Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1319/2019 ~ М-913/2019 от 03.04.2019

Дело № 2-1319/2019

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 апреля 2019 года                              город Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Ендовицкой Е.В.,

при секретаре Касторновой О.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «УК Жилищное эксплуатационное управление №1» о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства при обращении с отходами I класса опасности,

УСТАНОВИЛ:

Орловский природоохранный межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «УК Жилищное эксплуатационное управление №1» (далее ООО «УК Жилищное эксплуатационное управление №1») о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства при обращении с отходами I класса опасности. В обоснование требований указал, что в рамках задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами I и II классов опасности. В результате проверки установлено, что ООО «УК ЖЭУ №1» нарушены требования законодательства об обращении с особо опасными отходами в части первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп. Согласно Уставу ООО «УК ЖЭУ №1» утвержденному 04.08.2015, основными видами деятельности Общества являются управление многоквартирными жилыми домами, управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда, строительство зданий и сооружений, производство земляных работ, монтаж металлических строительных конструкций и иные виды деятельности. На основании договоров управления многоквартирными домами ООО «УК ЖЭУ №1» осуществляет управление 45 многоквартирными домами на территории города Орла. Вместе с тем, управляющей организацией надлежащим образом не организованы первичный сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп, являющихся отходами I класса опасности, образованных в указанных многоквартирных домах. В результате проверки установлено, что лица, проживающие в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «УК ЖЭУ №1», надлежащим образом о необходимости определения мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп не проинформированы. Так, информирование жильцов проведено управляющей организацией 1 раз в мае 2016 года путем размещения объявлений на обороте квитанции об оплате за коммунальные услуги. Информирование путем размещения объявлений на досках информирования не осуществлялось, общее собрание собственников жилых помещений в многоквартирных домах по данному вопросу управляющей компанией не созывалось. Кроме того, договор об оказании услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию отходов со специализированной организацией на 2019 год на момент подачи иска в суд Обществом не заключен. Таким образом, в данный момент сбор и транспортирование специализированной организацией отработанных ртутьсодержащих ламп в домах, обслуживаемых ООО «УК ЖЭУ №1», не осуществляется, что противоречит п. 9 и 10 Правил обращения с отходами. Просил суд обязать ООО «УК ЖЭУ №1» организовать места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп и оборудовать их в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, СанПиН 2.1.7.1322-03, ГОСТ 12.3.031-83, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а также обязать ООО «УК ЖЭУ №1» организовать передачу отработанных ртутьсодержащих ламп специализированной организации, имеющую лицензию на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I класса опасности, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области ФИО3 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил суд обязать ООО «УК ЖЭУ №1» в отношении жилого фонда, находящегося в управлении, организовать места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп и оборудовать их в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, СанПиН 2.1.7.1322-03, ГОСТ 12.3.031-83, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а также обязать ООО «УК ЖЭУ №1» организовать передачу отработанных ртутьсодержащих ламп специализированной организации, имеющую лицензию на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I класса опасности, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание ответчик ООО «УК ЖЭУ №1» не явился, о месте и времени судебного разбирательства был извещен своевременно и надлежащим образом – судебной повесткой, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

В судебное заседание представители третьих лиц Управления Росприроднадзора по Орловской области и Управления Роспотребнадзора по Орловской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом – судебной повесткой, о причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке заочного производства, против чего истец не возражает.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц в области обеспечения права на благоприятную окружающую среду

Согласно ч. 2.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товарищество собственников жилья несет ответственность за содержание общего имущества в управляемом многоквартирном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанное товарищество может оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанное товарищество осуществляет контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме.

Частью 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 общество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Согласно подп. д(1) п. 11 Правил содержания общего имущества содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

В соответствии с п. 12 Правил содержания общего имущества собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подп. «д(1)» п. 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года N 681 утверждены «Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», которые являются обязательными для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также физических лиц (п. 1 Правил).

Пунктом 2 Правил обращения с отходами разъяснено, кого понимать под потребителями ртутьсодержащих ламп - это юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением.

В силу п. 3 Правил обращения с отходами юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.

Согласно пп. 4, 8, 9 Правил обращения с отходами потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. Органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.

Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.

В соответствии с п.14 Правил обращения с отходами хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.

При этом работы с ртутьсодержащими лампами должны соответствовать также общим санитарным нормам и ГОСТам, регулирующим правила работы со ртутью и особо опасными отходами.

Так, согласно п. 6.4. «ГОСТ 12.3.031-83. Система стандартов безопасности труда. Работы со ртутью. Требования безопасности», введенного Постановлением Госстандарта СССР от 10.10.1983 N 4833 Хранение, транспортировка ртути и загрязненных ею отходов (твердых и жидких) должно осуществляться в герметичных емкостях, устойчивых к механическим, химическим, термическим и прочим воздействиям.

В соответствии с п. 3.5 СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 в закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I - II классов опасности, должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах.

Таким образом, обязанность по организации первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в обслуживаемых домах возложена на управляющую организацию.

При разрешении спора установлено, что на основании договоров управления многоквартирными домами ООО «УК ЖЭУ №1» осуществляет управление 45 многоквартирными домами на территории города Орла.

Согласно Уставу ООО «УК ЖЭУ №1», утвержденному 04.08.2015, основными видами деятельности Общества являются управление многоквартирными жилыми домами, управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда, строительство зданий и сооружений, производство земляных работ, монтаж металлических строительных конструкций и иные виды деятельности.

Вместе с тем, управляющей организацией надлежащим образом не организованы первичный сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп, являющихся отходами I класса опасности, образованных в указанных многоквартирных домах.

В результате проверки установлено, что лица, проживающие в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «УК ЖЭУ №1», надлежащим образом о необходимости определения мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп не проинформированы.

Так, информирование жильцов проведено управляющей организацией 1 раз в мае 2016 года путем размещения объявлений на обороте квитанции об оплате за коммунальные услуги.

Информирование путем размещения объявлений на досках информирования не осуществлялось, общее собрание собственников жилых помещений в многоквартирных домах по данному вопросу управляющей компанией не созывалось.

Кроме того, договор об оказании услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию отходов со специализированной организацией на 2019 год на момент подачи иска в суд Обществом не заключен.

Таким образом, в данный момент сбор и транспортирование специализированной организацией отработанных ртутьсодержащих ламп в домах, обслуживаемых ООО «УК ЖЭУ №1» не осуществляется, что противоречит п. 9 и 10 Правил обращения с отходами.

Отсутствие у ООО «УК ЖЭУ №1» помещений, для сбора ртутьсодержащих памп и их временного хранения, инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп влечет за собой угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, их санитарно-эпидемиологическому благополучию, животным, растениям и окружающей среде.

Доказательств иного ответчиком суду не представлено.

Таким образом, ответчиком требования подп. «д(1)» п. 11 Правил содержания общего имущества, пунктов 3, 4 Правил обращения с отходами не исполняются, чем нарушается закрепленное ст. 42 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как существует потенциальная угроза возникновения заболеваний граждан и загрязнения окружающей среды по причине несоблюдения ответчиком требований в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологических правил, установленных с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «УК Жилищное эксплуатационное управление №1» о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства при обращении с отходами I класса опасности, удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «УК ЖЭУ №1» в отношении жилого фонда, находящегося в управлении, организовать места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп и оборудовать их в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, СанПиН 2.1.7.1322-03, ГОСТ 12.3.031-83, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «УК ЖЭУ №1» организовать передачу отработанных ртутьсодержащих ламп специализированной организации, имеющую лицензию на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I класса опасности, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированный текст решения изготовлен 22 апреля 2019 года.

Судья                                 Е.В. Ендовицкая

2-1319/2019 ~ М-913/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Орловский природоохранный межрайонный прокурор Шелков П.С.
Ответчики
ООО " УК ЖЭУ №1"
Другие
Управление Роспотребнадзора по Орловской области
Управление Росприроднадзора по Орловской области
Суд
Заводской районный суд г. Орла
Судья
Ендовицкая Елена Валентиновна
Дело на странице суда
zavodskoy--orl.sudrf.ru
03.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2019Передача материалов судье
04.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2019Судебное заседание
22.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2019Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
23.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2019Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
26.04.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее