Судебный акт #1 (Определение) по делу № 3а-200/2018 (3а-982/2017;) ~ М-997/2017 от 29.11.2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

<данные изъяты> <данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Власовой М.Г.,

при секретаре Чолак Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а-200/2018 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Строительный трест <данные изъяты>» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Строительный трест <данные изъяты>» (далее – ООО «Строительный трест <данные изъяты>») обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 50:16:0302008:2623, расположенного в <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости.

В обоснование своих требований административный истец указывает, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость названного объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет увеличение земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости земельного участка.

Административный истец, просил суд установить кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной на дату кадастровой оценки в представленном отчете об оценке в размере 92 281 000 рублей (л.д. 2-5).

В ходе судебного разбирательства, в связи с оспариванием административным ответчиком - Министерством имущественных отношений <данные изъяты> достоверности величины рыночной стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка, определенной в отчете об оценке, судом была назначена экспертиза для проверки данного отчета на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определения, в случае такого несоответствия, его действительной рыночной стоимости (л.д. 175-178).

По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на дату кадастровой оценки в ином размере, отличном от размера определенного в отчете об оценке.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

От административного истца в суд поступило уточненное административное исковое заявление, в соответствии с которым истец просит установить кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы в размере 111 749 332 рубля, дело просит рассмотреть без участия представителя ООО «Строительный трест <данные изъяты>» (л.д. 281-282).

От представителя административного ответчика – Министерства имущественных отношений <данные изъяты> в суд поступили письменные пояснения, в соответствии с которыми Министерство считает возможным установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы, полагая данную стоимость достоверной (л.д. 285).

При таких обстоятельствах, на основании положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

    В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

    Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.

    В силу положений пунктов 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО <данные изъяты>)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> (в редакции Приказа Минэкономразвития России от <данные изъяты> <данные изъяты>) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.

    Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.    

    Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.

    Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

    Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от <данные изъяты> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

    В соответствии с абз. 1, 37 названной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

    Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности юридического лица - собственника данного земельного участка.

    В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18). Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО <данные изъяты>).

При осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущим за собой изменение их кадастровой стоимости, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости (ст. 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Судом установлено, что ООО «Строительный трест <данные изъяты>» является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:16:0302008:2623, общей площадью 36 704 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для многоэтажного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>-а, что подтверждается копией свидетельства о регистрации права (л.д.10).

Судом также установлено, что в 2013 году на территории <данные изъяты> была проведена государственная оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов, результаты которой утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-РМ. Кадастровая стоимость объектов оценки при проведении данной государственной оценки определялась по состоянию на <данные изъяты> (дату формирования перечня земельных участков, подлежащих кадастровой оценке).

Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> все полномочия Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений <данные изъяты>.

Как следует из материалов дела, спорный земельный участок образован после <данные изъяты> – сведения о нем внесены Единый государственный кадастр недвижимости – <данные изъяты> с категорией земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – для размещения объектов здравоохранения (инфекционное отделение). В течение 2014 года вид разрешенного использования земельного участка был неоднократно изменен, последнее изменение вида разрешенного использования на вид – «для многоэтажного строительства» учтено в Едином государственном реестре недвижимости <данные изъяты> и тогда же произведен перерасчет кадастровой стоимости земельного участка исходя их среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного указанным распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-РМ (л.д. 142-144). При таких обстоятельствах, в силу вышеназванных положений ст. 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка является <данные изъяты>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка составляет 129 529 150,08 рублей (л.д. 12).

Перед обращением в суд данная кадастровая стоимость была оспорена административным истцом в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> (дата обращения в Комиссию - <данные изъяты>). Решением данной Комиссии от <данные изъяты> заявление ООО «Строительный трест <данные изъяты>» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отклонено (т. 1 л.д. 16-18).

Таким образом, обязательный досудебный порядок разрешения спора административным истцом соблюден.

Согласно заключению № СЭ-73/2018 от <данные изъяты> эксперта Общества с ограниченной ответственностью «ИОЛА. Объективная оценка» Белова И. В., которому судом было поручено проведение судебной экспертизы по проверке отчета об оценке на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости спорного земельного участка, оценщиком при составлении отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка допущены нарушения законодательства об оценочной деятельности, которые повлияли на определение итоговой величины его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка по состоянию на <данные изъяты> определена экспертом в размере 111 749 332 рубля (л.д. 186-268).

Исследовав экспертное заключение, суд находит его соответствующим требованиям с. 1-3 ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ). Заключение содержит подробное описание проведенного исследования, выводы, сделанные по результатам исследования и ответ на поставленные судом вопросы.

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка, и соответствует требованиям Федерального закона от <данные изъяты> № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. Оснований не доверять данному заключению эксперта у суда не имеется, сомнений в его правильности и обоснованности у суда не возникает, и суд принимает его в качестве достоверного доказательства, устанавливающего действительную рыночную стоимость спорного объекта недвижимости.

Выводы эксперта лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

Оценив экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, с учетом требований ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:16:0303008:2623 равной его рыночной стоимости в размере определенном на дату кадастровой оценки в экспертном заключении, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Строительный трест <данные изъяты>» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:16:0302008:2623, общей площадью 36 704 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для многоэтажного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>-а, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в размере 111 749 332 (сто одиннадцать миллионов семьсот сорок девять тысяч триста тридцать два) рубля.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данного земельного участка, включая дату подачи Обществом с ограниченной ответственностью «Строительный трест <данные изъяты>» заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты><данные изъяты>.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с <данные изъяты>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Власова М.Г.

    

    

    

3а-200/2018 (3а-982/2017;) ~ М-997/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Строительный трест № 10"
Ответчики
Министерство экологии и природопользования МО
ФГБУ "ФКП Росреестра в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии
Министерство имущественных отношений МО
Администрация г. Ногинск
Суд
Московский областной суд
Судья
Власова М.Г.
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
29.11.2017Регистрация административного искового заявления
30.11.2017Передача материалов судье
01.12.2017Решение вопроса о принятии к производству
01.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2017Подготовка дела (собеседование)
19.12.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.01.2018Предварительное судебное заседание
01.03.2018Предварительное судебное заседание
08.05.2018Производство по делу возобновлено
08.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2018Судебное заседание
31.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
21.09.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
03.10.2018Судебное заседание
22.10.2018Судебное заседание
26.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее