Дело № 2-365/2021
70RS0004-01-2020-005936-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2021 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Куц Е.В.
при секретаре Новоселовой Д.Н.
с участием помощника прокурора Кировского района г. Томска Мартыновой О.Ю.,
истца Куюмджиевой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Томска, действующего в интересах Куюмджиевой А.Г. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации города Томска о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений,
у с т а н о в и л:
прокурор Кировского района г.Томска, действуя в интересах Куюмджиевой А.Г., обратился в суд с иском к администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить Куюмджиевой А.Г. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 33 кв.м.
В обоснование иска указано, что Куюмджиева А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать ФИО5 и отец ФИО6 решением Юргинского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. Постановлением главы администрации г. Юрги Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № Куюмджиева А.Г. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Постановлением Главы администрации г. Юрги Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № Куюмджиева А.Г. исключена из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного найма в связи с переездом для постоянного проживания за пределы территории Кемеровской области. Распоряжением Главы администрации Кировского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № Куюмджиева А.Г. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск». До настоящего времени Куюмджиева А.Г. жильем не обеспечена.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г.Томска исковые требования поддержала в полном объеме.
Материальный истец Куюмджиева А.Г. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Города Томска в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении иска отказать, в случае удовлетворения требований – предоставить отсрочку исполнения решения суда сроком на 6 месяцев.
Представитель третьего лица администрация Томской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не известил, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении иска отказать.
Суд, в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения помощника прокурора, материального истца, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования прокурора Кировского района г.Томска, заявленные в интересах Куюмджиевой А.Г., подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В силу положений статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение.
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно свидетельству о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ Куюмджиева А.Г. родилась ДД.ММ.ГГГГ; матерью указана ФИО7, отцом – ФИО6
Согласно справке о расторжении брака №, брак междуФИО7 и ФИО6 был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. После расторжении брака ФИО7 присвоена фамилия ФИО11
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 и ФИО5 лишены родительских прав.
Таким образом, Куюмджиева А.Г. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, и соответственно относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Разрешая по существу требование прокурора Кировского района г.Томска о предоставлении Куюмджиевой А.Г. жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 5 ЖК РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1, 7 и 8 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 15 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28 -ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», согласно которой указанной категории граждан областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 года № 562а, специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов Томской области (далее - Списки муниципальных районов, городских округов), сформированные органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Томской области, осуществляющими отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списками муниципальных районов, городских округов (пункт 4.1 Порядка).
Согласно статье 1 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Таким образом, администрация Города Томска наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно является надлежащим ответчиком по иску.
Постановлением главы администрации г. Юрги Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № Куюмджиева А.Г. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Постановлением Главы администрации г. Юрги Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № Куюмджиева А.Г. исключена из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного найма в связи с переездом для постоянного проживания за пределы территории Кемеровской области.
Распоряжением администрации Кировского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № Куюмджиева А.Г.включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск».
До настоящего времени Куюмджиева А.Г. жильем н на территории муниципального образования «Город Томск» не обеспечена.
Согласно Уведомлению об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ информация о правах Куюмджиевой А.Г. на объекты недвижимого имущества отсутствует.
В соответствии со справкой филиала № БТИ г. Юрги ГП КО «ЦТИ КО» по состоянию до ДД.ММ.ГГГГ за Куюмджиевой А.Г. на праве личной собственности домовладений и жилых помещений не зарегистрировано.
Согласно адресной справке отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, Куюмджиева А.Г. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО8, что подтверждается выпиской ЕГРН об объекте недвижимости, ФИО8 родственницей либо членом семьи Куюмджиевой А.Г. не является.
В настоящее время проживает по адресу: <адрес> по договору коммерческого найма, в жилом помещении принадлежащим на праве собственности ФИО9, что подтверждается выпиской ЕГРН об объекте недвижимости. Последняя родственнице либо членом семьи Куюмджиевой А.Г. не является.
Таким образом, поскольку Куюмджиева А.Г. не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что она имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно части 4 статьи 10 Закона Томской области № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области» от 06.09.2006 года, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решением Думы города Томска от 02.02.2016 года № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» (с учетом изменений, внесенных решением Думы г. Томска от 07.07.2020 № 1383) установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 33,0 кв.м. для одиноко проживающего гражданина.
Таким образом, поскольку Куюмджиева А.Г. не обеспечена жильем и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, суд считает возможным исковые требования удовлетворить, возложить на администрацию Города Томска обязанность предоставить Куюмджиева А.Г. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, в соответствие с нормами предоставления не менее 33,0 кв.м. общей площади.
Способ защиты своих прав избирается истцом самостоятельно, и не может быть ограничен временным периодом включения в Список на предоставление жилого помещения, поскольку очередность предоставления жилого помещения, исходя из времени включения в Список, установлена для реализации указанными лицами своих прав, и, соответственно исполнения соответствующей обязанности органом местного самоуправления во внесудебном порядке, и нахождение иных лиц в данном порядке не нарушает их прав на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, и не снимает данной обязанности с органа местного самоуправления.
В связи с чем, доводы представителя Администрации Томской области о нарушении судом очередности предоставления жилого помещения при удовлетворении иска не принимаются.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Куюмджиева А.Г. подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Доводы представителя ответчика о том, что Томская область ненадлежащим образом исполняет возложенную на нее обязанность по финансированию переданных ею государственных полномочий, а администрация города Томска несет ответственность за неисполнение переданных ей государственных полномочий лишь в рамках предоставленной субвенции, суд не принимает в силу следующего.
Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации. Таким образом, действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, независимо от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
Установленный законом Томской области порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
При рассмотрении судом ходатайства представителя ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на 6 месяцев, судом учитывается, что на исполнение настоящего решения оказывают влияние особенности правового регулирования деятельности ответчика в части бюджетного устройства и бюджетного процесса.
Вместе с тем эти особенности сами по себе не могут ставить под сомнение принцип обязательности исполнения судебных постановлений и не должны приводить к нарушению прав истца.
С момента обращения Куюмджиевой А.Г. с заявлением о включении в списки на получение жилья, у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения. Таким образом, оснований для предоставления отсрочки исполнения данного решения суд не усматривает. При этом ответчик не лишен в дальнейшем права повторно обратиться с подобным требованием в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Иск прокурора Кировскогоо района г. Томска, действующего в интересах Куюмджиевой А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации города Томска предоставить Куюмджиевой А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33,0 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья