№ 2-3184/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 24 сентября 2015 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шатровой Р.В.,
при секретаре Соколовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ульяновой Л.В. к публичному акционерному обществу «Совкомбанк» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Ульянова Л.В. обратилась в суд с иском к ПАО «Совкомбанк» о защите прав потребителя. Требования мотивировал тем, что 14 ноября 2012 года между ней и банком был заключен кредитный договор, согласно которому ей были предоставлены денежные средства в сумме 197368,42 рубля на срок 60 месяцев. При предоставлении кредита банком удержаны денежные средства в размере 47368,42 рубля за страхование. В нарушение ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» ей не была предоставлена информация о стоимости услуги по страхованию в рублях, в том числе о размере вознаграждения банка, которое составляет значительную часть удержанной комиссии. Просит взыскать с ПАО «Совкомбанк» неправомерно удержанные денежные средства в размере 47368,42 рубля, проценты за пользование чужими денежными средствами 12534,21 рубля, неустойку 42631,58 рубля, компенсацию морального вреда 3000 рублей, расходы по оформлению доверенности 1000 рублей, по оплате услуг представителя 12000 рублей, штраф.
В судебное заседание истец Ульянова Л.В. не явилась, о месте и времени судебного заседания была извещена, доверила представлять свои интересы своему представителю Оганесяну С.А., который в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по вышеизложенным основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика ПАО «Совкомбанк» - Мелещук И.А. против удовлетворения иска возражала, ссылаясь на то обстоятельство, что Ульянова Л.В. была включена в программу добровольного страхования с ее согласия, была поставлена в известность о размере страховой премии в сумме 47368,42 рубля, направленной в полном размере в страховую компанию. Кроме того, указала на истечение разумного срока для обращения в суд с указанным иском. Согласно п. 4.4.1 Условий Программы страхования, с которыми заемщик была ознакомлена и которые размещены на официальном сайте банка, заемщик была вправе в течение тридцати календарных дней с даты включения заемщика в программу страховой защиты подать в банк заявление о выходе из программы страховой защиты, при этом банк возвратил бы заемщику уплаченную плату за включение в данную программу, однако указанным правом Ульянова Л.В. не воспользовалась.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ЗАО «МетЛайф» не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен, ходатайство об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направил.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя истца Ульяновой Л.В. – Оганесяна С.А., представителя ответчика ПАО «Совкомбанк» - Мелещук И.А., исследовав материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении иска отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 819 ГК РФ банк по кредитному договору обязуется предоставить заемщику денежные средства (кредит) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик в свою очередь обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты на нее.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг).
Согласно п. 1 ст. 12 вышеуказанного закона, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Судом установлено, что 14 ноября 2012 года между ООО ИКБ «Совкомбанк» (в настоящее время ПАО «Совкомбанк» и Ульяновой Л.В. заключен договор о потребительском кредитовании № 155464416, в соответствии с которым последней были предоставлены денежные средства в сумме 197368,42 рубля на срок 60 месяцев с условием уплаты 28% годовых. Как следует из раздела «Б» договора, в расчет полной стоимости кредита включена плата за включение в программу страховой защиты заемщиков в сумме 0,40% от первоначальной суммы кредита, умноженной на количество месяцев срока кредита, что составило 47368,42 рубля.
23 марта 2015 года обязательства по возврату кредита Ульяновой Л.В. исполнены в полном объеме, кредитный договор закрыт.
При заключении договора о потребительском кредитовании Ульяновой Л.В. было подписано заявление-оферта со страхованием, согласно которому она поручила банку без дополнительных распоряжений после выдачи кредита направить денежные средства, находящиеся на ее банковском счете, в счет платы за включение в программу страховой защиты заемщиков. Кроме того, в день заключения договора о кредитовании 14 ноября 2012 года Ульяновой Л.В. подписано заявление на включение в программу добровольного страхования жизни и от несчастных случаев и болезней, согласно которому заемщик ознакомлен с условиями договора страхования, против подключения к данной программе страхования не возражает, при этом заемщику было разъяснено, что присоединение к программе страхования не является условием для получения кредита, и что он имеет право самостоятельно заключить договор страхования от аналогичных страховых рисков как с предложенным банком страховщиком ЗАО «Алико» (в настоящее время переименовано в ЗАО «МетЛайф»), так и иным страховщиком без посредничества банка, что участие в программе добровольного страхования не влияет на процентную ставку по кредиту, а также на принятие банком решения о предоставлении кредита.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Ульянова Л.В. согласилась, что будет являться застрахованным лицом по договору добровольного группового страхования от несчастных случаев и болезней и на случай дожития до события недобровольной потери работы, заключенному 10 июля 2011 года между ООО ИКБ «Совкомбанк» и ЗАО «Страховая компания «Алико». Ульянова Л.В. самостоятельно, по своему усмотрению приняла решение о заключении договора страхования на предложенных банком условиях. Доказательств того, что отказ Ульяновой Л.В. от включения в программу страхования мог повлечь отказ в предоставлении кредита, в материалы дела не представлено, в ходе рассмотрения дела судом не установлено.
Доводы стороны истца о том, что банк не согласовал стоимость услуги по страхованию с заемщиком, опровергаются кредитным договором, из которого следует, что плата за включение в программу страховой защиты определена сторонами в размере 47368,42 рубля, Ульянова Л.В. согласилась со стоимостью услуги, поставив свою подпись (л.д. 49), заемщику была предоставлена полная и достоверная информация об оказываемой услуге. Из представленных в материалы дела платежного поручения № 43 от 26 декабря 2012 года, выписке из реестра застрахованных лиц следует, что оплаченная Ульяновой Л.В. сумма страховой премии 47368,42 рубля была в полном размере перечислена в ЗАО «Страховая компания «Алико». То обстоятельство, что впоследствии на основании договора добровольного группового страхования от 10 июля 2011 года, заключенного между ООО ИКБ «Совкомбанк» и ЗАО «Страховая компания «Алико», банку страховой компанией было перечислено вознаграждение, не свидетельствует о нарушении банком ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» (обязанности предоставления потребителю информации об услуге), поскольку является следствием договорных отношений между банком и страховщиком, прав потребителя не нарушает, на размер страхового взноса не влияет.
Кроме того, в соответствии со ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» срок для предъявления требований о возврате уплаченной за оказанную услугу суммы и взыскании убытков должен быть разумным. Между тем, заявление на включение в программу добровольного страхования было подписано Ульяновой Л.В. 14 ноября 2012 года, с указанной даты договор начал исполняться, 23 марта 2015 года обязательства по возврату кредита заемщиком были исполнены в полном объеме, кредитный договор закрыт, в суд с настоящим иском Ульянова Л.В. обратилась лишь в марте 2015 года.
При таких обстоятельствах требование о взыскании с ответчика денежных средств в размере 47368,42 рубля, уплаченных заемщиком за включение в Программу добровольного страхования, а также требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов, штрафа удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ульяновой Л.В. к публичному акционерному обществу «Совкомбанк» о защите прав потребителя отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2015 года.