Дело № 2а-735/2019
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
17 декабря 2019 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Антипиной Н.Н.,
при секретаре: Седлецкой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Республике Карелия к Белогривцеву В.Н. о взыскании обязательных платежей, пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 10 по Республике Карелия (далее - Инспекция) обратилась в суд с названным исковым требованием, мотивируя тем, что административный ответчик состоит на учете в Инспекции. В соответствии с карточкой лицевого счета у него, в связи с неуплатой в установленные законом сроки земельного налога числится задолженность по налоговым обязательствам. хх.хх.хх г. по налоговому уведомлению № ответчику были начислены налоги со сроком исполнения до хх.хх.хх г., в том числе: транспортный налог за 2014-2016 г. в размере 12 595,00 рублей, земельный налог за 2016 год - 414,00 рублей, налог на имущество физических лиц за 2016 г. - 114 рублей. Ответчик не произвел оплату по налоговым обязательствам в установленный законом срок. Налоговым органом ответчику выставлено требование от хх.хх.хх г. № об уплате налогов, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени.
Мировой судья, признав требования Инспекции законными и обоснованными, хх.хх.хх г. вынес судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по налоговому обязательству, который хх.хх.хх г. определением по заявлению административного ответчика был отменен. Требование Инспекции от хх.хх.хх г. частично было исполнено административным ответчиком.
Ссылаясь на положения Кодекса административного судопроизводства РФ, Налогового кодекса РФ, Закона РК от 30.12.1999 №384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия», Инспекция просит суд взыскать с Белогривцева В.Н. недоимку по земельному налогу за 2016 год в сумме 414,00 рублей, пени - 1,93 рублей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте разбирательства дела надлежащим образом уведомлен.
Административный ответчик извещался надлежащим образом посредством почтовой корреспонденции, в судебное заседание не явился, возражений по административному иску в суд не представил. Судебная корреспонденция, направленная по адресу его регистрации вернулась в суд с отметкой «по истечении срока хранения».
Материалы административного дела не содержат сведений об ином месте жительства административного ответчика.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 96, ст. 98 Кодекса административного судопроизводства РФ судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. Судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить.
На основании п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно ч. 6 ст. 45 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Суд, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст.23, п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п.1 ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п.1 ст.38 Налогового кодекса РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Согласно ст.44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Статья 15 Налогового кодекса РФ предусматривает, что к местным налогам и сборам относится земельный налог.
В соответствии со ст. 387, 388 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пп. 2, 3, 4 ст.52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть направлено физическому лицу по почте заказным письмом. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пунктами 1, 4, 6 ст.69 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть направлено по почте заказным письмом физическому лицу. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п.3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.46 - 48 настоящего Кодекса (п.6).
Таким образом, требование об уплате пеней, начисленных за просрочку исполнения обязанности по уплате налога, должно быть направлено одновременно с требованием об уплате налога в срок, установленный пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Направление требования является первой стадией процедуры принудительного взыскания налога и пеней, которое должно быть осуществлено в пределах совокупности сроков, установленных Налоговым кодексом. При неисполнении налогоплательщиком требования об уплате недоимки по налогу, в силу п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов административного дела, Белогривцеву В.Н. Инспекцией направлялось налоговое уведомление № от хх.хх.хх г., из которого следует, что административному ответчику были начислены налоги, в том числе земельный налог за 2016 год в сумме 414 рублей (кадастровый номер №). Срок исполнения обязанности по уплате налогов был установлен до хх.хх.хх г.
В связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по уплате вышеуказанных налоговых обязательств Белогривцеву В.Н. Инспекция направила требование № по состоянию на хх.хх.хх г. об уплате налогов, в том числе земельного налога за 2016 год в размере 414,00 рублей, пени - 1,93 рублей с указанием на необходимость его исполнения в срок до хх.хх.хх г.
Мировым судьей судебного участка Прионежского района РК хх.хх.хх г. вынесен судебный приказ СП № о взыскании с административного ответчика недоимки по налоговым обязательствам в сумме ... рублей, государственной пошлины в размере ... рублей. Определением мирового судьи судебного участка Олонецкого района РК, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Прионежского района РК, хх.хх.хх г. судебный приказ СП № по заявлению Белогривцева В.Н. отменен.
Письменные материалы дела свидетельствуют о том, что земельный участок в испрашиваемый налоговый период был зарегистрирован на праве собственности за Белогривцевым В.Н.
При таких обстоятельствах, учитывая, что порядок и сроки принудительного взыскания недоимки по земельному налогу за 2016 год, установленные статьями 69, 70, 48 Налогового кодекса РФ, не нарушены, требования Инспекции в части взыскания земельного налога за 2016 год и пени подлежат удовлетворению. Размер взыскиваемых сумм судом проверен, соответствует материалам дела, арифметически верен. Административным ответчиком доводы административного истца в данной части не опровергнуты, доказательств уплаты налогов не представлено.
Применительно к положениям ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь статьями 174, 175, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Республике Карелия удовлетворить.
Взыскать с Белогривцева В.Н., зарегистрированного по адресу: ..., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Республике Карелия недоимку в сумме 415,93 рублей, из которых: земельный налог за 2016 год - 414 рублей, пени за неуплату налога - 1,93 рублей.
Взыскать с Белогривцева В.Н. государственную пошлину в доход местного бюджета Прионежского муниципального района Республики Карелия в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Н. Антипина
Решение принято судом в окончательной форме 24 декабря 2019 года.