Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2020 г. Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Семеновой О.В.,
при помощнике судьи Фёдоровой С.В.,
с участием старшего помощника прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области Ярославцевой А.В., действующей на основании поручения прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области от 27.11.2019,
представителя ответчика Администрации Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области Гриценкова А.П., действующего на основании доверенности от 27.11.2019 № 53,
ответчика Зубковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-22/2020 по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, Кунерминского муниципального образования, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» к Администрации Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области, Зубковой Е.Н. о признании распоряжения, постановления незаконными, договоров социального найма недействительными с момента заключения,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Кунерминского муниципального образования с иском (с учетом уточнения исковых требований от 06.12.2019) к Администрации Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области, Зубковой Е.Н. о признании распоряжения, постановления незаконными, договоров социального найма недействительными с момента заключения. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено заключение 13.05.2015 Администрацией Кунерминского муниципального образования договора социального найма с Котельниковой Е.Н. б/н в отношении жилого помещения по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, р.п. Кунерма, ул. Железнодорожная, д. 26, кв. 1. Вместе с тем, на момент постановки 15.04.2015 (имеется распоряжение) на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, предоставления жилого помещения Котельникова Е.Н. проживала, работала в Администрации Ключевского сельского поселения. В данном договоре социального найма отсутствует указание на решение органа местного самоуправления, явившееся основанием для его заключения. Постановление Главы Кунерминского муниципального образования от 12.05.2015 № 6 таким основанием не являлось. Кроме того, в договоре социального найма отсутствует указание о собственнике жилого помещения. Вместе с тем, жилой дом № 26 является собственностью муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район». Основанием для заключения договоров социального найма от 01.10.2016 № 26/1, от 12.12.2016 № 4 явилось решение от 22.11.2016 № 8, которое отсутствует. Таким образом, распоряжение Главы Кунерминского муниципального образования от 12.05.2016 № 6 не явилось основанием для заключения договоров социального найма от 13.05.2016 б/н, от 01.10.2016 № 26/1, от 12.12.2016 № 4. Кроме того, жилищная комиссия 15.04.2015 рассмотрела заявление Котельниковой Е.Н., не проживающей на территории Поселения, приняла решение, несмотря на то, что в ее собственности имелось имущество. Из распоряжения Главы Поселения от 01.10.2016 № 8 «О перезаключении договоров социального найма с гражданами, проживающими на территории Кунерминского городского поселения» основания перезаключения договоров не усматриваются. Оснований для перезаключения договора социального найма с Зубковой Е.Н. не имелось. Вместе с тем, на основании договора социального найма от 01.10.2016 № 26/1 Зубкова Е.Н. включена в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных на территории Кунерминского муниципального образования Казачинско-Ленского района Иркутской области, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70%) на территории Кунерминского муниципального образования Казачинско-Ленского района Иркутской области». Таким образом, незаконная передача жилого помещения по договору социального найма нарушает права неопределенного круга лиц, Кунерминского муниципального образования, поскольку нарушены права граждан, проживающих на территории Поселения, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2009 года по причине списания дома № 16, расположенного по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, р.п. Кунерма, ул. Железнодорожная, по причине его 100%-го износа, исключения дома из реестра муниципальной собственности муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» в 2013 году. Кроме того, заключение такого договора может повлечь незаконное расходование бюджетных средств Поселения. В этой связи распоряжение Главы Кунерминского муниципального образования от 15.04.2015 № 4 «О постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Котельниковой Е.Н.», постановление Главы Кунерминского муниципального образования от 12.05.2015 № 6 «О предоставлении жилого помещения (квартиры) по договору социального найма Котельниковой Е.Н.» следует признать незаконными, договоры социального найма от 13.05.2015 б/н, от 01.10.2016 № 26/1, от 12.12.2016 № 4 признать недействительными с момента заключения (подписания сторонами).
