Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1189/2014 ~ М-101/2014 от 10.01.2014

Дело № ******

Мотивированное решение изготовлено

ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием представителя истца ФИО1ФИО3, представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО6, при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности восстановить на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по избранному месту жительства,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит суд возложить на ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность восстановить его и его супругу ФИО2 как члена его семьи в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по избранному после увольнения месту жительства по договору социального найма.

В обоснование иска ФИО1 указал, что проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья. Общая продолжительность военной службы составила 30 лет, в льготном исчислении 12 лет 7 месяцев. Он состоит в браке с ФИО2, они имеют дочь – ФИО5, которая в настоящее время проживает отдельно от них. Истец и его супруга проживают в служебной двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес> куда истец был вселен на основании ордера. Перед увольнением с военной службы истец обратился с рапортом к командиру войсковой части, где проходил службу, и просил поставить его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилье, так как иного жилья кроме служебного не имел. ДД.ММ.ГГГГ командир части вызвал истца на беседу, в листе беседы отмечено, что истец просил командира части предоставить ему постоянное жилье в <адрес>. Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, включен в списки нуждающихся в жилье с составом семьи три человека. Выписку из протокола истец после увольнения в запас сдал в <адрес> КЭЧ района. В помещении КЭЧ постоянно вывешивались списки очередников на улучшение жилищных условий, истец видел свою фамилию в этих списках. В ДД.ММ.ГГГГ году КЭЧ была упразднена. При этом в нарушение действовавших на период увольнения истца нормативных правовых актов должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации данные о постановке его на учет нуждающихся в орган местного самоуправления переданы не были. В настоящее время органом обеспечения военнослужащих жильем является ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. В то же время истцом был соблюден установленный законом заявительный порядок признании нуждающимся в предоставлении жилья, бездействие должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации не должно нарушать его права на обеспечение жильем.

В судебном заседании представитель истца ФИО1ФИО3 исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО6 возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что из всех документов, которые были представлены истцом, нельзя сделать однозначный вывод о наличии у истца права на обеспечение жильем. Эти документы вызывают сомнение, поскольку ранее они не были представлены в территориальный отдел ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в <адрес> для проведения их полной проверки. Положения ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что наличие права должно следовать из совокупности обстоятельств. В ходе судебного разбирательства не нашло подтверждение обращение истца к командиру воинской части с рапортом о признании нуждающимся в получении жилья, последующее сохранение за истцом права на обеспечение жильем. Об этом свидетельствуют ответы из архива и из войсковой части, в которую после реорганизации войсковой части, где служил истец, должны были поступить документы. Факт обращения истца с заявлением о принятии на учет нуждающихся не подтвержден. Просительная часть искового заявления содержит по сути требование о признании права на обеспечение жильем. Оно в настоящий момент оценено ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем принято соответствующее решение. Законность этого решения истцом не оспаривается. Суд не должен нарушать принцип разделения властей и подменять собой орган исполнительной власти.

Истец ФИО1, представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. С учётом мнения представителей сторон и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие истца и представителя третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Третье лицо Министерства обороны Российской Федерации в письменных возражениях на иск просило рассматривать дело без участия своего представителя, а также указало, что в ДД.ММ.ГГГГ году в соответствии с нормами действующего тогда законодательства должностными лицами, ответственными за решение вопросов, связанных с предоставлением жилого помещения, были сотрудники ФГКЭУ «<адрес> квартирно-эксплуатационная часть района». Данное учреждение было реорганизовано путем присоединения к ФГКУ «Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Информации о причинах утери данных о постановке на учет нуждающихся ФИО1 при передаче документов от ФГКЭУ «<адрес> квартирно-эксплуатационная часть района» к ФГКУ «Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не имеется. Кроме того, согласно действующему законодательству действия по оформлению необходимых документов для включения в списки нуждающихся в получении жилого помещения и вопросы о предоставлении такого помещения относительно данного дела решают должностные лица ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. Истцом не доказан факт незаконности действий со стороны Министерства обороны Российской Федерации, которые каким-либо образом нарушили права ФИО1

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, истец ФИО1 проходил военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ году был уволен в отставку в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (подп. «г» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») и исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ, что следует из выписки из приказа командира войсковой части № ****** от ДД.ММ.ГГГГ № ******. Общая продолжительность военной службы ФИО1 в Вооруженных Силах Российской Федерации в календарном исчислении составила 12 лет 7 месяцев.

Также судом установлено, что в период прохождения военной службы истцу на состав семьи четыре человека, в том числе, на супругу ФИО2, дочерей – ФИО7, ФИО5, было предоставлено служебное жилое помещение – квартира по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении в настоящее время проживают и зарегистрированы истец ФИО1 и его супруга ФИО2

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.

Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** истцу отказано в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании того, что на момент увольнения он не обращался в органы местного самоуправления для постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, в списках очередников на получение жилого помещения по месту прохождения службы в ФГКЭУ «КЭЧ районов» не состоял, обратился с заявлением о постановке на учет нуждающихся обратился по истечении более семи лет с даты увольнения с военной службы.

На момент увольнения ФИО1 с военной службы порядок предоставления военнослужащим жилых помещений по договору социального найма регулировался Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 80), Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1054).

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В силу п.п. 1,2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. казанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Таким образом, поскольку истец был уволен с военной службы по состоянию здоровья и продолжительность его службы превышает 10 лет, право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено им в случае, если до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принят на соответствующий учет.

В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Инструкция) учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на момент увольнения истца с военной службы осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению N 4 к Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению N 5 к Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).

В силу п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

При этом КЭЧ района ежегодно с 1 по 30 января должны были проводить перерегистрацию военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). В ходе перерегистрации, при необходимости, дополнительно проверялись жилищные условия очередников. Воинские части ежемесячно к 3 числу следующего месяца должны были направлять в КЭЧ района информацию об изменениях в учетных данных военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), и два раза в год до 20 января и 20 июля по состоянию на 1 января и 1 июля - уточненные списки очередников, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). А КЭЧ района вправе были возвратить представленные списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) для повторного рассмотрения жилищной комиссией воинской части, если в них включены военнослужащие с нарушением жилищного законодательства. В случаях, если на военнослужащих, включенных в указанные списки, отсутствовала информация в автоматизированной системе учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на каждого из них дополнительно жилищной комиссией воинской части прилагалась карточка учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему (п. 30 Инструкции).

В соответствии с п. 12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.

Согласно п.п. 13, 14 указанных Правил военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Суду представлен лист беседы, составленный при увольнении истца с военной службы, из которого следует, что истец на момент увольнения был обеспечен служебным жильем, согласен на увольнение и просил предоставить ему постоянное жилье в <адрес>.

Также истец представил выписку из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой на указанном заседании жилищной комиссии был рассмотрен вопрос о включении ФИО1 в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением жилищной комиссии ФИО1 был признан нуждающимся в жилом помещении с составом семьи: жена ФИО2 и дочь ФИО5 В выписке помимо этого указано, что ФИО1 избрал местом своего жительства <адрес>.

Как видно из ответа на обращение ФИО1 ФГУ «****** КЭЧ района» от ДД.ММ.ГГГГ № ******, истец состоял в очереди на улучшение жилищных условий с составом семьи 3 человека при ****** КЭЧ района.

Из этого следует, что до увольнения с военной службы ФИО1 изъявил свое желание получить постоянное жилье, указав на это в беседе с командиром войсковой части. Поэтому, несмотря на непредставление истцом рапорта, суд считает установленным, что истцом был соблюден заявительный порядок признания нуждающимся в предоставлении жилья, при этом он был признан нуждающимся в получении жилого помещения в установленном законом порядке и состоял в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий в КЭЧ района, как это было предусмотрено действовавшими на тот период времени нормативными правовыми актами. Следовательно, истец приобрел право состоять на учете нуждающихся в получении жилья по договору социального найма.

Как видно из представленных истцом справок ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и его супруга ФИО2 не имеют и не имели ранее в собственности недвижимого имущества. Доказательств наличия у истца и его супруги права пользования жилым помещением по договору социального найма суду не представлено. Таким образом, истец постоянным жильем по избранному после увольнения месту жительства не обеспечен, хотя был признан нуждающимся в получении жилого помещения, что является нарушением жилищных прав истца, гарантированных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

При этом тот факт, что истец не представил ответчику до обращения в суд выписку из протокола заседания жилищной комиссии, ответ на его обращение ФГУ «****** КЭЧ района», само по себе не свидетельствует о недостоверности и недопустимости этих доказательств. Не подтверждают этого и ответы на судебные запросы из Филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации и войсковой части № ****** об отсутствии документов войсковой части № ******. Представленные истцом документы ответчиком не оспорены и не опорочены, в связи с чем у суда не имеется оснований не принимать их во внимание.

Не могут быть приняты во внимание возражения ответчика о том, что решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма истцом не оспорено, а суд не вправе разрешать вопрос о принятии истца на учет нуждающихся в жилье. Из представленных истцом документов однозначно следует приобретение им до увольнения с военной службы права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении. Доказательства утраты истцом такого права суду не представлены. Однако, несмотря на это, истец в нарушение требований Федерального закона «О статусе военнослужащих» на учете военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма, не состоит. Таким образом, с учетом положений ч. 5 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в силу которой никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом, суд полагает, что нарушенное право истца на обеспечение его жилым помещением может быть восстановлено только путем возложения на ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанности восстановить ФИО1 и его супругу ФИО2 как члена его семьи в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по избранному после увольнения месту жительства по договору социального найма.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

иск ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности восстановить на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по избранному месту жительства, удовлетворить.

Возложить на ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность восстановить ФИО1 и его супругу ФИО2 в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по избранному после увольнения месту жительства по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес> областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья /подпись/ И.В. Кайгородова

Копия верна. Подлинник находится в материалах гражданского дела № № ******

Судья И.В. Кайгородова

Секретарь

2-1189/2014 ~ М-101/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бабенко В.А.
Ответчики
ФГУ "Центррегионжилье"
Другие
Министерство обороны Российской Федерации
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Кайгородова Ирина Владимировна
Дело на странице суда
oktiabrsky--svd.sudrf.ru
10.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2014Передача материалов судье
14.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2014Судебное заседание
06.03.2014Судебное заседание
06.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2014Судебное заседание
04.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее