РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2022 года г.Самара
Октябрьский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Федоровой И.А.,
при секретаре судебного заседания Ахметзяновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1864/22 по иску прокурора г.Самары к Администрации г.о. Самара, МП г.о. Самара «Благоустройство», Департаменту городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара, Департаменту градостроительства г.о. Самара, Администрации Октябрьского внутригородского района г. Самары, третьему лицу ОГИБДД УМВД России по г. Самаре об обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Самары обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что Прокуратурой города Самары проверено исполнение требований Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об Автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при выполнении мероприятий по содержанию и ремонту автомобильных дорог городского округа Самара. Установлено, что между Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара и муниципальным предприятием городского округа Самара «Благоустройство» (далее - МП «Благоустройство») 30.06.2021 заключен муниципальный контракт № 26-МЗ/21 на «Выполнение работ по обеспечению эксплуатационного состояния автомобильных дорог, пешеходных зон и элементов их обустройства на территории Куйбышевского, Ленинского, Железнодорожного, Советского, Октябрьского, Промышленного и Красноглинского внутригородских районов городского округа Самара». Установлено, что ОГИБДД УМВД России по г. Самаре 26.04.2021 в ходе проверки соблюдения требований к обеспечению эксплуатационного состояния автомобильных дорог городского округа Самара, расположенных на территории Октябрьского внутригородского района, выявлены дефекты - разрушения покрытия тротуара (выбоина) площадью более 0.2 кв.м., разрушения бордюрного камня, отделяющего проезжую часть от тротуара по адресу: г.Самара, ул. Клиническая, в районе дома № 14. Для устранения нарушений 29.04.2021 выдано предписание сроком исполнения - 7 суток. В ходе повторной проверки выявлено, что в установленный предписанием срок нарушения не устранены, виновные должностные лица привлечены к административной ответственности по ст.ст. 12.34 и 19.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, просит суд обязать муниципальное предприятие городского округа Самара «Благоустройство» и Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара солидарно устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, обеспечив в семидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда проведение работ: - по устранению разрушения покрытия тротуара (выбоин) площадью более 0.2 кв.м, по адресу: г.Самара, ул. Клиническая, в районе дома № 14, - по устранению разрушений бордюрного камня, отделяющего проезжую часть от тротуара по адресу: г.Самара, ул. Клиническая, в районе дома № 14.
Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация г.о. Самара, Департамент градостроительства г.о. Самара, Администрация Октябрьского внутригородского района г. Самара, в качестве третьего лица, не заявляющего относительно предмета самостоятельных требований ОГИБДД УМВД России по г. Самаре.
Представитель истца Попова Е.Ю., действующая на основании удостоверения, заявленные требования поддержала, просила удовлетворить, обязать Администрацию г.о. Самара устранить допущенные нарушения.
Представитель ответчиков Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самары, Администрации г.о. Самара Меньшикова М. А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Администрации Октябрьского внутригородского района г. Самара Дунаева Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований, просила отказать, дополнив, что Администрация Октябрьского внутригородского района г. Самара не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара Калинина А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований, просила отказать, сославшись на то, что Департамент градостроительства г.о. Самара не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Представитель третьего лица ОГИБДД УМВД России по г. Самаре Мещерякова У.Е., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Изучив материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, выслушав мнение сторон, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, как это предусмотрено статьей 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Судом установлено, что между Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара и муниципальным предприятием городского округа Самара «Благоустройство» (далее - МП «Благоустройство») 30.06.2021 заключен муниципальный контракт № 26-МЗ/21 на «Выполнение работ по обеспечению эксплуатационного состояния автомобильных дорог, пешеходных зон и элементов их обустройства на территории Куйбышевского, Ленинского, Железнодорожного, Советского, Октябрьского, Промышленного и Красноглинского внутригородских районов городского округа Самара».
В соответствии с условиями указанного контракта МП «Благоустройство» обязуется обеспечить выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог городского округа Самара, в том числе ГОСТ 32946-2014, ГОСТ Р 50597-2017.
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения включены в ГОСТ Р 50597- 2017, утвержденный приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Согласно 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 не должны иметь загрязнений (мусор, грязь) и отдельных разрушений площадью более 0,2 м2, покрытие велосипедных дорожек - площадью более 0,06 м2.
Установлено, что ОГИБДД УМВД России по г. Самаре 26.04.2021 в ходе проверки соблюдения требований к обеспечению эксплуатационного состояния автомобильных дорог городского округа Самара, расположенных на территории Октябрьского внутригородского района, выявлены дефекты - разрушения покрытия тротуара (выбоина) площадью более 0.2 кв.м., разрушения бордюрного камня, отделяющего проезжую часть от тротуара по адресу: г.Самара, ул. Клиническая, в районе дома № 14.
Для устранения нарушений 29.04.2021 государственным инспектором отделения ДИ ОГИБДД Управления МВД России по г. Самаре Сологубовым Р.А. составлен протокол 63СР 036049 от 29.04.2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении Администрации г.о.Самара, в связи с тем, что Администрация г.о. Самара, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание улично-дорожной сети в безопасном для дорожного движения состоянии, допустила нарушения, а именно: дефекты дорожного покрытия в виде отдельных повреждений (выбоин) на тротуаре более 15 см., глубиной более 5 см., площадью более 0,06м.2, а также поврежден бортовой камень, отделяющий проезжую часть от тротуара по адресу: г. Самара, ул. Клиническая, в районе дома №14; дефекты дорожного покрытия в виде отдельных повреждений (выбоин) на дороге более 15 см., глубиной более см., площадью более 0,06м.2 по адресу: г. Самара, Московское шоссе в районе дома №126, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.
В ходе повторной проверки выявлено, что в установленный предписанием срок нарушения не устранены.
Постановлением мирового судьи судебного участка №27 Ленинского судебного района г. Самара Самарской области от 22.06.2021 Администрация г.о. Самара признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Указанное постановление вступило в законную силу.
В силу части 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 данного федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно положениям пунктов 3 и 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" такие предусмотренные вопросы местного значения относятся к сельскому поселению, если они предусмотрены Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием
соответствующих органов исполнительной власти (статья 12 указанного федерального закона).
В силу статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация городского округа Самара состоит из отраслевых (функциональных) органов (ст. 25 Устава г.о. Самара).
На основании Положения "О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара", утв. Решением Думы городского округа Самара от 17.09.2015 № 681, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и экологии, наружной рекламы, лесного хозяйства (п. 1.1). Департамент выступает заказчиком по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства) (п. 3.1).
Из приведенных положений следует, что Администрация г.о. Самара в лице своего отраслевого органа Департамента городского хозяйства и экологии осуществляет полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с ответом Департамента градостроительства г.о. Самара от 22.06.2022 на судебный запрос информация о наличии (отсутствии) полосы отвода автомобильной дороги на ул.Клиническая г.Самары в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности отсутствует.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответственным органом по устранению разрушения покрытия тротуара (выбоин) площадью более 0.2 кв.м. и бордюрного камня, отделяющего проезжую часть от тротуара по адресу: г.Самара, ул. Клиническая, в районе дома № 14 является Администрация г.о. Самара.
Судом установлено, что до настоящего времени каких-либо мер, направленных на устранении выявленных нарушений стороной ответчика не предпринято.
Составленный государственным инспектором ДИ ОГИБДД Управления МВД России по г. Самаре Сологубовым Р.А. протокол 63СР 036049 от 29.04.2021 о дефектах в эксплуатационном состоянии тротуара, дорожного покрытия, улицы по указанному в иске адресу подтверждают данное обстоятельство.
Более того, не оспаривая факта установленных прокурором нарушений, ответчик каких-либо доказательств принятия им, как органом исполнительной власти, мер, направленных на их отсутствие, а равно устранение, не представил.
При таких обстоятельствах, учитывая, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, что подтверждено имеющимися в деле доказательствами, суд приходит к выводу о проявленном ответчиком Администрацией г.о. Самара бездействии в установленных нарушениях, повлекшее нарушение прав неопределенного круга лиц, к остальным ответчикам суд полагает необходимым отказать в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора г. Самары удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г.о. Самара (ИНН 6315700007 ОГРН 1026300967417) устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем организации работ по устранению разрушения покрытия тротуара (выбоин) площадью более 0,2 кв.м. по адресу: г.Самара, ул. Клиническая, в районе дома № 14, по устранению разрушения бордюрного камня, отделяющего проезжую часть от тротуара по адресу: г.Самара, ул.Клиническая, в районе дома № 14 в семидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, срок изготовления которого в течение 5 рабочих дней.
Судья: И.А. Федорова
Мотивированное решение суда изготовлено 05.08.2022