27.02.2020 прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области, изменив основание иска, в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район», ввиду того, что при заключении договоров социального найма от 13.05.2015 б/н, от 01.10.2016 № 26/1, от 12.12.2016 № 4 с Зубковой Е.Н. не получены разрешения собственника жилого помещения – муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район», просил признать (поддержав исковые требования о признании распоряжения от 15.04.2015 № 4, постановления от 12.05.2015 № 6 незаконными) данные договоры недействительными с момента заключения. В обоснование указал, что многоквартирный дом № 26, расположенный по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, р.п. Кунерма, ул. Железнодорожная, на основании решения Думы Казачинско-Ленского муниципального района от 26.05.2004 № 2 включен в Перечень жилого фонда собственности ВСЖД, подлежащего передаче в муниципальную собственность района. Постановлением и.о. главы администрации Казачинско-Ленского района от 22.10.2004 № 459 дом принят в муниципальную собственность района. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район». В силу положений договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом (включая многоквартирный дом № 26) от 22.11.2017 № 4, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Казачинско-Ленского муниципального района и муниципальным образованием Кунерминское городское поселение, заключая договоры социального найма с Зубковой Е.Н. от 13.05.2015, 01.10.2016, 12.12.2016, Администрация поселения должна получить разрешение КУМИ администрации Казачинско-Ленского муниципального района на это, что не сделано. Тем самым, нарушены права и интересы муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район». Кроме того, поскольку на территории Казачинско-Ленского района Иркутской области отсутствует маневренный жилой фонд, подобное распоряжение муниципальным имуществом влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, которым спорное жилье могло быть предоставлено в случае чрезвычайных ситуаций.
13.05.2020 и.о. прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области Чергинцом С.В. в представленном суду заявлении поддержаны основания исковых требований, изложенные в уточненных исковых заявлениях, в полном объеме.
Определением суда от 10.01.2020 к участию в деле по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, Кунерминского муниципального образования в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.
Определением суда от 27.02.2020 к участию в деле по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена Администрация Казачинско-Ленского муниципального района.
В судебном заседании прокурор Ярославцева А.В., действующая на основании поручения, исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, Кунерминского муниципального образования, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» к Администрации Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области, Зубковой Е.Н. о признании распоряжения, постановления незаконными, договоров социального найма недействительными с момента заключения поддержала по изложенным в иске, уточнениях к нему основаниям. Суду пояснила, что Администрация поселения не имела права заключить с Зубковой Е.Н. договор социального найма без разрешения собственника.
Представитель ответчика Администрации Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области Гриценков А.П., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области о признании распоряжения, постановления незаконными, договоров социального найма, заключенных с Зубковой Е.Н., недействительными с момента заключения полагал необоснованными, не подлежащими удовлетворению. Суду пояснил, что Администрация поселения действовала в рамках жилищного законодательства. Имущество передано поселению для социального использования, что не нарушено при заключении договора социального найма с Зубковой Е.Н.
Ответчик Зубкова Е.Н. исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области о признании распоряжения, постановления незаконными, договоров социального найма, заключенных с ней, недействительными с момента заключения полагала необоснованными, не подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что у прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области отсутствовали основания для обращения в суд с иском.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Казачинско-Ленского муниципального района в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, оставил разрешение вопроса об удовлетворении либо отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Из отзыва представителя Министерства Хансивировой Е.Н. на исковое заявление следует, что Кунерминское городское поселение Казачинско-Ленского района Иркутской области в 2019 году признано участником государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019 – 2024 годы. Стоимость переселения Зубковой Е.Н. из аварийного жилого помещения, расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, р.п. Кунерма, ул. Железнодорожная, д. 26, кв. 1, составила <данные изъяты> руб., в том числе средства федерального бюджета – <данные изъяты> руб., средства областного бюджета – <данные изъяты> руб., средства местного бюджета – <данные изъяты> руб.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Администрации Казачинско-Ленского муниципального района в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, оставил разрешение исковых требований прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области на усмотрение суда.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определены способы защиты гражданских прав, одним из которых является восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
В силу пунктов 1, 2 статьи 167 указанного Кодекса (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
На основании статьи 168 ГК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу пункта 2 статьи 212 указанного Кодекса имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (пункт 2 указанной нормы закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 689 ГК РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Пунктом 1 статьи 690 ГК РФ предусмотрено, что право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником.
В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным Кодексом порядке.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 указанного Кодекса граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии с частью 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 63 указанного Кодекса предусмотрено, что договор социального найма заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
По смыслу указанных норм в их взаимосвязи, возникновение права на жилое помещение по договору социального найма обусловлено совокупностью юридически значимых фактов: наличия решения управомоченного органа о предоставлении жилого помещения конкретному лицу, а также владения и пользования жилым помещением этим лицом. Владение и пользование жилым помещением по договору социального найма, означающие возможность извлекать из него полезные свойства, осуществляются нанимателем, проживающим в таком жилом помещении, либо не проживающим (временно отсутствующим) в нем, но относящимся к нему как к своему и осуществляющему обязанности, вытекающие из договора социального найма.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 23 постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).
Нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительным и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам.
С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться прокурор (часть 1 статьи 45 ГПК РФ).
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; нарушены права других граждан на указанное жилое помещение; совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения; имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъектов Российской Федерации.
Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него.
По смыслу указанных норм права, прокурор, обратившийся в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципальных образований, имеет юридически значимый интерес в удовлетворении иска (в их интересах), то есть оспариваемыми сделками нарушаются охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, муниципальных образований, целью обращения в суд является защита этих интересов.
При рассмотрении дела на прокурора возлагается бремя доказывания того, каким образом оспариваемые сделки нарушают охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, муниципальных образований, что соответствует положениям абзаца третьего пункта 2 статьи 166 ГК РФ.
Судом установлено, что согласно договору от 19.05.2004 (б/н), заключенному между Администрацией Казачинско-Ленского района Иркутской области и Федеральным Государственным унитарным предприятием «Восточно-Сибирская железная дорога», приему-передаче в муниципальную собственность Казачинско-Ленского района Иркутской области подлежат объекты жилья п. Кунерма Иркутской области согласно утвержденному решением районной Думы муниципального образования «Казачинско-Ленский район» от 26.05.2004 № 21 Перечню объектов жилья ФГУП «ВСЖД».
По условиям Договора Администрация Казачинско-Ленского района Иркутской области обязалась оформить в установленном порядке, представить в Территориальное управление по Иркутской области Министерства имущественных отношений РФ необходимые документы: сопроводительное письмо, распорядительный акт, перечни и согласование администрации Иркутской области.
Решением районной Думы муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» от 26.05.2004 № 21 утвержден Перечень объектов жилья Федерального Государственного унитарного предприятия «Восточно-Сибирская железная дорога» Министерства путей сообщения Российской Федерации, подлежащих передаче в муниципальную собственность МО «Казачинско-Ленский район».
Согласно Перечню передаче подлежит 8квартирный жилой дом по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, п. Кунерма, ул. Железнодорожная, д. 26.
Постановлением и.о. главы администрации Казачинско-Ленского района Чепурного А.А. от 22.10.2004 № 459 в муниципальную собственность Казачинско-Ленского района подлежат принятию объекты жилого фонда в количестве 7 жилых домов в брусовом исполнении согласно перечням объектов, утвержденным решениями районной Думы от 26.05.2004 №№ 20, 21.
Решением районной Думы муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» от 27.12.2005 № 159 утвержден Перечень муниципального имущества муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район», подлежащего передаче в собственность поселений Казачинско-Ленского района.
По п. Кунерма, в частности, подлежит передаче жилой фонд общей площадью 4291,9 кв. м (за исключением служебных квартир администрации).
Решением Думы Кунерминского городского поселения от 30.12.2005 № 33 утвержден перечень муниципального имущества муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район», подлежащего приему в собственность Кунерминского городского поселения.
По п. Кунерма, в частности, подлежит передаче жилой фонд общей площадью 4291,9 кв. м (за исключением служебных квартир администрации).
Как усматривается из уведомления филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области от 07.06.2016, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – жилой дом по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, р.п. Кунерма, ул. Железнодорожная, д. 26.
По данным выписки из Реестра муниципального имущества муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» от 21.11.2019 недвижимое имущество (РНМИ В121000000350) по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, п. Кунерма, ул. Железнодорожная, д. 26, назначение - жилое, 8-иквартирный жилой дом, год ввода в эксплуатацию 1982, является собственностью муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район», вид права – муниципальная собственность.
По данным выписки из Реестра муниципальной собственности Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области от 17.12.2019 под реестровым номером муниципального имущества 4 значится жилое помещение по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, р.п. Кунерма, ул. Железнодорожная, д. 26, кв. 1.
По информации председателя КУМИ администрации Казачинско-Ленского муниципального района Сафоновой Ж.Н. от 27.02.2020 основанием для включения жилого дома № 26, расположенного в р.п. Кунерма Казачинско-Ленского района Иркутской области, в 2004 году в реестр муниципального имущества Казачинско-Ленского муниципального района явились копии акта приема-передачи в муниципальную собственность Казачинско-Ленского района Иркутской области жилых домов и коммунально-бытовых объектов от 28.06.2004, акта технического состояния объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Администрация Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области не обращалась за разрешением на заключение договоров социального найма с гражданами.
Согласно акту окончательного приема-передачи в муниципальную собственность Казачинско-Ленского района Иркутской области жилых домов и коммунально-бытовых объектов от 28.06.2004 Северобайкальская дистанция гражданских сооружений и водоснабжения ФГУП «ВСЖД» передала с баланса, Комитет по управлению муниципальным имуществом Казачинско-Ленского района Иркутской области принял на баланс жилой фонд в количестве 7 домов в п. Кунерма, общая площадь 4613,2 кв. м.
Установлен окончательный срок передачи 01.12.2004.
Согласно акту технического состояния объектов жилищно-коммунального хозяйства (без даты) объект по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, п. Кунерма, ул. Железнодорожная, д. 26, год постройки 1982, этажность 2, количество квартир 8, материал - брус, кровля - шифер.
Как усматривается из заявления в адрес Главы Администрации Кунерминского городского поселения Мироновой В.В. от 10.04.2015, Котельникова Е.Н. просит принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, так как проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Состав семьи 3 человека.
Как усматривается из протокола заседания жилищной комиссии от 15.04.2015, принимая во внимание имущественную обеспеченность Котельниковой Е.Н. и членов ее семьи, которая меньше стоимости жилого помещения, необходимого семье, решено Котельникову Е.Н., Зубкова В.В., Зубкова С.В. признать малоимущими.
Распоряжением Главы администрации Кунерминского городского поселения Мироновой В.В. от 15.04.2015 № 4 постановлено поставить Котельникову Е.Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; включить Котельникову Е.Н. в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и жилом помещении по договору социального найма.
Как усматривается из распоряжения Главы администрации Кунерминского городского поселения Мироновой В.В. от 05.05.2015 № 5-к(1), Котельникова Е.Н. 05.05.2015 принята по совместительству ведущим специалистом Кунерминского муниципального образования на 0,5 ставки.
Постановлением Главы администрации Кунерминского городского поселения Мироновой В.В. от 12.05.2015 № 6 постановлено предоставить Котельниковой Е.Н. по договору социального найма жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, п. Кунерма, ул. Железнодорожная, д. 26, кв. 1; Администрации Кунерминского городского поселения заключить договор социального найма с Котельниковой Е.Н.
Как усматривается из договора социального найма жилого помещения от 13.05.2015, заключенного между Администрацией Кунерминского муниципального образования в лице Главы Мироновой В.В. и Котельниковой Е.Н., последней, членам ее семьи в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 3-х комнат, общей площадью 66 кв. м по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, р.п. Кунерма, ул. Железнодорожная, д. 26, кв. 1 для проживания в нем.
Как усматривается из свидетельства о заключении брака II-СТ № 571241, выданного отделом по Казачинско-Ленскому району в управлении государственной регистрации службы записи актов гражданского состояния Иркутской области 15.08.2016, Зубков В.А., Котельникова Е.Н. заключили брак 15.08.2016, о чем 15.08.2016 составлена запись акта о заключении брака № 61.
Как усматривается из распоряжения Главы Администрации Ключевского сельского поселения от 05.10.2016 № 37 л/с, ведущий специалист Зубкова Е.Н. уволена 06.10.2016 в связи с истечением срока трудового договора на основании пункта 2 части 1 статьи 71 ТК РФ.
Из распоряжения Главы Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области Мироновой В.В. от 01.10.2016 № 8 следует, что для приведения в соответствие договоров социального найма предписано перезаключить договоры социального найма с гражданами, проживающими на территории Кунерминского городского поселения, в том числе, с Зубковой Е.Н., адрес жилого помещения: ул. Железнодорожная, д. 26, кв. 1, общая площадь 66,0 кв. м.
Как усматривается из договора социального найма жилого помещения от 01.10.2016 № 26/1, заключенного между Администрацией Кунерминского муниципального образования и Зубковой Е.Н., последней, членам ее семьи в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 3-х комнат, общей площадью 66 кв. м по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, р.п. Кунерма, ул. Железнодорожная, д. 26, кв. 1 для проживания в нем.
Основание – решение о предоставлении жилого помещения от 22.11.2016 № 8.
Как следует из заявления о регистрации по месту жительства от 16.12.2016, Зубкова Е.Н. на регистрационный учет по месту жительства по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, р.п. Кунерма, ул. Железнодорожная, д. 26, кв. 1 поставлена на основании договора социального найма от 12.12.2016 № 4, сторонами которого являются Администрация Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области и Зубкова Е.Н.
Как следует из ответа начальника Миграционного пункта ОП МО МВД России «Усть-Кутский» Попович В.Г. от 15.11.2019, по месту жительства по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, р.п. Кунерма, ул. Железнодорожная, д. 26, кв. 1 зарегистрирована Зубкова Е.Н. с 16.12.2016 по настоящее время.
Жилое помещение предоставлено Администрацией Кунерминского муниципального образования на основании договора социального найма от 12.12.2016 № 4.
Как усматривается из соглашения о расторжении договора социального найма жилого помещения от 30.10.2019, Администрация Кунерминского муниципального образования в лице Главы Поселения Мироновой В.В. и Зубкова Е.Н. пришли к соглашению о расторжении договоров социального найма жилого помещения от 13.05.2015 б/н, от 01.10.2016 № 26/1, от 12.12.2016 № 4, расположенного по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, р.п. Кунерма, ул. Железнодорожная, д. 26, кв. 1, в соответствии с п. 1 ст. 83 ЖК РФ.
Постановлением Главы Администрации Кунерминского городского поселения Мироновой В.В. от 31.10.2019 № 96 постановлено предоставить социальную выплату Зубковой Е.Н. на приобретение жилого помещения в размере 2793054-00 руб.
Как следует из акта сдачи жилого помещения от 30.12.2019, наниматель Зубкова Е.Н. сдал, наймодатель Администрация Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области в лице Главы Поселения Мироновой В.В. принял квартиру № 1 в доме № 26 по ул. Железнодорожная, общая площадь 66 кв. м.
Техническое состояние жилого помещения - непригодная для проживания.
Из пофамильного списка граждан, переселенных из непригодного для проживания жилищного фонда в зоне БАМа, усматривается, что переселение Зубковой Е.Н. из аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, р.п. Кунерма, ул. Железнодорожная, д. 26, кв. 1, осуществлено по адресу: <адрес>.
Как следует из договора № 41 безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 01.06.2006, Комитет по управлению муниципальным имуществом «Казачинско-Ленского района», именуемый «Ссудодатель», и муниципальное образование Кунерминское городское поселение, именуемое «Балансодержатель», «Ссудополучатель», заключили Договор о нижеследующем:
Ссудодатель передает, Ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование для использования в соответствии с уставной деятельностью муниципальное имущество Кунерминского поселения согласно прилагаемому Перечню. Данное имущество внесено в Перечень передаваемого имущества поселению, утвержденный решением Думы района от 27.12.2005 № 159, расположенное на территории Поселения по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, п. Кунерма (включая жилой дом № 26) (пункт 1.1 Договора).
Срок действия Договора устанавливается с 01 июня 2006 г. по 31 декабря 2006 г. на период оформления передачи и принятия решения губернатором области (пункт 1.3 Договора).
Ссудополучатель обязуется использовать имущество исключительно по прямому назначению, указанному в п. 1.1 настоящего Договора, в соответствии с российским законодательством.
Договор считается пролонгированным на один год, если за месяц до окончания его действия ни одна из Сторон не заявит письменно о его расторжении (пункт 7.3 Договора).
Согласно справке Главы Казачинского сельского поселения Потапова И.Н. от 25.12.2019 Зубкова Е.Н. в Администрации Поселения в качестве нуждающейся в жилом помещении в 2015 году, по настоящее время не состоит.
Жилое помещение по договору социального найма в домах муниципального фонда муниципального образования Иркутской области «Казачинское сельское поселение» не предоставлялось.
Как усматривается из выписки из Единого государственного реестра недвижимости филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области от 25.04.2019, в собственности Зубковой (Котельниковой) Е.Н. имеются: с 23.06.2014 земельный участок № по адресу: <адрес>; в общей долевой собственности с 21.03.2019 жилое помещение по адресу: <адрес>; имелось с 05.06.2014 по 08.06.2018 жилое помещение по адресу: <адрес>.
По информации врио главы администрации Казачинско-Ленского муниципального района Борисовой С.В. от 13.03.2020 в муниципальном жилищном фонде жилые помещения маневренного фонда, необходимые для возможного размещения граждан, пострадавших в результате ЧС, отсутствуют.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, Кунерминского муниципального образования, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» к Администрации Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области, Зубковой Е.Н. о признании распоряжения, постановления незаконными, договоров социального найма недействительными с момента заключения подлежащими оставлению без удовлетворения.
При этом суд исходит из положения части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд также принимает во внимание, что предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Согласно положениям части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурором Казачинско-Ленского района Иркутской области по делу исковые требования предъявлены в интересах неопределенного круга лиц, Кунерминского муниципального образования, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район».
При этом суд исходит из того, что лицо, заявившее исковые требования, должно иметь охраняемый законом интерес. Такой интерес должен носить материально-правовой характер и, соответственно, должен быть подтвержден соответствующими доказательствами, а также должно быть доказано нарушение конкретного, а не абстрактного права заинтересованного лица.
По мнению прокурора, заключением Администрацией Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области с Зубковой Е.Н. договоров социального найма (изданием распоряжения, постановления) нарушены права неопределенного круга лиц, принимая во внимание списание в связи с износом 100% многоквартирного дома № 16 по ул. Железнодорожная в р.п. Кунерма Казачинско-Ленского района Иркутской области; отсутствие на территории Казачинско-Ленского района Иркутской области маневренного фонда.
Суд находит доводы прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в этой части необоснованными в силу следующего.
Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Иначе говоря, неопределенный круг лиц – это такая множественность участников соответствующих материальных правоотношений, в которой невозможно заранее предвидеть ее поименный состав применительно к любому отдельно взятому моменту времени.
Списанный в 2013 году (данные обстоятельства не оспорены сторонами) жилой дом № 16 по ул. Железнодорожная в р.п. Кунерма Казачинско-Ленского района Иркутской области включал в себя двенадцать квартир.
При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с позицией прокурора о невозможности установить круг лиц, а именно жильцов указанного дома, чьи права нарушены, по мнению прокурора, заключением с Зубковой Е.Н. договоров социального найма жилого помещения.
Кроме того, из пояснений представителя ответчика Администрации Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области в судебном заседании следует, что все жильцы дома № 16, нуждающиеся в жилье в связи с его списанием, Администрацией постепенно расселены в другие жилые помещения.
Данное обстоятельство не оспорено стороной истца в ходе судебного разбирательства по делу.
Довод прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области, связанный с отсутствием на территории Казачинско-Ленского района Иркутской области маневренного фонда, возможностью изменения правового режима в отношении спорного жилого помещения, суд находит необоснованным в силу того обстоятельства, что многоквартирный дом № 26 (в который ранее вселен ответчик Зубкова Е.Н.) в 2016 году признан аварийным.
Обосновывая обращение в суд с иском в интересах Кунерминского муниципального образования, прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области указал на то обстоятельство, что заключение договора социального найма влечет включение жилого помещения в муниципальную программу переселения, как следствие, может повлечь незаконное расходование бюджетных средств.
Суд находит приведенный довод необоснованным, поскольку договор социального найма жилого помещения, заключенный Администрацией Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области с Зубковой Е.Н., не являлся необходимым условием включения квартиры № 1 либо дома № 26 по ул. Железнодорожная в р.п. Кунерма Казачинско-Ленского района Иркутской области в программу «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных на территории Кунерминского муниципального образования Казачинско-Ленского района Иркутской области, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70%) на территории Кунерминского муниципального образования Казачинско-Ленского района Иркутской области».
В Перечень жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа, расположенных в зоне БАМа, являющийся приложением 1 к подпрограмме «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70%) на территории Иркутской области» на 2019 – 2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019 – 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31.01.2018 № 780-пп, включен многоквартирный дом № 26 ввиду, как установлено в судебном заседании, признания его в ноябре 2016 года аварийным.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что Зубковой Е.Н., реализовавшей право на переселение из непригодного для проживания жилья, получена социальная выплата в размере <данные изъяты> руб., в том числе средства федерального бюджета – <данные изъяты> руб., средства областного бюджета – <данные изъяты> руб., средства местного бюджета – <данные изъяты> руб.
Решение Главы Кунерминского муниципального образования о предоставлении Зубковой Е.Н. социальной выплаты не оспорено, доказательства тому суду не представлены. Обстоятельства принятия такого решения, а также реализации Поселением указанной программы переселения не являлись предметом обсуждения в судебном заседании.
Совокупность указанных обстоятельств позволяет суду сделать вывод о необоснованности предъявления иска прокурором Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах Кунерминского муниципального образования.
Приходя к выводу о необоснованности предъявления иска в защиту интересов муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район», суд исходит из того обстоятельства, что 30.10.2019 договор от 01.10.2016 социального найма № 26/1 жилого помещения, заключенный Администрацией Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области с Зубковой Е.Н., расторгнут по соглашению сторон.
Из пояснений стороны ответчика Администрации Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области в судебном заседании следует, что на территории Кунерминского муниципального образования служебное жилье отсутствует. Ответчик Зубкова Е.Н. проживала на территории поселения на основании договора социального найма от 13.05.2015 б/н. В связи с изданием 01.10.2016 Главой Поселения распоряжения о перезаключении договоров социального найма с гражданами, проживающими в поселке, с Зубковой Е.Н. перезаключен договор социального найма жилого помещения № 26/1.
Заключая договор социального найма жилого помещения с Зубковой Е.Н., Администрация исходила из того, что квартира № 1, которая предоставлена ответчику, расположена на территории Поселения, к вопросам местного значения которого согласно Уставу (по состоянию с 2005 года) отнесен вопрос об обеспечении малоимущих граждан, проживающих в поселении, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Судом также установлено, что ответчиком Зубковой Е.Н. получена социальная выплата, она стал собственником жилого помещения (данные обстоятельства не оспорены кем-либо в судебном заседании).
Договор социального найма жилого помещения от 01.10.2016 № 26/1 (также договоры от 13.05.2015 б/н, от 12.12.2016 № 4) расторгнут по соглашению сторон, квартира Зубковой Е.Н. сдана.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований у прокурора для обращения в суд в интересах данного муниципального образования.
Кроме того, суд полагает необходимым обратить внимание на следующее.
В случае признания сделки (договора) недействительной она признается не влекущей юридических последствий с момента ее заключения. Недействительность договора подразумевает, что обязательства из него не возникли еще в момент совершения, а все переданное во исполнение невозникших обязательств подлежит возвращению в рамках процедуры реституции.
Заявляя исковые требования в интересах Кунерминского муниципального образования, обосновывая это возможностью незаконного расходования бюджетных средств муниципального образования, прокурором не обосновано, с чем связано предъявление иска только в интересах муниципального образования (принимая во внимание, что переселение осуществлено с участием федерального бюджета, а также бюджета субъекта Российской Федерации); каким образом подлежит восстановлению (в случае доказанности нарушения) интерес Кунерминского муниципального образования.
При этом суд также принимает во внимание, что договор социального найма, заключенный с Зубковой Е.Н. 01.10.2016, расторгнут, в настоящее время ответчик, реализовав право на переселение, стала собственником иного жилого помещения.
Данное право ответчика Зубковой Е.Н. кем-либо не оспорено.
Доводы прокурора о нарушении Администрацией Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области заключением договоров социального найма с Зубковой Е.Н. положений договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 22.11.2017 № 4 суд находит необоснованными.
По мнению суда, указанный договор не применим к правоотношениям, возникшим между Администрацией поселения и Зубковой Е.Н. до его заключения.
Кроме того, суд полагает необходимым обратить внимание на пояснения стороны ответчика о том, что 8-иквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, р.п. Кунерма, ул. Железнодорожная, д. 26, на момент заключения договора признан аварийным.
Данное обстоятельство не оспорено стороной истца в судебном заседании.
По мнению процессуального истца, договоры социального найма, заключенные Администрацией Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области с Зубковой Е.Н., недействительны (ничтожная сделка) с момента заключения, так как стороной договоров (наймодатель) является не управомоченное на это лицо. Администрацией поселения в силу договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом письменное разрешение на заключение договоров от собственника этого имущества – муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» не получено.
Обсуждая доводы процессуального истца, суд не может сделать вывод об их обоснованности в силу следующего.
В подтверждение того юридически значимого обстоятельства, что муниципальное образование Иркутской области «Казачинско-Ленский район» является собственником многоквартирного дома № 26 по ул. Железнодорожная в р.п. Кунерма Казачинско-Ленского района Иркутской области, стороной истца представлена копия решения районной Думы муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» от 26.05.2004 № 21 об утверждении перечня объектов жилья ФГУП «Восточно-Сибирская железная дорога», подлежащих передаче в муниципальную собственность муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район».
