Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-17/2015 ~ М-26/2015 от 21.01.2015

Копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 февраля 2015 года                                                             город Саратов

Саратовский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего по делу - Ковалёва С.С.,

при секретаре - Долгушовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части Редкачева Сергея Сергеевича об оспаривании действий начальника 5 отдела (<адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее по тексту - 5 отдел «Центррегионжилье»), начальника 1 отдела (<адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее по тексту - 1 отдел «Центррегионжилье») и начальника Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее по тексту - «Центррегионжилье»), связанных отказом в заключении договора социального найма, снятием с учета нуждающихся в получении жилья и нерассмотрением вопроса о выдаче справке о сдаче жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Редкачев С.С. обратился в военный суд с заявлением, в котором указал, что проходит военную службу в войсковой части общая продолжительность его военной службы составляет более 20 лет, и он подлежит увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В июне 2014 года ему на состав семьи 5 человек (он, супруга и трое детей) Энгельсской КЭЧ района было распределено жилое помещение по адресу: <адрес>-1, <адрес>. В марте 2008 года брак между ним и его супругой - Редкачевой Н.Н. прекращен, после чего он создал новую семью и выехал из указанного жилого помещения не другое постоянное место жительства.

После выезда из занимаемого жилого помещения в нем остались проживать его бывшая супруга и дети, которые отказываются выселяться из нее, а Редкачев С.С. на основании решений судов был признан утратившим право пользования данным жилым помещением и ему отказано в удовлетворении иска об определении порядка пользовании, в связи с чем он лишен возможности сдать указанную квартиру в установленном законом порядке. По вопросу получения справки о сдаче указанного жилого помещения он обращался в <адрес> в чем ему было отказано, а также в 1 отдел «Центррегионжилье», где вопрос о выдаче ему справки о сдаче жилого помещения так и не был рассмотрен по существу.

С октября 2013 года Редкачев С.С. с составом семьи 1 человек принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Однако, в дальнейшем на основании решения начальника территориального отделения (заселения) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в <адрес> (далее по тексту - территориальное отделение «Центррегионжилье») от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в заключении договора социального найма на распределенное жилое помещение и он был снят с учета нуждающихся в получении жилого помещения.

Считая указанное решение начальника территориального отделения «Центррегионжилье», а также действия 1 отдел «Центррегионжилье», связанные с невыдачей ему справки о сдаче жилого помещения незаконным и ссылаясь на положения Конституции РФ, Федеральных законов «О статусе военнослужащих», «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и Жилищного кодекса РФ, Редкачев С.С. указывает, что оснований для отказа ему в заключении договора социального найма, снятия с учета нуждающихся в получении жилья, а также для невыдачи справки о сдаче жилого помещения не имелось. Должностными лицами не учтено, что он выехал из жилого помещения по адресу: <адрес>-1, <адрес>, чтобы проживать с новой семьей, так как семейные отношения с бывшей супругой не сложились, после чего он был признан утратившим право пользования и выселен из данного жилого помещения, в связи с чем он не может в судебном порядке требовать выселения проживающих в нем лиц, а также требовать вселения для проживания в нем членов своей новой семьи. Кроме того, он неоднократно обращался в соответствующие органы для сдачи причитающейся ему части данного жилого помещения, а также с требованиями о выселении бывших членов семьи, что осталось без должного реагирования.

Помимо того, лишение его права на получение справки о сдаче жилья в соответствии с приказом Министра обороны РФ -

через своего представителя - Суфиярова И.С. обратился в военный суд с заявлением, в котором указал, что проходил военную службу в войсковой части и был досрочно уволен по состоянию здоровья на основании пп. «б» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В июле 2014 года он обратился в территориальное отделение ФГКУ «Центррегионилье» по вопросу принятия его на учет нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства в <адрес>. Однако, решением начальника названного учреждения ему было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании ч. 2 ст. 51 ЖК РФ - наличие у военнослужащего и членов его семьи жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма и принадлежащих им на праве собственности.

Считая данное решение незаконным и ссылаясь на положения Конституции РФ, Федерального закона «О статусе военнослужащих», заявитель указывает, что имеющаяся у него в собственности 1/2 жилого помещения по адресу: <адрес> было приобретено им до заключения с Министерством обороны РФ контракта о прохождении военной службы, а его физический износ составляет 72 процента, поэтому учет данного жилого помещения при решении его жилищного вопроса является незаконным. Имеющиеся в собственности его супруги жилые помещения по адресу: <адрес> были приобретены ею на основании безвозмездных сделок, являются ее единоличной собственности и также не могут учитываться при решении его жилищного вопроса. По смыслу действующего законодательства, при решении его жилищного вопроса должны учитываться только жилые помещения, которые были получены военнослужащим от военного ведомства в связи с прохождением военной службы, а таковых у него не имеется.

