Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2187/2016 ~ М-2029/2016 от 06.05.2016

Дело № 2-2187/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе председательствующего судьи            Юрченко Д.А.,

при секретаре судебного заседания                Хлебниковой И.А.,

с участием истца                            Сухова В.А.,

представителя истца                        Бирюковой М.П.,

21 июня 2016 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухова В.А. к Департаменту земельных ресурсов администрации Волгограда о признании распоряжения незаконным, признании права собственности на земельный участок и жилой дом,

установил:

Сухов В.А. обратился в суд с иском, в котором просит признать недействительным распоряжение Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда (далее по тексту Департамент) -р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка с учетным номером , кадастровым номером в собственность бесплатно; признать право собственности на жилой дом и земельный участок , расположенные по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований Сухов В.А. указал, что в его пользовании находится жилой дом и земельный участок , расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о согласовании возможности предоставления ему в собственность указанного земельного участка. Распоряжением Департамента земельных ресурсов Администрации Волгограда -рз от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема земельного участка на кадастровом плане территории с учетным номером проектной площадью <данные изъяты>. земель населенных пунктов для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного в зоне застройки объектами общественно- делового и жилого назначения на территориях, планируемых к реорганизации (<адрес>) по адресу: <адрес>, <адрес>; Сухову В.А. согласована возможность предоставления в собственность указанного земельного участка. Также данным распоряжением истцу предписано обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении данного земельного участка с целью осуществления его государственного кадастрового учета, также указано, что настоящее распоряжение действует в течение двух лет. ДД.ММ.ГГГГ, после выполнения предписанного, он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему собственность земельного участка бесплатно. Однако распоряжением Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда -р от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в связи с расположением испрашиваемого земельного участка в зоне застройки объектами общественно- делового и жилого назначения на территориях, планируемых к реорганизации (<адрес>), не предусматривающей вид разрешенного использования земельных участков «для размещения индивидуального жилого дома». Считает распоряжение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, поскольку ранее изданное распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ действует в течение двух лет, его заявление о предоставлении земельного участка в собственность фактически не было рассмотрено по существу, поскольку данные правоотношения возникли до вступления в законную силу Закона Волгоградской области №229-ОД от 29 декабря 2015 года, а закон обратной силы не имеет. Считает, что выразил свою волю на приобретение в собственность земельного участка бесплатно, в связи с чем его право должно быть обеспечено.

В судебном заседании истец Сухов В.А., а также его представитель, допущенная к участию в деле по устному ходатайству, Бирюкова М.П. заявленные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.

Представитель ответчика- Департамента земельных ресурсов Администрации Волгограда в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен заблаговременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело без их участия, в удовлетворении заявленных требований отказать. Из представленного отзыва на исковое заявления следует, что Сухов В.А. обратился в Департамент с просьбой предоставить в собственность бесплатно земельный участок (кад.), расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> Основания бесплатного предоставления установлены Законом Волгоградской области №123-ОД от 14 июля 2015 года. При этом в ст. 4 Закона Волгоградской области №229-ОД от 29 декабря 2015 года установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов. Так, в числе перечисленных оснований, согласно пункту 9 указанной нормы, основанием для отказа в предоставлении земельного участка является не соответствие вида разрешенного использования и (или) размеров испрашиваемого земельного участка правилам землепользования и застройки, правовым актам уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти Волгоградской области или уполномоченных органов местного самоуправления, определяющих в соответствии с федеральными законами использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются. Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка (кад.), разрешенное использование земельного участка «для эксплуатации индивидуального жилого дома». Согласно градостроительному заключению департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 01 марта 2016 года №42-05-ОБ, расположение спорного земельного участка находится в зоне застройки объектами общественно-делового и жилого назначения на территориях, планируемых к реорганизации (Д-2-2), которая не предусматривает вид разрешенного использования земельных участков «для размещения индивидуального жилого дома». Просят отказать в иске в полном объеме.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен заблаговременно и надлежащим образом, просят рассмотреть дело без их участия.

Выслушав мнения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в виду следующего.

В соответствии со ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу п.1 части первой ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно подпункту 7 ст.39.5 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных норм права Волгоградской областной Думой 30.06.2015 принят Закон Волгоградской области №123-ОД от 14 июля 2015 года (ред. от 28.08.2015) "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно", из преамбулы которого следует, что настоящий Закон принят во исполнение подпунктов 6 и 7 статьи 39.5 и статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи и порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Волгоградской области в собственность бесплатно, а также порядок постановки граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, на учет и снятия с учета, основания для отказа в таком предоставлении и предельные размеры предоставляемых земельных участков.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Сухов В.А. обратился Департамент с заявлением о согласовании возможности предоставления ему в собственность земельного участка.

Распоряжением Департамента земельных ресурсов Администрации Волгограда -рз от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема земельного участка на кадастровом плане территории с учетным номером проектной площадью 775 кв.м. земель населенных пунктов для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного в зоне застройки объектами общественно- делового и жилого назначения на территориях, планируемых к реорганизации (<адрес>) по адресу: <адрес>, <адрес>; Сухову В.А. согласована возможность предоставления в собственность указанного земельного участка. Также данным распоряжением истцу предписано обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении данного земельного участка с целью осуществления его государственного кадастрового учета, также указано настоящее распоряжение действует в течение двух лет (л.д.8).

Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В точности предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (п.1 части первой); подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п.2 части первой); принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п.3 части первой); обеспечение заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п.4 части первой); подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка (п. 6 части первой). Положения настоящей статьи не применяются в случае: 1) предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса (п.1 части седьмой).

Статья 39.15 ЗК РФ регулирует основания предварительного согласования предоставления земельного участка. В точности в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (часть 7); Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года (часть 14); лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ (часть 15); решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (часть16).

Аналогичные положения содержатся в Законе Волгоградской области №123-ОД от 14 июля 2015 года.

Как следует из обстоятельств дела, истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно. Указанным выше распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ, заявление Сухова В.А. рассмотрено, возможность предоставления земельного участка в собственность согласована.

Вместе с тем из анализа приведенных норм права следует, что само по себе согласование возможности предоставления земельного участка гражданину не является безусловным основанием для фактического предоставления сформированного земельного участка ему собственность, поскольку в силу ст. 39.15 ЗК РФ, такое согласование является необходимым условием для дальнейшего обращения гражданина в уполномоченный орган с заявлением в порядке ст. 39.17 ЗК РФ.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что доводы стороны истца о не рассмотрении по существу заявления Сухова В.А. о согласовании возможности предоставления ему в собственность земельного участка своего подтверждения не нашли, поскольку Департаментом ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение по существу заявления Сухова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями ст. 39.15 ЗК РФ.

Далее как следует из обстоятельств дела, ДД.ММ.ГГГГ, после выполнения требований, указанных в распоряжении Департамента -рз от ДД.ММ.ГГГГ, Сухов В.А. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему собственность бесплатно земельного участка.

Распоряжением Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда -р от ДД.ММ.ГГГГ Сухову В.А. было отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в связи с расположением испрашиваемого земельного участка в зоне застройки объектами общественно- делового и жилого назначения на территориях, планируемых к реорганизации (<адрес>), не предусматривающей вид разрешенного использования земельных участков «для размещения индивидуального жилого дома» (л.д.9).

В статье 39.16 ЗК РФ указаны основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В частности уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:… предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (п.19 части первой).

Также в п.9 ст. 4 Закона Волгоградской области от 29.12.2015 N 229-ОД "Об установлении оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в предварительном согласовании предоставления земельных участков и в предоставлении земельных участков без проведения торгов" (принят Волгоградской областной Думой 24.12.2015), указано, что решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов принимается при наличии хотя бы одного из следующих оснований: вид разрешенного использования и (или) размеры испрашиваемого земельного участка не соответствуют правилам землепользования и застройки, правовым актам уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти Волгоградской области или уполномоченных органов местного самоуправления, определяющих в соответствии с федеральными законами использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

В соответствии с п.3 части пятой ст. 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:… принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Согласно градостроительному заключению Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда №42-05-ОБ от 01 марта 2016 года, расположение испрашиваемого Суховым В.А. земельного участка находится в зоне застройки объектами общественно- делового и жилого назначения на территориях, планируемых к реорганизации (Д2-2), которая не предусматривает вид разрешенного использования земельных участков «для размещения индивидуального жилого дома» (л.д.46-47).

Таким образом на момент принятия ответчиком решения от ДД.ММ.ГГГГ по обращению Сухова В.А. о предоставлении ему собственность земельного участка бесплатно, испрашиваемый истцом земельный участок не мог быть ему предоставлен по заявленному виду разрешенного использования (для размещения индивидуального жилого дома) в связи с изменением вида использования земельного участка градостроительным заключением Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда №42-05-ОБ от 01 марта 2016 года.

В этой связи оснований для признании недействительным распоряжения Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда -р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Сухову В.А. в предоставлении земельного участка с учетным номером , кадастровым номером в собственность бесплатно у суда не имеется, поскольку данное распоряжение принято на основании и в сроки, установленные земельным законодательством.

Доводы истца о том, что на правоотношения между ним и Департаментом не могут распространяться положения Закона Волгоградской области №229-ОД от 29 декабря 2015 года суд находит не состоятельными, поскольку истец обратился в Департамент с заявлением в соответствии со ст. 39.17 ЗК РФ в период действия данного закона, и оснований для его неприменения не имеется.

Довод стороны истца том, что распоряжение Департамента -рз от ДД.ММ.ГГГГ действует в течение двух лет не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку данный срок установлен земельным законодательством и предназначен для реализации заявителем возможности в установленном порядке сформировать и поставить на кадастровый учет испрашиваемый земельный участок с целью последующего обращения в уполномоченный орган в порядке ст. 39.17 ЗК РФ.

Как разъяснено в пунктах 58, 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Каких- либо доказательств возникновения у Сухова В.А. права собственности на жилой дом и земельный участок , расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, материалы дела не содержат и стороной истца не представлено, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца в данной части также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ -░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░,- ░░░░░░░░.

░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, - ░░░░░░░░.

░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░> - ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                    ░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░ 2016 ░░░░.

░░░░░                                 ░░░░░░░ ░.░.

2-2187/2016 ~ М-2029/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сухов Владимир Александрович
Ответчики
администрация Волгограда Департамент земельных ресурсов
Другие
Бирюкова Марина Петровна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
Судья
Юрченко Дмитрий Александрович
Дело на сайте суда
vor--vol.sudrf.ru
06.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2016Передача материалов судье
10.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2016Подготовка дела (собеседование)
03.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2016Судебное заседание
27.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2016Дело оформлено
13.11.2016Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее