Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-6818/2019 ~ М-5328/2019 от 06.11.2019

Дело № 2а-6818/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2019 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи       Курындиной Е.Ю.,

при секретаре                                    Денисове В.Ю.,

с участием административного истца - Михайлусова М.В.,

представителя административного ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» - Киреевой Е.П., действующей на основании доверенности от 11 января 2019 года и диплома о высшем юридическом образовании, представителя административного ответчика – призывной комиссии муниципального образования «Городской округ г. Воронеж» Воронежской области - Казьмина Я.А., действующего на основании доверенности от 21.08.2019 года и диплома о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по исковому заявлению Михайлусова Михаила Васильевича к призывной комиссии Воронежской области по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области» от признании незаконным и отмене решения призывной комиссии,

У с т а н о в и л:

Михайлусов М.В. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии муниципального образования «Городской округ г. Воронеж» Воронежской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области» от признании незаконным и отмене решения призывной комиссии.

В обоснование заявленных требований указав, что в качестве призывника состоит на учете в военном комиссариате Воронежской области по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа.

При прохождении мероприятий, связанных с весенним призывом на военную службу 2019 года на заседании призывной комиссии был признан годным к прохождению срочной службы.

В отношении истца проводилось медицинское освидетельствование, однако, по мнению административного истца, специалистами призывной комиссии не были учтены медицинские документы, предоставленные им, жалобы на боли, что является нарушением норм инструкций. С решением призывной комиссии истец не согласен, поскольку все перечисленные им жалобы на состояние здоровья и инструментальные методы диагностики были проигнорированы, дополнительных направлений на обследования выдано не было. Врачами - специалистами не были учтены данные по имеющимся заболеваниям, вследствие чего произошло неверное правоприменение при определении в отношение истца категории годности к военной службе, что, в свою очередь, повлекло за собой принятие оспариваемого решения (л.д.7-10).

В судебном заседании административный истец Михайлусов М.В., заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» -    Киреева Е.П., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 22, 23), против удовлетворения требований возражала, представлены письменные возражения относительно заявленных требования (л.д. 55-58), представлены письменные возражения (л.д. 55-58).

Представитель административного ответчика призывной комиссии муниципального образования «Городской округ город Воронеж» -    Казьмин Я.А, действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 59-60,61), против удовлетворения требований возражал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, ознакомившись с личным делом призывника, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, а также в иных случаях, предусмотренных законом, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе (пункты 1, 2 и 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе).

Согласно пункту 1 статьи 5.1 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе, граждане при постановке на воинский учет, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ).

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 (далее - Положение).

Пунктом 4 Положения определено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).

В соответствии с пунктом 6 Положения, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.

Согласно пункту 20 Положения в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.

При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.

По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.

По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (пункт 1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ).

При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 (пункт 8 указанного Положения).

Из указанных правовых норм следует, что решение призывной комиссии в отношении призывника непосредственно зависит от результатов медицинского освидетельствования о годности призывника к военной службе.

Установлено и подтверждается материалами дела, что Михайлусов М.В. 16 января 2015 г. поставлен на воинский учет в отделе военного комиссариата Воронежской области по Кантемировскому району. При первоначальной постановке на воинский учет Михайлусову М.В. поставлен диагноз «недостаточность питания» (л.д. 62 об.).

В ходе прохождения медицинского освидетельствования в период весеннего призыва 2016 г., с учетом заявленных жалоб на состояние здоровья, в соответствии с требованиями п.4 ст.5.1 Федерального закона РФ от 28.03.1998г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» и совместного приказа Министра обороны и Министра здравоохранения РФ № 240/168 от 23 мая 2001г. «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе», призывнику выдали направление для обследования и заполнения медицинского заключения.

По результатам медицинского обследования №474/527, проводившегося с 25.05.2016 г. по 26.05.16 г. в детской поликлинике №1 БУЗ ВО «Воронежская городская поликлиника №3» Михайлусову М.В. поставлен диагноз «белково - энергетическая недостаточность легкой степени. Дискинезия желчевыводящих путей». Указанное медицинское заключение предоставлено Михайлусовым М.В. в военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов г.Воронежа (л.д. 71).

В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 4 июля 2013 г. N 565 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе» медицинское обследование призывника было завершено, врачами-специалистами была определена категория годности Михайлусова М.В. к военной службе «Г - временно не годен к военной службе» сроком на 6 месяцев, подлежит лечению», ст.ст.13«г», 59«в», 66 «д» гр. 1 Расписания болезней и ТДТ.

22 июня 2016 г. решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов города Воронеж Воронежской области, истцу на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 24 Федерального закона РФ от 28.03.1998г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 01.10.2016 г. с направлением на лечение и обследование в поликлинику по месту жительства (л.д. 65).

Согласно требованиям п. 13 раздела 1 Инструкции о порядке медицинского обеспечения граждан РФ до их первоначальной постановки на воинский учет, утвержденной совместным приказом Министра обороны и Министра здравоохранения РФ № 240/168 от 23 мая 2001г. «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе», Михайлусову М.В. было выдано направление на лечение и обследование в поликлинику по месту жительства и назначена явка в военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж на 3 октября 2016 г.

В соответствии с п. 38 раздела 4 вышеназванного совместного приказа Министра обороны и Министра здравоохранения РФ результаты обследования и лечения в БУЗ Воронежской области "Воронежская городская поликлиника №3» с 07.09.2016 г. по 16.09.2016 г. отражены в медицинском заключении о состоянии здоровья гражданина №30/100. Диагноз «Недостаточность питания. ИМТ 17.4, Хронический гастрит. Ассоциированный с желчью, стадия нестойкая ремиссия» (л.д. 75).

В ходе осеннего призыва на военную службу 2016 г., решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж от 26.10.2016 г. истцу была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2019 г. в связи с обучением в ГБПОУ ВО «Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж» (л.д.42).

Поскольку административный истец заканчивал обучение до 30 июня 2019 г., а призыв на военную службу согласно ст. 25 Федерального закона РФ от 28.03.1998 г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» осуществлялся с 1 апреля по 15 июля, то он подлежал весеннему призыву 2019 г.

04.03.2019 г., 03.06.2019 г. в связи с имеющимися заболеваниями, заявленными жалобами, с целью уточнения диагноза Михайлусов М.В. направлялся по решению врача-терапевта и врача-хирурга медицинской комиссии военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж в БУЗ Воронежской области "Воронежская городская поликлиника №3. Результаты обследования отражены в медицинском заключении о состоянии здоровья гражданина №331/36 и медицинском заключении о состоянии здоровья гражданина №973/83(л.д.66-67).

03.07.2019 г. в связи с тем, что диагноз заболевания призывнику был выставлен и ему были выполнены все необходимые обследования, врачи медицинской комиссии военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж выставили Михайлусову М.В. окончательный диагноз: «С-образный сколиоз грудного, поясничного отделов позвоночника 1 степени. Остеохондроз шейного отдела позвоночника. Недостаточность питания, Хронический гастродуоденит, ремиссия. ДЖВП», который соответствует ст. 13 «д», ст.59 «в», ст.66 «д» Расписания болезней, категория годности к военной службе - «Б-3 - годен к военной службе с незначительными ограничениями».

Решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж от 03.07.2019г. протокол №28 на основании пункта «а» статьи 22 Федерального закона РФ от 28.03.1998г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» Михайлусов М.В. призван на военную службу (л.д.43).

В судебном заседании административный ответчик пояснил, что Михайлусовым М.В. было заявлено о несогласии с принятым решением, о намерении его обжаловать, в связи с чем к месту прохождения военной службы отправлен не был.

В соответствии с Указом Президента РФ от 30.09.2019г. №472 «О призыве в октябре - декабре 2019 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» с 1 октября по 31 декабря 2019 г. осуществляется призыв на военную службу.

21.10.2019 г. согласно протоколу №7 решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж на основании пункта «а» статьи 22 Федерального закона РФ от 28.03.1998 г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» Михайлусов М.В. призван на военную службу, установлена категория годности «Б», показатель предназначения «3» (л.д.44).

Доводы Михайлусова М.В. о наличии у него диагноза заболевания, препятствующего прохождению военной службы по призыву, не подтверждаются медицинскими документами. При этом наличие у истца заболеваний с той степенью нарушения функций, которые предусмотрены Расписанием болезней в качестве критериев определения категории негодности (ограниченной годности) гражданина к военной службе, по состоянию на момент прохождения медицинского освидетельствования врачебной комиссией не подтверждено.

Административным истцом суду не представлено бесспорных и достоверных доказательств того, что на момент прохождения медицинского освидетельствования он имел заболевания, дающие основания для установления ему иной категории годности, а равно того, что при проведении медицинского освидетельствования допущены такие нарушение, которые привели к принятию необоснованного решения.

Между тем, именно на административного истца возложена обязанность по предоставлению суду доказательств того, что действиями должностных лиц, либо государственного органа допущено нарушение его прав и законных интересов.

По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование.

Вынесенное военно-врачебной комиссией заключение о категории годности действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в данном заключении. При этом повторное либо очередное заключение военно-врачебной комиссии отменяет предыдущее.

При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 574.

Суд полагает необходимым отметить, что, считая себя негодным к военной службе, Михайлусов М.В. не воспользовался вышеуказанным правом на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574., так же как и административный истец не лишен был возможности представить соответствующее экспертное заключение в суд самостоятельно, поскольку обязанность бремя доказывания наличия заболеваний, дающих основания для установления категории годности возложено на истца.

Более того административный истец, не был лишен возможности ходатайствовать о назначении судебной экспертизы, однако, как следует из материалов дела, указанным правом не воспользовался.

Медицинское освидетельствование в отношении административного истца проводилось в строгом соответствии с требованиями Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства №565 от 04.07.2013г. Диагнозов которые могли бы подойти под действие статей Расписания болезней соответствующих категории годности к военной службе - «В - ограниченно годен к военной службе», у него не имеется.

При неоднократном обследовании в лечебных учреждениях, заболеваний, повлекших бы освобождение от призыва на военную службу у административного истца не выявлено. Оснований для применения иных пунктов вышеуказанных статей Расписания болезней не имеется.

На основании изложенного, с учетом того, что доказательств нарушения своих прав, либо незаконности оспариваемого решения административный истец в суд не представил, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение призывной комиссии совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Михайлусова М.В. в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Михайлусова Михаила Васильевича к призывной комиссии Воронежской области по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области» от признании незаконным и отмене решения призывной комиссии – отказать.

    Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления окончательной форме.

Судья:                                Е.Ю. Курындина

Решение в окончательной форме изготовлено 24 декабря 2019 г.

Дело № 2а-6818/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2019 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи       Курындиной Е.Ю.,

при секретаре                                    Денисове В.Ю.,

с участием административного истца - Михайлусова М.В.,

представителя административного ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» - Киреевой Е.П., действующей на основании доверенности от 11 января 2019 года и диплома о высшем юридическом образовании, представителя административного ответчика – призывной комиссии муниципального образования «Городской округ г. Воронеж» Воронежской области - Казьмина Я.А., действующего на основании доверенности от 21.08.2019 года и диплома о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по исковому заявлению Михайлусова Михаила Васильевича к призывной комиссии Воронежской области по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области» от признании незаконным и отмене решения призывной комиссии,

У с т а н о в и л:

Михайлусов М.В. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии муниципального образования «Городской округ г. Воронеж» Воронежской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области» от признании незаконным и отмене решения призывной комиссии.

В обоснование заявленных требований указав, что в качестве призывника состоит на учете в военном комиссариате Воронежской области по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа.

При прохождении мероприятий, связанных с весенним призывом на военную службу 2019 года на заседании призывной комиссии был признан годным к прохождению срочной службы.

В отношении истца проводилось медицинское освидетельствование, однако, по мнению административного истца, специалистами призывной комиссии не были учтены медицинские документы, предоставленные им, жалобы на боли, что является нарушением норм инструкций. С решением призывной комиссии истец не согласен, поскольку все перечисленные им жалобы на состояние здоровья и инструментальные методы диагностики были проигнорированы, дополнительных направлений на обследования выдано не было. Врачами - специалистами не были учтены данные по имеющимся заболеваниям, вследствие чего произошло неверное правоприменение при определении в отношение истца категории годности к военной службе, что, в свою очередь, повлекло за собой принятие оспариваемого решения (л.д.7-10).

В судебном заседании административный истец Михайлусов М.В., заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» -    Киреева Е.П., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 22, 23), против удовлетворения требований возражала, представлены письменные возражения относительно заявленных требования (л.д. 55-58), представлены письменные возражения (л.д. 55-58).

Представитель административного ответчика призывной комиссии муниципального образования «Городской округ город Воронеж» -    Казьмин Я.А, действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 59-60,61), против удовлетворения требований возражал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, ознакомившись с личным делом призывника, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, а также в иных случаях, предусмотренных законом, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе (пункты 1, 2 и 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе).

Согласно пункту 1 статьи 5.1 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе, граждане при постановке на воинский учет, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ).

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 (далее - Положение).

