Дело №2-290/21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2021 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Бирюковой О.В.,
при секретаре Матанцевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комковой т.а. к Садоводческому Некоммерческому Товариществу «Черёмушки» о признании решения общего собрания членов СНТ незаконным
УСТАНОВИЛ:
Истица Комкова Т.А. обратилась в суд с указанным иском к ответчику СНТ «Черёмушки» о признании решения общего собрания членов СНТ незаконным. В обоснование иска истица указала, что она является собственником садового участка №, расположенном в СНТ «Черёмушки», а также членом СНТ «Черёмушки». Из газеты «Симбирский курьер» в феврале 2020 истица узнала, что на 29.02.2020 в 11-00 час. по адресу: <адрес> ФГУК Дом Офицеров Ульяновского гарнизона назначено общее собрание членов СНТ «Черёмушки». Истица на указанное собрание явилась и была избрана председателем собрания, секретарем собрания был избран Ванюшкин А.И.. На данном собрании принято решение, в связи с отсутствием кворума, перенести собрание на 10 мая 2020 в 12 часов, на территории садового общества. Собрание проведено не было, в связи с ограничениями, связанными с пандемией Covid-19. Несмотря на это, 02.11.2020 истице стало известно, что 01.07.2020 был изготовлен итоговый протокол общего собрания членов СНТ «Черёмушки» от 15.03.2020, далее с 21.03.2020 по 01.07.2020, проводимого по той же повестке очередного общего собрания членов СНТ «Черёмушки» в форме очно-заочного голосования по бюллетеням. Решение о проведении очередного общего собрания СНТ «Черёмушки» 15.03.2020 не принималось ввиду отсутствия кворума, до сведения членов СНТ «Черёмушки» не доводилось и не могло быть доведено, поскольку это противоречило бы принятому на собрании 29.02.2020 решению о проведении собрания 10.05.2020. Также не принималось членами СНТ «Черёмушки» решения о проведении очередного общего собрания в очно-заочной форме, такое предложение поступало в ходе собрания 29.02.2020, но было отклонено. Внесение изменений в Устав противоречит как действующему законодательству, так и волеизъявлению садоводов СНТ «Черёмушки». Несоблюдение установленных законом процедуры и регламента проведения собрания является существенным нарушением прав членов СНТ «Черёмушки». Просит признать незаконным решение общего собрания членов Садоводческого Некоммерческого Товарищества «Черёмушки», проведенное в форме очно-заочного голосования по бюллетеням, оформленное итоговым протоколом от 01.07.2020.
Истица Комкова Т.А., представители истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали, в целом дали пояснения аналогичные доводам, изложенным в иске и в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела. В том числе, представитель истца Набиуллин И.Х. пояснил, что права истца Комковой Т.А. нарушаются регистрацией новой редакции Устава СНТ на основании протокола оспариваемого собрания 01.07.2020, которая никогда не выносилась на обсуждение членов СНТ «Черёмушки».
Представитель ответчика СНТ «Черёмушки» Фролова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, в целом дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в отзыве на иск, приобщенном к материалам дела. В том числе пояснила, что собрание 29.02.2020 не было проведено, поскольку все присутствующие были выдворены. Поскольку не было кворума, все решения данного собрания ничтожны. Считала, что указанную законом процедуру созыва и проведения собрания СНТ «Черёмушки» не нарушало.
Иные лица, участвующие в деле в судебном заседании не участвовали, извещались.
Выслушав участников судебного разбирательства, свидетелей, проверив материалы дела, бюллетени, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Статьей 181.4 ГК РФ определено, что решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Согласно ст. 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Из разъяснений данных в п. 107 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ" следует, что по смыслу абзаца второго пункта 1 статьи 181.3, статьи 181.5 ГК РФ решение собрания, нарушающее требования ГК РФ или иного закона, по общему правилу является оспоримым, если из закона прямо не следует, что решение ничтожно.
В ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемым решением общего собрания, оформленного итоговым протоколом общего собрания СНТ «Черёмушки» от 01 июля 2020 года утверждена новая редакция Устава СНТ, что видно из копии Устава и итогового протокола, предоставленного в суд ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска.
Вместе с тем, из итогового протокола и протокола от 15.03.2020 следует, что в повестку дня не включались вопросы о принятии новой редакции устава, при этом в общем собрании приняли участие не все участники соответствующего гражданско-правового сообщества.
Таким образом, проанализировав изложенные нормы права, доказательства, собранные по делу, суд приходит к выводу о том, что решение общего собрания от 15.03.2020, с 21.03.2020 по 01.07.2020, оформленное итоговым протоколом от 01.07.2020 является ничтожным.
Кроме того, суд соглашается с доводами истца и представителей истца о недействительности указанного протокола, в связи существенным нарушением порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющего на волеизъявление участников собрания.
Статьей 17 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества, в т.ч. изменение устава товарищества; прием граждан в члены товарищества, исключение граждан из числа членов товарищества, определение порядка рассмотрения заявлений граждан о приеме в члены товарищества; утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении; утверждение отчетов правления товарищества, отчетов председателя товарищества; принятие решения об избрании председательствующего на общем собрании членов товарищества; определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Согласно части 13 статьи 17 названного Закона уведомление о проведении общего собрания членов товарищества не менее чем за две недели до дня его проведения:
1) направляется по адресам, указанным в реестре членов товарищества (при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения);
2) размещается на сайте товарищества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при его наличии);
3) размещается на информационном щите, расположенном в границах территории садоводства или огородничества.
В силу части 14 статьи 17 Закона сообщение о проведении общего собрания членов товарищества может быть также размещено в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Согласно части 15 статьи 17 Закона в уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества должны быть указаны перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на общем собрании членов товарищества, дата, время и место проведения общего собрания членов товарищества. Включение в указанный перечень дополнительных вопросов непосредственно при проведении такого собрания не допускается.
На основании части 19 статьи 17 Закона общее собрание членов товарищества правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов товарищества или их представителей.
Согласно части 21 статьи 17 Закона в случаях, определенных правлением товарищества, решение общего собрания членов товарищества может быть принято в форме очно-заочного или заочного голосования.
В соответствии с частью 22 статьи 17 Закона по вопросам, указанным в пунктах 1, 2, 4 - 6, 10, 17, 21 - 23 части 1 настоящей статьи, проведение заочного голосования не допускается., то есть по вопросам изменения устава товарищества (п. 1 ч. 1 ст. 17), утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении (п. 17 ч. 1 ст. 17); определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона (п. 21 ч. 1 ст. 17).
В силу части 23 статьи 17 Закона в случае, если при проведении общего собрания членов товарищества по вопросам, указанным в пунктах 1, 2, 4 - 6, 10, 17, 21 - 23 части 1 настоящей статьи, такое общее собрание членов товарищества не имело указанного в части 19 настоящей статьи кворума, в дальнейшем решение такого общего собрания членов товарищества по тем же вопросам повестки такого общего собрания членов товарищества может быть принято путем проведения очно-заочного голосования.
Согласно части 24 статьи 17 Закона результаты очно-заочного голосования при принятии решений общим собранием членов товарищества определяются совокупностью: 1) результатов голосования при очном обсуждении вопросов повестки общего собрания членов товарищества; 2) результатов голосования членов товарищества, направивших до проведения общего собрания членов товарищества свои решения в письменной форме по вопросам повестки общего собрания членов товарищества в его правление.
Решения общего собрания членов товарищества оформляются протоколом с указанием результатов голосования и приложением к нему списка с подписью каждого члена товарищества либо каждого представителя члена товарищества, принявших участие в общем собрании членов товарищества (ч. 25 ст. 17 Закона).
Согласно доводам истца, представителей истца, и предоставленным стороной истца письменным доказательствам – заявлениям членов СНТ, члены СНТ, в том числе истица не были надлежащим образом извещены о месте и времени проведения собрания 15.03.2020, о повестке дня данного собрания, а также о проведении заочной части собрания, в связи с чем они были лишены возможности принять участие в голосовании.
Указанные доводы истцов также подтверждаются показаниями свидетелей, допрошенных в ходе судебного разбирательства: ФИО14
В целом из показаний указанных свидетелей следует, что члены СНТ были извещены о проведении общего собрания 29.02.2020 в Доме офицеров. На указанном собрании, в связи с отсутствием кворума было решено провести общее собрание членов СНТ 10 мая 2020 на территории СНТ. О проведении очно-заочного голосования в период с 15.03.2020 по 01.07.2020 им ничего не известно.
Представителем ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, что извещение членов СНТ о проведении собрания и заочного голосования в период с 15.03.2020 по 01.07.2020 производилось членами правления только путем вывешивания объявлений на информационном стенде на территории СНТ.
Вместе с тем, в объявлениях о проведении собраний, предоставленных в суд как ответчиком, так и свидетелем со стороны истца, в нарушение части 15 статьи 17 Закона 217-ФЗ не указан перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на общем собрании членов товарищества.
Ни в одном объявлении, не указано, что помимо членов СНТ на собрание приглашаются собственники земельных участков, расположенных на территории СНТ.
Суд также отмечает, что действиями правления СНТ члены СНТ были введены в заблуждение относительно даты проведения собрания, поскольку на инициированном правлением собрании 29.02.2020, извещение о проведении которого было размещено в СМИ, членами СНТ было принято решение о проведении повторного очного собрания 10.05.2020, при этом, до сведения всех членов и не членов СНТ не были надлежащим образом доведены сведения об изменении даты проведения собрания, тогда как указанными нормами закона предусмотрено не формальное вывешивание объявления на территории СНТ в зимнее время и во время сложной санитарно-эпидемиологической обстановки, а именно надлежащее извещение о месте и времени проведения собрания, повестке дня, способами, указанными в законе, во избежание нарушения законных прав и интересов граждан.
Проанализировав доводы ответчика, относительно надлежащего извещения членов СНТ о проведении собрания, и, соответствия избранного способа извещения закону, суд приходит к выводу о том, что не допускается истолкование и применение норм указанного закона 217-ФЗ об извещении граждан о проведении общего собрания вопреки положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, которые относят к основным началам гражданского законодательства принцип добросовестности участников гражданских правоотношений, недопустимости извлечения кем-либо преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункты 3 и 4 статьи 1), и не допускают осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, как и действий в обход закона с противоправной целью, а также иного заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав (злоупотребления правом) (пункт 1 статьи 10).
Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено нарушение порядка подсчета голосов. Из протокола общего собрания от 15.03.2020 и приложенного списка следует, что голос одного члена СНТ учитывался при подсчете голосов дважды, трижды и т.д..
Ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставлены доказательства наличия кворума - не предоставлен суду реестр членов СНТ, в связи с чем, количество членов СНТ, и, соответственно, наличие кворума, указанное в протоколе, ничем не подтверждено.
Также суд отмечает, что проведение общего собрания 15.03.2020 противоречит Указу Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 N 19 "О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности", согласно которому в указанный период времени было запрещено проведение массовых мероприятий, в связи с чем, у членов СНТ и собственников земельных участков отсутствовала возможность свободного доступа к месту проведения собрания в нарушение ч.18 ст. 17 Закона 217-ФЗ.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что установленные в ходе судебного разбирательства нарушения являются существенными и повлекли нарушение прав собственников земельных участков и членов СНТ.
Таким образом, проанализировав изложенные нормы права, доказательства, предоставленные суду, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании незаконным решения общего собрания членов Садоводческого Некоммерческого Товарищества «Черёмушки», проведенного в форме очно-заочного голосования по бюллетеням, оформленного итоговым протоколом от 01.07.2020.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комковой т.а. – удовлетворить.
Признать незаконным решение общего собрания членов Садоводческого Некоммерческого Товарищества «Черёмушки», проведенное в форме очно-заочного голосования по бюллетеням, оформленное итоговым протоколом от 01.07.2020.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Бирюкова