Дело № 2-3316/15
Решение в окончательной форме изготовлено 07 сентября 2015 года
(с учетом выходных дней)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 сентября 2015 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Гедымы О.М.
при секретаре Косач К.А.,
с участием представителя истца Тюкавина А.С.,
представителя ответчика Воробьевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рачинской А.Ю. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала, и направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Тюкавин А.С., действуя в интересах истца Рачинской А.Ю., обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области (далее по тексту – УПФ, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала, и направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий.
В обоснование заявленных требований указано, что 12.08.2009 истице в связи с рождением второго ребенка ГУ УПФ РФ в Ленинском административном округе г. Мурманска выдан государственный сертификат на получение материнского (семейного) капитала в размере <данные изъяты> В целях улучшения жилищных условий Рачинской А.Ю. приобретена в долевую собственность по договору купли-продажи от 17.04.2013 двухкомнатная квартира <адрес>, стоимостью <данные изъяты> Пунктом 3 договора купли-продажи предусмотрено, что стоимость указанной приобретенной квартиры оплачивается путем перечисления на лицевой счет продавца, открытый в Мурманском ОСБ, после перечисления ГУ – УПФ России в Ленинском округе города Мурманска средств материнского капитала, выделенных по государственному сертификату от 12.08.2009. Дополнительным соглашением к данному договору купли-продажи от 15.01.2015 в пункт 3 внесены изменения о том, что до полной оплаты стоимости по договору, квартира будет считаться находящейся в залоге у продавца. В настоящее время право общей долевой собственности истицы и ее несовершеннолетних детей на вышеназванное жилое помещение по 1/3 доли в праве каждого, зарегистрировано в установленном законом порядке 26.04.2013. 15.01.2015 истица обратилась в ГУ УПФ РФ в Ленинском административном округе г. Мурманска с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала на оплату приобретенной квартиры (с участием средств материнского капитала на 01.01.2015 с учетом индексации). Решением пенсионного органа от 09.02.2015 заявление удовлетворено. Однако решением ГУ ОПФ России по Мурманской области от 13.03.2015 № 4 во изменение ранее принятого решения от 09.02.2015 истице отказано в удовлетворении заявления от 15.01.2015 ввиду того, что обременение права, установленное дополнительным соглашением к договору купли-продажи (нахождение жилья в залоге у продавца), не прошло государственной регистрации.
Данный отказ находит незаконным и необоснованным, поскольку заявление о распоряжении средствами материнского капитала подано истицей 15.01.2015 в установленном порядке, в пенсионный орган были представлены все необходимые документы, предусмотренные пунктами 6 и 8 Правил № 862. Нарушений ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», на которую имеется ссылка в оспариваемом решении, истицей не допущено.
Обращает внимание, что согласно п. 8 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» правила о государственной регистрации сделок с жилыми помещениями, содержащиеся в статье 558 ГК РФ, не подлежат применению к договорам, заключаемым после 01 марта 2013 года. В связи с чем, полагает, что оснований для отказа в выплате средств материнского капитала у ответчика не имелось.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», просит признать решение ГУ ОПФ России по Мурманской области от 13.03.2015 № 4 незаконным и обязать ответчика перечислить средства материнского капитала, причитающиеся истице на основании Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от 12.08.2009 серии МК-III №, на банковский расчетный счет продавца жилого помещения ФИО, а также взыскать с ответчика судебные расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> и оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>
Определением Октябрьского районного суда города Мурманска от 01.07.2015 произведена замена ненадлежащего ответчика – ГУ ОПФ РФ по Мурманской области на ответчика ГУ УПФ РФ в Ленинском округе г. Мурманска, дело передано по подсудности в Ленинский районный суд города Мурманска /л.д. 39-40, 41-42/.
Определением суда от 12.08.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ ОПФ РФ по Мурманской области и Отдел охраны прав несовершеннолетних Комитета по образованию администрации города Мурманска /л.д. 46/
Истец Рачинская А.Ю. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не известила, со слов ее представителя Тюкавина А.С. истец о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, не может явиться в судебное заседание, в связи с уходом за малолетними детьми.
Представитель истца Тюкавин А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, просил признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в Ленинском округе города Мурманска от 13.03.2015 № 4 незаконным, в остальной части требования оставил без изменений. Дополнительно пояснил, что средства материнского капитала направлены истицей на улучшение жилищных условий, так как в настоящее время она вместе с детьми и супругом проживает в двух комнатах трехкомнатной коммунальной квартиры по адресу: <адрес>. Она является собственником 1/5 доли указанных комнат на основании свидетельства о праве на наследство. В ее собственности и в собственности ее малолетних детей иного жилого помещения не имеется.
Представитель ответчика Воробьева С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, полагала решение пенсионного органа об отказе в удовлетворении заявления истца о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала законным и обоснованным, просила в иске истцу отказать в полном объеме. Не отрицала, что фактически истицей произведено улучшение жилищных условий, как самой истицы, так и ее несовершеннолетних детей, однако, основанием для принятия оспариваемого решения послужило то обстоятельство, что в нарушение ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006, истцом не представлено документов, подтверждающих, что дополнительное соглашение к договору купли-продажи прошло государственную регистрацию. Кроме того, полагала, что заявленные истцом ко взысканию расходы по оплате услуг представителя явно завышены и не отвечают требованиям разумности.
Представитель третьего лицо – ГУ ОПФ РФ по Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений по иску не представил.
Представитель третьего лица Отдела охраны прав несовершеннолетних Комитета по образованию администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, принять решение с учетом интересов несовершеннолетних детей.
Третье лицо Иванов Д.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, возражений по иску не представил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обозрев материалы дела лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, исследовав материалы гражданского дела №2-2687/14, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).
Относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, как отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; вместе с тем соответствующее правовое регулирование должно осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе конституционных принципов справедливости, равенства, гарантированности государством социальных прав.
Реализуя предписания статей 7, 38 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий, призванная обеспечивать гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и включает в себя пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель, имея целью создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, предусмотрел для таких семей возможность получения государственной поддержки в форме предоставления материнского (семейного) капитала, средства которого могут направляться на улучшение жилищных условий семьи, получение образования детьми, а также повышение уровня пенсионного обеспечения матерей.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на эти дополнительные меры возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 3).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком (детьми); 3) формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ).
Заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 настоящей статьи (ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.
Частью 2 указанной статьи определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
Так, на основании п. 2. ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано, в том числе в случае нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении.
В силу же ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
При этом согласно ч. 2 названной статьи средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки.
Судом установлено, что Рачинская А.Ю. является матерью троих несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данное обстоятельство подтверждается представленными копиями свидетельств о рождении детей, материалами гражданского дела № 2-2687/14, а также материалами дела, представленного пенсионным органом.
На основании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска № 303 от 12 августа 2009 года Рачинской (ранее Паршенкова) А.Б. выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-III № в размере <данные изъяты> (л.д. 8).
Материалами дела подтверждено, что в целях реализации своего права на получение дополнительной государственной поддержки в виде материнского капитала и необходимости улучшения жилищных условий, Рачинаская А.Ю. 17 апреля 2013 года заключила с ФИО договор купли-продажи, по условиям которого ее семьей приобретена в долевую собственность двухкомнатная квартира <адрес>. Стоимость жилого помещения определена сторонами договора в сумме <данные изъяты> (л.д. 9-10).
Пунктом 1 договора предусмотрено, что указанная квартира приобретается в общую долевую собственность Рачинской (Паршенковой) А.Ю. в размере 1/3 доли; ФИО1 в размере 1/3 доли; ФИО2 в размере 1/3 доли.
По условиям п. 3 названного договора купли-продажи стоимость указанной приобретенной квартиры оплачивается путем перечисления на лицевой счет продавца (Иванова Дмитрия Николаевича), открытый в Мурманском ОСБ, выделенных по государственному сертификату на материнский (семейный капитал) от 12.08.2009 № 303 ГУ – УПФ РФ в Ленинском округе города Мурманска, в течение трех месяцев после государственной регистрации договора купли-продажи и права собственности покупателей и получения свидетельств о государственной регистрации права. При этом стороны пришли к соглашению, что с момента передачи квартиры покупателям и до ее полной оплаты квартира будет считаться находящейся в залоге у продавца.
Актом приема-передачи жилого помещения от 17.04.2013 подтвержден факт передачи квартиры от продавца к представителю покупателя (л.д. 11).
Дополнительным соглашением к данному договору купли-продажи от 15.01.2015 (л.д. 12) в пункт 3 договора внесены изменения о том, что установленная сторонами стоимость квартиры в размере <данные изъяты> является окончательной и изменению не подлежит. Денежные средства в размере стоимости квартиры будут переведены в установленный законодательством Российской Федерации срок на расчетный счет продавца в Северо-Западном банке ОАО «Сбербанк России» путем безналичного перечисления со счета ГУ УПФ РФ за счет средств материнского (семейного) капитала, выделенных по Государственному сертификату на материнский (семейный) капитал серии МК-III № от 12.08.2009 № 303. Стороны договора купли-продажи установили, что до полной оплаты стоимости, квартира будет считаться находящейся в залоге у продавца.
Также судом установлено, что в настоящее время право общей долевой собственности истицы и ее детей на вышеназванное приобретенное жилое помещение по 1/3 доли в праве у каждого зарегистрировано в установленном законом порядке с 26.04.2013, что подтверждено свидетельствами о регистрации права (л.д. 13-15), а также представленной Управлением «Росреестра» по Мурманской области выпиской из ЕГРП по состоянию на 19.08.2015 (л.д. 52-54). Указанное жилое помещение имеет ограничение – ипотека в силу закона.
Как следует из материалов дела, 15.01.2015 истец подала в пенсионный орган (ответчику) заявление о распоряжении средствами материнского капитала на оплату приобретенной квартиры (с участием средств материнского капитала на 01.01.2015 с учетом индексации).
Решением пенсионного органа от 09.02.2015 заявление Рачинской А.Ю. о направлении средств материнского капитала на оплату приобретаемого жилого помещения в сумме <данные изъяты> удовлетворено (л.д. 17-18).
Между тем, решением ГУ УПФ РФ в Ленинском округе города Мурманска от 13.03.2015 № 4 во изменение ранее принятого решения от 09.02.2015 истице отказано в удовлетворении заявления от 15.01.2015.
Отказ мотивирован тем, что в нарушение п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ заявителем нарушен установленный порядок подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, поскольку согласно Правилам подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.12.2008 № 779н, к заявлению Рачинской А.Ю. представлено дополнительное соглашение от 15.01.2015 к договору купли продажи квартиры от 17.04.2013, согласно которому срок обременения на приобретаемое жилое помещение (квартиру) должен быть установлен вновь. Однако ограничение (обременение) права не прошло государственной регистрации в установленном порядке.
Согласно пункту 6 Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26.12.2008 № 779н (в редакции на момент обращения истца с заявлением в пенсионный орган 15.01.2015), заявление о распоряжении подается с предъявлением следующих документов: страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования лица, получившего сертификат; документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) лица, получившего сертификат; документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) и полномочия представителя лица, получившего сертификат, - в случае подачи заявления о распоряжении через представителя лица, получившего сертификат.
Подпунктом «в» пункта 7 названных Правил предусмотрено, что в случае направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий к заявлению о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в случае необходимости прилагаются также документы (их копии, верность которых засвидетельствована в установленном порядке, сведения, подписанные электронной подписью), указанные в Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862, (далее также Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 862 от 12.12.2007).
Пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 862 от 12.12.2007, определен перечень документов, предъявляемых пенсионному органу совместно с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, а именно:
а) подлинник сертификата (его дубликат в случае утраты) – пункт утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 30.01.2015 № 77;
б) основной документ, удостоверяющий личность лица, получившего сертификат, и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания;
в) основной документ, удостоверяющий личность представителя, и нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая его полномочия, - в случае подачи заявления через представителя;
г) основной документ, удостоверяющий личность супруга лица, получившего сертификат, и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания, - в случае если стороной сделки либо обязательств по приобретению или строительству жилья является супруг лица, получившего сертификат, либо если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства осуществляются супругом лица, получившего сертификат;
д) свидетельство о браке.
На основании п. 8 указанных Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 862 от 12.12.2007, в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату приобретаемого жилого помещения лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет:
а) копию договора купли-продажи жилого помещения (договора купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа), прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке
б) копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение лица, получившего сертификат, и (или) его супруга, осуществляющего приобретение жилого помещения с использованием средств материнского (семейного) капитала (за исключением случая, когда договором купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа предусмотрено, что право собственности на приобретаемое жилое помещение переходит к покупателю после полной выплаты цены договора).
Как установлено судом и не оспаривалось в ходе разбирательства по делу представителем ответчика, пенсионный орган, принимая оспариваемое решение об отказе в удовлетворении заявления Рачинской А.Ю. № 4 от 13.03.2015, исходил из нарушения заявителем порядка подачи заявления, к которому прилагалось дополнительное соглашение к договору купли продажи квартиры от 15.01.2015 с указанием о наличии обременения (нахождения приобретенного жилого помещения в залоге у продавца до перечисления средств материнского капитала в оплату стоимости жилья), не прошедшее государственной регистрации.
Вместе с тем, суд полагает указанное ответчиком обоснование отказа в удовлетворении заявления Рачинской А.Ю. не основанным на требованиях действующего законодательства, поскольку правила о государственной регистрации договоров купли-продажи жилого помещения, а равно дополнительных соглашений к ним, не применяются к договорам, заключенным после 1 марта 2013 года, вследствие вступивших с указанной даты в действие изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2012 № 302-ФЗ в главы, 1, 2, 3, 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым обязательной государственной регистрации подлежит переход права на недвижимое имущество, а не сами договоры (дополнительные соглашения к ним).
Так, согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012 № 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 302-ФЗ) предусмотренные в том числе статьями 558, 560 Гражданского кодекса российской Федерации правила о государственной регистрации договоров купли-продажи недвижимого имущества (жилого, нежилого помещения) не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления в силу Закона № 302-ФЗ.
Вместе с тем сохранено требование государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество (статьи 8.1, 131 Гражданского кодекса российской Федерации).
Соответственно с 01.03.2013 на основании заключенных с этого момента договоров купли-продажи недвижимого имущества осуществляется только государственная регистрация перехода права собственности.
Таким образом, отказ ответчика о нарушении истцом порядка подачи заявления со ссылкой на приложение к заявлению не прошедшего государственной регистрации дополнительного соглашения, содержащего данные об обременении (залоге) жилого помещения, нельзя признать законным и обоснованным.
При этом суд учитывает, что как следует из материалов гражданского дела и материалов дела, представленного ответчиком в отношении Рачинской А.Ю. как лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, истцом при подаче в пенсионный орган заявления 15.01.2015 приложены все документы, требуемые в соответствии с положениями ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ, во взаимосвязи с п.п. 6, 8 Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26.12.2008 № 779н и Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 862 от 12.12.2007 (в редакции на момент обращения истца с заявлением в пенсионный орган 15.01.2015).
Кроме того, согласно приложенному истцом к заявлению договору купли продажи от 17.04.2013 в п. 3 договора на момент его заключения сторонами предусмотрено обременение в виде нахождения приобретенного жилого помещения в залоге у продавца до поступления полной оплаты стоимости квартиры.
Как следует из материалов дела в отношении Рачинской А.Ю. как лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки (л.д. 13-15) в свидетельствах о регистрации прав долевой собственности Паршенковой (ныне Рачинской) А.Ю., ее несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО1 (по 1/3 доли каждого в праве) на жилое помещение – квартиру <адрес>, (которые при подаче заявления в пенсионный орган прилагались истцом к заявлению), отражено наличие установленного в отношении объекта недвижимости обременения – «ипотеки в силу закона». Указанное зарегистрированное обременение (ограничение) права долевой собственности не отменено, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области по состоянию на 19.08.2015 (л.д. 52).
Исходя из установленных обстоятельств с учетом анализа вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что решение пенсионного органа от 13 марта 2015 года об отказе в удовлетворении заявления Рачинской А.Ю. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, является незаконным, в связи с чем суд признает его подлежащим отмене, а требования истца о возложении на ответчика обязанности о направлении (перечислении) средств материнского капитала в счет оплаты стоимости приобретенного в целях улучшения жилищных условий жилого помещения по договору купли-продажи от 17.04.2014 с учетом дополнительного соглашения к нему от 15.01.2015, подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В силу статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно статье 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимые расходы.
В силу статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Гражданским процессуальным законодательством предусмотрено право лица, обратившегося с обоснованными требованиями в суд, на возмещение расходов, понесенных в связи с защитой нарушенных прав.
Исходя из принципов гражданского права, установление размера и порядка оплаты услуг представителя относится к сфере усмотрения доверителя и поверенного и определяется договором. При этом в силу ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
В обоснование требований о взыскании расходов на оказание услуг представителя истцом представлен договор на оказание юридических услуг от 12.05.2015, заключенный между истцом и Тюкавиным А.С. по оказанию квалифицированной юридической помощи, в соответствии с которым юридическая помощь заключается: в ознакомлении с материалами дела, подготовке искового заявления в суд общей юрисдикции об оспаривании отказа в распоряжении средствами материнского капитала, возложении обязанности направить средства материнского капитала на оплату приобретенного жилого помещения, представление интересов заказчика в суде общей юрисдикции по данному вопросу (пункт 2.1), общий размер вознаграждения по данному договору определен пунктом 3.1 договора и составляет <данные изъяты>. (л.д. 23, 24). Стороной истца суду также представлена расписка от 12.05.2015 об оплате - получении представителем Тюкавиным А.С. указанной суммы (л.д. 25).
Понятие разумности пределов следует соотносить с объемом защищаемого права, сложностью рассматриваемого гражданского дела и объемом оказанных представителем услуг.
Принимая во внимание, объем оказанной истцу помощи по данному гражданскому делу и её значимость, исходя из конкретных обстоятельств дела, количества судебных заседаний, в которых принимал участие представитель истца, учитывая возражения ответчика относительно разумности понесенных истцом расходов, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы за оказание услуг представителем в размере <данные изъяты>, расценивая указанную сумму как разумную и справедливую.
С учетом положений статей 88, 98 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Таким образом, общая сумма судебных расходов, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца, составляет <данные изъяты> (<данные изъяты>).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рачинской А.Ю. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала, и направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска от 13 марта 2015 года № 4, которым Рачинской А.Ю. отказано в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска удовлетворить заявление Рачинской А.Ю. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от 15.01.2015.
Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на оплату договора купли-продажи жилого помещения – двухкомнатной квартиры, общей площадью 42, 6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, заключенного 17 апреля 2013 года между ФИО и Рачинской А.Ю., действующей в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетних детей – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учетом дополнительного соглашения к договору купли-продажи от 15 января 2015 года, на расчетный счет, указанный в договоре купли-продажи от 17.04.2013 и дополнительном соглашении от 15.01.2015.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска в пользу Рачинской А.Ю. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>, расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты>, а всего взыскать <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Гедыма О.М.