Дело № 2-4888/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 сентября 2015 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Ивановой М.А.,
при секретаре Вшивковой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело:
- по иску Богомягковой Е.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней <данные изъяты> к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения,
- по иску Павлухиной ФИО11, действующей в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты>, к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения
у с т а н о в и л :
Богомягкова Е.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери <данные изъяты> обратилась в суд с иском к ответчику о предоставлении благоустроенного жилого помещения. Требования мотивированы следующим.
Истцы на условиях договора социального найма проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>. На основании заключения межведомственной комиссии указанный дом признан аварийным, подлежащим сносу и расселению. Вместе с тем до настоящего времени истцам не предоставлено другое благоустроенное жилое помещение. Изложенные обстоятельства являются основанием для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцам жилого помещения, соответствующего требованиям ст. 89 ЖК РФ – не менее 1 комнатной квартиры с общей площадью не менее 31 кв.м.
В рамках указанного гражданского дела Павлухина А.А., действуя в интересах несовершеннолетнего Богомягкова В.Д., обратилась в суд в порядке статьи 42 ГПК РФ с иском к Администрации г. Ижевска о предоставлении благоустроенного жилого помещения. Требования мотивирует тем, что несовершеннолетний является нанимателем квартиры по адресу: <адрес>, в которой зарегистрирован с <дата> Совместно с ним нанимателями данной квартиры являются Богомягкова Е.В. – тетя по отцу и ее дочь <данные изъяты> Поскольку дом признан аварийным, Администрация г. Ижевска обязана предоставить взамен другое благоустроенное помещение в соответствии с требованиями ст. 89 ЖК РФ.
В судебное заседание истец Богомягкова Е.В., представитель 3-го лица Администрации Устиновского района г. Ижевска, не явились, представили заявления о рассмотрении дела без их участия. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Представитель истца Новичков В.Ю., действующий на основании доверенности, доводы, изложенные в иске, поддержал, просил требования истца удовлетворить. Пояснил, что Богомягков В.Д. никогда вселялся в квартиру №<адрес>, соответственно право пользования данным жилым помещением не приобрел, что подтверждается судебными актами. К моменту рождения Богомягкова В.Д., его родители проживали в кв. 12 этого же дома, соответственно с момента рождения он вселился именно в кв. № 12. По настоящее время его местом проживания в силу ст. 20 ГК РФ является квартира № 12. Богомягкова Е.В. не подписывает договор социального найма, поскольку по данному договору Администрацией г. Ижевска предоставляется жилое помещение на трех человек, с учетом Богомягкова В.Д., который членом семьи истца не является.
Павлухина А.А., Богомягков В.Д. исковые требования поддержали, пояснили, что проживание совместно с Богомягковой Е.В. невозможно из-за конфликотов, просили предоставить Богомягкову В.Д. отдельное жилое помещение.
Представитель ответчика Администрации г. Ижевска Седлова М.О., действующая на основании доверенности, оба иска не признала, просила оставить их без удовлетворения в связи с необоснованностью. Пояснила, что истцы и третье лицо нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма не признаны. Жилое помещение для жильцов квартиры № <данные изъяты> были готовы представить еще в <дата> года. Договор социального найма на жилое помещение общей площадью 31,2 кв.м. по адресу: <адрес>, Администрацией г. Ижевска подписан, издан приказ № <данные изъяты> г. о предоставлении Богомягковой Е.В. на семью из трех человек вышеуказанного жилого помещения, однако Богомягкова Е.В. отказывается от подписания данного договора. В качестве нанимателя указана Богомягкова Е.В., поскольку она единственная является совершеннолетней. Основания для предоставления истцам и третьему лицу отдельных жилых помещений отсутствуют.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Жилое помещение по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма занимает истец Богомягкова Е.В. (дочь прежнего нанимателя), <данные изъяты> г.р. (внучка прежнего нанимателя), <данные изъяты> г.р., (внук прежнего нанимателя). Общая площадь данной однокомнатной квартиры составляет 31 кв.м., жилая – 18,1кв.м.
<дата> г. межведомственная комиссия, назначенная постановлением Администрации г. Ижевска от <данные изъяты>, пришла к заключению о признании дома № <адрес>, аварийным и подлежащим расселению и сносу.
<дата> г. распоряжением администрации <данные изъяты>, признан аварийным, подлежащим сносу и расселению.
Жилой дом № <адрес> не включен в перечень аварийных жилых домов, подлежащих сносу и расселению.
Администрацией г. Ижевска издан приказ № <данные изъяты> г. о предоставлении Богомягковой Е.В. на семью из трех человек жилого помещения по адресу: <адрес>
Согласно кадастрового паспорта вышеуказанное жилое помещение имеет общую площадь 31,2 кв.м.
Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.
На основании статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживании и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 часть 2 статьи 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договора социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
В силу пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно статьи 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со статьей 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии с частью 1 статьи 58 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.
Как разъяснено в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Судом установлено и следует из материалов дела, что однокомнатная квартира №<адрес>, находится в собственности муниципального образования города Ижевска.
Данную квартиру занимали Богомягкова Е.В., ее дочь ФИО12 ее племянник ФИО13
Распоряжением органа местного самоуправления вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанное свидетельствует о том, что квартира №6 не отвечает предъявляемым к жилым помещениям требованиям и является непригодной для проживания.
<дата> г. Богомягкова Е.В. обратилась в Управление муниципального жилья Администрации г. Ижевска с заявлением о заключении с ней договора социального найма на жилое помещение общей площадью 31,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В договор просит включить в качестве членов семьи ФИО14 (дочь).
Из пункта 1 приказа администрации города Ижевска № <дата> года о предоставлении жилого помещения в связи со сносом жилого дома № <адрес> следует, что Богомягковой Е.В. на семью из трех человек предоставлено по договору социального найма жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно пункта 2 данного же приказа Управлению муниципального жилья Администрации г. Ижевска необходимо заключить договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанная квартира отвечает требованиям закона, она является благоустроенной, большей по общей площади ранее занимаемого жилого помещения, отвечает установленным требованиям.
<адрес> г. начальником управления муниципального жилья направлено в адрес Богомягковой Е.В. извещение (повторное) о необходимости явиться в Администрацию г. Ижевска для заключения договора социального найма.
Указанный приказ Администрации города Ижевска не отменен, никем не оспорен, недействительным не признан. Стороной истца не оспаривалось наличие договора социального найма на жилое помещение, предоставляемое ответчиком взамен непригодного для проживания. Отказ от подписания истцом данного договора мотивирован предоставлением по договору жилого помещения на состав семьи из трех человек, тогда как, по мнению истца, жилое помещение должно быть предоставлено ей и ее несовершеннолетней дочери отдельно от Богомягкова В.Д. Представитель третьего лица с самостоятельными требованиями Павлухина А.А. также возражала против предоставления одного жилого помещения, считает необходимым предоставить для семьи истца и для Богомягкова В.Д. отдельные жилые помещения в связи с наличием неприязненных отношений.
Разрешая настоящий спор, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований истца и третьего лица с самостоятельными требованиями, исходя из того, что ответчиком права истца и третьего лица с самостоятельными требованиями в настоящее время не нарушаются, им предоставлено другое равнозначное жилое помещение.
Как основанные на неверном толковании норм жилищного законодательства, суд отклоняет доводы истца и третьего лица с самостоятельными требованиями о необходимости предоставления им отдельных жилых помещений в связи с отсутствием между ними родственных отношений.
В соответствии с абзацем 2 пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, суду следует проверить, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих Определениях высказывал позицию, согласно которой статья 89 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации не ограничивает суды в возможности в ходе исследования и оценки того или иного варианта предоставления жилого помещения принять во внимание обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Таким образом, реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 58 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.
По смыслу абзаца 4 пункта 37 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, обстоятельства, названные в статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации и учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не принимаются во внимание только в том случае, если переселяемые из аварийного жилого дома разнополые граждане, которым другое благоустроенное жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, и до переселения из него проживали в одной комнате.
В данном случае, речь идет о переселении граждан из аварийного фонда, а не улучшении жилищных условий истца и третьего лица с самостоятельными требованиями.
Основания признания граждан нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены статьей 51 ЖК РФ.
Доказательства тому, что Богомягкова Е.В. с дочерью ФИО16., либо Богомягков В.Д. нуждаются в улучшении жилищных условий и состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в суд не представлено.
Из материалов дела следует, что Богомягкова Е.В. с дочерью ФИО17., а также Богомягков В.Д. занимали одну однокомнатную квартиру. То обстоятельство, что Богомягков В.Д. не является членом семьи Богомягковой Е.В. и ее дочери, не является основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставления каждому из них отдельной квартиры на основании того, что они никогда совместно не проживали, общего хозяйства не вели. После смерти брата Богомягковой Е.В. – отца Богомягкова В.Д., между ними утрачены родственные отношения.
Проживание в жилом помещении граждан, утративших родственные отношения, не влияет на объем их прав и обязанностей, которые в силу п. 4 ст. 69 ЖК РФ являются равными. Статья 89 ЖК РФ не содержит исключений, касающихся количества жилых помещений, предоставляемых гражданам, занимающих жилые помещения по договору социального найма, исходя из наличия или отсутствия родственных отношений.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить Богомягковой Е.В. по договору социального найма с включением в указанный договор в качестве члена семьи только <данные изъяты> жилое помещение не менее однокомнатной квартиры с общей площадью не менее 31 кв.м.
Кроме того, жилое помещение уже было предоставлено на условиях социального найма. Ответчик добровольно предоставляет жилое помещение взамен непригодного для проживания, в связи с чем, правовых оснований для вторичного предоставления квартиры взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения, у ответчика, а также у суда не имеется.
По аналогичным основаниям не подлежат удовлетворению требования Богомягкова В.Д. о предоставлении ему отдельного от <данные изъяты>. жилого помещения.
Доводы стороны истца о незаконности вселения Богомягкова В.Д., его не проживании, не приобретении им права пользования жилым помещением, признанным непригодным для проживания, судом во внимание не могут быть приняты, поскольку предметом доказывания в настоящем деле указанные обстоятельства не являются. Судебные акты о признании Богомягкова В.Д. утратившим, не приобретшим права пользования квартирой по адресу: <адрес>, либо его выселении из указанного жилого помещения, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░11, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░