г/дело № 2-757/2017 изготовлено
12.07.17г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2017 года Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Тороповой Н.Н.,
при секретаре Кадочниковой К.В.
с участием старшего помощника В-Салдинского городского прокурора: Кузнецова С.Е.
представителя ответчика МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат № 9» Кудря Т.В.
представителя третьего лица - Управления образования ВСГО: Пашениной Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верхнесалдинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Общеобразовательная школа-интернат № 9» о понуждении совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Верхнесалдинский городской прокурор обратился в суд с иском, в котором просит обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат № 9» в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу установить в нижний брусок створки со стороны ручки замки безопасности, предусмотренные пунктом 5.1.8. ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия», обеспечивающие блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющие функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок, на каждом распашном элементе оконных блоков в следующих помещениях: на первом этаже учреждения: в помещениях кабинетов начальных классов; спортзале; помещении кабинета литературы; помещении кабинета музыки; на втором этаже учреждения: в помещении кабинета математики; помещении кабинета физики; помещении кабинета истории; помещении кабинета директора; на третьем этаже учреждения: в помещении кабинета химии; помещении кабинета литературы; помещении кабинета информатики; помещении библиотеки.
В судебном заседании представитель Верхнесалдинской городской прокуратуры уточнил заявленные требования, просит обязать ответчика выполнить указанные в исковом заявлении действия в срок до 01 сентября 2018 года.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения иска, поскольку полагает, что указанный прокурором ГОСТ носит рекомендательный характер. Кроме того, оконные проемы в школе находятся высоко (в спортзале на уровне 2.5 метра), дети до окон не достают. Окна проветриваются только в присутствии педагогов, одни дети в классных комнатах не остаются. Школа является бюджетным учреждением и собственных средств для установки замков безопасности не имеет. В случае выделения им из бюджета денежных средств, требования прокурора будут исполнены.
Представитель третьего лица возражает против удовлетворения иска, указав, что оконные блоки установлены в образовательном учреждении до введения в действие изменений в соответствующий ГОСТ, в связи с чем, предусмотренные в нем положения в данном случае не применимы.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Учитывая, что в данном случае затрагиваются интересы неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту их интересов.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно части 7 указанной статьи, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 вышеназванного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Согласно Уставу МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат № 9», опубликованному на официальном сайте образовательного учреждения в сети Интернет, учредителем ответчика является Управление образования Верхнесалдинского городского округа. Судом установлено, что ответчик осуществляет образовательную деятельность.
02.12.1999 года разработан и принят в качестве государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия», который Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 года № 41 введен в действие с 01.01.2001 года. Настоящий стандарт распространяется на оконные и балконные дверные блоки (далее - оконные блоки или изделия) из древесины, пластмасс и металлических сплавов для зданий и сооружений различного назначения. Стандарт является основополагающим для комплекса стандартов на конкретные виды и конструкции оконных блоков, а также их комплектующие детали.
На основании Приказа Росстандарта от 17.03.2016 № 168-ст в ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия» внесены изменения, которые вводятся в действие на территории Российской Федерации с 01.09.2016 года.
Согласно пункту 5.1.8. ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия» (с учетом внесенных изменений) изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
Как следует из материалов дела, Верхнесалдинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в части обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе, в организации ответчика. В соответствии с Требованием прокурора от 22.05.2017 ответчиком представлена информация об отсутствии замков (устройств) безопасности на оконных блоках в ряде помещений образовательного учреждения.
Проверкой установлено, что большая часть оконных проемов в учреждении ответчика оборудована пластмассовыми оконными блоками, установленными после 01.01.2001 года, то есть, после введения ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия», при этом такие оконные блоки не в полной степени обеспечивают безопасность отдыхающих детей, поскольку их распашные элементы не укомплектованы замками безопасности, предусмотренными вышеуказанным ГОСТом.
Следовательно, в нарушение п. 3 ч. 6 ст. 28, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ответчиком безопасные условия обучения детей обеспечены не в полной мере, что создает угрозу жизни и здоровью обучающихся и работников образовательного учреждения.
Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних может способствовать несанкционированному открыванию распашных элементов оконных конструкций и выпадению из них обучающихся детей, что создает угрозу их жизни и здоровью, нарушает их конституционные права на жизнь и охрану здоровья.
Доводы третьего лица о введении в действие положений ГОСТ об оборудовании оконных блоков замками безопасности с 01.09.2016 года, тогда как оконные блоки в образовательном учреждении были установлены ранее 01.09.2016 года, не принимаются судом во внимание, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от соблюдения требований ГОСТа и обязанности принятия мер, направленных на приведение оконных блоков в соответствие установленным требованиям, поскольку их соблюдение обеспечивает безопасность жизни и здоровья обучающихся и работников учреждения.
Отсутствие данного ГОСТа в Перечне национальных стандартов не свидетельствует о том, что он носит рекомендательный характер.
ГОСТ 23166-99 распространяется на оконные блоки из древесины, пластмасс и металлических сплавов для зданий и сооружений различного назначения. Как следует из Раздела 1 Госта, требования настоящего стандарта являются обязательными (кроме оговоренных в тексте стандарта как рекомендуемые или справочные). Положения п. 5.1.8 ГОСТа устанавливает требования к эксплуатации оконных блоков с точки зрения их безопасности. Указанные требования являются обязательными, поскольку обеспечивают безопасность жизни и здоровья граждан при эксплуатации окон, в том числе, при нахождении в школьных учреждениях, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ принят Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, объектом технического регулирования которого являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации.
Согласно ч. 6 ст. 3 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" он устанавливает минимально необходимые обязательные требования к зданиям и сооружениям и процессам проектирования и строительства.
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона, приведены в ст. 6 Закона, согласно которой Правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 6), а национальный орган Российской Федерации по стандартизации утверждает перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Закона (ч. 7 ст. 6).
Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований комментируемого Закона, в который ГОСТ 23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия" не включен. Вместе с тем, в соответствии с ч. 6 ст. 3 вышеуказанного Закона отсутствие ГОСТа 23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия" в Перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р, не свидетельствует об отсутствии у названных норм обязательного характера, поскольку Перечень утвержден с целью обеспечения соблюдения минимально необходимых требований Закона к зданиям и сооружениям, в том числе требований безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях. Положения же указанного ГОСТа обеспечивают соблюдение требований законодательства, подлежащего обязательному применению. В таком случае требования ссылочного ГОСТа становятся обязательными в той части, которая обеспечивает выполнение обязательного требования, содержащегося в Законе.
Исходя из вышеназванных положений Федерального закона № 384-ФЗ, раздела 1 ГОСТа 23166-99, требования данного ГОСТа являются обязательными для применения.
Ссылка ответчика на то, что оконные проемы в школе спроектированы таким образом, что дети не достают до окон, не принимается судом во внимание, поскольку это не исключает возникновение опасности для обучающихся в школе. Кроме того, суду не представлено доказательств, подтверждающих данные доводы.
Доводы ответчика о невозможности исполнения требований прокурора в указанный в иске срок не подлежат оценке, поскольку прокурор изменил заявленные требования относительно срока исполнения решения суда- до 01.09.2018 года. Суд находит данный срок разумным и достаточным для выполнения заявленных требований.
На основании изложенного, заявленный прокурором иск суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные исковые требования Верхнесалдинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Общеобразовательная школа-интернат № 9» о понуждении совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат № 9» в срок до 01 сентября 2018 года установить в нижний брусок створки со стороны ручки замки безопасности, предусмотренные пунктом 5.1.8. ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия», обеспечивающие блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющие функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок, на каждом распашном элементе оконных блоков в следующих помещениях:
- на первом этаже учреждения: в помещениях кабинетов начальных классов; спортзале; помещении кабинета литературы; помещении кабинета музыки.
- на втором этаже учреждения: в помещении кабинета математики; помещении кабинета физики; помещении кабинета истории; помещении кабинета директора.
- на третьем этаже учреждения: в помещении кабинета химии; помещении кабинета литературы; помещении кабинета информатики; помещении библиотеки.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский городской суд в течение 1 месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья- - подпись
Копия верна: судья ТОРОПОВА Н.Н.