Дело №2-140/2021
УИД 69RS0009-01-2021-000219-36
В окончательной форме решение составлено 29 июня 2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Зубцовский районный суд Тверской области, в составе председательствующего судьи Худякова В.А.,
при секретаре Буряковой Е.В.,
с участием посредством видео-конференц связи истца Сайфутдинова А.Ф.,
в открытом судебном заседании 23 июня 2021 г. в г. Зубцове Тверской области, рассмотрев гражданское дело по иску Сайфутдинова Арслана Фаритовича к ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, Министерству финансов России о взыскании морального вреда за не надлежащие условия содержания в местах отбывания наказания,
установил:
Сайфутдинов А.Ф. обратился с иском к ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области с требованием о взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 600000 рублей за не надлежащие условия содержания в местах отбывания наказания.
В основании иска истец указал, что он в период с 26 сентября 2009 г. по 19 октября 2017 г. отбывал наказание в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области.
В камере вместе с ним находились другие осужденные, которые употребляли табачные изделия, поскольку в исправительном учреждении не было оборудованных изолированных помещений для курения табака. Так же в камере отсутствовала вентиляция воздуха
Сайфутдинов А.Ф. полагает, что администрация исправительного учреждения не обеспечила ему надлежащие условия содержания, в связи с чем он, находясь в одной камере с курящими осужденными, был пассивным курильщиком, что доставляло ему физические и нравственные страдания.
По делу в качестве соответчиков были привлечены ФСИН России и Министерство финансов РФ.
Истец Сайфутдинов А.Ф. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, пояснив, что решениями ЕСПЧ были подтверждены факты отсутствия в ИК-56 надлежащей вентиляции и не соответствия размера окон, необходимого для естественного притока воздуха. Он является не курящим. С ним в камере находились курящие осужденные. Администрация учреждения разрешала курение осужденных в камере содержания. Однако ему как не курящему не было обеспечено раздельное содержание от курящих осужденных. Пассивное потребление табачного дыма негативно сказывалось на его здоровье, он кашлял.
ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области в судебное заседание своих представителей не направили. В представленном отзыве указывают, что действующее положения уголовно-исполнительного законодательства не предусматривают возможность разделение курящих и не курящих осужденных. Местом для курения осужденных были предусмотрены прогулочный двор. Жалоб от Сайфутдинова А.Ф. по поводу пребывания в камере с курящими осужденными не поступало. Данных о месте содержания Сайфутдинова А.Ф. в конкретной камере не сохранилось в виду уничтожения архива камерных карточек. Также указывают, что в камерах осужденных имелась в исправном состоянии приточно-вытяжная вентиляция. Окно в камерах было оборудовано форточкой, которой могли пользоваться осужденные.
Ответчики ФСИН России и Министерству финансов России в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований, ГУФСИН России по Свердловской области, представили отзыв на иск, в котором просят в удовлетворении исковых требований отказать, полагая, что данный иск должен быть рассмотрен в порядке административного судопроизводства гл. 22 КАС РФ. Полагают, что истцом пропущен 3-х месячный срок на обращения в суд. Приводят доводы аналогичные доводам, изложенным в отзыве ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области.
Прокурор, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.
Суд, выслушав объяснения истца, показания свидетеля и исследовав письменные доказательства, находит, что заявленный иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что Сайфутдинов А.Ф. с 26 сентября 2009 г. по 19 октября 2017 г. отбывал наказание в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области.
Данное обстоятельство не оспаривается сторонами.
В силу состоявшихся решений Европейского Суда по правам человека по делам: «Горбуля против России» от 06 марта 2014 года; «Дандаев и другие против России» от 08 марта 2018 года, «Дудников и другие против России» от 04 мая 2017 года, «Сашков и другие против России» от 30 ноября 2017 года, «Устинов и другие против России» от 04 мая 2017 года, «Секретарев и другие против России» от 07 февраля 2017 года установлен факт нарушения ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с ненадлежащими условиями содержания осужденных отбывавших наказание в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области выразившееся, в том числе в отсутствии вентиляции и свежего воздуха.
В связи с чем данные обстоятельства не нуждаются в доказывании.
Положениями ст.3, 10 УИК РФ закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
В соответствии со ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, никто не должен подвергаться унижающему достоинство обращению или наказанию.
На основании Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» от 30 марта 1998 г. №54-ФЗ Российская Федерация признает без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии со ст.9, 13 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 года №5473-1 учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных; финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 №295 были утверждены Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Так пунктом 16 указанных правил предусмотрено, что осужденные имеют право хранить изделия, предназначенные для курения, не более 2 пачек сигарет, спички - 1 коробки, средства гигиены могут храниться в прикроватных тумбочках.
Осужденным запрещается курить в не отведенных для этого местах (п.17).
Осужденным, переведенным в ПКТ (помещение камерного типа, ЕПКТ (единое помещение камерного типа), одиночные камеры, курение разрешается в период прогулки, предусмотренной распорядком дня ИУ (п.156).
Из показаний свидетеля Свидетель №1 следует, что он в период с 26 февраля 2010 г. по 19 октября 2017 г. отбывал наказание в ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области. В 2016 г. в течение полгода находился в одной камере с Сайфутдиновым А.Ф., который не употреблял табачные изделия. Он же и двое других сокамерников употребляли табачные изделия в камере. При этом вентиляция в камере не работала, форточка была малых размеров, и дым оставался в камере.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На стороне ответчика лежит обязанность по доказыванию обстоятельства в обеспечении надлежащих условий содержания в местах отбывания наказания Сайфутдинова А.Ф..
Так из акта об уничтожении камерных карточек ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области следует, что камерные карточки были уничтожены. То есть отсутствуют сведения в помещении, какого типа содержался осужденный Сайфутдинов А.Ф..
Ссылка стороны ответчика положения ст.80 УИК РФ, не предусматривающей раздельное содержание в камерах осужденных курящих и не курящих, не отменяет обязанность учреждения пенитенциарной системы обеспечить осужденного от вредного воздействия табачного дыма и последствий потребления табака.
Доказательств того, что ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области были приняты меры по реализации положений ч.4 ст.12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» представлено не было.
Таким образом, осужденный Сайфутдинов А.Ф. находясь в одном помещении с другими осужденными, которые употребляли в нём табачные изделия, в отсутствие вентиляции и свежего воздуха, безусловно испытывал нравственные и физические страдания, что также негативно влияло на его здоровье (ст.1 Закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ)
В силу ст.53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
На основании ст.125, 151, 1064, 1069, 1071 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) федеральных государственных органов, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, при этом от имени казны выступают соответствующие финансовые органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с подп.6 п.7 раздела II Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года №1314 осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, возложено на Федеральную службу исполнения наказаний.
Согласно п.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации морального вреда определяется по правила, предусмотренными гл.59 и ст.151 ГК РФ.
Согласно п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
С учетом требований разумности справедливости, характера физических и нравственных страданий, фактических обстоятельств, индивидуальных особенностей истца который отбывал наказание в виде лишения свободы, степени вины причинителя вреда, а также то, что, не смотря на длительное неисполнение в полном объеме возложенных на сотрудников уголовно-исполнительной системы обязанностей, каких-либо существенных нарушений прав истца не возникло, его состояние здоровья за указанный период вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей не ухудшилось, суд полагает необходимым определить размер компенсации с учетом длительности нарушения прав истца в размере 20000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь стст.194-199 ГПК РФ, Зубцовский районный суд Тверской области,
решил:
исковые требования Сайфутдинова Арслана Фаритовича к ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, Министерству финансов России о взыскании морального вреда за не надлежащие условия содержания в местах отбывания наказания удовлетворить частично, а к Министерству финансов РФ отказать в полном объёме.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Сайфутдинова Арслана Фаритовича компенсацию морального вреда в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд Тверской области через Зубцовский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий судья В.А.Худяков
Дело №2-140/2021
УИД 69RS0009-01-2021-000219-36
В окончательной форме решение составлено 29 июня 2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Зубцовский районный суд Тверской области, в составе председательствующего судьи Худякова В.А.,
при секретаре Буряковой Е.В.,
с участием посредством видео-конференц связи истца Сайфутдинова А.Ф.,
в открытом судебном заседании 23 июня 2021 г. в г. Зубцове Тверской области, рассмотрев гражданское дело по иску Сайфутдинова Арслана Фаритовича к ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, Министерству финансов России о взыскании морального вреда за не надлежащие условия содержания в местах отбывания наказания,
установил:
Сайфутдинов А.Ф. обратился с иском к ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области с требованием о взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 600000 рублей за не надлежащие условия содержания в местах отбывания наказания.
В основании иска истец указал, что он в период с 26 сентября 2009 г. по 19 октября 2017 г. отбывал наказание в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области.
В камере вместе с ним находились другие осужденные, которые употребляли табачные изделия, поскольку в исправительном учреждении не было оборудованных изолированных помещений для курения табака. Так же в камере отсутствовала вентиляция воздуха
Сайфутдинов А.Ф. полагает, что администрация исправительного учреждения не обеспечила ему надлежащие условия содержания, в связи с чем он, находясь в одной камере с курящими осужденными, был пассивным курильщиком, что доставляло ему физические и нравственные страдания.
По делу в качестве соответчиков были привлечены ФСИН России и Министерство финансов РФ.
Истец Сайфутдинов А.Ф. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, пояснив, что решениями ЕСПЧ были подтверждены факты отсутствия в ИК-56 надлежащей вентиляции и не соответствия размера окон, необходимого для естественного притока воздуха. Он является не курящим. С ним в камере находились курящие осужденные. Администрация учреждения разрешала курение осужденных в камере содержания. Однако ему как не курящему не было обеспечено раздельное содержание от курящих осужденных. Пассивное потребление табачного дыма негативно сказывалось на его здоровье, он кашлял.
ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области в судебное заседание своих представителей не направили. В представленном отзыве указывают, что действующее положения уголовно-исполнительного законодательства не предусматривают возможность разделение курящих и не курящих осужденных. Местом для курения осужденных были предусмотрены прогулочный двор. Жалоб от Сайфутдинова А.Ф. по поводу пребывания в камере с курящими осужденными не поступало. Данных о месте содержания Сайфутдинова А.Ф. в конкретной камере не сохранилось в виду уничтожения архива камерных карточек. Также указывают, что в камерах осужденных имелась в исправном состоянии приточно-вытяжная вентиляция. Окно в камерах было оборудовано форточкой, которой могли пользоваться осужденные.
Ответчики ФСИН России и Министерству финансов России в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований, ГУФСИН России по Свердловской области, представили отзыв на иск, в котором просят в удовлетворении исковых требований отказать, полагая, что данный иск должен быть рассмотрен в порядке административного судопроизводства гл. 22 КАС РФ. Полагают, что истцом пропущен 3-х месячный срок на обращения в суд. Приводят доводы аналогичные доводам, изложенным в отзыве ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области.
Прокурор, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.
Суд, выслушав объяснения истца, показания свидетеля и исследовав письменные доказательства, находит, что заявленный иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что Сайфутдинов А.Ф. с 26 сентября 2009 г. по 19 октября 2017 г. отбывал наказание в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области.
Данное обстоятельство не оспаривается сторонами.
В силу состоявшихся решений Европейского Суда по правам человека по делам: «Горбуля против России» от 06 марта 2014 года; «Дандаев и другие против России» от 08 марта 2018 года, «Дудников и другие против России» от 04 мая 2017 года, «Сашков и другие против России» от 30 ноября 2017 года, «Устинов и другие против России» от 04 мая 2017 года, «Секретарев и другие против России» от 07 февраля 2017 года установлен факт нарушения ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с ненадлежащими условиями содержания осужденных отбывавших наказание в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области выразившееся, в том числе в отсутствии вентиляции и свежего воздуха.
В связи с чем данные обстоятельства не нуждаются в доказывании.
Положениями ст.3, 10 УИК РФ закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
В соответствии со ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, никто не должен подвергаться унижающему достоинство обращению или наказанию.
На основании Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» от 30 марта 1998 г. №54-ФЗ Российская Федерация признает без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии со ст.9, 13 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 года №5473-1 учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных; финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 №295 были утверждены Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Так пунктом 16 указанных правил предусмотрено, что осужденные имеют право хранить изделия, предназначенные для курения, не более 2 пачек сигарет, спички - 1 коробки, средства гигиены могут храниться в прикроватных тумбочках.
Осужденным запрещается курить в не отведенных для этого местах (п.17).
Осужденным, переведенным в ПКТ (помещение камерного типа, ЕПКТ (единое помещение камерного типа), одиночные камеры, курение разрешается в период прогулки, предусмотренной распорядком дня ИУ (п.156).
Из показаний свидетеля Свидетель №1 следует, что он в период с 26 февраля 2010 г. по 19 октября 2017 г. отбывал наказание в ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области. В 2016 г. в течение полгода находился в одной камере с Сайфутдиновым А.Ф., который не употреблял табачные изделия. Он же и двое других сокамерников употребляли табачные изделия в камере. При этом вентиляция в камере не работала, форточка была малых размеров, и дым оставался в камере.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На стороне ответчика лежит обязанность по доказыванию обстоятельства в обеспечении надлежащих условий содержания в местах отбывания наказания Сайфутдинова А.Ф..
Так из акта об уничтожении камерных карточек ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области следует, что камерные карточки были уничтожены. То есть отсутствуют сведения в помещении, какого типа содержался осужденный Сайфутдинов А.Ф..
Ссылка стороны ответчика положения ст.80 УИК РФ, не предусматривающей раздельное содержание в камерах осужденных курящих и не курящих, не отменяет обязанность учреждения пенитенциарной системы обеспечить осужденного от вредного воздействия табачного дыма и последствий потребления табака.
Доказательств того, что ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области были приняты меры по реализации положений ч.4 ст.12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» представлено не было.
Таким образом, осужденный Сайфутдинов А.Ф. находясь в одном помещении с другими осужденными, которые употребляли в нём табачные изделия, в отсутствие вентиляции и свежего воздуха, безусловно испытывал нравственные и физические страдания, что также негативно влияло на его здоровье (ст.1 Закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ)
В силу ст.53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
На основании ст.125, 151, 1064, 1069, 1071 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) федеральных государственных органов, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, при этом от имени казны выступают соответствующие финансовые органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с подп.6 п.7 раздела II Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года №1314 осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, возложено на Федеральную службу исполнения наказаний.
Согласно п.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации морального вреда определяется по правила, предусмотренными гл.59 и ст.151 ГК РФ.
Согласно п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
С учетом требований разумности справедливости, характера физических и нравственных страданий, фактических обстоятельств, индивидуальных особенностей истца который отбывал наказание в виде лишения свободы, степени вины причинителя вреда, а также то, что, не смотря на длительное неисполнение в полном объеме возложенных на сотрудников уголовно-исполнительной системы обязанностей, каких-либо существенных нарушений прав истца не возникло, его состояние здоровья за указанный период вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей не ухудшилось, суд полагает необходимым определить размер компенсации с учетом длительности нарушения прав истца в размере 20000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь стст.194-199 ГПК РФ, Зубцовский районный суд Тверской области,
решил:
исковые требования Сайфутдинова Арслана Фаритовича к ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, Министерству финансов России о взыскании морального вреда за не надлежащие условия содержания в местах отбывания наказания удовлетворить частично, а к Министерству финансов РФ отказать в полном объёме.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Сайфутдинова Арслана Фаритовича компенсацию морального вреда в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд Тверской области через Зубцовский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий судья В.А.Худяков