Председателем КУМИ администрации Казачинско-Ленского муниципального района в подтверждение наличия права муниципальной собственности в отношении дома № 26 по ул. Железнодорожная в р.п. Кунерма указано на акт окончательного приема-передачи в муниципальную собственность, в том числе жилых домов в р.п. Кунерма, от 28.06.2004, акт технического состояния объектов жилищно-коммунального хозяйства; включение на этом основании в 2004 году многоквартирного дома в реестр муниципального имущества Казачинско-Ленского муниципального района.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Казачинско-Ленского муниципального района оставил разрешение исковых требований прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области на усмотрение суда.
Сторона ответчика высказалась в ходе судебного разбирательства об отсутствии у муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» права собственности в отношении многоквартирного дома № 26 в р.п. Кунерма.
Из пояснений стороны ответчика следует, что Администрация Казачинско-Ленского муниципального района, зная о реализации Поселением программы переселения в отношении четырех многоквартирных домов на территории р.п. Кунерма, оказывала Поселению необходимую помощь, о чем свидетельствуют обращения Главы от 04.06.2019, ответы на эти обращения.
Вместе с тем, договором от 19.05.2004 (б/н), заключенным между Администрацией Казачинско-Ленского района Иркутской области и Федеральным Государственным унитарным предприятием «Восточно-Сибирская железная дорога», приему-передаче в муниципальную собственность Казачинско-Ленского района Иркутской области подлежат объекты жилья п. Кунерма Иркутской области согласно утвержденному решением районной Думы муниципального образования «Казачинско-Ленский район» от 26.05.2004 № 21 Перечню объектов жилья ФГУП «ВСЖД».
Каким образом предметом договора от 19.05.2004 стало имущество, перечень которого утвержден после указанной даты - 26.05.2004, суду не представилось возможным установить, пояснения в этой связи стороной истца не даны.
По условиям указанного Договора Администрация Казачинско-Ленского района Иркутской области обязалась оформить в установленном порядке, представить в Территориальное управление по Иркутской области Министерства имущественных отношений РФ необходимые документы: сопроводительное письмо, распорядительный акт, перечни и согласование администрации Иркутской области.
Доказательства исполнения принятых на себя Администрацией района обязательств стороной истца суду не представлены.
Как следует из решения районной Думы от 26.05.2004, передача объектов жилья подлежала осуществлению на основании Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 235 «О порядке передачи объектов жилья федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность», распоряжения Президента РФ от 18.03.1992 № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной собственности и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» (что следует из текста Решения).
Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности предусмотрен следующий механизм.
Для передачи объектов в муниципальную собственность района соответствующий Комитет по управлению имуществом района разрабатывает перечень объектов по форме. Совет народных депутатов района утверждает указанный перечень.
Утвержденный и оформленный в указанном порядке перечень объектов представляется в соответствующий комитет по управлению имуществом области. Комитет после регистрации перечня объектов осуществляет проверку его соответствия требованиям, установленным приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1.
Объекты, соответствующие требованиям, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня.
Не исключенные из перечня объекты считаются переданными в муниципальную собственность района с момента принятия решения о его передаче Советом народных депутатов области или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не принято.
В случае, если в установленные законодательством сроки не было принято решение Совета народных депутатов по объектам, передаваемым в муниципальную собственность района, подтверждающим право собственности на указанные объекты до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов с учетом внесенных в него изменений в соответствии с настоящим Положением.
Таким образом, из совокупности представленных сторонами доказательств суд приходит к выводу о том, что многоквартирный дом № 26 по ул. Железнодорожная в р.п. Кунерма Казачинско-Ленского района Иркутской области внесен в реестр муниципального имущества муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» с нарушением установленной законом процедуры.
Между тем, факт включения недвижимого имущества в реестр муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения (абзац 4 пункта 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у материального истца (абзац 3 пункта 36 указанного Постановления).
Поскольку иные доказательства, подтверждающие возникновение у муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» права муниципальной собственности в отношении многоквартирного дома № 26 по ул. Железнодорожная в р.п. Кунерма Казачинско-Ленского района Иркутской области, квартиры № 1 в этом доме, в частности, суду не представлены, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, Кунерминского муниципального образования, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░ 2020 ░.