Дело № 2-2187/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Юрченко Д.А.,
при секретаре судебного заседания Хлебниковой И.А.,
с участием истца Сухова В.А.,
представителя истца Бирюковой М.П.,
21 июня 2016 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухова В.А. к Департаменту земельных ресурсов администрации Волгограда о признании распоряжения незаконным, признании права собственности на земельный участок и жилой дом,
установил:
Сухов В.А. обратился в суд с иском, в котором просит признать недействительным распоряжение Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда (далее по тексту Департамент) №-р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка с учетным номером №, кадастровым номером № в собственность бесплатно; признать право собственности на жилой дом и земельный участок №, расположенные по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований Сухов В.А. указал, что в его пользовании находится жилой дом и земельный участок №, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о согласовании возможности предоставления ему в собственность указанного земельного участка. Распоряжением Департамента земельных ресурсов Администрации Волгограда №-рз от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема земельного участка на кадастровом плане территории с учетным номером № проектной площадью <данные изъяты>. земель населенных пунктов для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного в зоне застройки объектами общественно- делового и жилого назначения на территориях, планируемых к реорганизации (<адрес>) по адресу: <адрес>, <адрес>; Сухову В.А. согласована возможность предоставления в собственность указанного земельного участка. Также данным распоряжением истцу предписано обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении данного земельного участка с целью осуществления его государственного кадастрового учета, также указано, что настоящее распоряжение действует в течение двух лет. ДД.ММ.ГГГГ, после выполнения предписанного, он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему собственность земельного участка бесплатно. Однако распоряжением Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда №-р от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в связи с расположением испрашиваемого земельного участка в зоне застройки объектами общественно- делового и жилого назначения на территориях, планируемых к реорганизации (<адрес>), не предусматривающей вид разрешенного использования земельных участков «для размещения индивидуального жилого дома». Считает распоряжение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, поскольку ранее изданное распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ действует в течение двух лет, его заявление о предоставлении земельного участка в собственность фактически не было рассмотрено по существу, поскольку данные правоотношения возникли до вступления в законную силу Закона Волгоградской области №229-ОД от 29 декабря 2015 года, а закон обратной силы не имеет. Считает, что выразил свою волю на приобретение в собственность земельного участка бесплатно, в связи с чем его право должно быть обеспечено.
В судебном заседании истец Сухов В.А., а также его представитель, допущенная к участию в деле по устному ходатайству, Бирюкова М.П. заявленные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика- Департамента земельных ресурсов Администрации Волгограда в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен заблаговременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело без их участия, в удовлетворении заявленных требований отказать. Из представленного отзыва на исковое заявления следует, что Сухов В.А. обратился в Департамент с просьбой предоставить в собственность бесплатно земельный участок (кад.№), расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> Основания бесплатного предоставления установлены Законом Волгоградской области №123-ОД от 14 июля 2015 года. При этом в ст. 4 Закона Волгоградской области №229-ОД от 29 декабря 2015 года установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов. Так, в числе перечисленных оснований, согласно пункту 9 указанной нормы, основанием для отказа в предоставлении земельного участка является не соответствие вида разрешенного использования и (или) размеров испрашиваемого земельного участка правилам землепользования и застройки, правовым актам уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти Волгоградской области или уполномоченных органов местного самоуправления, определяющих в соответствии с федеральными законами использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются. Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка (кад.№), разрешенное использование земельного участка «для эксплуатации индивидуального жилого дома». Согласно градостроительному заключению департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 01 марта 2016 года №42-05-ОБ, расположение спорного земельного участка находится в зоне застройки объектами общественно-делового и жилого назначения на территориях, планируемых к реорганизации (Д-2-2), которая не предусматривает вид разрешенного использования земельных участков «для размещения индивидуального жилого дома». Просят отказать в иске в полном объеме.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен заблаговременно и надлежащим образом, просят рассмотреть дело без их участия.
Выслушав мнения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в виду следующего.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п.1 части первой ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно подпункту 7 ст.39.5 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных норм права Волгоградской областной Думой 30.06.2015 принят Закон Волгоградской области №123-ОД от 14 июля 2015 года (ред. от 28.08.2015) "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно", из преамбулы которого следует, что настоящий Закон принят во исполнение подпунктов 6 и 7 статьи 39.5 и статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи и порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Волгоградской области в собственность бесплатно, а также порядок постановки граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, на учет и снятия с учета, основания для отказа в таком предоставлении и предельные размеры предоставляемых земельных участков.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Сухов В.А. обратился Департамент с заявлением о согласовании возможности предоставления ему в собственность земельного участка.
Распоряжением Департамента земельных ресурсов Администрации Волгограда №-рз от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема земельного участка на кадастровом плане территории с учетным номером № проектной площадью 775 кв.м. земель населенных пунктов для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного в зоне застройки объектами общественно- делового и жилого назначения на территориях, планируемых к реорганизации (<адрес>) по адресу: <адрес>, <адрес>; Сухову В.А. согласована возможность предоставления в собственность указанного земельного участка. Также данным распоряжением истцу предписано обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении данного земельного участка с целью осуществления его государственного кадастрового учета, также указано настоящее распоряжение действует в течение двух лет (л.д.8).
Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В точности предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (п.1 части первой); подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п.2 части первой); принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п.3 части первой); обеспечение заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п.4 части первой); подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка (п. 6 части первой). Положения настоящей статьи не применяются в случае: 1) предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса (п.1 части седьмой).
Статья 39.15 ЗК РФ регулирует основания предварительного согласования предоставления земельного участка. В точности в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (часть 7); Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года (часть 14); лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ (часть 15); решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (часть16).
Аналогичные положения содержатся в Законе Волгоградской области №123-ОД от 14 июля 2015 года.
Как следует из обстоятельств дела, истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно. Указанным выше распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ, заявление Сухова В.А. рассмотрено, возможность предоставления земельного участка в собственность согласована.
Вместе с тем из анализа приведенных норм права следует, что само по себе согласование возможности предоставления земельного участка гражданину не является безусловным основанием для фактического предоставления сформированного земельного участка ему собственность, поскольку в силу ст. 39.15 ЗК РФ, такое согласование является необходимым условием для дальнейшего обращения гражданина в уполномоченный орган с заявлением в порядке ст. 39.17 ЗК РФ.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что доводы стороны истца о не рассмотрении по существу заявления Сухова В.А. о согласовании возможности предоставления ему в собственность земельного участка своего подтверждения не нашли, поскольку Департаментом ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение по существу заявления Сухова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями ст. 39.15 ЗК РФ.
Далее как следует из обстоятельств дела, ДД.ММ.ГГГГ, после выполнения требований, указанных в распоряжении Департамента №-рз от ДД.ММ.ГГГГ, Сухов В.А. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему собственность бесплатно земельного участка.
Распоряжением Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда №-р от ДД.ММ.ГГГГ Сухову В.А. было отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в связи с расположением испрашиваемого земельного участка в зоне застройки объектами общественно- делового и жилого назначения на территориях, планируемых к реорганизации (<адрес>), не предусматривающей вид разрешенного использования земельных участков «для размещения индивидуального жилого дома» (л.д.9).
В статье 39.16 ЗК РФ указаны основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В частности уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:… предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (п.19 части первой).
Также в п.9 ст. 4 Закона Волгоградской области от 29.12.2015 N 229-ОД "Об установлении оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в предварительном согласовании предоставления земельных участков и в предоставлении земельных участков без проведения торгов" (принят Волгоградской областной Думой 24.12.2015), указано, что решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов принимается при наличии хотя бы одного из следующих оснований: вид разрешенного использования и (или) размеры испрашиваемого земельного участка не соответствуют правилам землепользования и застройки, правовым актам уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти Волгоградской области или уполномоченных органов местного самоуправления, определяющих в соответствии с федеральными законами использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
В соответствии с п.3 части пятой ст. 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:… принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно градостроительному заключению Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда №42-05-ОБ от 01 марта 2016 года, расположение испрашиваемого Суховым В.А. земельного участка находится в зоне застройки объектами общественно- делового и жилого назначения на территориях, планируемых к реорганизации (Д2-2), которая не предусматривает вид разрешенного использования земельных участков «для размещения индивидуального жилого дома» (л.д.46-47).
Таким образом на момент принятия ответчиком решения от ДД.ММ.ГГГГ по обращению Сухова В.А. о предоставлении ему собственность земельного участка бесплатно, испрашиваемый истцом земельный участок не мог быть ему предоставлен по заявленному виду разрешенного использования (для размещения индивидуального жилого дома) в связи с изменением вида использования земельного участка градостроительным заключением Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда №42-05-ОБ от 01 марта 2016 года.
В этой связи оснований для признании недействительным распоряжения Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда №-р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Сухову В.А. в предоставлении земельного участка с учетным номером №, кадастровым номером № в собственность бесплатно у суда не имеется, поскольку данное распоряжение принято на основании и в сроки, установленные земельным законодательством.
Доводы истца о том, что на правоотношения между ним и Департаментом не могут распространяться положения Закона Волгоградской области №229-ОД от 29 декабря 2015 года суд находит не состоятельными, поскольку истец обратился в Департамент с заявлением в соответствии со ст. 39.17 ЗК РФ в период действия данного закона, и оснований для его неприменения не имеется.
Довод стороны истца том, что распоряжение Департамента №-рз от ДД.ММ.ГГГГ действует в течение двух лет не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку данный срок установлен земельным законодательством и предназначен для реализации заявителем возможности в установленном порядке сформировать и поставить на кадастровый учет испрашиваемый земельный участок с целью последующего обращения в уполномоченный орган в порядке ст. 39.17 ЗК РФ.
Как разъяснено в пунктах 58, 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Каких- либо доказательств возникновения у Сухова В.А. права собственности на жилой дом и земельный участок №, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, материалы дела не содержат и стороной истца не представлено, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца в данной части также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ №-░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░,- ░░░░░░░░.
░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, - ░░░░░░░░.
░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░> - ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.