<данные изъяты>
<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Кротовой М.С.
при секретаре <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО «Верона Менеджмент» о взыскании неустойки, компенсации морального вреда.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «Верона Менеджмент» о взыскании неустойки в размере <данные изъяты> компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>., указывая, что ДД.ММ.ГГГГ заключила с ЖСК «Гранит» договор о порядке выплаты взносов №, в соответствии с которым определен порядок участия истца, как члена кооператива, в строительстве жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> участок 2 (северо-восточнее пересечения проспекта Металлистов и Лабораторной ул.), с целью получения в собственность однокомнатной квартиры, расположенной на 4/16 этаже, общей площадью <данные изъяты> кв.м. В соответствии с п. 6.5 договора, планируемый срок завершения строительства ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.2.1 Договора, размер паевого взноса составляет <данные изъяты>., который был оплачен истцом в полном объеме. Ответчик в установленный договором срок обязанность по передаче квартиры не исполнил. Истцом в адрес ответчика была направлена претензия о выплате неустойки, которая оставлена ответчиком без удовлетворения. Полагает, что к указанным отношениям подлежит применению положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», поскольку права кооператива на участие в создании объекта в том числе и квартиры истицы и дальнейшее получение ее в собственность возникает на основании инвестиционного договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ООО «Верона Менеджмент» и ЖСК «Гранит», в связи с чем фактически ответчик является застройщиком, поскольку привлекло денежные средства граждан через компанию ЖСК «Гранит».
Истец в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, воспользовалась своим правом на ведение дела через представителя.
Представитель истца - в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика,3-его лица в судебное заседание явилась, против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Правоотношения между истцом и ответчиком основаны на членстве ЖСК и регулируются специальными приоритетными нормами ЖК РФ, а именно положениями гл.11 и 12, и Уставом ЖСК «Гранит», поскольку истица принята в члены ЖСК «Гранит» на основании решения конференции кооператива от ДД.ММ.ГГГГ. ЖСК "Гранит" создан для удовлетворения потребностей членов кооператива в жилье путем участия в строительстве/реконструкции жилых домов. Федеральный закон № 214-ФЗ не регулирует отношения между ЖСК и его членами. Кроме того, ЖСК «Гранит» участвовал в строительстве как инвестор, а не застройщик, в связи с чем не принимал на себя обязательства ни по осуществлению строительства, ни по срокам строительства жилого дома, где расположена спорная квартира истца.
Суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав мнения сторон, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статей 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключила с ЖСК «Гранит» договор о порядке выплаты взносов №, в соответствии с которым определен порядок участия истца, как члена кооператива, в строительстве жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кондратьевский пр. участок 2 (северо-восточнее пересечения проспекта Металлистов и Лабораторной ул.), с целью получения в собственность однокомнатной квартиры, расположенной на <адрес>
Согласно п.1.1 Договора пайщик вносит в кооператив паевой и иные взносы, предусмотренные уставом кооператива, выплата которых является обязанностью пайщика как члена кооператива и основанием получения в будущем пайщиком в собственность жилого помещения в строящемся жилом доме на земельном участке, расположенном по адресу Санкт-Петербург, <адрес> участок 2 (северо-восточнее пересечения проспекта Металлистов и Лабораторной улицы).
В соответствии с п.1.2 Договора права кооператива на участие в создании объекта (и квартиры) и дальнейшее получение ее в собственность возникают на основании инвестиционного договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного кооперативом с ООО «Верона Менеджмент».
Пунктом 1.3 Договора установлены характеристики квартиры: индекс квартиры № количество <адрес>, общая площадь – <данные изъяты>., площадь балкона/лоджии – <данные изъяты>
В силу пунктов 2.1, 2.2 Договора паевого взноса, общая сумма паевого взноса на момент заключения настоящего договора составляет 3155954 руб., из расчета стоимости одного квадратного метра общей приведенной площади квартиры равной <данные изъяты>.
В соответствии с п.4.2 Договора установлен следующий порядок внесения платежей: до ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>., до ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты>
Свои обязательства по оплате истцом исполнены в полном объеме, что подтверждается, представленными в материалы дела платежными документами и не оспаривалось ответчиком ходе рассмотрения настоящего дела.
Отношения между сторонами основаны на членстве истца в жилищно-строительном кооперативе, деятельность которого регулируется разделом 5 ЖК РФ, и дополнительно урегулированы договором паевого взноса.
Согласно статье 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. Члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами.
При этом положениями статьи 110 ЖК РФ не предусмотрены какие-либо последствия за нарушение изложенных в ней требований со стороны жилищно-строительных кооперативов.
В соответствии со статьей 116 ГК РФ (действующей на момент заключения Договора о порядке выплаты взносов) потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (пункт 1). Устав потребительского кооператива должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков (пункт 2).
Соответственно, приобретение членом кооператива права собственности на жилое помещение в силу действующего законодательства не является результатом исполнения договора купли-продажи либо договора о выполнении работ (оказании услуг), предусматривающего передачу заказчику результата работ или услуг, а связывается с выплатой паевого взноса за такое помещение, предоставленное кооперативом (пункт 4 ст.218 ГК РФ).
Согласно п.3 ч.2 ст.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только: жилищно-строительными кооперативами, которые осуществляют строительство на земельных участках, предоставленных им в безвозмездное срочное пользование из муниципальной собственности или государственной собственности.
Как следует из правовой позиции, изложенной в пункте 11 «Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № допускается привлечение жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на этот момент в установленном порядке в эксплуатацию (пункт 3 части 2 статьи 1). Однако сами отношения, возникающие в связи с этим между гражданами и жилищно-строительными либо жилищными накопительными кооперативами, данным Федеральным законом не регулируются.
Следовательно, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не распространяется на правоотношения, возникающие между жилищным (жилищно-строительным) кооперативом и пайщиками. Такие правоотношения, включая объем и характер гражданско-правовой ответственности сторон, регулируются только нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, уставом кооператива либо заключенным между пайщиком и ЖСК договором.
Согласно пункту 1.1 Устава ЖСК «Гранит» он создан, как Жилищно-строительный кооператив решением Общего собрания учредителей (членов), протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, объединившихся на добровольной основе в целях удовлетворения потребностей членов Кооператив в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме. В соответствии с п. 2.1 Устава основной целью деятельности Кооператива является удовлетворение потребностей членов Кооператив в жилье.
Таким образом, ответчик является жилищно-строительным кооперативом, созданным как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов ЖСК в жилых помещениях путем объединения членами ЖСК паевых взносов.
Из преамбулы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» следует, что он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Как разъяснено в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ) Закон о защите прав потребителей распространяется.
В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Истица, вступив в члены ЖСК «Гранит», выразила свое согласие на присоединение к единым условиям членства в ЖСК, изложенным в Уставе.
Из буквального содержания заключенного договора следует, что между сторонами возникли не обязательственные (договорные), а корпоративные (членские) отношения, регулируемые Уставом данного кооператива, которые не подпадают ни под действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», ни под действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», его условия составляют лишь проектные характеристики жилого помещения, порядок и сроки подписания акта приема-передачи объекта, момент приобретения права собственности на объект недвижимости членом кооператива, порядок и основания прекращения членства в ЖСК.
Принимая во внимание, что законодательством, регулирующим правоотношения в сфере жилищно-строительной кооперации, а также заключенным договором внесения паевого взноса не предусмотрена неустойка за нарушение срока передачи объекта, суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных требований о взыскании с ответчика неустойки за нарушение сроков передачи квартиры отказать.
Разрешая требование истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд также исходит из того, что к спорным правоотношениям не подлежат применению нормы Федерального закона «О защите прав потребителей», в том числе, статья 15 указанного Закона, предусматривающая право потребителя на компенсацию морального вреда в случае нарушения продавцом (изготовителем, исполнителем) прав и законных интересов потребителя. Действующим законодательством не предусмотрено право члена ЖСК на компенсацию морального вреда в связи нарушением срока передачи ему квартиры. При этом доказательств, свидетельствующих о том, что ответчиком нарушены какие-либо личные неимущественные права истца или создана угроза каким-либо нематериальным благам истца, суду не представлено, а потому предусмотренных статьей 151 ГК РФ оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, - не имеется.
С учетом изложенного, не подлежит удовлетворению и требование истца о взыскании с ответчика предусмотренного статьей 6 статьи 13 Федерального закона «О защите прав потребителя» штрафа за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя.
В связи с отказом в удовлетворении иска, судебные расходы, понесенные истцом, возмещению по правилам Главы 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «Верона Менеджмент» о взыскании неустойки, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья - Кротова М.С.