Дело № 2-1022/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 апреля 2022 года город Кстово
Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Тюгина К.Б., при секретаре Кобылиной Е.А., с участием ст. помощника Кстовского городского прокурора Чирковой Н.А., представителя администрации Кстовского муниципального района – Сучковой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кстовского городского прокурора действующего в интересах Гарбар М. В., к Администрации Кстовского муниципального района об обязании к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Кстовский городской прокурор, действующий в интересах Гарбар М.В., обратился в суд с иском к администрации Кстовского муниципального района с указанным иском. В обоснование ссылается на следующее.
Кстовской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в связи с обращением в городскую прокуратуру Волхоновой В.Л. в интересах Гарбар М. В.. В ходе проверки установлено, что Гарбар М. В., (дата обезличена) года рождения, является инвалидом 1 группы бессрочно, может передвигаться только с помощью инвалидного кресла-коляски. Гарбар М.В. проживает по адресу: (адрес обезличен). Подъезд, в котором проживает Гарбар М.В. пандусом не оборудован, в связи с чем свободный доступ инвалида к жилому помещению отсутствует.
Информация о проживании инвалида по адресу: (адрес обезличен), и необходимости начала работы муниципальной комиссии поступила в администрацию Кстовского муниципального района (дата обезличена).
Вместе с тем, до настоящего времени работа по обследованию жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, где проживает инвалид, муниципальной комиссией не начата, что нарушает право инвалида Гарбар М.В. на гарантированное государством равенство возможностей участия в жизни общества. В связи с выявленными нарушениями (дата обезличена) главе местного самоуправления Кстовского муниципального района внесено представление, которое рассмотрено, однако конкретных мер к установке пандуса не предпринято, соответствующая работа муниципальной комиссией не начата.
Согласно сведениям МП ПИ «Кстовопроект» техническая возможность обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к общему имуществу многоквартирного дома, в котором проживает Гарбар М.В. имеется.
Просит суд:
- обязать администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать работу муниципальной комиссиии по обследованию жилого помещения инвалида Гарбар М.В., расположенного по адресу: (адрес обезличен), и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: (адрес обезличен), в котором проживает инвалид, принять решение о возможности (невозможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида в соответствии с требованиями Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен), и Порядка работы муниципальных комиссий, утвержденного Приказом министерства социальной политики (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен),
- обязать администрацию Кстовского муниципального района обеспечить финансирование за счет средств местного бюджета работ по приспособлению жилого помещения инвалида, расположенного по адресу: (адрес обезличен), и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: (адрес обезличен), в котором проживает инвалид Гарбар М.В., и выполнение указанных работ в течение 2 месяцев с момента вынесения муниципальной комиссией Заключения о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
В суде ст. помощник прокурора Чиркова Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации просит в иске отказать по доводам письменного отзыва.
Остальные участвующие по делу лица не явились, извещены надлежаще, об отложении не ходатайствовали.
Суд, с учетом мнения сторон, руководствуясь ч.3 ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жизнь и охрану здоровья.
В силу ст.4, ч.1 ст.9 Конвенции о правах инвалидов от (дата обезличена), ратифицированной Федеральным законом Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, Российская Федерация взяла на себя обязательство принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на жилые дома.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от (дата обезличена) №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон №181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу п.1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно п.5.1 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила (номер обезличен)).
Согласно п.6 Правил (номер обезличен) обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Порядок работы муниципальных комиссий утвержден Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от (дата обезличена) (номер обезличен) (далее - Порядок НО).
В соответствии с п. 3.5 Порядка НО план мероприятий муниципальной комиссии формируется на основании сведений об инвалидах, получаемых из любых не запрещенных законодательством источников, с соблюдением требований Федерального закона от (дата обезличена) № 152-ФЗ «О персональных данных» и Федерального закона от (дата обезличена) № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Согласно п.3.8 Порядка НО обследование включает в себя, в том числе рассмотрение документов о характеристиках жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, о признании гражданина инвалидом, проведение визуального, технического осмотра жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, проведение беседы с гражданином, признанным инвалидом, в целях выявления конкретных потребностей этого гражданина в отношении приспособления жилого помещения; оценку необходимости и возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
По результатам обследования составляется акт (п. 12 Правил (номер обезличен), п.4.1 Порядка НО) в котором в том числе указывается перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Результатом работы муниципальной комиссии является заключение о возможности либо об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (п.п. 18, 19, 20 Правил (номер обезличен)).
При этом наличие заявления инвалида о приспособлении жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида не является обязательным условием для начала работы муниципальной комиссии по обследованию жилого помещения инвалида, общего имущества многоквартирного жилого дома, в котором проживает инвалид.
Судом установлено, что Кстовской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в связи с обращением в городскую прокуратуру Волхоновой В.Л. в интересах Гарбар М. В.. В ходе проверки установлено, что Гарбар М. В., (дата обезличена) года рождения, является инвалидом 1 группы бессрочно, может передвигаться только с помощью инвалидного кресла-коляски.
Гарбар М.В. проживает по адресу: (адрес обезличен). Подъезд, в котором проживает Гарбар М.В. пандусом не оборудован, в связи с чем свободный доступ инвалида к жилому помещению отсутствует.
Постановлением администрации Кстовского муниципального района от (дата обезличена) (номер обезличен) была создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, на территории (адрес обезличен), а также утвержден ее состав и план мероприятий.
Принятие решения о возможности (невозможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества многоквартирного дома является исключительной компетенцией муниципальной комиссии.
Информация о проживании инвалида по адресу: (адрес обезличен), и необходимости начала работы муниципальной комиссии поступила в администрацию Кстовского муниципального района (дата обезличена).
Согласно п.22 Правил (номер обезличен) для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.
Согласно сведениям МП ПИ «Кстовопроект» техническая возможность обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к общему имуществу многоквартирного дома, в котором проживает Гарбар М.В. имеется.
Вместе с тем, до настоящего времени работа по обследованию жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, где проживает инвалид, муниципальной комиссией не начата, что нарушает право инвалида Гарбар М.В. на гарантированное государством равенство возможностей участия в жизни общества. В связи с выявленными нарушениями (дата обезличена) главе местного самоуправления Кстовского муниципального района внесено представление, которое рассмотрено, однако конкретных мер к установке пандуса не предпринято, соответствующая работа муниципальной комиссией не начата.
При таких обстоятельствах исковые требования в части обязания администрации организовать работу муниципальной комиссиии по обследованию жилого помещения инвалида Гарбар М.В., и принять решение о возможности либо невозможности приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку в настоящее время заключение муниципальной комиссии о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида отсутствует, второе требование истца - об обязании ответчика обеспечить финансирование за счет средств местного бюджета работ по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества многоквартирного дома является преждевременным, поскольку может быть заявлено только в случае принятия положительного решения комиссии, которого в настоящее время не имеется, т.е. направлено на будущее и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 6 и 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кстовского городского прокурора действующего в интересах Гарбар М. В., к Администрации Кстовского муниципального района об обязании к совершению действий удовлетворить частично.
Обязать администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области организовать работу муниципальной комиссиии по обследованию жилого помещения инвалида Гарбар М.В., расположенного по адресу: г.Кстово, 3-й микрорайон, д.6, кв.1, и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: (адрес обезличен) в котором проживает инвалид, принять решение о возможности либо невозможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида в соответствии с требованиями Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен), и Порядка работы муниципальных комиссий, утвержденного Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от (дата обезличена) (номер обезличен), в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявленных требований об обязании администрации Кстовского муниципального района обеспечить финансирование работ за счет средств местного бюджета, отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд Нижегородской области.
Решение суда изготовлено в окончательной форме (дата обезличена).
Судья Кстовского
городского суда
(адрес обезличен): К.Б.Тюгин