Таким образом, поскольку общая продолжительность военной службы заявителя в льготном исчислении составляет более 20 лет и он был уволен с военной службы по льготному основанию, то он имеет право на получение жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства.

Помимо того, Магдеев К.И. указал, что по сложившейся практике наличие у военнослужащих и членов их семей жилых помещений в собственности препятствует признанию их нуждающимися в жилых помещениях, что, по его мнению, нарушает конституционный принцип равенства всех военнослужащих перед законом.

На основании изложенного, Магдеев К.И. в окончательной редакции своих требований просит суд:

  1. Признать незаконным и отменить решение начальника территориального отделения ФГКУ «Центррегионжилье» об отказе в принятии его на учет нуждающихся в получении жилых помещений;
  2. Обязать руководителя ФГКУ «Центррегионжилье» и начальника территориального отделения ФГКУ «Центррегионжилье» рассмотреть вопрос о принятии его на учет нуждающихся в получении жилых помещений для постоянного проживания.

В судебном заседании представитель заявителя Магдеева К.И. - Суфияров И.С. поддержал указанные требования и настаивал на их удовлетворении.

Начальник территориального отделения ФГКУ «Центррегионжилье» - Жадан А.А. требования Магдеева К.И. не признал и просил отказать в их удовлетворении, поскольку оспариваемое решение является законным, обоснованным и мотивированным.

Выслушав доводы сторон и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно выпискам из приказов Командующего ракетными войсками стратегического назначения от ДД.ММ.ГГГГ (по личному составу) и от ДД.ММ.ГГГГ (по строевой части) Магдеев К.И. уволен с военной службы по состоянию здоровья (пп. «б» п. 3 ст. 51 Федерального закона) и с ДД.ММ.ГГГГ он исключен из списков личного состава войсковой части . Общая продолжительность военной службы Магдеева К.И. составляет более 10 лет.

В судебном заседании установлено, что Магдеев К.И. относится к категории военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, является ветераном боевых действий, а его общая продолжительность военной службы составляет более 10 лет, что подтверждается выпиской из его послужного списка, копией удостоверения БК № 0619964, а также названными выписками из приказов.

В период прохождения военной службы Магдеев К.И. обратился к начальнику территориального отделения ФГКУ «Центррегионжилье» с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства в <адрес> на состав семьи из двух человек (он и сын - Магдеев М.К.), что подтверждается копиями его заявлений от ДД.ММ.ГГГГ и материалами жилищного дела.

Как следует из содержания решения начальника территориального отделения ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № 19/221, Магдееву К.И. было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма ввиду наличия у военнослужащего и членов его семьи жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма и принадлежащих на праве собственности. В решении указано, что Магдееву К.И. принадлежит 1/2 собственности жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 66,6 кв.м., а его супруге - Магдеевой Е.А. принадлежат на праве собственности жилые помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 50,40 кв.м., и <адрес>, общей площадью 32,50 кв.м., в связи с чем он и члены его семьи обеспечены жильем по установленным нормам и оснований для признания его нуждающимся в жилье не имеется.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Магдееву К.И. принадлежит на праве собственности 1/2 доли жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 66,6 кв.м., которое было приобретено им на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Физический износ дома согласно представленной заявителем выписки из технического паспорта на данное жилое помещение составляет 72 процента.

Свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ 43-АВ 667974 и от ДД.ММ.ГГГГ 43-АВ 607721 подтверждается, что супруге Магдеева К.И. - Магдеевой Е.А. принадлежат на праве собственности жилые помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 50,4 кв.м., и <адрес>, общей площадью 32,5 кв.м.

Согласно свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ Магдеев К.И. и ФИО8 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель заявителя - Суфияров И.С. пояснил, что Магдеев К.И. проживает вместе с супругой и сыном в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 50,4 кв.м., а в других жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности, кто-либо из их родственников не проживает.

В соответствии с положениями ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлены основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрен механизм реализации ими права на жилище и определены источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.

О специальном характере положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищном кодексе Российской Федерации порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.

Порядок реализации права на жилище военнослужащими определен в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а порядок их обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма в Вооруженных Силах РФ соответствующей Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1280.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

При этом военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1280, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, отвечающие ряду требований, обеспечиваются жилыми помещениями при увольнении с военной службы и при перемене места жительства, при этом документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Из приведенных нормативных положений следует, что военнослужащие, не обеспеченные при увольнении с военной службы жилыми помещениями, при перемене места жительства не утрачивают право на обеспечение жильем.

В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1054.

Согласно пп. «и» п. 7 Правил учета избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

Вместе с тем наличие у таких граждан в собственности индивидуального жилого дома (квартиры), в соответствии с пп. «а» п. 10 Правил учета, является препятствием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

В системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства пп. «а» п. 10 Правил учета допускает возможность улучшения гражданами жилищных условий путем получения жилого помещения по договору социального найма, независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общих требований - предоставления жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает права на получение жилья военнослужащими в избранном месте постоянного жительства после увольнения с военной службы по договору социального найма, имеющими в собственности жилые помещения по установленным нормам.

Согласно постановлению Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в муниципальном образовании городское поселение <адрес>» учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений установлена в размере 6 кв.м. общей площади жилого помещения, участников и инвалидов боевых действий, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий - 9 кв.м. общей площади жилого помещения.

Как установлено в судебном заседании, Магдееву К.И. на праве собственности принадлежит 1/2 доли жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 66,6 кв.м. (то есть 33,3 кв.м.), в связи с чем суд приходит к выводу, что заявитель и все члены его семьи являются обеспеченными данным жилым помещением по установленным нормам, так как минимальный размер обеспеченности его семьи жилым помещением с учетом установленной учетной нормы для ветеранов боевых действий составляет не менее 27 кв.м. общей площади жилого помещения.

При этом, доводы заявителя о существенном, по его мнению, износе данного жилого помещения не могут повлиять на данный вывод суда, поскольку в судебном заседании установлено, что оно аварийным либо непригодным для проживания не признано, и в силу ст. 30 Жилищного кодекса РФ именно на собственника жилого помещения возлагается обязанность по его содержанию и поддержанию в надлежащем состоянии.

Кроме того, применительно к настоящему делу законность решения начальника территориального отделения ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № 19/221, об отказе Магдееву К.И. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, подлежит оценке исходя из документов, представленных заявителем в обоснование своей нуждаемости в постановке на такой учет и имевшихся в распоряжении указанного должностного лица на момент его принятия, а не путем исследования технического состояния рассматриваемого жилого дома.

В судебном заседании также установлено и не оспаривалось представителем заявителя, что заявитель Магдеев К.И. и члены его семьи (супруга и сын) совместно проживают в принадлежащем его супруге на праве собственности жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 50,4 кв.м., а также, что у супруги заявителя имеется в собственности жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 32,5 кв.м.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения, по общему правилу, имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником.

Как следует из пп. «а» п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», для признания названных лиц вселенных собственником в жилое помещение членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения с ним общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной и иной материальной поддержки.

Следовательно, проживая в упомянутом жилом помещении, заявитель и члены его семьи также являются обеспеченными жилым помещением выше учетной нормы, установленной <адрес>.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания незаконным и отмены решения начальника территориального отделения ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № 19/221, об отказе Магдееву К.И. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку при установленных по делу обстоятельствах, он, безусловно, не имеет законных оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Позицию заявителя о том, что при оценке обеспеченности его семьи жильем необходимо учитывать только жилые помещения, полученные за счет военного ведомства, суд находит несостоятельной, поскольку она противоречит положениям приведенного законодательства.

Его же доводы относительно нарушения конституционного принципа равенства всех военнослужащих перед законом в связи с препятствием признания их нуждающимися в получении жилья из-за наличия жилых помещений в собственности являются голословными, поскольку они основаны на неправильном толковании закона.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 и 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Редкачева ФИО11 удовлетворить частично.

Признать действия начальника 1 отдела (<адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, с нерассмотением по существу заявления Редкачева ФИО12 о выдаче справки о сдаче жилого помещения.

Обязать начальника 5 отдела (<адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ рассмотреть вопрос о выдаче Редкачеву ФИО13 справки о сдаче жилого помещения.

В удовлетворении остальной части требований Редкачеву С.С. - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Саратовский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>а

2-17/2015 ~ М-26/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Редкачев Сергей Сергеевич
Другие
ТО ЦРЖ МО РФ
ЦРЖ МО РФ
Суд
Саратовский гарнизонный военный суд (Саратовская область)
Судья
Ковалев Сергей Семенович
Дело на сайте суда
saratovgvs--sar.sudrf.ru
21.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2015Передача материалов судье
22.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2015Подготовка дела (собеседование)
27.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2015Судебное заседание
05.02.2015Судебное заседание
12.02.2015Судебное заседание
17.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2016Дело оформлено
08.02.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее