дело № 2а-189/2022 (10RS0011-01-2021-005689-56)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сегежа 18 февраля 2022 года
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Скрипко Н.В.
при секретаре Никитенко Т.С.,
с участием Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Кытькова А.В.,
представителя административного ответчика ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия Ругачева К.А., действующего на основании доверенности,
представителя заинтересованных лиц УФСИН России по Республике Карелия, ФСИН России Демидовой С.А., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 7 УФСИН России по Республике Карелия об обязании произвести определенные действия, -
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с названным исковым заявлением к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия по тем основаниям, что в результате проведенной прокурорской проверки было установлено отсутствие в общежитиях учреждения, а также камерах ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ, в которых осужденные отбывают уголовное наказание, подводки горячего водоснабжения к санитарным приборам в нарушение требований СП «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 года № 1454/пр, СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП118.13330, СанПиН2.1.3684-21, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3. На основании изложенного прокурор просил обязать учреждение в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить горячим водоснабжением помещения всех общежитий (за исключением отряда карантин) для проживания осужденных, всех камер ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ исправительного учреждения, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки (ванны), душевые сетки и т.п.) в соответствии с требованиями пунктов 19.2.1 и 19.2.5 СП «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 года № 1454/пр, СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП118.13330, СанПиН2.1.3684-21, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3.
Административным истцом заявлены уточненные требования, в соответствии с которыми Карельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просил суд обязать учреждение в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить горячим водоснабжением помещения всех общежитий для проживания осужденных, всех камер ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ исправительного учреждения, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки (ванны), душевые сетки и т.п.) в соответствии с требованиями пунктов 19.2.1 и 19.2.5 СП «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 года № 1454/пр, СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП118.13330, СанПиН2.1.3684-21, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3.
В ходе рассмотрения дела по существу к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УФСИН России по Республике Карелия, ФСИН России.
В судебном заседании Карельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Кытьков А.В. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям. При этом пояснил, что представленные сведения в материалы дела об установке в некоторых отрядах учреждения промышленных водонагревательных приборов не свидетельствует об исполнении норм действующего законодательства, поскольку в соответствии с требованиями Норм обеспечения материальными ценностями раковины в отрядах должны быть установлены по одной на каждые 10 человек, тогда как в каждом отряде установлено только по одному водонагревателю. Приведенные в обоснование доводов сведения о том, что скважина, используемая учреждением для водозабора, не сможет обеспечить нужды учреждения необходимым объемом воды считал несостоятельными, поскольку из представленной лицензии следует, что объем ежедневного потребления для скважины был установлен исходя из запроса, невозможность давать большее количество воды не подтверждена материалами дела. К тому же лицензия была выдана именно ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия, в связи с чем обеспечение водой из указанной скважины еще двух учреждений ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия и ИЦ-1 УФСИН России документально никак не подтверждено. Доводы административных ответчиков о значительных расходах на топливо сводятся к финансовым затратам и не могут сказываться на праве лиц, отбывающих лишение свободы, на обеспечение их в соответствии с требованиями санитарных норм горячим водоснабжением.
Представитель ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия Ругачев К.А. заявленные требования не признал, поддержал ранее представленные письменные возражения, в соответствии с которыми Правила проектирования со Сводом правил СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы», утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 года № 1454/пр введены в действие только 21 апреля 2018 года. Из положений п. 1.1 СП 308.1325800.2017 следует, что последний распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы. Здания и сооружения учреждения были построены в 1970-1971 годах, работ по реконструкции, комплексному капитальному ремонту зданий для содержания осужденных не производилось.
По предварительным расчетам стоимость работ по обеспечению горячим водоснабжением может составлять более 13 000 000 руб., в то время, как на проведение работ по капитальному ремонту УФСИН России по Республике Карелия ежегодно выделяется порядка 9 699 000 руб.
Для обеспечения горячим водоснабжением отрядов учреждения, а также камер ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ необходимо:
- увеличить мощность котельного оборудования, а именно установить дополнительный котел водогрейный мощностью 0,3 Гкал/час, ориентировочная стоимость монтажа 900 000 руб.,
- произвести монтаж системы трубопроводов горячего водоснабжения, ориентировочная стоимость 8 500 000 руб.,
- дополнительно закупать ежегодно котельно-печное топливо для нагрева воды 210 тонн, стоимость около 2 700 000 руб.
В целях подачи ГВС в жилые отряды учреждения, помещения ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ учреждения увеличится общее водопотребление. На сегодняшний момент потребление воды осуществляется от собственных скважин, по отчетным данным за 2021 год расход воды учреждения в среднем составляет 490м3/сутки. При подаче дополнительного горячего водоснабжения увеличится ежесуточный расход объема воды, что приведет к понижению давления и ухудшению водоснабжения учреждения. В целях бесперебойной подачи воды необходимо будет провести ряд работ, а именно:
- проектирование комплекса геологоразведочных работ (далее – ГРР) по оценке запасов подземных вод;
- государственную геологическую экспертизу проекта ГРР;
- регистрацию работ по ГРР;
- проведение комплекса ГРР и оценке подземных вод с подсчетом запасов;
- опытные гидрогеологические работы (прокачка, откачка, восстановление уровня воды, отбор проб);
- ведение мониторинга подземных вод;
- анализ проб подземных вод в аккредитованных лабораториях;
- внесение изменений в проект санитарно-защитных зон водоисточника;
- проведение экспертизы проекта санитарно-защитных зон водоисточника с получением санитарно-эпидемиологического заключения;
- государственную экспертизу отчетов;
- сдачу отчета по оценке подземных вод с подсчетом запасов в фонды;
- внесение изменений в действующую лицензию в части увеличения объемов водопотребления.
Ориентировочная стоимость проведения всех видов проектирования, экспертиз, мониторинга подземных вод, госпошлин составит около 980 000 руб., срок проведения – порядка 3 лет.
В случае увеличения нагрузки на существующие сети водопровода, котельные, электрические подстанции, необходимые для обеспечения горячей водой, необходимо провести работы по реконструкции (модернизации) данных зданий и сооружений. Сети и электрические подстанции, находящиеся в эксплуатации в настоящее время, не справятся с дополнительной нагрузкой.
В настоящее время учреждением соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях лиц, отбывающих наказание. Для решения вопроса наличия доступа к горячей воде в части отрядов и помещениях камерного типа в учреждении уже размещены кипятильники промышленного изготовления и бойлеры бытовые, которые обеспечивают необходимый объем горячей воды для удовлетворения бытовых нужд осужденных. В помещениях камерного типа, на каждом посту установлены кипятильники для приготовления горячей воды, также по требованию осужденных в предусмотренное ПВР время горячая вода выдается в камеры в течение дня. В связи с чем считали, что административным истцом не доказано бездействие административного ответчика, нарушение каких-либо норм действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в подведомственном учреждении. Представленные материалы подтверждают, в том числе, выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья лиц, отбывающих наказание. На основании изложенного просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заинтересованных лиц УФСИН России по Республике Карелия, ФСИН России Демидова С.А. заявленные требования не признала, дала пояснения, аналогичные позиции административного ответчика. Дополнительно указала, что стоимость работ по реконструкции сетей и обеспечению горячим водоснабжением может составить более 16 800 000 руб., в то время как на проведение работ по капитальному ремонту УФСИН России по Республике Карелия в год выделяется порядка 9 699 000 руб., в связи с чем в случае удовлетворения заявленных требований мероприятия по обеспечению горячим водоснабжением исправительного учреждения повлекут за собой значительные затраты средств федерального бюджета. Также в исковом заявлении указан заведомо неразумный срок для устранения выявленных недостатков, с учетом необходимости проведения проектных мероприятий и выполнения самих работ. С целью определения стоимости работ и материалов, необходимых для прокладки дополнительных сетей горячего водоснабжения специалистами ОКСиР УФСИН России по Республике Карелия произведены приблизительные сметные расчеты, ориентировочная стоимость работ и материалов в ценах 2021 года составила 8 487 064 руб., окончательная стоимость будет определена после проведения проектных работ специализированной организацией и госэкспертизы данного проекта.
Также потребность учреждения в дополнительной тепловой энергии приведет к увеличению годовой потребности в угле каменном на подогрев воды для ГВС в отряды. На сегодняшний день водопотребление осуществляется от собственных скважин на основании лицензии ПТЗ 80478 ВЭ, выданной Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия, сроком действия до 15 июня 2043 года с целевым назначением «добыча подземных вод на участке недр «Сегежский ИК-7» для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения». Заявленная в лицензии потребность водоснабжения обеспечивает нужды трех учреждений ФКУ ИК-7, ФКУ СИЗО-2 и ФКУ ИЦ-1.
Заслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.
Частью 1 статьи 17 Конституции РФ определено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2 статьи 21 Конституции РФ).
Приказом Минюста РФ от 2 июня 2003 года № 130-ДСП в целях обеспечения условий содержания осужденных в исправительных учреждениях в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса РФ и обязательствами, принятыми Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ (Инструкция СП 17-02 Минюста России).
Согласно п. 1.1 Инструкции СП 17-02 Минюста России ее положения должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
В соответствии с пп. 19.2.1 и 19.2.5 свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 1454/пр от 20.10.2017, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением, подводку горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам.
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30 августа 1955 года первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.
В решении Европейского Суда по правам человека, в частности в Постановлении от 25 ноября 2010 года "Дело "К.Р. против Российской Федерации", указано, что в обязанности государства-ответчика входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Европейский Суд ранее указывал, что власти государства-ответчика не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведения прокурорской проверки в ответ на запрос начальником ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия Кошелевым А.А. были предоставлены сведения о том, что в помещениях общежитий, запираемых помещениях (отряд со строгими условиями отбывания наказания, камеры единых помещений камерного типа, камеры помещений камерного типа, камеры штрафного изолятора) отсутствует подводка горячего водоснабжения к санитарным приборам, в соответствии с СП 308.1325800.2017. Так как здание помещений ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ было построено в 1981 году, до утверждения и введения в действие свода правил СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 года № 1454/пр, а также на основании отсутствия в данном своде правил и норм обязывающих исправительное учреждение привести здания, сооружения и помещения в соответствие, работ по расчету и планированию подводки горячего водоснабжения в вышеуказанные помещения не производилось.
В соответствии со справкой заведующей канцелярией ФКУ ИК-7 УФИН России по Республике Карелия в ходе проверки раздела «Обращения граждан» в системе СЭД УИС заявлений (обращений) от осужденных в отношении администрации ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия по вопросу отсутствия горячего водоснабжения в запираемых помещениях не поступало.
Административным ответчиком в материалы дела представлена справка заместителя начальника учреждения подполковника внутренней службы П. от 17 февраля 2022 года, в соответствии с которой в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия организовано 8 отрядов для содержания осужденных. Для обеспечения лиц, отбывающих наказание, горячим водоснабжением в бытовых целях в шести отрядах установлены электрические водонагреватели воды (отряды карантин, отряд 1, отряд 4.2, отряд 7.2, отряд 6.3, отряд 6.2), а также в помещении ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ для выдачи в камеры на хозяйственно-бытовые цели. Также в помещении ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ имеется горячее водоснабжение от котельной учреждения для проведения помывки осужденных. Два отряда обеспечены горячим водоснабжением от котельной учреждения – отряд карантин, отряд 8.
В подтверждение изложенных сведений также приложены фотоматериалы, руководство по эксплуатации «Кипятильник электрический КНЭ-100М2 «Гейзер» на три прибора, инвентарные карточки учета нефинансовых активов о нахождении приборов на балансе учреждения.
Вместе с тем в соответствии с актом проверки ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия от 17 февраля 2022 года в отряде № 1 учреждения проживает 17 осужденных на втором этаже. В отряде 4.2 содержится 93 осужденных, размещенных на двух этажах, на первом этаже проживает 25 осужденных, на втором этаже – 68 человек. В отряде 7.2 содержится 77 осужденных, размещенных на двух этажах, на первом этаже – 28 человек, на втором этаже – 49 человек. В отряде 6.3 содержится 44 осужденных, размещенных на двух этажах, на первом этаже – 40 осужденных, на втором – 4 человека. В отряде 6.2 содержится 58 осужденных, размещенных на двух этажах, на первом этаже – 17 осужденных, на втором – 41 человек, в отряде карантин содержится 5 осужденных, в отряде 8 – 17 осужденных.
На первых и вторых этажах отрядов № 1, № 4.2, на втором этаже отряда № 7.2, на первом этаже отряда № 6.3 в помещениях санузлов установлено по 5 раковин, горячее водоснабжение к ним не подведено, имеется по одному отдельно стоящему электрическому водонагревателю проточного типа.
В отряде 7.2 в комнате санузла на первом этаже, на втором этаже отряда 6.3 установлено по 5 раковин, горячее водоснабжение к ним не подведено, водонагреватель проточного типа, бойлер отсутствуют, на первом этаже отряда 6.2 в помещении санузла установлены 4 раковины и 1 напольный душ со смесителем, в котором имеется горячее водоснабжение из бойлера, к раковинам горячая вода не подведена. На втором этаже указанного отряда установлено 8 раковин, к которым горячее водоснабжение не подведено, водонагреватель, бойлер отсутствуют. В отряде карантин в помещении санузла установлено 2 раковины, к которым горячее водоснабжение не подведено, водонагреватель, бойлер отсутствуют.
В отряде 8 в помещении санузла установлено 3 раковины, имеется вход в отдельный санузел, в котором установлена раковина с горячим водоснабжением и душевая комната, где также имеется горячее водоснабжение.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в учреждении в нарушение положений пп. 19.2.1 и 19.2.5 свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", горячее водоснабжение обеспечено не ко всем санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
При этом суд также принимает во внимание, что Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512 утверждены Номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов, из положений которого следует, что камеры ПКТ, ШИЗО оборудуются 1 умывальником на камеру, тогда как комнаты для умывания в отрядах оборудуются 1 умывальником на 10 человек в связи с чем установка в умывальной комнате 1 водонагревателя при наличии в санузле от 4 до 8 умывальников не может обеспечить нужды всех лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, по использованию горячего водоснабжения для удовлетворения естественных потребностей в условиях чистоты и пристойности.
Доводы административного ответчика и представителя третьих лиц о том, что действие Инструкции и Свода Правил распространяются на проектирование в строящихся и реконструируемых объектах, на объекты введенные в эксплуатацию до 2003 года не распространяется, не заслуживают внимания, так как фактически ставят в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия Инструкции и Свода Правил, с теми, кто находится в зданиях пенитенциарной системы, введенных в эксплуатацию после 2003 года, что свидетельствует о нарушении прав осужденных.
Отсутствие горячего водоснабжения является ущемлением права осужденных на отбывание наказания в условиях, отвечающих санитарным и гигиеническим требованиям. Кроме того, факт постройки и введение в эксплуатацию объектов до 2003 года не препятствует их переоборудованию с целью создания надлежащих условий содержания.
При этом предоставление горячей воды по требованию осужденных не является достаточным обеспечением нужд лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, поскольку носит ограничительный характер в количестве потребляемого коммунального ресурса.
В обоснование доводов о невозможности проведения учреждениям необходимых работ по обеспечению жилых помещений, всех камер ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ исправительного учреждения горячим водоснабжением административный ответчик представил в дело сведения о том, что водопользование учреждение осуществляет посредством скважины на основании лицензии ПТЗ № 80478 с целевым назначением – добыча подземных вод на участке недр «Сегежский ИК-7» для питьевого (хозяйственно-бытового) водоснабжения.
К указанной лицензии также приложены условия пользования недрами, в соответствии с п. 6.4 которых запасы питьевых подземных вод утверждены в количестве 490 м3 в сутки по категории «В», что за год составляет 178 850 м3.
Количество расходуемых недр учреждением представлено в таблице и соответствует 133 507,5 м3/год, для ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия – 24 447,1 м3/год.
Вместе с тем в силу п. 6.6 условий пользования недрами в случае изменения объема водоотбора пользователю недр необходимо обратиться в уполномоченный орган для корректировки водоотбора, исходя из обоснованных потребностей в подземных водах для целевого назначения. Также в п. 6.1 условий указывается на заявленную потребность в размере 490 м3/сут.
Нормы действующего законодательства в области недропользования также не содержат в себе запрета пользователям недр изменять объем их потребления в соответствии с изменяющимися потребностями.
Материалами дела факт предоставления воды в учреждения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия и ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Республике Карелия не подтвержден.
В соответствии с паспортом эксплуатационной скважины на воду № РИК-13030 водоносные горизонты залегают на глубине 44,2 – 100 м. (раздел фактическая конструкция скважины), в соответствии с паспортом эксплуатационной скважины на воду № РИК-13031 водоносные горизонты залегают на глубине 58,5-100 м. (раздел фактическая конструкция скважины), тогда как откачка воды происходит на глубине погружения труб до 83 м. в обоих случаях (раздел «результаты обратной откачки).
Исходя из представленных сведений о том, что объем водоотбора в размере 490м3/сут. носил заявительный характер, указание на возможное изменение объема водоотбора пользователем недр, суд приходит к выводу, что административным ответчиком в дело не представлено сведений, достоверно подтверждающих невозможность эксплуатации указанной скважины в большем объеме. От проведения по делу судебной экспертизы указанных обстоятельств стороны отказались.
Остальные доводы административных ответчиков и заинтересованных лиц сводятся к отсутствию должного финансирования учреждения для проведения работ по обеспечению жилых помещений и камер ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ горячим водоснабжением, вместе с тем достоверных и допустимых доказательств невозможности оборудования всех жилых помещений и камер ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ горячим водоснабжением в дело не представлено.
Исключение исправительных учреждений Республики Карелия из проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)» не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, а также не препятствует административному ответчику обращаться за финансированием для исполнения решения суда вне указанной федеральной программы.
В материалы дела административным ответчиком также не представлены доказательства в обоснование невозможности использования иных, альтернативных способов обеспечения лицам, отбывающим наказание, доступа к горячему водоснабжению (бойлеры, проточные водонагреватели).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями п. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Принимая во внимание возражения со стороны административного ответчика в части установления срока для устранения выявленных недостатков в 1 год, положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", значительный объем работ, подлежащих выполнению для обеспечения подвода горячего водоснабжения во все жилые помещения и камеры ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ в учреждении, а также объем финансовых затрат на их проведение, суд полагает разумным и достаточным определить срок для исполнения решения суда в размере 3 года. В удовлетворении требования об установлении меньшего срока суд считает необходимым отказать.
Руководствуясь ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, -
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, удовлетворить частично.
Обязать Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 7 УФСИН России по Республике Карелия в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить горячим водоснабжением помещения всех общежитий для проживания осужденных, всех камер ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ исправительного учреждения, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки (ванны), душевые сетки и т.п.) в соответствии с требованиями пунктов 19.2.1 и 19.2.5 СП «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 года № 1454/пр, СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП118.13330, СанПиН2.1.3684-21, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелии в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Скрипко
Решение в окончательной форме изготовлено 3 марта 2022 года.