Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сухопарова В.И.,
при секретаре Аникиной Т.П.,
рассмотрев 11 марта 2015 года в с.Выльгорт в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения «Ыб», администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», Комитету лесов Республики Коми о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения «Ыб» о возложении обязанности произвести сбор и вывоз твердых бытовых отходов с несанкционированного места размещения, расположенного на территории Сыктывдинского района вблизи д.Разгорт при следовании по трассе «Вятка» после 44 км. при повороте на второстепенную дорогу на расстоянии 30 метров от трассы около опоры №234 ЛЭП-10 кВ ПС 110/10 кВ «Пажга» (географические координаты 61?19’637’’ северной широты 50?33’285’’ восточной долготы) в срок до 30 марта 2015 года.
В обоснование заявленных требований указал, что Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», в ходе которой установлено, что вблизи д.Разгорт при следовании по трассе «Вятка» после 44 км. при повороте на второстепенную дорогу на расстоянии 30 метров от трассы около опоры №234 ЛЭП-10 кВ ПС 110/10 кВ «Пажга» выявлено место несанкционированного размещения бытовых и твердых промышленных отходов. Общая площадь, занятая под свалкой, составляет около 194 кв.м. Основной состав: отходы от жилищ несортированные, отходы из жилищ крупногабаритные, отходы строительных материалов, древесные опилки и стружки. Прокурор указывает, что размещение отходов на несанкционированной свалке оказывает негативное воздействие на компоненты окружающей среды: загрязнение почвы бытовыми отходами, загрязнение грунтовых и подземных вод при фильтрации осадков, загрязнение атмосферного воздуха продуктами гниения и разложения отходов. Несанкционированная свалка нарушает, ухудшает экологическую и санитарную обстановку на территории сельского поселения «Ыб», представляют собой потенциальную опасность здоровью населения, и, как следствие, ведет к ущемлению экологических прав граждан.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 15.12.2014 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», Комитет лесов Республики Коми.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 22.01.2015 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО «Республиканская сетевая компания».
В ходе рассмотрения дела Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор уточнил заявленные требования, просил возложить на администрацию сельского поселения «Ыб» обязанность произвести сбор твердых бытовых отходов с несанкционированного места размещения, расположенного на территории Сыктывдинского района вблизи д. Разгорт при следовании по трассе «Вятка» после 44 км. при повороте на второстепенную дорогу на расстоянии 30 метров от трассы около опоры № 234 ЛЭП-10 кВ ПС 110/10 кВ «Пажга» (географические координаты 61°19"637" северной широты 50°33"285" восточной долготы) в срок до 01 марта 2016 года. Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанность произвести вывоз твердых бытовых отходов с несанкционированного места размещения, расположенного на территории Сыктывдинского района вблизи д. Разгорт при следовании по трассе «Вятка» после 44 км. при повороте на второстепенную дорогу на расстоянии 30 метров от трассы около опоры № 234 ЛЭП-10 кВ ПС 110/10 кВ «Пажга» (географические координаты 61°19"637" северной широты 50°33"285" восточной долготы) в срок до 01 марта 2016 года.
В судебном заседании прокурор Коровин Е.Н. поддержал исковые требования в полном объеме, дополнительно пояснил, что в ст. 14 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в части полномочий сельских поселений. Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» на сельские поселения возложены обязанности по организации сбора бытовых отходов и мусора.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Казанцев Д.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указав, что несанкционированная свалка бытовых отходов располагается на земельном участке лесного фонда.
Ответчик администрация сельского поселения «Ыб», надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила. Участвуя ранее в судебном заседании представитель администрации сельского поселения «Ыб» с исковыми требованиями не согласился, указав, что полномочия сельского поселения распространяются только на территории населенных пунктов. Земельный участок около дороги «Сыктывкар-Вятка», где расположена свалка, не относится к территории населенного пункта «Ыб», поэтому у администрации сельского поселения отсутствует обязанность по организации сбора твердых бытовых отходов.
Ответчик ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, предоставило письменный отзыв, в котором просило рассмотреть дело без участия его представителя, указав, что является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому делу, поскольку территория на которой расположена свалка, находится вне пределов полосы отвода автомобильной дороги, то есть ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» не обладает полномочиями по сбору отходов на спорном участке.
Ответчик Комитет лесов Республики Коми, надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, предоставило заявление, в котором просило рассмотреть дело без участия его представителя.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Республиканская сетевая компания», надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, предоставило письменный отзыв, в котором просило рассмотреть дело без участия его представителя, указав, что опора № 234 ЛЭП-10 кВ 110/10 кВ «Пажга» является одной из 477 опор линии электропередач ЛЭП-10 кВ ПС 110/10 кВ «Пажга», общей протяженностью 16, 156 км. Земельные участки для обслуживания объектов электросетевого хозяйства, над которыми проходит ЛЭП-10 кВ ПС 110/10 кВ «Пажга», предоставлены ООО «Республиканская сетевая компания» на основании Постановления Главы администрации МО MP «Сыктывдинский» от 04.04.2014 №4/658 «О предоставлении ООО «РСК» земельных участков в аренду в с. Пажга».
Специалист ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по РК» Носов А.А. в судебном заседании пояснил, что спорная свалка находится на границе лесного фонда. Граница участка лесного фонда не установлена, не имеет координат. Трасса «Вятка» имеет координаты, сведения о её границах внесены в кадастр недвижимости. В документах о межевании дороги имеется акт согласования границ со смежными участками. Граница, около которой располагается свалка согласовывалась с лесхозом. При этом, границы лесного фонда не определены. Согласно республиканскому закону «Об административном делении» территория, на которой располагается свалка относится к территории муниципального образования сельского поселения «Ыб».
