Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 11 мая 2017 года
<адрес>
Николаевский районный суд <адрес>
в составе: председательствующего судьи Клименко С.В.
при секретаре ФИО3, с участием: истца ФИО1,
представителей ответчика – Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «<адрес> центральная районная больница» - ФИО6, ФИО4, действующих на основании доверенностей,
представителя ответчика – Комитета здравоохранения <адрес> – ФИО5, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «<адрес> центральная районная больница» и Комитету здравоохранения <адрес> о взыскании расходов на приобретение изделий медицинского назначения и взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанными требованиями, в обоснование которых указал, что он состоит на диспансерном учёте и наблюдается у врача-эндокринолога поликлиники ГБУЗ «<адрес> ЦРБ» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом сахарный диабет 2 типа, средней тяжести, декомпенсированный, диабетическая полинейропатия нижних конечностей, гипертоническая болезнь 3-й стадии, 3-й степени, риск 4, ожирение 1 степени, гемодинамическая стенокардия ХСН 1, ФС 2, ИБС.
В течение ДД.ММ.ГГГГ из-за несвоевременного получения инсулина, тест-полосок он неоднократно обращался в поликлинику ЦРБ, письменно к главврачу ГБУЗ «<адрес> ЦРБ», в Миноблздрав, но результат отсутствовал.
Также постоянно ему преходилось покупать за свой счет тест-полоски к глюкометру. Фактически ему отказывали в выписке положенных бесплатных рецептов, хотя, два инсулина, а также тест-полоски жизненно необходимы для него.
ДД.ММ.ГГГГ он вынужден был обратиться в <адрес> районный суд с иском к ГБУЗ «<адрес> ЦРБ», Комитету здравоохранения <адрес> о побуждении к обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения и взыскании расходов на их приобретение.
Решением Николаевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ иск был удовлетворен частично. Апелляционным определением Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение районного суда оставлено в силе. И дополнительно указано: «Признать незаконным бездействие ГБУЗ «<адрес> центральная районная больница» и обязать своевременно оформлять рецепты на тест полоски к глюкометру.
ДД.ММ.ГГГГ истец направил в службу судебных приставов <адрес> исполнительные листы по указанному решению суда.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением к прокурору с просьбой оказать помощь в возвращении ему денежных средств, затраченных на приобретение тест-полосок и игл для шприцов-ручек.
В дальнейшем при обращении в поликлинику ГБУЗ «<адрес> ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ему так не был выписан рецепт на тест полоски. Поэтому ему пришлось самому приобрести тест-полоски ДД.ММ.ГГГГ в количестве 50 штук на сумму 1208 рублей. Также ему и раньше приходилось приобретать тест-полоски и инсулиновые иглы. ДД.ММ.ГГГГ ему вновь пришлось приобретать 25 штук полосок к глюкометру за свои средства на сумму 607 рублей.
Считает, что ответчиками создана волокита по неисполнению решения суда и тем самым ему причинен моральный вред, так как нарушены его личные неимущественные права, а также имущественные права - использование своих денежных средств на приобретение тест-полосок, которые должны выдаваться бесплатно по рецепту врача.
Истец просит суд:
- взыскать с Комитета здравоохранения <адрес> понесенные расходы на приобретение тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови в сумме 6405 рублей 25 копеек;
- взыскать с соответствующего ответчика в его пользу в качестве компенсации морального вреда 100000 рублей и судебные расходы.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал и просит взыскать компенсацию морального вреда с обоих ответчиков.
Представители ответчиков иск не признали.
Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 находится на диспансерном учете в ГБУЗ «<адрес> ЦРБ» по заболеванию «сахарный диабет, тип 2», инвалидности не имеет. Медицинская помощь ФИО1 оказывается в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес>. Это обстоятельство признано сторонами и никем не оспаривается.
Порядок лекарственного обеспечения граждан, у которых отсутствует группа инвалидности, утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Порядка лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях. (далее – Постановление №-п) В соответствии с Постановлением №-п ФИО1 имеет право на бесплатное обеспечение льготными лекарственными препаратами по заболеванию «сахарный диабет». Врачами-специалистами ГБУЗ Волгоградская областная клиническая больница № ФИО1 рекомендованы инсулин аспарт <данные изъяты>) 26 ЕД/сутки, инсулин гларгин (<адрес>) 28 ЕД/сутки, измерение уровня глюкозы в крови тест-полосками Ван Тач Селек, которые входят в перечень Постановления №-п.
Эти обстоятельства также не оспариваются сторонами.
Согласно Постановления №-п обеспечение необходимыми лекарственными препаратами осуществляется в отношении граждан, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Порядка, за счет средств бюджета <адрес>. (п.7)
Учреждения здравоохранения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях гражданам за счет средств бюджета <адрес> (далее - учреждения здравоохранения), формируют для обеспечения граждан заявки на необходимые лекарственные препараты (далее - заявки), которые утверждаются руководителями учреждений здравоохранения и представляются в комитет здравоохранения <адрес>. (п.8)
Комитет на основании заявок учреждений здравоохранения формирует сводную заявку на необходимые лекарственные препараты. (п.9)
В судебном заседании представитель Комитета здравоохранения <адрес> объяснил, что медицинская помощь оказывается ФИО1 в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД.
Порядок лекарственного обеспечения граждан, у которых отсутствует группа инвалидности, утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п "Об утверждении Порядка лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях".
Постановлением №-п утверждены перечни групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с Постановлением №-п ФИО1 имеет право на бесплатное обеспечение льготными лекарственными препаратами по заболеванию сахарный диабет.
Потребность граждан, проживающих в <адрес>, в льготных лекарственных препаратах формируется учреждениями здравоохранения <адрес>, участвующими в программах льготного лекарственного обеспечения, па основании персонифицированной потребности и в соответствии с утвержденными стандартами лечения.
Закупка и отгрузка лекарственных препаратов, для бесплатного обеспечения различных категорий льготников, в прикрепленные аптечные организации осуществляются в соответствии с вышеуказанными заявками учреждений здравоохранения <адрес> в пределах выделенных бюджетных ассигнований.
Согласно представленной ответчиком документации в ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с персонифицированной заявкой ГБУЗ "<адрес> ЦРБ" на ФИО1 заявлено Тест-полоски One Touch horizon из расчета 720 тест-полосок в год, иглы медицинской организацией не заявлены.
В ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с персонифицированной заявкой ГБУЗ "Николаевская ЦРБ" заявлены Тест-полоски One Touch Select в количестве 720 тест-полосок в год, иглы не заявлены.
В ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с персонифицированной заявкой ГБУЗ "Николаевская ЦРБ" заявлены Тест-полоски One Touch Select в количестве 720 тест-полосок в год, иглы в количестве 120 штук в год.
Согласно записям первичной медицинской документации в ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ выписывались тест- полоски в количестве 250 штук.
В ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ выписывались тест-полоски в количестве 100 штук, ДД.ММ.ГГГГ иглы в количестве 100 штук.
В ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ выписывались тест-полоски в количестве 100
штук.
По медицинской документации ФИО1 неоднократно был на приеме у врача, ему каждый раз выписывались рецепты на те лекарства и медицинские изделия, в которых он нуждался и просил об их выдаче.
В медицинской документации ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обращений ФИО1 к врачам- специалистам в ГБУЗ "<адрес> ЦРБ" не зафиксировано. Льготным лекарственным обеспечением не пользовался. Заявок к заместителю главного врача по поликлинической работе по льготному обеспечению препаратами от ФИО1 и лечащего врача не поступало.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в ГБУЗ "<адрес> ЦРБ" на прием к врачу не обращался. Однако изделия медицинского назначения имелись в достаточном количестве для обеспечения ФИО1 в соответствии с потребностью, факт наличия изделий медицинского назначения подтверждается выпиской со склада ГУП "Волгофарм" на дату ДД.ММ.ГГГГ тест полоски "УанТач Селект" имелись в количестве 1418 упаковок, ДД.ММ.ГГГГ тест полоски "УанТач Селект" имелись в количестве 89 упаковок, ДД.ММ.ГГГГ в аптечных пунктах Волгофарма тест полоски "УанТач Селект" имелись в количестве 17 упаковок, Игла Микрофайл плюс в количестве 4 упаковок, ДД.ММ.ГГГГ тест полоски "УанТач Селект" имелись в количестве 532 упаковки, ДД.ММ.ГГГГ тест полоски "УанТач Селект" имелись в количестве 26 упаковок, ДД.ММ.ГГГГ тест полоски "УанТач Селект" имелись в количестве 2597 упаковок.
Таким образом, при обращении ФИО1 на прием к лечащему врачу ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,
по вопросу выписывания рецептов на изделия медицинского назначения, мог быть обеспечен изделиями медицинского назначения в установленный срок, так как изделия медицинского назначения на складе и аптечных пунктах ГУП "Волгофарм" имелись в достаточном количестве. По этим основаниям представитель Комитета здравоохранения <адрес> полагает в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании представитель ГБУЗ «Николаевская ЦРБ» ФИО6 объяснил, что ФИО1 является региональным льготником, состоит на диспансерном учёте и наблюдается у врача эндокринолога поликлиники ГБУЗ «<адрес> ЦРБ» <адрес> с 2002 года с диагнозом сахарный диабет, тип 2, инсулинопотребный. Ему были рекомендованы лекарственные препараты: Инсулин аспарт (<данные изъяты>), Инсулин гларгин (<данные изъяты>), измерения уровня глюкозы крови тест полоски Ван Тач Селект, которые входят в перечень Постановления №-<адрес> врачом ГБУЗ «Николаевская ЦРБ» ФИО7 на 2015, 2016 и 2017 год были подписаны заявки от учреждения здравоохранения для организации обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами за счет средств бюджета <адрес>, в список которых был включен ФИО1 и необходимые для него лекарственные средства: инсулин гларгин/лантус, инсулин аспарт/новорапид, тест-полоски Ван Тач Селект. В компетенцию ГБУЗ «Николаевская ЦРБ» входит формирование заявки на льготное лекарственное обеспечение для региональных льготников <адрес> ежегодно на каждый следующий календарный год. Заявка на 2016 и 2017 год утверждена Комитетом здравоохранения <адрес> в полном объеме. Закупкой лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов питания по региональным льготникам ГБУЗ «Николаевская ЦРБ» не занимается. Данная функция осуществляется Комитетом здравоохранения <адрес>. В обязанности больницы, в частности лечащего врача, входит выписывание рецептов на бесплатное получение в аптечном пункте № «Волгофарм». Ежедневно аптекой врачам предоставляются списки лекарств для льготников, имеющихся в наличии в аптечном пункте № «Волгофарм». Что касается больного ФИО1, то он не обращался в заявлениями о выдаче ему тест-полосок и игл для шприцов, иначе бы в амбулаторной карте были бы отметки. Если бы он просил выписать ему тест-полоски и иглы, то врач бы выписал. Кроме того, он относится к категории больного сахарным диабетом инсулинопотребным, а это относится к категории больных инсулинонезависимыми. Поэтому ФИО1 были положены тест- полоски в количестве 180 штук в год и иглы в количестве 110 штук в год, что следует из Приказа Минздрава РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. И его заболевание они кодировали в заявке под шифром Е11.9 как инсулинонезависимый, но заявку делали как для больного инсулинозависимого в количестве 720 штук в год. Это делали с запасом, на случай того, что заболевание ФИО1 перейдет в более тяжелую стадию, так как этот больной не выполнял рекомендации врача по снижению веса. Заявку на иглы для шприц-ручек больница в 2015 и 2016 году не делала, так как иглы были в наличии, поступившие из благотворительной организации и были розданы врачам для выдачи непосредственно больным.
Таким образом, доводы ответчика Комитета здравоохранения <адрес> сводятся к тому, что выдача рецептов на тест-полоски и иглы для шприцов носит заявительный характер, ФИО1 с таким заявлением при посещении врача не обращался, если бы обратился, то никаких проблем с обеспечением его этими медицинскими изделиями не было бы, так как они были в достаточном количестве на складах и в аптечных пунктах Волгофарма по области.
Доводы ответчика ГБУЗ «Николаевская ЦРБ» сводятся к тому, что ФИО1 за рецептами на тест-полоски и иглы не обращался, когда обращался, то врач выписывал ему рецепты на эти изделия. И ФИО1, как больному сахарным диабетом инсулинонезависимого типа, положено в год 180 тест-полосок и 110 игл.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об Основах здоровья граждан в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В целях обеспечения государственных гарантий оказания населению <адрес> бесплатной медицинской помощи в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 932, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 220-ОД утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания населению <адрес> бесплатной медицинской помощи на 2016 год и на плановый период 2017 года и 2018 года.
Согласно пп. 11 п. 1 Раздела 1 Приложения 1 к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания населению <адрес> медицинской помощи на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 г. за счет средств областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение приобретения для граждан лекарственных препаратов в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем, жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой и привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.
Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 151-ОД "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 206-ОД "Об областном бюджете на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 г.", <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 126-ОД "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", предусмотрена строка бюджетных средств, направленных на оказание отдельным категориям граждан государственной помощи по обеспечению лекарственными средствами.
Согласно приложению N 6 к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 151-ОД "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", приложению № к <адрес> "Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" утвержден перечень главных администраторов доходов областного бюджета - органов государственной власти <адрес>, приложению № к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 126-ОД "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", в качестве главного администратора поступлений в бюджет определен Комитет здравоохранения <адрес>. Указаны субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с п. 1.1. "Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных", утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания", при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них.
Согласно Приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами определено разделом II данного Порядка, согласно п. 2.7 которого, в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1837-ОД "Об охране здоровья граждан в <адрес>", органы исполнительной власти <адрес> в сфере охраны здоровья граждан, в том числе, осуществляют контроль в сфере охраны здоровья граждан в порядке, установленном действующим законодательством.
В силу п. ДД.ММ.ГГГГ. Положения "О Комитете здравоохранения <адрес>", утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 153, Комитет здравоохранения <адрес> в качестве осуществления своих полномочий, в том числе, организует на территории <адрес> в соответствии с действующим законодательством обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания.
Согласно п. 2 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 290-п "Об утверждении Порядка лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях", Комитету здравоохранения <адрес> постановлено организовать лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях.
В соответствии с п. 11.6 "Порядка лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях", утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 290-п к функциям Комитета здравоохранения <адрес> относится, в том числе, контроль за обеспечением граждан необходимыми лекарственными препаратами.
Таким образом, обеспечение лекарственными препаратами, а также контроль за обеспечением граждан необходимыми препаратами, является обязанностью Комитета здравоохранения <адрес>, исполнение которой, возложено на него действующим законодательством.
Ранее ФИО1 уже обращался в суд к данным ответчикам о признании незаконным бездействия в обеспечении его лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.
Решением Николаевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Судом постановлено обязать Государственное бюджетное учреждение – здравоохранения «Николаевская ЦРБ» своевременно оформлять рецепты ФИО1 на тест-полоски к глюкометру Ван Тач Селект в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.
Признать незаконным бездействие Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Николаевская ЦРБ» и Комитета здравоохранения <адрес>, выразившееся в необеспечении ФИО1 тест-полоски к глюкометру Ван Тач Селект в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Комитета здравоохранения <адрес> в пользу ФИО1 1775 рублей в возмещение расходов на приобретение тест-полосок.
Апелляционным определением Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ резолютивная часть решения Николаевского районного суда была изменена и изложенная в следующей редакции:
Признать незаконным бездействие ГБУЗ «Николаевская ЦРБ» и обязать своевременно оформлять рецепты на тест полоски к глюкометру.
Взыскать с Комитета здравоохранения <адрес> в пользу ФИО1 1775 рублей в возмещение расходов на приобретение тест полосок. В остальной части решение было оставлено без изменения.
Истец ФИО1 заявляет требования о взыскании расходов на приобретение тест полосок и игл на сумму 6405 рублей 25 копеек и предоставляет товарные чеки от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 812 рублей 25 копеек, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1015 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 982 рубля (иглы), от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1781 рубль, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1208 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 607 рублей.
Согласно ст. 61 ч.2 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В данном случае решение Николаевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ имеет для сторон преюдициальный характер.
Указанным решением было установлена незаконность бездействия ГБУЗ «Николаевская ЦРБ» по необеспечению ФИО1 тест полосками и взысканы с Комитета здравоохранения <адрес> его расходы на приобретение тест полосок в сумме 1775 рублей.
В заявленных в настоящем деле требованиях истцом подтверждены расходы на приобретение тест полосок ДД.ММ.ГГГГ на сумму 812 рублей 25 копеек, ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1015 рублей, ДД.ММ.ГГГГ на приобретение игл для шприц-ручек на сумму 982 рубля, ДД.ММ.ГГГГ на приобретение тест полосок на сумму 1781 рубль, ДД.ММ.ГГГГ на сумму1208 рублей, ДД.ММ.ГГГГ на сумму 607 рублей, а всего на общую сумму 6405 рублей 25 копеек.
Исходя из положений ст. 12, 56 ГПК РФ истцу следовало представить доказательства обращения за выдачей рецептов; необеспечения данных рецептов в установленный срок; причинно-следственной связи между несением расходов на приобретение тест-полосок и игл с несвоевременным обеспечением рецептов ГБУЗ «Николаевская ЦРБ»
Согласно информации из медицинской документации представленной ГБУЗ "Николаевская ЦРБ" зафиксированы следующие обращения ФИО1 к лечащему врачу:
на приеме у врача-специалиста рекомендованы и выписаны лекарственные препараты: Бисопролол, Эналаприл, Ацетилсалициловая кислота.
на приеме у врача-специалиста рекомендованы и выписаны лекарственные препараты: Новорапид, Лантус.
на приеме у врача-специалиста рекомендованы и выписаны лекарственные препараты: Новорапид, тест-полоски Ван Тач селект.
на приеме у врачей-специалистов рекомендованы
лекарственные препараты Флукоиазол, крем Бифосин, борный
спирт +салициловый спирт, Лантус.
на приеме у врача-специалиста рекомендован и выписан лекарственный препарат Лантус, а так же тест-полоски Ban Тач селект.
на приеме у врача-специалиста рекомендован и выписан лекарственный препарат Новорапид.
на приеме у врача-специалиста рекомендованы и выписаны лекарственные препараты: Бисопролол, Ацетилсалициловая кислота, Эналаприл.
на приеме у врача-специалиста рекомендован и выписан лекарственный препарат Лантус.
на приеме у врача-специалиста рекомендованы и выписаны лекарственные препараты: Лантус, Апидра.
ДД.ММ.ГГГГ на приеме у врача-специалиста рекомендованы лекарственные препараты: Омепразол, Дротаверин.
ДД.ММ.ГГГГ на приеме у врача-специалиста рекомендован и выписан лекарственный препарат Лантус.
ДД.ММ.ГГГГ на приеме у врача-специалиста рекомендованы и выписаны лекарственные препараты: Лантус, Новорапид.
на приеме у врача-специалиста рекомендованы и выписаны
лекарственные препараты: Эналаприл, Амло дипин, Моксонидин,
Ацетилсалициловая кислота.
ДД.ММ.ГГГГ на приеме у врача-специалиста рекомендованы и выписаны лекарственные препараты: Метформин, Новорапид, тест-полоски Ван Тач селект, иглы.
ДД.ММ.ГГГГ на приеме у врача-специалиста рекомендованы и выписаны лекарственные препараты: Спиронолактон, Эналаприл, Амлодипин, Ацетилсалициловая кислота.
ДД.ММ.ГГГГ на приеме у врача-специалиста рекомендованы и выписаны лекарственные препараты: Периндоприл, Ацетилсалициловая кислота, Амлодипин.
ДД.ММ.ГГГГ на приеме у врача специалиста рекомендован и выписан лекарственный препарат Аторвастатин.
ДД.ММ.ГГГГ на приеме у врача-специалиста рекомендован и выписан лекарственный препарат Аторвастатин. на приеме у врача-специалиста рекомендован и выписан лекарственный препарат Лантус.
ДД.ММ.ГГГГ на приеме у врача-специалиста рекомендованы и выписаны лекарственные препараты: Периндоприл, Ацетилсалициловая кислота, Амлодипин, Спиронолактон, Аторвастатии.
ДД.ММ.ГГГГ на приеме у врача-специалиста рекомендован и выписан лекарственный препарат Лантус.
ДД.ММ.ГГГГ на приеме у врача-специалиста рекомендован и выписан лекарственный препарат Новорапид.
ДД.ММ.ГГГГ на приеме у врача-специалиста рекомендованы и выписаны лекарственные препараты: Новорапид, Лантус, тест-полоски Ван Тач селект.
Истец в суде заявлял, что при каждом обращении к врачу на приеме он просил выписать ему рецепт на тест-полоски и иглы к шпиц-ручке, но каждый раз врач ему отказывал, мотивируя отсутствием этих изделий в наличии аптеке.
В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля врач-эндокринолог Николаевской ЦРБ ФИО8 показал, что является лечащим врачом ФИО1, страдающего сахарным диабетом 2 типа, инсулинопотребным. Наблюдает его уже много лет. ФИО1 постоянно является на прием к нему для получения инсулина и других, показанных ему препаратов, которые ему должны выписываться для бесплатного получения в аптеке. И каждый раз ФИО1 просит его выписать ему рецепт на тест-полоски и илы для шприц-ручек. Это происходило и в 2015 году, и в 2016 году, и в 2017 году. По заведенному у них в больнице порядку он каждую неделю из аптеки «Волгофарм» получает список наличия препаратов и изделий медицинского назначения, на которые выписываются бесплатные рецепты. Проблем с лекарствами, в частности с инсулином для ФИО1, не было. А вот с тест-полосками и иглами для шприц-ручек всегда были проблемы. Заявку больницы на эти изделия не выполняли в полном объеме и он вынужден был делить то незначительное количество поступающих изделий между почти 200 больными. Иглы он выдавал по нескольку штук на человека. А рецепты на тест-полоски ФИО1 выписывал только тогда, когда они были в наличии в аптеке. В других случаях отказывал в выдаче бесплатного рецепта. Даты обращений ФИО1 за такими рецептами он уже не помнит. В амбулаторной карте отказы в выдаче рецепта не фиксировались. Но ФИО1 на каждом приеме просил рецепт на тест-полоски и на иглы.
Таким образом, подтверждается обращения ФИО1 к лечащему врачу с просьбой выдать рецепты на тест-полоски и иглы. Доводы представителя Комитета здравоохранения <адрес>, что врач ФИО8 не может назвать даты обращений ФИО1 с такими требованиями, судом признаются несостоятельными, так как врач подтвердил, что на каждом приеме ФИО1 его об этом просил, а даты явки ФИО1 на прием к врачу представлены самим ответчиком и никем не оспариваются.
Также судом не принимаются доводы данного представителя о наличии тест-полосок и игл для предоставления их ФИО1, так как эти доводы основываются на наличии данных медицинских изделий на складах «Волгофарм» и аптечных пунктах по всей <адрес>, но не в аптечном пункте № <адрес>, где должен получать ФИО1 тест-полоски и иглы, и о наличии или отсутствии их в котором каждый раз справлялся врач-эндокринолог ФИО8, что и послужило отказом в выдаче рецептов.
Суд не может согласиться с доводами представителя Николаевской ЦРБ об отказе в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что ФИО1 положено только 180 тест-полосок в год, как больному инсулинонезависимым диабетом.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 748 утвержден Стандарт медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом (по Международной классификации болезней (МКБ-10) инсулинонезависимый сахарный диабет имеет код Е:11).
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом утвержден, в том числе, и перечень изделий медицинского назначения, в который входит тест для определения глюкозы крови к глюкометру, шприц-ручка для введения инсулина и инъекционные иглы к шприц-ручкам.
Согласно данному Стандарту обеспечение пациентов лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения производится из расчета на 365 дней лечения, при этом среднее количество тестов для определения глюкозы крови к глюкометру определено в размере 180 штук, инъекционных игл к шприц-ручкам - 110 штук, частота предоставления инъекционных игл - 0,1 (то есть предоставляются не каждому пациенту с диагнозом МКБ-10: Е 11).
Судом установлено, что ФИО1 с 2002 года наблюдается в ГБУЗ «Николаевская ЦРБ»" с диагнозом "сахарный диабет второго типа", инсулинопотребный, в связи с чем нуждается в инсулинотерапии. Это не оспаривается ответчиками.
Согласно консультативного листа областного диабетического центра ФИО9 врачом рекомендована периодичность уколов инсулина 4 раза в стуки и периодичность измерения уровня глюкозы в крови 4-5 раз в сутки, то есть в среднем в месяц 120-150 раз, что обусловливает нуждаемость заявителя в тест-полосках в соответствующем размере.
ФИО1 необходимыми тест-полосками не обеспечивался, в иные месяцы ему выдавались рецепты на приобретение тест-полосок, но в меньшем объеме, чем ему требуется.
Учитывая, что необеспеченность ФИО1 тест-полосками и иглами была обусловлена отсутствием данных изделий в аптечном пункте № ГУП «Волгофарм» <адрес>, а также учитывая, что обеспечение данными медицинскими изделиями возложено на Комитет здравоохранения, как главного распорядителя бюджетными средствами <адрес> на эти цели, суд полагает удовлетворение требований о взыскании расходов истца на приобретение тест-полосок возложить именно на этого ответчика.
По этим основаниям требования о взыскании с Комитета здравоохранения <адрес> расходов на приобретение тест полосок и игл в сумме 6405 рублей 25 копеек подлежат удовлетворению.
Что касается требований о взыскании компенсации морального вреда суд считает данные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части первой статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Таким образом, законодательно определено, что основанием возмещения морального вреда может быть только нарушение личных неимущественных прав, либо других нематериальных благ.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болыо, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В данном случае вред здоровью ФИО1 или какие либо другие негативные последствия не наступили, так как он приобрел тест- полоски и иглы к шприц-ручкам и, следовательно, мог осуществлять контроль уровня глюкозы в крови и делать уколы инсулина. Доказательств наступления вреда истцом не представлено. Нарушены были его имущественные права в виде непредусмотренных расходов по приобретению изделий медицинского характера.
В соответствии с частью второй статьи 1099 ГК РФ, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Следовательно, компенсация морального вреда за нарушение имущественных прав является исключением, из-за чего необходимо специальное указание закона на возможность применения указанной меры ответственности. В законе четко определены случаи возмещения морального вреда при нарушении имущественных прав.
Из вышеизложенного следует, что возможность компенсации морального вреда, причиненного гражданину в связи с нарушением его прав, зависит от того, какой характер носят те права, которые нарушены. Заявленное требование о компенсации морального вреда связано с нарушением имущественных прав ФИО1, выразившихся в приобретении им за свой счет тест-полосок и игл к шприц-ручкам и моральный вред компенсации не подлежит.
Заявленные требования по взысканию судебных расходов в соответствие со ст. 98 ГПК РФ подлежат удовлетворению пропорционально удовлетворе6нным требованиям. Истцом при подаче иска была уплачена государственная пошлина за требования имущественного характера в размере 400 рублей и требования неимущественного характера в размере 300 рублей. Судом удовлетворены требования имущественного характера к ответчику – Комитету здравоохранения <адрес>. Следовательно расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей подлежат взысканию именно с этого ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Комитета здравоохранения <адрес> в пользу ФИО1 расходы на приобретение изделий медицинского характера в размере 6405 рублей 25 копеек.
В удовлетворении исковых требований к Комитету здравоохранения <адрес> и Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Николаевская центральная районная больница» о взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Взыскать с Комитета здравоохранения <адрес> в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в апелляционном порядке в Волгоградский облсуд с подачей жалобы через Николаевский районный суд.
Судья: