помещение тепло-генераторной. В индивидуальном жилом доме должны быть предусмотрены отопление, вентиляция водоснабжение, канализация и электроснабжение.
Наличие подключения к инженерным сетям является существенным признаком, характеризующим в соответствии с положениями Свода Правил и Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» объект, как объект жилого назначения, так как одним из определяющих признаков жилого дома, содержащихся в понятии жилого дома является его пригодность к проживанию.
В ходе допроса эксперт пояснил, что подключение к сетям, в частности к сети электроснабжения, является существенным признаком характеризующим объект как объект жилого назначения, однако, согласно положению пункта 12 Положения обеспечение инженерными системами в поселениях не является обязательным. Между тем спорный объект расположен на территории муниципального образования город Тула, которое согласно ст. 2 Устав муниципального образования город Тула является городским округом. Согласно закону территория городского округа и городских и сельских поселений не является равнозначной и, следовательно, вывод эксперта об отсутствии необходимости обеспечения подключение объекта к сетям, как существенного признака, характеризующего его как объект жилого назначения противоречит указанным положениям закона, понятию жилого дома, содержащемуся в Своде Правил и Положении. В заключении эксперт анализирует параметры спорного объекта и приходит к выводу об отсутствии оснований для применения положений Свода Правил, устанавливающих требования к параметрам помещений, входящих в состав жилого дома, как одного из признаков характеризующих объект как жилой дом. Данный вывод эксперт основывает на положение пункта 4.1 Своды Правил согласно которому в домах, принадлежащих в соответствии с [4] и [9] к государственному, имуниципальному жилищному фонду, в том числе жилищному фонду социальногоиспользования, минимальную площадь и состав их помещений (комнат), функционально-планировочное зонирование следует принимать согласно 4.5 и 6.1с учетом СП 54.13330.
Между тем эксперт не учитывает положение пункта 4.2 Свода Правил согласнокоторым при проектировании в соответствии с [5] и [6] домов частного жилищногофонда согласно [4] и [9] состав их помещений (комнат), функционально-планировочноезонирование следует определять в задании на проектирование согласно 4.5 и 6.1 сучетом СП 54,13330.П.4.5 Дом должен включать жилые комнаты - одну или несколько (общую комнату или гостиную, спальню), а также вспомогательные помещения: переднюю, кухню [в том числе кухню-столовую и (или) кухню-нишу], ванные комнаты и (или) душевые, туалет (уборную)или совмещенный санузел, переднюю.
Считает, что условия соответствия параметрам жилых помещений, входящих в состав жилого дома, как признак, характеризующий объект, как объект жилого назначения распространяется не только на дома государственного и муниципального жилищного фонда, но и на дома частного фонда, так как понятие жилого дома и определяющий признак жилого дома (пригодность проживания) является едиными для всех категорий домов, и указанные в пункте 4.5 Свода Правил требования к помещениям, как раз и раскрывают признак пригодности проживания в жилом доме через достаточности минимальных условий для заселения и проживания в нем. Данные требования не должны быть связаны только с вопросом проектирования домов. К данным требованиям, как было установлено в ходе допроса эксперта в судебном заседании, исследуемый объект не соответствует.
Согласно положению пункта 6.1.12 договора аренды Окороков В.В. должен обеспечить строительство объекта, при условии его соответствия действующим нормам и правилам, при этом объект должен являться индивидуально - определенным зданием, которое должно состоять из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании.
Объект должен соответствовать отдельно состоящему жилому дому и должен включать как минимум следующие состав помещений: жилая (ые) комната (ы), кухня (кухня-ниша) или кухня-столовая, ванная комната или душевая, туалет кладовая или встроенные шкафы, при отсутствии централизованного теплоснабжения-помещение тепло генераторной. В обязательном порядке в объекте должны быть предусмотрены отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация и электроснабжение. Строительство объекта на участке не соответствующего перечисленным требованиям не допускается. Условиями договора четко регламентирован объект, которыйответчик должен был создать на участке, чтобы обеспечить целевое использованиеземельного участка. Возведенный ответчиком объект несоответствует указанным условиям, что свидетельствует об обоснованности требований министерства о признании отсутствующим права собственности ответчика нажилой дом. Эксперт делает вывод о наличии у спорного объекта,заглублённого до расчетной глубины промерзания фундамента выполненного из металлических винтовых свай. Между тем, шурфление им не выполнялось, глубина залегания сваи от опорной лопатки внизне измерялась и указана в заключении на основании общих принятых норм строительства подобных фундаментов. Эксперт не в полной мере выполнил исследование и сделал в заключении вывод о глубине залегании фундамента, который, по сути, носит предположительной характер, что влияет на обоснованность и достоверность сделанного заключения, так как при строительстве фундамента ответчиком могли быть допущены отклонения от общих правил строительства и нарушена технология закладки свай. Вывод эксперта в судебном заседании о наличии у объекта постоянного подключения к наружным централизованным электрическим сетям, противоречит исследовательской части экспертизы и материалам дела согласно которым, объект прямого подключения к сетям электроснабжения не имеет. Данное заключение эксперта в силу положений ст. 67 ГПК РФ не может служить относимым и допустимым доказательством по делу.
Объект недвижимости, расположенный в границах испрашиваемого земельного участка, исходя из понятия «здание» как результата строительства, представляющего собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей (пп. 6 п. 2 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), зданием, как таковым, не является.
На испрашиваемом Окороковым В.В. земельном участке расположен объект, который не подпадает под признаки жилого дома, не соответствующий требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, сводам правил и иным нормативно-правовым актам и не соответствует объекту, право собственности, на который зарегистрировано в ЕРГН за Окороковым В.В.
Исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
ДД.ММ.ГГГГ года Министерство письмом (исх. № №) обоснованно и законно отказало Окорокову В.В. на основании п.1 ст. 39.16 ЗК РФ в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку сооружение, расположенное на земельном участке с K№№ не обладает признаками индивидуального жилого дома.
В судебное заседание Окороков В.В. не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель Окорокова В.В. по доверенности Медведева К.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области не признала. Исковые требования Окорокова В.В. поддержала, просила суд их удовлетворить. При этом указала, что требование о признании права отсутствующим в качестве самостоятельного способа защиты может быть предъявлено лишь владеющим собственником имущества к лицу, которое этим имуществом не владеет, но право, которого по каким-либо причинам также зарегистрировано в ЕГРН, нарушая тем самым право владеющего собственника, не связанное с утратой этого владения.
Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области не представлено доказательств нахождения спорного объекта недвижимости во владении последнего. Право последнего на земельный участок, находящейся в аренде у Окорокова В.В. не может быть восстановлено путем признания права собственности Окорокова В.В. отсутствующим.
За Окороковым В.В. зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом с К№№, общей площадью 47,7 кв.м., расположенный на земельном участке с К№№, общей площадью 1200 кв.м.
При разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам. По делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Из экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что объект недвижимости с К№№ является одноквартирным отдельно стоящим жилым домом, соответствует действующим градостроительным, противопожарным требованиям, предъявляемым к жилым домам. Данный объект является капитальным, и выявленные на данном объекте несоответствия являются несущественными (малозначительными) и устранимыми. В судебном заседании эксперт подтвердил, что признаком капитальности строения является заглубление свай; методика сборки дома - гвоздевое соединение, разборных соединений в доме нет.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 года N384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. Согласно части 4 статьи 6 Закона N 384-ФЗ национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями."
Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 года N 985 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Перечень N 985). В целях обеспечения выполнения положений Федерального закона "О техническом регулировании" и Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Приказом министерства промышленности и торговли от 17.04.2019 года N 831 утвержден перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" СП 55.13330.2016 "СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные". Поскольку Окороковым В.В. проектная документация на спорный объект разрабатывалась на добровольной основе, применение Свода правил СП 55.13330.2016 "СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные", который не включен в Перечень N 985 (обязательное применение), следовательно Окороков В.В. не обязан был строить дом в соответствии с требованиями Постановления N87.
Ссылка на несоответствие требованиям, указанным в п. 12 Постановления Правительства № 47 от 28.01.2006 года несостоятельна, поскольку п. 12 Положения предусмотрено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Жилым помещением как объектом жилищных прав признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Санитарно-эпидемиологические требования являются обязательными к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (статья 1 Закона N 52-ФЗ).
Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам (часть 3 статьи 23 Закона N 52-ФЗ).
Из пункта 2.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 следует, что при размещении жилых зданий предусматривается их обеспечение водоснабжением, канализацией, теплоснабжением, электроснабжением.
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 содержит требование предусматривать в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки. В районах без централизованных инженерных сетей допускается строительство одно- и двухэтажных жилых зданий с неканализированными уборными.
Пункт 12 Положения не содержит запрета на оборудование жилых помещений автономными инженерными системами и не ограничивает право граждан на выбор способа отопления и водоснабжения жилого помещения.
Пунктом 41 Положения предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания не может служить отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме. Доказательств, что спорное строение не является индивидуальным жилым домом и не является капитальным строением, суду не представлено. Спорный дом обладает всеми признаками недвижимого имущества, правомерно постановлен на кадастровый учет и на него зарегистрировано право собственности. Оснований для удовлетворения требований о признании зарегистрированного права собственности Окорокова В.В. на спорное недвижимое имущество отсутствующим не имеется.
Представители Управления Росреестра по Тульской области, Администрации г. Тулы, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители ФГБУ «ФКП «Росреестра» в лице ФГБУ ФКП «Росреестра» по Тульской области, Управления градостроительства и архитектуры в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, допросив эксперта, суд приходит к следующему.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РРФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Из пункта 2 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.Без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ (пункт 6 часть 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В пункте 5 постановления от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что исключительный характер права, предусмотренный приведенными выше нормами статьи 39.20 Земельного кодекса РФ означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка.
Из вышеуказанных норм закона следует, что наличие на земельном участке зданий, сооружений, находящихся в собственности является основанием для реализации права на приобретения земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Указанные положения закона в совокупности с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 данного Кодекса, закрепляющим принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 данного Кодекса, закрепляющим принцип целевого использования земли, направлены на реализацию необходимых правовых гарантий, обеспечивающих условия для первоочередного приобретения собственниками объектов недвижимости земельных участков, занятых этими объектами и необходимых для их использования по назначению, исходя из целей предоставления земельного участка. Возникновение исключительного права зависит от достижения той цели, для которой земельный участок предоставляется лицу.
Таким образом, из общего смысла вышеприведенных норм права следует, что гражданин, владеющий земельным участком для индивидуального жилищного строительства на праве аренды, вправе приобрести такой участок в собственность на возмездной основе в порядке подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ только после окончания возведения основного строения (в данном случае - жилого дома). Сам по себе факт наличия на участке какого-либо строения не порождает исключительное право заявителя на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов.
В данном случае, объект, дающий право на льготный выкуп земельного участка, должен обладать не только признаками капитальности, но и характеристиками жилого дома и завершенности строительства. Отсутствие одного из этих признаков влечет отсутствие оснований для применения статьи 39.20 Земельного кодекса РФ.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ года между Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области и Окороковым В.В. заключен договор №№ аренды земельного участка с К№№, площадью 12000 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир индивидуальный жилой дом. Участок находится примерно в 135 м от ориентира по направлению на север, почтовый адрес: <адрес> для индивидуального жилищного строительства (разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства) (п.1.1 Договора.).
Участок поставлен на государственный кадастровый учет и обозначен в прилагаемом к договору кадастровом паспорте на земельный участок (п.1.2 Договора). Договор заключен на срок 20 лет.
Согласно пункту 1.1 Договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ года земельный участок предоставлялся Окорокову В.В. для индивидуального жилищного строительства, что соответствует его виду разрешенного использования. Любое изменение целевого назначения и разрешенного использования предоставленного участка не допускается. В аренду он предоставлен также в этих целях.
Согласно положению пункта 6.1.12 договора аренды Окороков В.В. должен обеспечить строительство объекта, при условии его соответствия действующим нормам и правилам, при этом объект должен являться индивидуально - определенным зданием, которое должно состоять из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании.
Объект должен соответствовать отдельно состоящему жилому дому и должен включать как минимум следующие состав помещений: жилая (ые) комната (ы), кухня (кухня-ниша) или кухня-столовая, ванная комната или душевая, туалет кладовая или встроенные шкафы, при отсутствии централизованного теплоснабжения-помещение тепло генераторной. В обязательном порядке в объекте должны быть предусмотрены отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация и электроснабжение. Строительство объекта на участке не соответствующего перечисленным требованиям не допускается.
ДД.ММ.ГГГГ года Окороковым В.В. зарегистрировало право собственности на жилой дом с К№№, площадью 47,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ года сделана запись регистрации №№
Регистрация права собственности на строение - индивидуальный жилой дом произведена на основании договора аренды земельного участка №№ от ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ года Окороков В.В. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении гражданам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, незавершенные строительством объекты, которым просил предоставить в собственность земельный участок с К№№, площадью 1200 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ года Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области произведено обследование земельного участка, в результате которого установлено, что в границах испрашиваемого земельного участка расположено деревянное сооружение без видимых каких-либо подведенных коммуникаций.
ДД.ММ.ГГГГ года Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области письмом № № Окорокову В.В. отказано в предоставлении земельного участка в собственность на основании п.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 статьи 1 Закона государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Из содержания пункта 38 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Характеристики недвижимого имущества приведены в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ (все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства), характеристики объектов капитального строительства - в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (здания, строения, сооружения, за исключением временных построек), характеристики индивидуальных жилых домов - в статьях 15, 16 Жилищного кодекса РФ.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании; понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в данном Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
На основании части 1 статьи 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры и комната.
Частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса РФ определено, что жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Во исполнение изложенной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положений о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктами 4, 5, 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания. Жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункты 1, 2), в связи, с чем доводы представителя Окорокова В.В. о том, что проектная документация на спорный объект разрабатывалась на добровольной основе, в связи, с чем применение Свода правил СП 55.13330.2016 №СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные», который не включен в Перечень №985 (обязательных применений) является не обязательным, по мнению суда, являются несостоятельными.
Требования к одноквартирным жилым домам предусмотрены СП 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2016 года N 725/пр.
Под жилым одноквартирным домом согласно пункту 3.5 СП 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные" понимается дом, состоящий из отдельной квартиры (одного жилого автономного блока), включающий в себя комплекс помещений, предназначенных для индивидуального и/или односемейного заселения жильцов, при их постоянном, длительном или кратковременном проживании (в т.ч. сезонном, отпускном и т.п.).
Из общих положений СП 55.13330.2016 "Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001" следует, что данный свод правил применяется в отношении частных жилых домов.
В соответствии с пунктом 4.2 СП при проектировании в соответствии с [5] и [6] домов частного жилищного фонда согласно [4] и [9] состав их помещений (комнат), функционально-планировочное зонирование следует определять в задании на проектирование согласно 4.5 и 6.1 с учетом СП 54.13330.
В силу пункта 4.5 СП 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные" дом должен включать в себя одну или несколько комнат, а также вспомогательные помещения кухни [в том числе кухни-ниши и (или) кухни-столовые], ванные и (или) душевые, туалет или совмещенный санузел.
Исходя из совокупности указанных нормативных положений, возведенный на земельном участке объект не может быть отнесен к жилым помещениям, если он не отвечает санитарным, техническим нормам и не пригоден для постоянного проживания.
С целью проверки доводов Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области о том, что возведенный Окороковым В.В. дом не соответствует признакам жилого дома и не отвечает признакам капитального строения по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Из заключения эксперта ООО «<данные изъяты>» №№ от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что объект с К№ №, расположенный по адресу: <адрес> является одноквартирным отдельно стоящим жилым домом, имеет общую площадь 47,7 кв.м., соответствует действующим градостроительным, противопожарным требованиям, предъявляемым СП 4.13130.2013 и СП 2.13130, соответствует требованиям п.п. 4.1, 4.7, 5.1 Сан ПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых домах и помещениях» {16}, в том числе, нормативным положениям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 {24}.
Жилой дом является капитальным. Состоит из помещений: помещения прихожей площадью 5,8 кв.м. с входной группой, помещения кухни, площадью 5,2 кв.м., помещений площадью 10,3 и 5,1 кв.м. Дом построен в каркасно-щитовом исполнении. Стены и перекрытия выполнены в виде элементов деревянного каркаса с обшивкой листами OSB снаружи и внутри, с заполнением внутренней части элементов наружных стен и перекрытия минераловатным утеплителем. Толщина наружных стен 120мм. Фасадная часть здания обшита наружной вагонкой с пропиткой антисептическми декоративными составами. Оконные блоки деревянные спаренные. Внутренние дверные блоки отсутствуют. Перекрытие деревянное, утопленное. Кровля двухскатная, щипцовая из металлических профилированных листов. Водосток наружный неорганизованный. Фундамент винтовые свайные диаметром 108 мм. Глубина заложения свай до верхней лопасти составляет 1,6 м, что свидетельствует о номинальном заложении низа винтовых свай на глубину 1,85-1,90 м. Жилой дом находится в незавершенном строительством состоянии. Выполнен комплекс общестроительных работ за исключением устройства внутренней лестницы на мансарду, чистовой внутренней отделки, разводки системы внутреннего электроснабжения. Выполнено устройство наружной линии центрального электроснабжения.
В доме отсутствуют инженерные системы внутреннего водоснабжения и водоотведения, отопления. В помещениях произведена установка электрических конвекторов для цели осуществления отопления помещений жилого дома после завершения работ по внутреннему электроснабжению. Дом имеет систему приточной вентиляции (через открывающиеся стеклянные оконные проемы) и наружные ограждающие конструкции со световыми проемами, обеспечивающими необходимый тепловлажный режим для осуществления комфортного проживания и предотвращения проникновения атмосферных осадков в помещение жилого дома. На земельном участке выполнено устройство водяного колодца и накопительного септика из сборных железобетонных элементов для цели обеспечения жилого дома системами наружного водоснабжения и водоотведения. Установлен надворный биотуалет.
Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО8 подтвердил, что жилой дом имеет признаки капитальности: фундамент из металлических винтовых свай со стенами и перекрытиями в каркасно-щитовом исполнении, выполнен в виде элементов деревянного каркаса, соединенных гвоздевыми соединениями, которую технически невозможно разобрать и переместить без нанесения несоразмерного ущерба их назначению. В доме отсутствуют инженерные системы внутреннего водоснабжения и водоотведения, отопления. Однако в поселениях это допустимо. В помещениях произведена установка электрических конвекторов для цели осуществления отопления помещений жилого дома после завершения работ по внутреннему электроснабжению. В соответствии с пунктом 6.2 СП 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные" высота помещений жилых комнат и кухни в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД и IIА по СП 131.13330 должна быть не менее 2,7 м, а в остальных - не менее 2,5 м в соответствии с СП 54.13330. Однако данное положение не подлежит применению, поскольку другой климатических подрайон. Высота помещений у Окорокова В.В. - 2,47 м.
Оснований подвергать сомнению выводы судебной экспертизы у суда не имеется. Выводы эксперта в целом мотивированны. Критичная оценка некоторых суждений эксперта в частности не применения некоторых положений СП 55.13330.2016 "Свод правил», поскольку он внесен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», соответственно последний не является обязательным для применения и носит рекомендательных характер, не указывает на неправильность заключения в целом.
Доводы представителя Окорокова В.В. по доверенности Медведевой К.В. о том, что пункт 12 Положения не содержит запрета на оборудование жилых помещений автономными инженерными системами и не ограничивает право граждан на выбор способа отопления и водоснабжения жилого помещения и что пунктом 41 Положения предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания не может служить отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения, что данные обстоятельства являются суд не может принять во внимание, поскольку именно наличие подключения дома к инженерным сетям является существенным признаком, характеризующим его, как пригодным для постоянного проживания.
Доводы представителя Окорокова В.В. по доверенности Медведевой К.В. о том, что наличие коммуникаций свидетельствует о благоустроенности жилого помещения, их отсутствие не является основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, суд не может принять во внимание, поскольку именно наличие подключения дома к инженерным сетям является существенным признаком, характеризующим его, как пригодным для постоянного проживания.
В судебном заседании представитель Окорокова В.В. по доверенности Медведева К.В. не отрицала, что ее доверитель не проживает в спорном доме, несмотря на наличие электрических конвекторов, в доме отсутствует электричество и отопление, поскольку работы по подключению дома к электроснабжению не оплачены, что свидетельствует о невозможности постоянного проживания в нем.
Пункт 41 Положения действительно предоставляет гражданам выбор способа отопления и оборудования жилых помещений автономными инженерными системами, однако дом на момент регистрации права и выкупа земельного участка не был подключен к необходимым автономным системам коммуникаций, не подключен он и на момент разрешения спора.
Учитывая совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу, что возведенное Окороковым В.В. строение, несмотря на то, что оно является капитальным, не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым домам, как не имеющее необходимых условий для постоянного проживания в нем, объект к инженерной инфраструктуре не подключен, (в том числе, автономной), пригодным для постоянного проживания не является и не может быть использован в соответствии с его назначением.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Пункт 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" содержит указание на возможность оспаривания зарегистрированного права или обременения путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились).
По смыслу вышеуказанных норм и разъяснений по их применению право собственника или законного владельца земельного участка может быть защищено как предъявлением требований о сносе существующих самовольных построек, так и предъявлением требований о прекращении зарегистрированного права собственности на те постройки, которые фактически не существуют, если регистрация такого права нарушает права собственника или законного владельца земельного участка. Удовлетворение и тех и других требований является основанием для внесения соответствующих записей в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Государственная регистрация права собственности Окорокова В.В. на объект недвижимости - жилой дом непосредственно затрагивает права и законные интересы Министерства имущественных и земельных отношении Тульской области, поскольку наличие у Окорокова В.В. в собственности жилого дома на арендуемом земельном участке порождает с учетом требований статей 39.3, 39.20 Земельного кодекса РФ обязанность министерства предоставить владельцу недвижимости земельный участок в собственность за плату без проведения торгов и, соответственно, без уплаты реальной стоимости земельного участка.
В силу названных обстоятельств, Министерство имущественный и земельных отношений Тульской области, как орган, осуществляющий полномочия по использованию и распоряжению публичными землями, вправе предъявить иск о признании отсутствующим зарегистрированного права на объект, сведения о котором в ЕГРН не соответствует действительности, зарегистрированное право на который на земельном участке создает угрозу нарушения публичных интересов, связанных с использованием и предоставлением земельного участка, находящегося в публичной собственности.
Поскольку регистрация права собственности на объект недвижимости Окорокова В.В. как на жилой дом произведена безосновательно в отношении объекта, не обладающим признаками индивидуального жилого дома, следовательно, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ года право Окорокова В.В. на жилой дом должно быть признано отсутствующим.
Таким образом, право Министерства имущественных и земельных отношении Тульской области может быть защищено таким способом, как признание права собственности Окорокова В.В. на жилой дом отсутствующим.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Министерства имущественных и земельных отношении Тульской области о признание права собственности Окорокова В.В. на жилой дом отсутствующим подлежат удовлетворению.
Поскольку на арендуемом Окороковым В.В. земельном участке пригодным для постоянного проживания жилой дом отсутствует, Министерство имущественный и земельных отношений Тульской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ года правомерно в соответствии со статьями 39.3, 39.20 Земельного кодекса РФ отказало в предоставлении земельного участка с К№ № в собственность за плату без проведения торгов, и основания для возложения обязанности предоставить в собственность за плату земельный участок с К№№, расположенный по адресу: <адрес>, в срок не более 30 дней с момента подачи заявления отсутствуют.
Окороков В.В. не лишен возможности в течение установленного срока использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, а также привести спорный объект в соответствие с требованиями, предъявляемыми приведенными выше положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Окорокова Виктора Васильевича к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ суд
решил:
исковые требования Министерства имущественных и земельных отношении Тульской области к Окорокову Виктору Васильевичу о признании права собственности отсутствующим удовлетворить.
Признать право собственности Окорокова Виктора Васильевича на жилой дом с К№№ отсутствующим.
В удовлетворении требований Окорокова Виктора Васильевича к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи жалобы в Зареченский районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий/подпись И.Н. Алехина