Пунктом 4 Положения определено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).

В соответствии с пунктом 6 Положения, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.

Согласно пункту 20 Положения в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.

При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.

По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.

По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (пункт 1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ).

При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 (пункт 8 указанного Положения).

Из указанных правовых норм следует, что решение призывной комиссии в отношении призывника непосредственно зависит от результатов медицинского освидетельствования о годности призывника к военной службе.

Установлено и подтверждается материалами дела, что Михайлусов М.В. 16 января 2015 г. поставлен на воинский учет в отделе военного комиссариата Воронежской области по Кантемировскому району. При первоначальной постановке на воинский учет Михайлусову М.В. поставлен диагноз «недостаточность питания» (л.д. 62 об.).

В ходе прохождения медицинского освидетельствования в период весеннего призыва 2016 г., с учетом заявленных жалоб на состояние здоровья, в соответствии с требованиями п.4 ст.5.1 Федерального закона РФ от 28.03.1998г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» и совместного приказа Министра обороны и Министра здравоохранения РФ № 240/168 от 23 мая 2001г. «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе», призывнику выдали направление для обследования и заполнения медицинского заключения.

По результатам медицинского обследования №474/527, проводившегося с 25.05.2016 г. по 26.05.16 г. в детской поликлинике №1 БУЗ ВО «Воронежская городская поликлиника №3» Михайлусову М.В. поставлен диагноз «белково - энергетическая недостаточность легкой степени. Дискинезия желчевыводящих путей». Указанное медицинское заключение предоставлено Михайлусовым М.В. в военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов г.Воронежа (л.д. 71).

В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 4 июля 2013 г. N 565 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе» медицинское обследование призывника было завершено, врачами-специалистами была определена категория годности Михайлусова М.В. к военной службе «Г - временно не годен к военной службе» сроком на 6 месяцев, подлежит лечению», ст.ст.13«г», 59«в», 66 «д» гр. 1 Расписания болезней и ТДТ.

22 июня 2016 г. решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов города Воронеж Воронежской области, истцу на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 24 Федерального закона РФ от 28.03.1998г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 01.10.2016 г. с направлением на лечение и обследование в поликлинику по месту жительства (л.д. 65).

Согласно требованиям п. 13 раздела 1 Инструкции о порядке медицинского обеспечения граждан РФ до их первоначальной постановки на воинский учет, утвержденной совместным приказом Министра обороны и Министра здравоохранения РФ № 240/168 от 23 мая 2001г. «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе», Михайлусову М.В. было выдано направление на лечение и обследование в поликлинику по месту жительства и назначена явка в военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж на 3 октября 2016 г.

В соответствии с п. 38 раздела 4 вышеназванного совместного приказа Министра обороны и Министра здравоохранения РФ результаты обследования и лечения в БУЗ Воронежской области "Воронежская городская поликлиника №3» с 07.09.2016 г. по 16.09.2016 г. отражены в медицинском заключении о состоянии здоровья гражданина №30/100. Диагноз «Недостаточность питания. ИМТ 17.4, Хронический гастрит. Ассоциированный с желчью, стадия нестойкая ремиссия» (л.д. 75).

В ходе осеннего призыва на военную службу 2016 г., решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж от 26.10.2016 г. истцу была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2019 г. в связи с обучением в ГБПОУ ВО «Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж» (л.д.42).

Поскольку административный истец заканчивал обучение до 30 июня 2019 г., а призыв на военную службу согласно ст. 25 Федерального закона РФ от 28.03.1998 г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» осуществлялся с 1 апреля по 15 июля, то он подлежал весеннему призыву 2019 г.

04.03.2019 г., 03.06.2019 г. в связи с имеющимися заболеваниями, заявленными жалобами, с целью уточнения диагноза Михайлусов М.В. направлялся по решению врача-терапевта и врача-хирурга медицинской комиссии военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж в БУЗ Воронежской области "Воронежская городская поликлиника №3. Результаты обследования отражены в медицинском заключении о состоянии здоровья гражданина №331/36 и медицинском заключении о состоянии здоровья гражданина №973/83(л.д.66-67).

03.07.2019 г. в связи с тем, что диагноз заболевания призывнику был выставлен и ему были выполнены все необходимые обследования, врачи медицинской комиссии военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж выставили Михайлусову М.В. окончательный диагноз: «С-образный сколиоз грудного, поясничного отделов позвоночника 1 степени. Остеохондроз шейного отдела позвоночника. Недостаточность питания, Хронический гастродуоденит, ремиссия. ДЖВП», который соответствует ст. 13 «д», ст.59 «в», ст.66 «д» Расписания болезней, категория годности к военной службе - «Б-3 - годен к военной службе с незначительными ограничениями».

Решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж от 03.07.2019г. протокол №28 на основании пункта «а» статьи 22 Федерального закона РФ от 28.03.1998г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» Михайлусов М.В. призван на военную службу (л.д.43).

В судебном заседании административный ответчик пояснил, что Михайлусовым М.В. было заявлено о несогласии с принятым решением, о намерении его обжаловать, в связи с чем к месту прохождения военной службы отправлен не был.

В соответствии с Указом Президента РФ от 30.09.2019г. №472 «О призыве в октябре - декабре 2019 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» с 1 октября по 31 декабря 2019 г. осуществляется призыв на военную службу.

21.10.2019 г. согласно протоколу №7 решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж на основании пункта «а» статьи 22 Федерального закона РФ от 28.03.1998 г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» Михайлусов М.В. призван на военную службу, установлена категория годности «Б», показатель предназначения «3» (л.д.44).

Доводы Михайлусова М.В. о наличии у него диагноза заболевания, препятствующего прохождению военной службы по призыву, не подтверждаются медицинскими документами. При этом наличие у истца заболеваний с той степенью нарушения функций, которые предусмотрены Расписанием болезней в качестве критериев определения категории негодности (ограниченной годности) гражданина к военной службе, по состоянию на момент прохождения медицинского освидетельствования врачебной комиссией не подтверждено.

Административным истцом суду не представлено бесспорных и достоверных доказательств того, что на момент прохождения медицинского освидетельствования он имел заболевания, дающие основания для установления ему иной категории годности, а равно того, что при проведении медицинского освидетельствования допущены такие нарушение, которые привели к принятию необоснованного решения.

Между тем, именно на административного истца возложена обязанность по предоставлению суду доказательств того, что действиями должностных лиц, либо государственного органа допущено нарушение его прав и законных интересов.

По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование.

Вынесенное военно-врачебной комиссией заключение о категории годности действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в данном заключении. При этом повторное либо очередное заключение военно-врачебной комиссии отменяет предыдущее.

При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 574.

Суд полагает необходимым отметить, что, считая себя негодным к военной службе, Михайлусов М.В. не воспользовался вышеуказанным правом на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574., так же как и административный истец не лишен был возможности представить соответствующее экспертное заключение в суд самостоятельно, поскольку обязанность бремя доказывания наличия заболеваний, дающих основания для установления категории годности возложено на истца.

Более того административный истец, не был лишен возможности ходатайствовать о назначении судебной экспертизы, однако, как следует из материалов дела, указанным правом не воспользовался.

Медицинское освидетельствование в отношении административного истца проводилось в строгом соответствии с требованиями Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства №565 от 04.07.2013г. Диагнозов которые могли бы подойти под действие статей Расписания болезней соответствующих категории годности к военной службе - «В - ограниченно годен к военной службе», у него не имеется.

При неоднократном обследовании в лечебных учреждениях, заболеваний, повлекших бы освобождение от призыва на военную службу у административного истца не выявлено. Оснований для применения иных пунктов вышеуказанных статей Расписания болезней не имеется.

На основании изложенного, с учетом того, что доказательств нарушения своих прав, либо незаконности оспариваемого решения административный истец в суд не представил, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение призывной комиссии совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Михайлусова М.В. в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Михайлусова Михаила Васильевича к призывной комиссии Воронежской области по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области» от признании незаконным и отмене решения призывной комиссии – отказать.

    Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления окончательной форме.

Судья:                                Е.Ю. Курындина

Решение в окончательной форме изготовлено 24 декабря 2019 г.

1версия для печати

2а-6818/2019 ~ М-5328/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Михайлусов Михаил Васильевич
Ответчики
Призывная комиссия Воронежской области по Центральному и Коминтерновскому районам
ФКУ Военный Комиссариат Воронежской области
Другие
Призывная комиссия г.о. г. Воронежа
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Курындина Елена Юрьевна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
06.11.2019Регистрация административного искового заявления
06.11.2019Передача материалов судье
11.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
11.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.11.2019Предварительное судебное заседание
26.11.2019Предварительное судебное заседание
10.12.2019Судебное заседание
24.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2021Дело оформлено
19.11.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее