Дело № 2-968/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2021 года пл. Ленина, д. 5, г.о. Щёлково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Малинычевой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Комаровой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жданова ФИО11, Тулупова ФИО12 и Шемонаева ФИО13 к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании принять решение о предоставлении государственной услуги, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в Щелковский городской суд Московской области с иском к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании принять решение о предоставлении государственной услуги, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка. В обоснование иска указали, что Шемонаеву Р.В. на праве собственности принадлежит здание, назначение: нежилое здание, наименование: нежилое здание, площадь 17,4 кв.м., с кадастровым номером № (ранее присвоенный государственный учетный номер: условный №, инвентарный №), адрес: <адрес> что подтверждается Выпиской их Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (далее – Выписка из ЕГРН) от ДД.ММ.ГГГГг. №. Жданову А.О. и Тулупову А.В. на праве общей долевой собственности, по ? доле в праве, принадлежит здание, назначение: нежилое здание, наименование: нежилое здание, площадь 36,9 кв.м., с кадастровым номером № (ранее присвоенный государственный учетный номер: инвентарный №), адрес: <адрес>, что подтверждается Выпиской их Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГг. №. Указанные Здание 1 и Здание 2 расположены на земельном участке, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: магазины, площадь 100+/- 4 кв.м., с кадастровым номером № (ранее присвоенный государственный учетный номер: иной №) адрес: <адрес>, принадлежащем Шемонаеву Р.В. на праве аренды на основании Договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГг.
Согласно Письму Администрации городского округа Щелково от ДД.ММ.ГГГГг. № на земельном участке расположено строение и финансовые обязательства по договору аренды исполняются своевременно и в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГг. Жданов А.О., Тулупов А.В. и Шемонаев Р.В. обратились в Администрацию городского округа Щелково Московской области посредством портала Госуслуги Московской области с заявлением «О предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в аренду или в собственность без проведения торгов» о предоставлении в собственность земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: магазины, площадь 100+/- 4 кв.м., с кадастровым номером № (ранее присвоенный государственный учетный номер: иной №) адрес: <адрес>, около административного здания СПК «Новое Литвиново», предоставив необходимый перечень документов. В качестве основании для отказа ответчиком указано, что на испрашиваемом в собственность за плату земельном участке расположен объект капитального строительства, не отвечающий признакам объекта недвижимого имущества (плоскостное сооружение, торговый павильон, сарай), и испрашиваемый земельный участок предназначен для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения. Просит суд признать незаконным решение об отказе в предоставлении государственной услуги, обязать принять решение о предоставлении государственной услуги, заключить договор купли-продажи земельного участка.
В судебное заседание истцы Жданов А.О., Тулупов А.В. и Шемонаев Р.В. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, их представитель Бричкарь Т.И., действующая на основании доверенности, требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика – Кузьменко О.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала, просила отказать, по снованиям изложенным в отзыве на исковое заявление.
Третье лицо - Министерство имущественных отношений Московской области о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явилось и письменных возражений относительно исковых требований, суду не представили.
Третье лицо - Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явилось и письменных возражений относительно исковых требований, суду не представили.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, с учетом заключения эксперта, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истцы ДД.ММ.ГГГГг. обратились в Администрацию городского округа Щелково Московской области посредством портала Госуслуги Московской области с заявлением «О предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в аренду или в собственность без проведения торгов» о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, предоставив необходимый перечень документов.
ДД.ММ.ГГГГг. истцами получено Решение №№ об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов», основанием отказа ответчиком указано то, что на испрашиваемом в собственность за плату земельном участке расположен объект капитального строительства, не отвечающий признакам объекта недвижимого имущества (плоскостное сооружение, торговый павильон, сарай), и испрашиваемый земельный участок предназначен для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно Административному регламенту предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», утвержденному Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» (далее – Административный регламент), Административный регламент регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» (далее – Государственная услуга) Администрацией муниципального района или городского округа Московской области.
В соответствии с п. 2.2. Административного регламента категории лиц, имеющих право на получение Государственной услуги:
- Собственник здания, сооружения либо помещения в здании, сооружении;
- Собственник объекта незавершенного строительства;
- Член садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) или огороднического некоммерческого товарищества (ОНТ);
- Юридическое лицо, использующее земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- Гражданин, которому предварительно согласовано предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства.
Пунктом 10.1. Административного регламента определен перечень документов, обязательных для предоставления Заявителем независимо от категории и основания для обращения за предоставлением Государственной услуги:
а) заявление о предоставлении Государственной услуги (заполняется в электронной форме, по составу полей соответствует форме, приведенной в Приложениях 8 к Административному регламенту);
б) документ удостоверяющий личность Заявителя, в случае обращения за Государственной услугой лично Заявителю;
в) документ удостоверяющий личность представителя Заявителя, в случае обращения за предоставлением Государственной услуги представителя Заявителя;
г) документ, удостоверяющий полномочия представителя Заявителя, в случае обращения за предоставлением Государственной услуги представителя Заявителя.
При подаче Заявления о предоставлении государственной услуги, административные истцы направили в орган местного самоуправления необходимый перечень документов: копии паспортов заявителей; сообщение заявителей, содержащее перечень всех зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю; Выписку из ЕГРН на земельный участок, решение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области об отсутствии необходимости подготовки документации по планировке территории и возможности выдачи градостроительного плана земельного участка по заявлению №№ от ДД.ММ.ГГГГг.; заключение Мособлгеотрест о необходимости подготовки документации по планировке территории при размещении объектов капитального строительства на земельных участках, полностью или частично расположенных в зонах планируемого развития транспортной инфраструктуры в Московской области, установленных схемами территориального планирования Московской области на земельный участок с кадастровым номером №.
Согласно сведениям Заключения Мособлгеотреста земельный участок с кадастровым номером № не расположен в границах придорожной полосы автомобильной дороги и на земельном участке возможно размещение объектов капитального строительства.
Согласно п.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии с п. 2 ст. 39.1 ЗК РФ продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Руководствуясь ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно п. 6 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.
В соответствии со ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
7) цель использования земельного участка;
8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 36.16 Земельного кодекса РФ содержит перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов: 1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; 2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса; 3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения); 3.1) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой организации либо этой организации, если земельный участок является земельным участком общего пользования этой организации; 4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации; 5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства; 6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; 7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования; 8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка; 9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов; 10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов; 11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса; 12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса; 13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; 14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; 14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка; 15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса; 16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса; 17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов; 18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения; 19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; 20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования; 21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель; 22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо; 23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов; 26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.
Указанный перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность без торгов, является исчерпывающим. Не допускается предоставления отказа по иным основаниям, не предусмотренным ст. 38.16 Земельного кодекса РФ.
Согласно Заключению кадастрового инженера ФИО7, земельный участок № в соответствии со сведениями ЕГРН о его границах, полностью расположен в зоне транспортных инфраструктур, в соответствии с правилами землепользования и застройки <адрес>, в границах которого расположен исследуемый земельный участок, что также подтверждается порталом РГИС МО, однако сведения о разработанном проекте межевания и планировки данного линейного объекта отсутствуют, т.е. красные линии вдоль линейного объекта не установлены.
Красные линии указанной зоны не установлены, координаты расположения автодороги в настоящее время не установлены, ширина дорожного полотна неизвестна.
Земли, входящие в зону планирования автодороги в настоящее время не изъяты из оборота, сведений о резервировании земель для государственных нужд и нужд городского округа в общедоступных информационных источниках нет.
Согласно пункту 2.7 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Трубинское Щелковского муниципального района Московской области – Картой градостроительного зонирования с устанавливаемыми территориями, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию, утвержденными решением совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Трубинское Щелковского муниципального района Московской области» испрашиваемый земельный участок располагается в зоне Ж1 – зона многоквартирной жилой застройки.
Поскольку для разрешения поставленных вопросов необходимы специальные познания, ходатайство истцов от ДД.ММ.ГГГГг. о назначении судебной экспертизы судом удовлетворено. Определением Щелковского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу назначена комплексная судебная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза. Используя сведения публичной кадастровой карты, размещенной на портале Росреестра, материалы дела, экспертом было выявлено и установлено, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером № невозможно определить на местности, поскольку отсутствует ограждение данного участка и обозначение характерных точек границ, учитывая, что определить фактические границы земельного участка с кадастровым номером № на момент проведения обследования не представляется возможным, а также невозможно определить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № согласно чертежу границ от 2003 года, определить соответствует ли площадь, конфигурация, местоположение земельного участка с кадастровым номером № на момент предоставления земельного участка (2003 год), фактической площади, конфигурации, местоположению территории, не представляется возможным, в сведениях ЕГРН о характеристиках земельного участка с кадастровым номером №, отсутствует как техническая, так и реестровая ошибки, согласно актуальным сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером № частично (площадью 1 кв.м.) расположен в границах охранной зоне инженерных коммуникаций (50:14-6.169), согласно сведения ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № в иные охранные зоны и зоны с особыми условиями использования территории не входит.
Из анализа расположения границ участка с кадастровым номером № на карте границ зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия, выявлено, что участок с кадастровым номером № полностью расположен в границах зоны размещения объектов улично-дорожной сети согласно СТП МО. Согласно письму Комитета архитектуры и градостроительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № данная зона относится к зоне планируемой реконструкции автомобильной дороги регионального значения «Стулово - Авдотьино - Мишнево -Литвиново – ММК». Согласно актуальным данным публичной кадастровой карты (<данные изъяты>), границы данной зоны не внесены в ЕГРН. Ограничения на участок с кадастровым номером № в силу ст. 106 Земельного кодекса РФ в отношении расположения его в зоне планируемой реконструкции автомобильной дороги регионального значения «<адрес>», не могут быль наложены, поскольку сведения о ней не внесены в ЕГРН.
Из анализа расположения границ земельных участков согласно сведениям ЕГРН (графическое приложение) можно сделать вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером № не накладывается на границы дороги общего пользования (согласно сведениям ЕГРН – участок с кадастровым номером №), а также на земли, находящиеся в чужом пользовании.
На момент проведения обследования в границах земельного участка с кадастровым номером № согласно сведениям ЕГРН, расположены объекты капитального строительства с кадастровыми номерами №.
Нежилые здания по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами № имеют следующие признаками капитальности (недвижимого имущества): постройки не являются сборно-разборной конструкцией, т.е. металлический каркас из столбов прочно вмонтирован в фундамент на всю глубину его заложения; строение обладает заглубленным фундаментом с характеристиками, отвечающими действующим строительным нормам и правилам; конструкция крыши и кровли не является сборной конструкцией; объект оснащен следующими коммуникациями, электричество, водоснабжение, отопление, канализация, которые не могут быть демонтированы без несоразмерного ущерба назначению постройке.
Согласно выкопировке из Рабочего проекта, часть проекта: чертежи и спецификации марки НВК, том 1, кн.1, шифр 139/22-99 подключение к системе водоснабжения и канализования по состоянию на дату приемки объекта в эксплуатацию, было осуществлено на основании Технических условий на водоснабжение и канализование № от ДД.ММ.ГГГГг.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что размещение объекта экспертизы в границах охранной зоны инженерных коммуникаций (№) не влечет за собой запрет на предоставление земельного участка в собственность, а лишь накладывает ограничения (обременения) по использованию земельного участка (п. 14 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения).
Также по результатам экспертизы установлено, что согласно сведения ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № в иные охранные зоны и зоны с особыми условиями использования территории не входит.
Согласно письму Комитета архитектуры и градостроительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №Исх-5072/41-02, комитет сообщает, что согласно Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области (в редакции от 30.12.2020г.) реконструкция автомобильной дороги регионального значения «<адрес>» на данном участке не предусмотрена.
Планируемая автомобильная дорога регионального значения «Стулово - Авдотьино - Мишнево -Литвиново – ММК» (линейный объект), зона в которой указанный линейный объект будет расположен проходит по земельному участку истцов, исходя из материалов дела, определить в каком именно месте зоны размещения линейных объектов улично-дорожной сети согласно СТП МО (Схема территориального планирования Московской области), непосредственно расположен сам линейный объект – автодорога, на каком удалении от земельного участка истцов находится обозначенная автодорога, пересекает ли зона размещения линейного объекта «автодорога» границы земельного участка истцов, не представляется возможным, так как координат зоны и линейных объектов в общедоступных источниках нет. Ни в общедоступных источниках, ни в материалах дела нет данных и информации о протяженности автодороги, ее линейных координатах, об ограничении в использовании земельного участка истцов, которые попадают в зону, либо находятся вблизи зоны расположения линейного объекта «автодорога», нет данных о ширине отвода автодороги, транспортной развязки. Сведений об установлении красных линий в зоне планирования автомобильной дороги и транспортной развязки нет. Сам проект линейного объекта с указанием точных координат их расположения, отсутствует в общедоступных источниках, также не представлен ни Администрацией г.о. Щелково, ни Комитетом архитектуры и градостроительства Московской области.
Красные линии указанной зоны не установлены, координаты расположения автодороги в настоящее время не установлены, ширина дорожного полотна не известна.
Земли, входящие в зону планирования автодороги, в настоящее время не изъяты из оборота, сведений о резервировании земель для государственных нужд и нужд городского округа в общедостпуных информационных источниках нет.
Исходя из материалов дела, учитывая проведенную по делу комплексную судебную строительно-техническую и землеустроительную экспертизу, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1, 3 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ. Подпунктом 7 пункта 5 ст. 27 ЗК РФ к числу ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, помимо прочего, отнесены земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального или местного значения.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 39.17 и ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечислены в ст. 39.16 ЗК РФ. В данной статье, в числе прочих, приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц: 1) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 6); 2) указанный в заявлении земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (п. 7); 3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального, регионального, местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (п. 17).
Согласно требованиям ст. 9 Градостроительного кодекса РФ при принятии органами государственной власти решений и реализации таких решений обязательными условиями являются документы территориального планирования.
Согласно ч. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем: 1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; 2) принятия в порядке, установленном законодательством РФ решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; 3) создания объектов федерального, регионального, местного значения на основании документации по планировки территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в частности красные линии.
В соответствии с пунктами 10.1 и 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ автомобильные дороги являются линейными объектами; красными линиями обозначаются существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на дату утверждения схемы территориального планирования транспортного обслуживания регулировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ (Инструкция, утвержденная данным документом, включена в Систему нормативных документов в строительстве (СНиП 11-04-2003) (Постановление Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 27) и от ДД.ММ.ГГГГ № (введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ) и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ, введенной в действие Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № «РДС 30-201-98» Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы, которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ.
Как следует из системного толкования вышеприведенных положений Градостроительного кодекса РФ и названных инструкций, обозначение красных линий на документах генерального плана не предусмотрено, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территорий (абзац 4 подпункта 3.2.1. Инструкции по разработке градостроительной документации, п. 4.4. Инструкции РДС 30-201-98). Схема территориального планирования транспортного обслуживания на которую указывает Администрация, входящая в состав генерального плана, содержит ориентировочное изображение планируемой автомобильной дороги и задает рамочные условия развития муниципальных образований.
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №, регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Инструкция по разработке градостроительной документации), и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № «РДС 30-201-98». Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» (далее - Инструкция РДС 30-201-98), которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Таких документов, а именно надлежащей документации об установлении красных линий в зоне планирования автомобильной дороги и транспортной развязки, ответчиком – Администрацией городского округа г. Щелково Московской области, третьими лицами –Министерством имущественных отношений и Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области, суду не представлено.
Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (абзац четвертый подпункта 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
Такое толкование учитывает и позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от ДД.ММ.ГГГГ №, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Действующий с ДД.ММ.ГГГГ порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (далее - Порядок), утвержденный приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории (пункт 1.7 Порядка).
Как действующее, так и ранее действовавшее правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами.
На картах и документах, имеющихся в материалах дела, красные линии зоны планируемого размещения автодороги не нанесены (не обозначены). Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №, красные линии в зоне планируемого размещения линейного объекта в соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ не установлены, иных доказательств материалы дела не содержат. Кроме того, факт отсутствия отображения и установления красных линий подтвержден в суде представителем Администрации городского округа Щелково Московской области.
Усматривается, что Схема территориального планирования, представленная в материалы дела, не позволяет идентифицировать и соотнести место расположения испрашиваемого земельного участка и планируемой автодороги.
Сведения о резервировании для государственных или муниципальных нужд испрашиваемого земельного участка в открытых источниках отсутствуют.
Таким образом, определить координаты зоны с особыми условиями, согласно схеме территориального планирования транспортного обслуживания и имеющимися общедоступными документами, не представляется возможным.
Экспертом установлено, что определить расположен ли исследуемый земельный участок в реконструкции автомобильной дороги регионального значения «<адрес>» не представляется возможным в связи с отсутствием данной информации (сведения о ней не нанесены в ЕГРН).
Границы исследуемого земельного участка, согласно сведения ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № в иные охранные зоны и зоны с особыми условиями использования территории не входит, и не накладываются на границы дорог общего пользования (согласно сведениям ЕГРН – участок с кадастровым номером №), а также на земли, находящиеся в чужом пользовании.
Схема планирования и ПЗЗ в зоне, в которой планируется расположение автодороги, красных линий не содержит, информация о них отсутствует также и в общедоступных источниках.
Само планирование размещения автомобильной дороги в районе спорного земельного участка не свидетельствует об ограничении его в обороте.
Суд доверяет заключению эксперта и принимает его как допустимое доказательство по делу, поскольку заключение полностью согласуется с материалам дела, научно обосновано, при проведении экспертизы эксперт был предупрежден за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 85 ГПК РФ.
Заключение эксперта в судебном заседании не оспорено, ходатайств о назначении повторной, либо дополнительной экспертизы не заявлено, заключение соответствует материалам дела, данных о какой-либо заинтересованности эксперта в исходе дела нет, сведения соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.
Суд находит заключение эксперта объективным, а выводы обоснованными и достоверными, оснований сомневаться в компетентности эксперта у суда не имеется, поскольку заключение эксперта содержит исчерпывающие ответы на поставленные судом вопросы, являются определенными и не имеют противоречий, выводы экспертизы научно аргументированы, обоснованы и достоверны, оснований сомневаться в компетентности экспертов не имеется, в связи с чем признает заключение эксперта ФИО1 допустимым доказательством и полагает возможным положить его в основу решения суда.
Согласно п.1 ст. 1 Земельного Кодекса РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципах сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами права, с учетом проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования – удовлетворить.
Признать незаконным Решение Администрации г.о. Щелково №№ от отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов».
Обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области принять решение о предоставлении Жданову О.А., Тулупову А.В. и Шемонаеву Р.В. государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду или в собственность без проведения торгов», в течение 10 (Десяти) календарных дней, со дня вступления в законную силу Решения суда.
Обязать Администрацию городского округа <адрес> подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: магазины, площадь 100+/- 4 кв.м., с кадастровым номером № (ранее присвоенный государственный учетный номер: иной №) адрес: <адрес>, около административного здания СПК «Новое Литвиново», и направить его Жданову О.А., Тулупову А.В. и Шемонаеву Р.В., не позднее в течение 15 (Пятнадцати) календарных дней, со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.А. Малинычева.