Дело №2-592/2020 УИД 89RS0002-01-2020-001069-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 октября 2020 года г.Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего: судьи Сукач Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Петраускайте В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приуральского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью "Приуральское АТП" о возложении обязанности провести рекультивацию нарушенного земельного участка, взыскании денежных средств в бюджет муниципального образования Приуральский район в счет возмещения ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды,
у с т а н о в и л:
Прокурор Приуральского района действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО "Приуральское АТП" в котором просит обязать ответчика в срок до 01 июля 2020 года (с учетом уточненных требований) провести рекультивацию нарушенного земельного участка, расположенного на расстоянии около 4 километров от с.Аксарка около автодороги сообщением с.Аксарка – г. Салехард координаты центральной точки земельного участка 66o31’36” с.ш. 67о45’29” в.д. (площадь 1 806 кв.м) в порядке, установленном Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года №800. Также просит взыскать с ООО "Приуральское АТП" 3 250 800 рублей в бюджет муниципального образования Приуральский район в счет возмещения ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Приуральского района проведена проверка в сфере обращения с жидкими коммунальными отходами, в ходе которой выявлены нарушения, требующие прокурорского реагирования.
В ходе проведения проверки установлено, что сбор жидких бытовых отходов, образованных от жизнедеятельности жилищного фонда с.Аксарка и с.Харсаим Приуральского района осуществляется ООО "Приуральское АТП" путем выкачивания из местных систем водоотведения (септиков), которые не являются центральной системой канализации, перед их размещением на почву никакой очистке не подвергаются и сливаются на земельный участок, расположенный на расстоянии около 4 километров от с.Аксарка около автодороги сообщением с.Аксарка – г.Салехард. В результате сброса и размещения жидких бытовых отходов на земельном участке (почве) окружающей природной среде нанесен вред в виде загрязнения территории земельного участка, что подтверждается заключением по результатам количественного химического анализа (КХА) №52 от 21 января 2020 года и расчетом ущерба.
Размер ущерба, причиненного почвам как объекту окружающей среды, составил 3 250 800 руб. 00 коп. и подлежит взысканию в бюджет муниципального образования Приуральский район.
В судебном заседании помощник прокурора г.Лабытнанги Коткеева Д.В. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении, уточнив срок исполнения решения до 01 июля 2021 года.
Представители ответчика ООО "Приуральское АТП" Троицкая М.С., действующая на основании доверенности, Костин Е.Н. – генеральный директор ООО "Приуральское АТП" в судебном заседании заявленные исковые требования не признали по доводам, изложенным ими в письменных возражениях.
Представитель третьего лица Администрации МО Приуральский район Шестопалова М.Г., действующая на основании доверенности, полагала требования прокурора не подлежащими удовлетворению по основаниям изложенным в письменных возражениях.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9).
В соответствии со ст.ст.42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту – Федеральный Закон №7-ФЗ).
В соответствии со ст.1 Федерального закона №7-ФЗ вред окружающей среде – это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Возмещение вреда направлено в первую очередь на преодоление указанных последствий и восстановление нарушенного состояния окружающей среды в максимально возможной степени.
Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (п.1 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ)).
По общему правилу, установленному п.1 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
По правилам ст.1082 ГК РФ способами возмещения вреда являются возмещение вреда в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи и т.п.) или возмещение причиненных убытков (п.2 ст.15 данного Кодекса).
Статьей 39 Федерального Закона №7-ФЗ установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Пунктами 1, 3 ст.77 Федерального закона №7-ФЗ также установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
ЗК РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. В этих целях арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв и своевременному вовлечению земель в оборот.
На основании ч.1 ст.34 Федерального закона №7-ФЗ (в редакции от 26 июля 2019 года) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.
В силу положений п.3.1 санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05 декабря 2019 года №20 (далее по тексту – СанПиН 2.1.7.3550-19) в населенных пунктах при отсутствии централизованной системы водоотведения для отдельных зданий и (или) групп зданий допускается отведение ЖБО в локальные очистные сооружения и (или) биологические очистные станции, либо организация накопления ЖБО в подземные водонепроницаемые сооружения (далее по тексту – выгребы) с их последующим транспортированием транспортным средством в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема или очистки сточных вод.
Пунктом 3.5 СанПиН 2.1.7.3550-19 установлено, что Собираемые и накапливаемые в водонепроницаемых емкостях ЖБО посредством транспортных средств, специально оборудованных для вакуумного забора, слива и транспортирования ЖБО, должны транспортироваться и размещаться на объектах, предназначенных для приема или очистки сточных вод, с учетом требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и водоснабжения и водоотведения. Не допускается вывоз ЖБО в места, не предназначенные для слива отходов.
Статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Частью 5 ст.13 ЗК РФ преусмотрено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
В соответствии с расчетом размера вреда, приведенным Северо-Уральским Межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №03/4-1820 от 11 февраля 2020 года на основании Методики исчисления размера вреда, сумма размера вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды вследствие загрязнения земельного участка, расположенного на расстоянии около 4 километров от с.Аксарка около автодороги сообщением с.Аксарка – г. Салехард координаты центральной точки земельного участка 66o31’36” с.ш. 67о45’29” в.д. (площадь 1 806 кв.м) составляет 3 250 800 рублей.
Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды утверждена Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 июля 2010 года №238.
В соответствии с п.5 ст.13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Правила проведения рекультивации и консервации земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года №800 (далее по тексту – Правила).
Согласно п.2 Правил рекультивация земель – это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами (пункт 6 Правил).
Согласно п.п.3 и 8 Правил, рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков.
При таких обстоятельствах, суд считает, что на ответчика подлежит возложению обязанность провести рекультивацию данного земельного участка
Согласно ч.1 ст.78 Федерального закона №7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В силу ст.1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п.2 ст.15).
Согласно ст.77 Федерального закона №7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Проверив представленный истцом в материалы дела, расчет ущерба, суд находит его верным, представителем ответчика данный расчет не оспаривался.
Поскольку до настоящего времени ответчиком состояние земельного участка, расположенного на расстоянии около 4 километров от с.Аксарка около автодороги сообщением с.Аксарка – г. Салехард координаты центральной точки земельного участка 66o31’36” с.ш. 67о45’29” в.д. (площадь 1 806 кв.м) не восстановлено, последствия загрязнения не ликвидированы, причиненный ущерб не возмещен.
В силу ст.46 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ) суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 13 постановления Пленума от 30 ноября 2017 года №49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст.1082 ГК РФ, ст.78 Федерального закона №7-ФЗ). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
При этом Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 09 февраля 2016 года №225-О отмечено, что осуществление мер по рекультивации нарушенного земельного участка преимущественно направлено на поверхностное устранение возникших в результате нарушения негативных последствий для земель сельскохозяйственного назначения. Реальная стоимость работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды может значительно превышать стоимость работ по рекультивации нарушенных земель. При определении полного экологического вреда учету подлежат не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые в силу своих особенностей невосполнимы и (или) трудновосполнимы, в том числе по причине отдаленности во времени последствий правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Восстановление нарушенного состояния окружающей среды осуществляется после ликвидации последствий загрязнения окружающей среды и нетождественно данной процедуре.
Таким образом, проведение только одной рекультивации не является способом полного возмещения причиненного экологического вреда, а является лишь средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы.
В связи с изложенным, суд считает необходимым взыскать с ответчика денежные средства в счет возмещения ущерба, причиненного лесному фонду, в размере 3 250 800 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Приуральского района удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Приуральское АТП" в срок до 01 июля 2021 года провести рекультивацию нарушенного земельного участка, расположенного на расстоянии около 4 километров от с.Аксарка около автодороги сообщением с.Аксарка – г.Салехард координаты центральной точки земельного участка 66o31’36” с.ш. 67о45’29” в.д. (площадь 1 806 м?) в порядке, установленном Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 №800.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Приуральское АТП" в бюджет муниципального образования Приуральский район в счет возмещения ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды 3 250 800 (три миллиона двести пятьдесят тысяч восемьсот) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме принято 22 октября 2020 года.