Копия №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
01 июня 2016 года <адрес>
Свердловский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего - судьи Куликовой А.С.
при секретаре - ФИО18
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО3, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО4 к ФИО5 «ФИО17» о признании недействительными решения общего собрания,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО6, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО15 М. С., ФИО24, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО4 обратились в суд с иском к ТСЖ «ФИО17» о признании недействительными решений общего собрания.
Требования мотивированы тем, что истцы являются ФИО14 помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> Г. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводилось общее внеочередное заочное собрание членов ТСЖ «ФИО17». Согласно протокола собрания ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ по п.8 большинством голосов принято решение «Установить периодический(ежегодный) обязательный платеж (взнос)дополнительных средств на возмещение расходов (по содержанию и ремонту общего имущества МКД, а также благоустройству земельного участка и другие расходы) в размере (ежегодно) производимой корректировки коммунальных услуг. Истцы указывают на то, что руководство ТСЖ «ФИО17» в нарушение требований действующего законодательства не производит всем ФИО14 помещений перерасчет излишне собираемых денежных средств за коммунальную услугу «отопление». По указанным нарушениям ФИО14 МКД обращались в службу строительного надзора и жилищного контроля <адрес> с просьбой заставить руководство ТСЖ «ФИО17» произвести корректировку размера платы за коммунальную услугу «отопление». На основании обращений жителей дома службой строительного надзора и жилищного контроля <адрес> в адрес ТСЖ «ФИО17» направлены предписания о необходимости произвести корректировку, в связи с чем указанный вопрос поставлен на голосование вышеуказанным собранием п.8. Истцы указывают на то, что в соответствии с нормами жилищного законодательства указанный вопрос не относится к компетенции общего собрания ФИО14 помещений в многоквартирном доме, просят признать недействительным решение общего собрания согласно протокола собрания ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ по п.8, взыскать с ТСЖ «ФИО17» возврат государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании истцы ФИО19, ФИО20, ФИО15 М.С., ФИО2, представитель истца ФИО9 –ФИО21 (доверенность в деле) исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным выше основаниям, просили иск удовлетворить в полном объеме.
Истцы –ФИО6, ФИО7,, ФИО24, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО4 в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Представитель ответчика ТСЖ «ФИО17», в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Представитель третьего лица –Администрации <адрес>, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Представитель третьего лица – Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес>, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание ФИО14 помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
К компетенции общего собрания ФИО14 помещений в многоквартирном доме относятся: 1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме; 2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; 3) принятие решений о пользовании общим имуществом ФИО14 помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество ФИО14 помещений в многоквартирном доме.
На основании ст. 45 ЖК РФ проводимые помимо годового общего собрания общие собрания ФИО14 помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание ФИО14 помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных ФИО14. Общее собрание ФИО14 помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие ФИО14 помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания ФИО14 помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание ФИО14 помещений в многоквартирном доме. ФИО14, по инициативе которого созывается общее собрание ФИО14 помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить ФИО14 помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания ФИО14 помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому ФИО14 помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания ФИО14 помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому ФИО14 помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех ФИО14 помещений в данном доме.
Согласно ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания ФИО14 помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании ФИО14 помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов ФИО14 помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания ФИО14 помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием ФИО14 помещений в данном доме. ФИО14 помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием ФИО14 помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный ФИО14 узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного ФИО14 не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному ФИО14.
В силу ст. 47 ЖК РФ решение общего собрания ФИО14 помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия ФИО14 помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания ФИО14 помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений ФИО14 по вопросам, поставленным на голосование. Принявшими участие в общем собрании ФИО14 помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются ФИО14 помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема (ч. 2 ст. 47 ЖК РФ).
На основании ст. 48 ЖК РФ правом голосования на общем собрании ФИО14 помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают ФИО14 помещений в данном доме. Голосование на общем собрании ФИО14 помещений в многоквартирном доме осуществляется ФИО14 помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя. Количество голосов, которым обладает каждый ФИО14 помещения в многоквартирном доме на общем собрании ФИО14 помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания ФИО14 помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений ФИО14 по вопросам, поставленным на голосование. При голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений ФИО14 по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании ФИО14 оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. В случае, если решение ФИО14 по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 181.1 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
На основании ст. 181.2 ГК РФ решение собрания может приниматься посредством заочного голосования. При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания.
На основании ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В соответствии со ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в порядке, предусмотренном ст.45-48 ЖК РФ проводилось общее заочное собрание членов ТСЖ «ФИО17». Результаты голосования оформлены протоколом от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 9-10).
В повестку дня включен в том числе вопрос: п.8 установить периодический (ежегодный) обязательный платеж (взнос) дополнительных средств на возмещение расходов (по содержанию и ремонту общего имущества МКД, а также благоустройству земельного участка и другие расходы) в размере (ежегодно) производимой корректировки коммунальных услуг.
Как следует из протокола, в голосовании приняли участие 185 ФИО14 помещений, имеющих в собственности 9 005,4 кв.м., помещений, (80,85)% от общего числа голосов. По вопросу № за – 44,6 %, против 25,2%, воздержались – 11,2.
Истцы ФИО6, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО15 М. С., ФИО24, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО4 являются ФИО14 помещений в многоквартирном доме (том 11 л.д.12-18).
Также судом установлено, что по указанному в повестке дня вопросу жители дома обращались в службу строительного надзора и жилищного контроля <адрес> с целью обязать руководство ТСЖ «ФИО17» произвести корректировку размера платы за коммунальную услугу «отопление» (том.1 л.д.11,29-42), в адрес руководства ТСЖ «ФИО17» направлялись соответствующие предписания (том 2 л.д.19-214).
Исследовав письменные материалы, учитывая пояснения истцов, суд считает, что доводы истцов основаны на законе.
Согласно статье 138 ЖК РФ ФИО5 обязано обеспечивать выполнение требований главы 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава ФИО5.
Положениями ст. 144 ЖК РФ установлено, что органами управления ФИО5 являются общее собрание членов ФИО5, правление ФИО5.
Согласно ст. ст. 145, 146 ЖК РФ общее собрание членов ТСЖ является высшим органом управления и созывается в порядке, установленном уставом ФИО5.
Управление и техническое обслуживание данного дома осуществляются ТСЖ "ФИО17". Истец является членом данного ТСЖ.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 146 ЖК РФ уведомление о проведении общего собрания членов ФИО5 направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену ФИО5 под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом) либо иным способом, предусмотренным решением общего собрания членов ФИО5 или уставом ФИО5. Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания. Положения статей 45 - 48 настоящего Кодекса распространяются на порядок проведения общего собрания членов ФИО5. В уведомлении о проведении общего собрания членов ФИО5 указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания. Общее собрание членов ФИО5 не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня (в ред. Федерального закона от <дата> N 123-ФЗ).
В силу п. 1.1 ст. 146 ЖК РФ положения статей 45 - 48 настоящего Кодекса распространяются на порядок проведения общего собрания членов ФИО5, если иное не установлено настоящим разделом (часть 1.1 введена Федеральным законом N 123-ФЗ).
Решения общего собрания членов ФИО5 по вопросам, отнесенным настоящим Кодексом к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 2 статьи 145 настоящего Кодекса, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов ФИО5. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов ФИО5 или их представителей - ч. 4 ст. 146 ЖК РФ (в ред. Федерального закона N 228-ФЗ).
По смыслу статей 45, 117, 146 ЖК РФ до начала проведения общего собрания должны быть проверены полномочия участников собрания с целью определения правомочности собрания (кворума).
Согласно указанному протоколу от ДД.ММ.ГГГГ, количество ФИО14, принявших участие в голосовании 185, что составляет 80,85% от общего числа ФИО14 дома. В связи с указанным собранием было признано наличие кворума.
Из материалов дела также следует, что ФИО14 помещений МКД обратились в 2014 году в Службу строительного надзора с жалобами на действия ТСЖ «ФИО17» по факту отсутствия корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 2007 года по 2014 год.
Службой была проведена проверка соблюдения требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, предоставляемые в МКД за период с января 2012 года по декабрь 2013 года. В ходе проверки установлено, что МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии согласно акту повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 03.06.2011г.
В ходе рассмотрения представленных документов установлено, что ТСЖ «ФИО17» не произвело корректировку размера платы за 2012-2013г.г. ФИО14 и пользователям помещений МКД, что является нарушением подпункта «б» пункта 21 Правил №. По результатам проверки службой в отношении ТСЖ «ФИО17» выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Службой были привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ председатель ФИО22 и ТСЖ «ФИО17».
Председателем ТСЖ «ФИО17» было инициировано собрание ФИО14. Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об установлении обязательного платежа (взноса) дополнительных средств – пункт 8 протокола.
Пунктом 8 протокола от 23.04.2015г. установлен обязательный платеж (взнос) дополнительных средств на возмещение расходов по содержанию и ремонту общего имущества МКД, а также благоустройству земельного участка и другие расходы в размере производимой корректировки коммунальных услуг.
Согласно п.1 ст.137, п.п.4 ч.2 ст.145 ЖК РФ ФИО5 вправе определять смету расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого ФИО14 помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В силу п.5 ст.155 ЖК РФ члены ФИО5 вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий или капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке установленном органами управления ФИО5.