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика и пояснения специалиста, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на территории Сыктывдинского района, в вблизи д.Разгорт при следовании по трассе «Вятка» после 44 км. при повороте на второстепенную дорогу на расстоянии 30 метров от трассы около опоры №234 ЛЭП-10 кВ ПС 110/10 кВ «Пажга» выявлено место несанкционированного размещения бытовых и твердых промышленных отходов.
Твердые бытовые и промышленные отходы располагаются на участке местности общей площадью около 194 кв.м.
Свалка образована несколькими относительно однородными кучами отходов. Ближе к дороге расположены упаковочные коробки различной формы и размеров из гофрированного картона как из-под продуктов, так и из-под бытовых промышленных товаров. Общий объем коробок составляет более 1 кбм. Их количество около 40-50 штук. Среди коробок также имеются остатки пластиковой упаковки из-под продуктов, полиэтиленовые пакеты (пустые и наполненные бытовым и строительным мусором), 0,5-литровые пустые стеклянные бутылки из-под водки, 1,5-литровые пластиковые бутылки из-под минеральной воды и пива, пластиковые банки из-под строительных отделочных материалов, канистры, жестяные баллоны из-под строительной пены.
Далее на почве размещены более 5-6 кбм строительных отходов: отходы разборки старых деревянных конструкций, обломки серого волнообразного шифера, битые красный и желтый кирпич, серые пеноблоки с остатками раствора.
Под опорой электропередач имеются древесинные опилки и стружки в объеме около 5 кбм, а также бытовые отходы в объеме 0,5 кбм: пластиковые 1,5-литровые бутылки, полиэтиленовые пакеты, пластиковая упаковка, жестяные крышки, остатки строительной пены, жестяные банки и баллоны, пластиковые канистры, трос, использованные фильтры от автомобиля, рубероид, обрывки гофрокартона, имеющего следы длительного воздействия влаги и факторов внешней среды.
Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами и подтверждаются актом обследования от 14.08.2013.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон).
Согласно статье 11 Закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 51 Закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается, в том числе, сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (статья 1 Закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ).
В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
В силу ч.1 ст.22 названного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 13 Федерального закона ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статья 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена абзацем третьим, согласно которому к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Указанные изменения федерального законодательства вступили в силу с 1.01.2015.
В связи с внесением изменений в федеральное законодательство на республиканском уровне принят Закон Республики Коми от 09.12.2014 N 148-РЗ "О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми" (далее – Закон).
Пунктом 7 статьи 1 названного Закона за муниципальными образованиями сельских поселений в Республике Коми закреплены в том числе вопросы организации сбора бытовых отходов и мусора.
Частью 2 названного Закона определено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются с 1 января 2015 года органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми.
Таким образом, законодателем с 01 января 2015 года полномочия по организации сбора бытовых отходов и мусора возложены на сельские поселения, а полномочия по вывозу бытовых отходов и мусора возложены на муниципальные районы.
Как следует из ст. 3 Устава муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский", принятого Советом МО "Сыктывдинский район" 17.02.2006) территория сельского поселения Ыб входит в состав территории муниципального района "Сыктывдинский".
Из анализа изложенного следует, что в целях обеспечения конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду законодателем закреплено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов, и данная обязанность отнесена к полномочиям органов местного самоуправления.
Доводы представителей ответчиков администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и администрации сельского поселения «Ыб» о принадлежности участка земли с находящейся на нем несанкционированной свалкой третьим лицам какими-либо допустимыми доказательствами не подтверждены.
Ссылки представителя администрации сельского поселения «Ыб» на то, что свалка расположена вне границ сельского поселения, суд признает несостоятельными.
Согласно акту № 1 от 19.02.2015 и сведениям, предоставленным Управлением Росреестра по Республике Коми, несанкционированная свалка расположена на административной территории сельского поселения «Ыб», земли которого входят в состав территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» (ст. 3 Устава муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», принятого Советом МО «Сыктывдинский район» 17.02.2006).
Данные обстоятельства подтверждаются также пояснениями допрошенного в судебном заседании специалиста.
Установить собственника бытовых отходов, расположенных на территории сельского поселения «Ыб» не представилось возможным.
В силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципальных образований.
По убеждению суда, создание несанкционированной свалки подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиками прав на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, приведенные положения действующего законодательства, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Возложить на администрацию сельского поселения «Ыб» обязанность в срок до 1 марта 2016 года произвести сбор твердых бытовых отходов с несанкционированного места размещения, расположенного на территории Сыктывдинского района вблизи д. Разгорт при следовании по трассе «Вятка» после 44 км. при повороте на второстепенную дорогу на расстоянии 30 метров от трассы около опоры № 234 ЛЭП-10 кВ ПС 110/10 кВ «Пажга» (географические координаты 61°19"637" северной широты 50°33"285" восточной долготы).
Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанность в срок до 1 марта 2016 года произвести вывоз твердых бытовых отходов с несанкционированного места размещения, расположенного на территории Сыктывдинского района вблизи д. Разгорт при следовании по трассе «Вятка» после 44 км. при повороте на второстепенную дорогу на расстоянии 30 метров от трассы около опоры № 234 ЛЭП-10 кВ ПС 110/10 кВ «Пажга» (географические координаты 61°19"637" северной широты 50°33"285" восточной долготы).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2015 года.
Судья В.И. Сухопаров