дело № 2-437/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 22 февраля 2019 года
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Анципович Т.В.,
при секретаре Веретенниковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смирнова Андрея Владимировича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, необходимых для назначения страховой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,
У С Т А Н О В И Л :
Смирнов А.В. обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, необходимых для назначения страховой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В обоснование иска указав, что 26.08.2016 года истец обратился в УПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением Управления Пенсионного фонда РФ от 07.10.2016 года Смирнову Андрею Владимировичу было отказано в назначении пенсии, не засчитаны следующие периоды работы: с 20.11.1987 г. по 05.10.1989 г. - период прохождения военной службы в должности начальника медицинского пункта военной части 02560 - начальника медицинской службы; с 22.10.1999 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2003 г. по 18.08.2008 г. - индивидуальный предприниматель; с 01.01.2002 года по 31.02.2002 год. С данным решением истец не согласен, так как в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения есть указание на должность врачи руководители учреждений (их структурных подразделений), следовательно, период с 20.11.1987 г. по 05.10.1989 г. должен быть зачтен в специальный пенсионный стаж истца. В период осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по специальности терапия, Смирнов А.В. оказывал медицинскую помощь на основании соответствующей лицензии. Следовательно, данные периоды также должны быть включены в специальный медицинский стаж. Данное обстоятельство подтверждается справкой Министерства здравоохранения Ульяновской области от 03.09.2009 года. На сегодняшний момент истцом в полной объеме уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Окончательно просил с суд признать незаконным решение Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области об отказе в назначении пенсии; обязать Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить периоды работы Смирнова А.В.: с 20.11.1987 г. по 05.10.1989 г.- период прохождения военной службы в должности начальника медицинского пункта в/ч 02560 - начальника медицинской службы; с 22.10.1999 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2003 г. по 18.08.2008 г. - индивидуальный предприниматель; с 01.01.2002 г. по 31.02.2002 г., в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
В судебном заседании истец Смирнов А.В. не присутствовал, о времени и месте и рассмотрения дела извещался.
Представитель истца Смирнова А.В. - Абрамова Д.В., действующая на основании доверенности, на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала в полном объеме. Поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Смирнов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 26.08.2016 г. обратился в УПФ с заявлением, в котором просил назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».
Решением комиссии № от 07.10.2016 г. в назначении пенсии Смирнову А.В. ответчиком было отказано. В решении перечислены периоды работы, которые были засчитаны истцу в специальный стаж, а также периоды, не засчитанные в специальный стаж, и указано, что специальный стаж на дату обращения составляет 19 лет 3 мес. 29 дн. (вместо требуемого специального стажа – 30 лет).
Из решения комиссии следует, что истцу не были включены в специальный стаж оспариваемые периоды:
- с 20.11.1987 г. по 05.10.1089 г.- период прохождения военной службы в должности начальника медицинской службы – начальника медицинского пункта в/ч02560 - Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, Перечень, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397;
- с 22.10.1999 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2003 г. по 18.08.2008 г. – индивидуальный предприниматель – Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781;
- с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. – Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. №1015.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следует, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Этим же законом регламентированы случаи назначения пенсии по старости ранее указанного возраста.
Так, страховая пенсия по старости назначается ранее указанного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (пп. 20 п. 1 ст.30).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 (далее - Список от 29.10.2002 года N 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила); Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, предусмотрены должности врачей специалистов всех наименований (кроме врачей - статистиков), в том числе врачи -руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Исходя из вышеизложенного, стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается исключительно сведениями из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, спорными периодами для досрочного назначения пенсии Смирнова А.В. являются периоды работы с 22.10.1999 г. по 31.12.2001 года, с 01.01.2003 г. по 18.08.2008 г., с 01.01.2002 г. по 31.02.2002 г. индивидуальным предпринимателем по специальности врача.
Согласно карточки физического лица, имеющейся в материалах пенсионного дела, Смирнов А.В. в период с 23.12.1997 г. по 29.06.2011 г. был зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда РФ в качестве индивидуального предпринимателя, ОКВЭД – врачебная практика.
Согласно справки, выданной ГУ –УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области от 07.12.2018 г. Смирнов А.В. стоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя в УПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска с 23.12.1997 г. по 29.06.2011 г., уплата страховых взносов произведена в полном объеме.
Согласно справки, выданной Министерством здравоохранения Ульяновской области 03.04.2009 г. Смирнов А.В. с 1999 г. по 2008 г. работая индивидуальным предпринимателем по специальности терапия, согласовывал сведения об организации, оказывающей услуги по медицинской помощи населению в разделе сведения о числе зарегистрированных заболеваний Форма №1-здрав) в Департаментом здравоохранения и фармации в последующем с Министерством здравоохранения Ульяновской области.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указано на возможность производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть до 01 января 2002 года. На период с 22.10.1999 г. по 31.10.1999 г., когда истец работал в должности врача терапевта будучи индивидуальным предпринимателем, действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Указанным Списком предусмотрено право на досрочную пенсию врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности (п. 1). Пунктом 2 Списка предусмотрено право на назначение пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности врачам и среднему медицинскому персоналу, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью.
На основании вышеприведённых положений, суд считает возможным период работы истца с 22.10.1999 г. по 31.10.1999 г. в должности врача-терапевта, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя включить в специальный стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Соответственно, решение УПФ в Засвияжскому району г. Ульяновска в части отказа во включении указанного периода в специальный стаж Смирнова А.В. нельзя признать законным.
Что касается периода работы истца с 01.11.1999 г. по 21.12.2001 г., с 01.01.2003 г. по 18.08.2008г., с 01.01.2002 г. по 31.02.2002 г. в должности врача-терапевта будучи индивидуальным предпринимателем суд, оснований для включения в стаж на соответствующих видах работ не находит, по следующим основаниям.
Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О).
Действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, так же как и действовавшим ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим врачом в качестве индивидуального предпринимателя. В Номенклатуру учреждений здравоохранения индивидуальный предприниматель не включен.
Таким образом, согласно указанным Спискам, право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения дает не любая такая деятельность, а если она осуществлялась в соответствующих должностях и учреждениях.
Понятие "учреждение" раскрывается в гражданском законодательстве, а применительно к медицинским учреждениям, - также и Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (ст. 12). Указанные Основы устанавливают, что медицинские учреждения обязательно должны являться юридическими лицами.
Как указано в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии » при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом ( частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Таким образом, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 индивидуальным предпринимателям, занимающимся лечебной деятельностью, стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 24 декабря 2013 г. № 2064-О, Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (абзац первый пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названный Список, который конкретизирует применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. При этом в основу дифференциации названных понятий были положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки. Осуществляемая индивидуальными предпринимателями профессиональная деятельность, в том числе в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, осуществление Смирновым А.В. трудовой деятельности в должности врача предпринимателем без образования юридического лица, относится к коммерческим организациям, преследующим основную цель в своей деятельности - извлечение прибыли, а не к учреждениям, предусмотренным Списками, не имеющим такой цели. Соответственно, работа предпринимателем без образования юридического лица с 01.11.1999 г. не может быть включена в льготный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью
Учитывая, что «индивидуальный предприниматель Смирнов А.В.» не является учреждением здравоохранения, суд приходит к выводу, что у истца не возникло право на включение периодов работы в качестве индивидуального предпринимателя с 01.11.1999 г. по 21.12.2001 г., с 01.01.2003 г. по 18.08.2008г., с 01.01.2002 г. по 31.02.2002 г. в специальный стаж.
Более того, представленные доказательства не подтверждают с достоверностью факт работы истца в спорные периоды, выполнение которой было сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.
Разрешая исковые требования Смирнова А.В. о включении в специальный стаж работы периода прохождения военной службы в должности начальника медицинского пункта в/ч 02560- начальника медицинской службы с 20.11.1987 г. по 05.10.1989 г. суд приходит к следующему выводу.
В указанный период нормативными правовыми актами, регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 (далее - Положение от 17 декабря 1959 г. № 1397).
Согласно пунктам 1, 4 Положения от 17 декабря 1959 г. №1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения и здравоохранения право на льготную пенсию.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 утратило силу в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».
Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также действующим до 01 января 2015 г. законодательством в сфере пенсионного обеспечения, возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, периода военной службы по призыву не была предусмотрена.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная правовая позиция изложена в абзаце 7 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Кроме того, в соответствии с абзацем 2 пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397, служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности независимо от наличия стажа по специальности продолжительностью более 20 лет (2/3).
Согласно пункту 3.6 Инструктивного письма «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» от 30 июня 1986 г. № 1-63-И, под службой медицинских работников по специальности в составе Вооруженных сил СССР подразумевается служба в медицинских должностях независимо от наличия медицинского образования и характера работы до службы (например, служба в должности санинструктора).
Из материалов дела следует, что 26.06.1986 г. Смирнов А.В. окончил Куйбышевский медицинский институт им. Д.И. Ульянова по специальности лечебное дело, получив специальность врача.
Согласно военному билету серии ВШ № на имя Смирнова А.В. истец проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах СССР с 26.11.1987 г. по 04.10.1989 г. в должности начальника медицинской службы медицинского пункта в военной части №.
Согласно справке Военного комиссариата Ульяновской области (Отдел по Засвияжскому району г. Ульяновска) от 09.08.2016 г. № истец в период с 20.11.1987 г. по 05.10.1989 г. проходил военную службы в должности начальника медицинской службы – начальника медицинского пункта по призыву.
Из трудовой книжки истца следует, что в период с 26.11.1987 г. по 04.10.1989 г. истец проходил службы в рядах Советской Армии- начальник медицинской службы в военной части №.
Согласно представленной военным комиссариатом (Засвияжского района города Ульяновска Ульяновской области» на старшего лейтенанта Смирнова А.В. следует, что истец за время прохождения службы в должности начальника медицинской службы зарекомендовал себя со следующей стороны: регулярно занимался проведением лечебно-профилактических и противоэпидемиологических мероприятий; постоянно осуществлял контроль за состоянием здоровья личного состава; регулярно организовывал обследование личного состава, оказывал необходимую помощь больным; постоянно осуществлял контроль за выполнением санитарно-гигиенических требований в отряде; постоянно участвовал в разработке режима питания и составления меню-раскладки продуктов; постоянно осуществлял медицинский контроль за санитарным состоянием территории отряда, помывкой личного состава отряда в бане, своевременной сменой нательного и постельного белья; постоянно обеспечивал получение, правильную эксплуатацию, хранение и учет медицинского имущества; постоянно организовывал медицинский учет и своевременно предоставлял в вышестоящие организацию установленную отчетность.
В Номенклатуре должностей врачебного, фармацевтического и среднего медицинского персонала от 20 февраля 1995 г. должность начальник поименована.
Медицинский пункт войсковой части является медицинским подразделением, предназначенным для оказания медицинской помощи военнослужащим войсковой части и их лечения; при отсутствии в районе дислокации части лечебных учреждений Министерства здравоохранения медицинский пункт оказывает медицинскую помощь также рабочим и служащим Вооруженных Сил и членам семей военнослужащих.
Согласно приказа начальника Тыла Вооруженных Сил РФ N 1 от 15.01.2001 "Об утверждении руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил РФ на мирное время" основными задачами медицинского пункта полка (войсковой части) являются: организация и проведение диспансеризации военнослужащих полка; оказание амбулаторной и стационарной медицинской помощи военнослужащим, а в населенных пунктах, где отсутствуют учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения, - и членам их семей; оказание неотложной медицинской помощи нуждающимся в ней; организация и проведение в полку комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава; медицинское обеспечение боевой подготовки личного состава полка; обеспечение подразделений полка необходимыми медицинской техникой и имуществом; военно-медицинская подготовка военнослужащих: гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганда здорового образа жизни.
Врач медицинского пункта части обязан оказывать неотложную помощь, осуществлять амбулаторный прием личного состава, обследование и лечение в лазарете медицинского пункта и на квартирах (дома); знать признаки наиболее часто встречающейся патологии у детей и женщин и уметь оказывать им неотложную медицинскую помощь.
Согласно Уставу Внутренней службы Сил СССР, утвержденного Указом Президиума ВС СССР от 30.07.1975 г. начальник медслужбы отвечает за организацию и проведение лечебно-профилактических мероприятий, медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава полка, лично проводит амбулаторный прием больных и врачебный обход с начальником и врачами медицинского пункта всех больных, находящихся в лазарете медицинского пункта полка (роты), оказывает медпомощь военнослужащим. Таким образом, деятельность начальника медслужбы непосредственно связана с лечебной деятельностью.
При таком положении период с 20.11.1987 г. по 04.10.1989 г. подлежит включению в специальной стаж вне зависимости от того, выработал ли истец 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию. Соответственно, решение УПФ в Засвияжскому району г. Ульяновска в части отказа во включении указанного периода в специальный стаж Смирнова А.В. нельзя признать законным.
Определяя конечную дату спорного периода, суд принимает во внимание запись в трудовой книжке и военном билете истца, в котором указано, что служба истца имела место по 04.10.1989 г., а не по 05.10.1989 г.
С учетом вышеприведенных паровых норм и установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о том, что уточненные исковые требования Смирнова А.В. подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Смирнова Андрея Владимировича удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (ранее на момент вынесения решения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области) № от ДД.ММ.ГГГГ г. в части отказа во включении в специальный стаж Смирнова Андрея Владимировича, дающий ему право на назначение страховой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период с 20.11.1987 г. по 04.10.1989 г. – период прохождения военной службы в должности начальника медицинского пункта в/ч 02560 – начальника медицинской службы, с 22.10.1999 г. по 31.10.1999 г. - в должности врача-терапевта, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить в специальный стаж Смирнова Андрея Владимировича, дающий ему право на назначение страховой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период с 20.11.1987 г. по 04.10.1989 г. – период прохождения военной службы в должности начальника медицинского пункта в/ч № – начальника медицинской службы; с 22.10.1999 г. по 31.10.1999 г. - в должности врача-терапевта, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя
В удовлетворении остальной части иска Смирнову Андрею Владимировичу отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Анципович