На основании п.8 ст.156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов ФИО5 определяется органами управления ФИО5 в соответствии с его Уставом.
В силу ст.161 ЖК РФ ФИО14 помещений в многоквартирном доме обязаны реализовать один из трех способов управления многоквартирным домом и для каждого из способов управления законодателем закреплен особый порядок и способ определения размера платы расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п.33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №, регулирующих отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО14 помещений в МКД, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для ФИО14 помещений, являющихся членами ФИО5, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для ФИО14 помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления ФИО5 либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В материалах дела имеется Устав ФИО5 «ФИО17», в новой редакции (протокол от 26.12.2012г.), в соответствии с п.3.1.2 которого установлено, что ФИО5 вправе определять план финансово-хозяйственной деятельности, смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт, реконструкцию МКД, благоустройство территории, специальные взносы и отчисления в резервные фонды.
На основании п.3.1.3 Устава ФИО5 вправе устанавливать на основе принятого плана финансово-хозяйственной деятельности, сметы доходов и расходов на год, размеры платежей и взносов для каждого ФИО14 помещений в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в МКД.
В соответствии с п.7.2.4 Устава, к компетенции общего собрания членов ТСЖ относится установление размера обязательных платежей и взносов членов ФИО5. Из содержания принятого общим собранием ФИО14 многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ решения следует, что обязательный платеж (взнос) для каждого ФИО14 не был определен. Состоявшееся решение, исходя из его формулировки, касается не всех ФИО14, а только тех, перед которыми у ТСЖ «ФИО17» имеется задолженность по выплате сумм корректировок. Общее собрание ФИО14 помещений в МКД, расположенном по адресу : <адрес> «Г», в пределах своих полномочий не вправе было определять целевое использование денежных средств ФИО14, полученных в результате разницы начисления ФИО14 жилых помещений платы за коммунальные услуги и фактической оплаты ресурсоснабжающей организации, при наличии предусмотренной законом обязанности ежегодного возврата излишних денежных средств, образовавшихся в результате корректировки ФИО14, учитывая, что ФИО14 возражали против этого. Принятие решения по долгам ТСЖ перед ФИО14, вопреки их мнению, противоречит положениям п.21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №. Основанием для установления обязательных платежей и взносов является смета доходов и расходов на год. Стороной ответчика в материалы дела были предоставлены годовые планы (сметы) о финансовой деятельности ТСЖ «ФИО17». Включение строки «Корректировка коммунальных услуг» в годовые планы финансовой деятельности было произведено ТСЖ «ФИО17» самостоятельно, суммы размера корректировки носят приблизительный характер и не соответствуют сумме фактической корректировки за прошедший период. Из представленных материалов следует, что в годовой план финансовой деятельности на 2014 год включался приблизительный (плановый) размер суммы корректировки за 2014 год, а не фактический размер за 2013 год. В представленных ТСЖ «ФИО17» копиях годовых планов финансовой деятельности за 2013 - 2015г.г. по строке «Корректировка коммунальных услуг» сделаны исправления, которые не заверены председателем ТСЖ.
Кроме того, в материалы дела ответчиком не представлены документы, подтверждающие обоснование размера обязательного платежа (взноса) дополнительных средств на возмещение расходов, что противоречит п.3.1.3 Устава, согласно которому ФИО5 вправе устанавливать на основе принятого плана финансово-хозяйственной деятельности, сметы доходов и расходов на год, размеры платежей и взносов для каждого ФИО14 помещений в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в МКД, чего сделано не было. Таким образом, суд учитывает, что установление обязательных платежей и взносов не может быть произвольным и их размер должен определяться на основе и в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов за год.
Ответчик не представил в материалы дела документы, подтверждающие обоснование размера обязательного платежа (взноса) дополнительных средств на возмещение расходов для каждого ФИО14 в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в МКД.
С учетом изложенного, исковые требования о признании решения общего собрания недействительным, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца ФИО9 подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере по 300 рублей. Несение данных расходов подтверждено материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО6, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО3, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО4 к ФИО5 «ФИО17» о признании недействительными решения общего собрания - удовлетворить.
Признать недействительным решение общего собрания согласно протокола собрания ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ по п.8 «установить периодический (ежегодный) обязательный платеж (взнос) дополнительных средств на возмещение расходов(по содержанию и ремонту общего имущества МКД, а также благоустройству земельного участка и другие расходы) в размере (ежегодно) производимой корректировки коммунальных услуг».
Взыскать с ТСЖ «ФИО17» в пользу ФИО9 возврат государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд <адрес>.
В мотивированном виде решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: А.С. Куликова