Дело № 2-2733/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
Председательствующего: Петрушенко Ю.В.,
При секретаре: Даниловой А.А.
24 июля 2020 года, в городе Волжском рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Кирюшковой Л. Е., Кирюшкова В. И. к отделу пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Волгоградской области, ГУ МВД России по Волгоградской области, Управлению МВД России по городу Волжскому Волгоградской области об установлении факта гибели при исполнении обязанностей военной службы вследствие военной травмы, возложении обязанности выдать удостоверение «ветеран боевых действий», признании незаконным отказа в перерасчете пенсии по случаю потери кормильца, взыскании недополученной пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Инициировав судебное разбирательство, Кирюшкова Л.Е. и Кирюшков В.И. в обоснование своих требований указали, что являются родителями Кирюшкова А.В. который проходил службу по контракту в звании ст.лейтенанта, на должности командира инженерно-саперной роты 101 Бригады особого назначения, воинской части №... (внутренних войсках) МВД России с декабря 1994 года по август 1996 года. "."..г. Кирюшков А.В. погиб при выполнении служебно-боевых задач в Чеченской Республике. Указом Президента РФ №... от "."..г. Кирюшков А.В. награжден Орденом Мужества (посмертно).
Истцы неоднократно обращались к ответчикам с целью получения удостоверения «Ветеран боевых действий», а также за перерасчетом пенсии в соответствии с п. «г» ст. 45 указанного Закон РФ от "."..г. №....
Согласно ответам Центра финансового обеспечения ЦФО ГУ МВД России по Волгоградской области (отдел пенсионного обслуживания) №... от "."..г.; №... от "."..г.; - 1-К-184 от "."..г.; 9/1-К-183 от "."..г. в перерасчете пенсии в соответствии с вышеуказанной нормой закона истцам было отказано в связи с тем, что члены семьи умершего кормильца, не являющиеся ветеранами боевых действий, по мнению ответчика, не имеют право на требуемое повышение назначенной им пенсии по случаю потери кормильца.
Также, истцам было отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий согласно ответам УМВД России по Волгоградской области и Управления МВД России по г. Волжскому № У 2061001391300 от "."..г. и №... от "."..г..
Истцы считают, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семей, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца. Отказ ответчиков, выраженный в неосуществлении перерасчета пенсии истцам, а также отказ в невыдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», нарушает права истцов, поскольку указанная норма закона предусматривает право на повышенный размер пенсии и к пенсии по случаю потери кормильца, а также выдачу удостоверения.
Просили суд:
установить факт гибели Кирюшкова А. В., "."..г. года рождения при исполнении обязанностей военной службы вследствие военной травмы;
обязать ГУ МВД России по Волгоградской области Управление МВД России по г. Волжскому выдать Кирюшковой Л.Е. и Кирюшкову В.И. удостоверение «Ветерана боевых действий»;
признать незаконным отказ Центра финансового обеспечения ЦФО ГУ МВД России по Волгоградской области (отдел пенсионного обслуживания) в перерасчете пенсий Кирюшковой Л.Е. и Кирюшкову В.И. по случаю потери кормильца;
возложить обязанность на Центр финансового обеспечения ЦФО ГУ МВД России по Волгоградской области (отдел пенсионного обслуживания) произвести перерасчет пенсии Кирюшковой Л.Е. по случаю потери кормильца с "."..г. с учетом ее повышения в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» на 32% расчетного размера пенсии;
взыскать с Центра финансового обеспечения ЦФО ГУ МВД России по Волгоградской области (отдел пенсионного обслуживания) в пользу Кирюшковой Л.Е. недополученную сумму пенсии с учетом повышения расчетного размера пенсии на 32% за период с "."..г. по день вступления решения суда в законную силу;
возложить обязанность на Центр финансового обеспечения ЦФО ГУ МВД России по Волгоградской области (отдел пенсионного обслуживания) произвести перерасчет пенсии Кирюшкову В.И. по случаю потери кормильца с "."..г. с учетом ее повышения в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона РФ от "."..г. №... «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» на 32% расчетного размера пенсии;
взыскать с Центра финансового обеспечения ЦФО ГУ МВД России по Волгоградской области (отдел пенсионного обслуживания) в пользу Кирюшкова В.И. недополученную сумму пенсии с учетом повышения расчетного размера пенсии на 32% за период с "."..г. по день вступления решения суда в законную силу;
взыскать с ГУ МВД России по Волгоградской области Управления МВД России по г. Волжскому, Центра финансового обеспечения ЦФО ГУ МВД России по Волгоградской области в пользу Кирюшковой Л.Е. расходы на оплату юридических услуг в размере 35 000,00 рублей.
В судебное заседание истцы не явились, о рассмотрении дела извещены, в представленных суду заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствие (л.д.72,73). Доверили представление своих интересов Кокиной Т.В.
В судебном заседании представитель истцов Кокина Т.В. исковые требования в полном объеме поддержала, на их удовлетворении настаивала.
Представитель ответчиков ГУ МВД России по Волгоградской области, отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Волгоградской области Гончаров Н.А. в судебном заседании заявленные требования считал необоснованными. Суду пояснил, что требования истцов об установлении факта гибели Кирюшкова А.В. при исполнении обязанностей военной службы вследствие военной травмы не подлежат рассмотрению в порядке искового производства, поскольку рассматриваются в порядке особого производства. Кроме того, спор между ГУ МВД России по Волгоградской области и истцами относительно факта гибели Кирюшкова А.В. при указанных выше обстоятельствах отсутствует, поскольку данные обстоятельства ответчиком не оспариваются. Удостоверение «Ветеран боевых действий» не может быть выдано истцам, поскольку такое удостоверение выдается только лицам, непосредственно принимавшим участие в вооруженных конфликтах, круг которых строго определен законом. Кирюшковым в связи с гибелью сына были выданы удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в ст.21 ФЗ «О ветеранах», которые подтверждают их право на меры социальной поддержки. Поскольку предусмотренные пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона РФ от "."..г. №... «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» повышения носят личностный характер, т.е. назначаются только лицам, имеющим статус «Ветеран боевых действий», то истцам указанный перерасчет на 32% не полагается.
Представители ответчика Управления МВД России по городу Волжскому Моторина Н.В., Макова И.Н. в судебном заседании в полном объеме поддержали позицию ГУ МВД России по Волгоградской области, пояснив, факт гибели Кирюшкова А.В. при исполнении обязанностей военной службы вследствие военной травмы Управлением не оспаривается.
Суд, выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, полагает заявленные истцами требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Разрешая заявленные истцами требования об установлении факта гибели Кирюшкова А. В., "."..г. года рождения при исполнении обязанностей военной службы вследствие военной травмы, суд исходит из следующего.
В силу ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии со ст. 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно - зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Кирюшкова Л.Е. и Кирюшков В.И. являются родителями Кирюшкова А.В. (л.д.11).
Кирюшков А.В. проходил службу по контракту в звании ст.лейтенанта, на должности командира инженерно-саперной роты 101 Бригады особого назначения, воинской части №... (внутренних войсках) МВД России с декабря 1994 года по август 1996 года (л.д.13).
"."..г. Кирюшков А.В. погиб при выполнении служебно-боевых задач в Чеченской Республике.
Согласно свидетельству о смерти Кирюшкова А.В., причиной его смерти является взрывное ранение с разрушением головы, осколочными
ранениями тела (л.д.12).
По факту гибели командира роты ИСР старшего лейтенанта Кирюшкова А.В. было проведено административное расследование, в ходе которого установлено, что "."..г. в ходе выполнения специальной операции по очистке <адрес> от незаконных вооруженных бандформирований, группа военнослужащих со старшим лейтенантом Кирюшковым А.В. попала в засаду, приняла бой. При организации обороны и эвакуации раненых с места боя ст. лейтенант Кирюшков А.В. в результате разрыва гранаты получил ранение, не совместимое с жизнью (л.д.14).
Военный комиссариат города Волжского Волгоградской области в извещениях №... и №... от "."..г. известил истцов о том, что их сын Кирюшков А.В. "."..г. погиб при выполнении служебно-боевых задач в Чеченской республике (л.д.15, 16).
Указом Президента РФ №... от "."..г., Указом Президента РФ №... от "."..г. Кирюшков А.В. награжден Орденом Мужества (посмертно) (л.д.17).
Истцам в связи с гибелью сына были выданы удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в ст.21 ФЗ «О ветеранах», которые подтверждают их право на меры социальной поддержки (л.д. 80, 101).
На основании ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Поскольку факт гибели Кирюшкова А. В., "."..г. года рождения при исполнении обязанностей военной службы вследствие военной травмы установлен и подтверждается указанными выше документами, следовательно, истцы располагают необходимыми им документами, и установление в судебном порядке указанного факта не требуется, в связи с чем заявленные истцами требования в указанной части не подлежат удовлетворению.
Разрешая заявленные истцами требования о возложении на ГУ МВД России по Волгоградской области, Управление МВД России по г. Волжскому обязанности выдать Кирюшковой Л.Е. и Кирюшкову В.И. удостоверение «Ветерана боевых действий», суд исходит из следующего.
В судебном заседании установлено, что "."..г. Кирюшкова Л.Е., Кирюшков В.И. обратились в Управление МВД России по городу Волжскому с заявлениями о выдаче им удостоверений ветерана боевых действий (л.д.26, 27).
В ответах №..., №... от "."..г. Кирюшковой Л.Е., Кирюшкову В.И. разъяснено об отсутствии оснований для выдачи указанных удостоверений и разъяснено право на обращение в установленном законом порядке за получением удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника ВОВ и ветерана боевых действий (л.д.28-29, 30-31).
Суд соглашается с изложенной Управлением МВД России по городу Волжскому позицией в указанных ответах.
Так, Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Статьей 13 Федерального закона "О ветеранах" в подпунктах 1 - 5 пункта 1 предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Названная инструкция, как указано в ее пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.
Гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России с правом на пенсию, удостоверения оформляются и выдаются через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание, при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и кадровых подразделений воинских формирований внутренних войск МВД России по соответствующим запросам пенсионных подразделений (подпункт 2.4 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России.
Из приведенных нормативных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом соблюдения определенной процедуры, связанной, в том числе с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
Таким образом, поскольку Кирюшкова Л.Е., Кирюшков В.И. не являются лицами, непосредственно выполнявшими задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, то оснований для выдачи им удостоверений «Ветеран боевых действий», не имеется, в связи с чем заявленные ими требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Судом установлено, что в соответствии с указанным выше законом Кирюшкову В.И. и Кирюшковой Л.Е. назначена пенсия по случаю потери кормильца пожизненно и выданы удостоверения на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих: Кирюшковой Л.Е. – удостоверение №... от "."..г. (л.д.80); Кирюшкову В.И. – удостоверение №... от "."..г. (л.д.101).
"."..г. Кирюшкова Л.Е. и Кирюшков В.И. обратились в Центр финансового обеспечения ГУ МВД России по Волгоградской области с заявлениями о перерасчете им пенсии по случаю потери кормильца с "."..г. на 32% (л.д.18, 21).
В своих ответах на поданные заявления ГУ МВД России по Волгоградской области указало истцам на отсутствие такого права в связи с тем, что они не являются ветеранами боевых действий (л.д. 20, 23).
Между тем, в силу пункта "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 перерасчет размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Совокупность приведенных выше положений закона свидетельствует о том, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семей при назначении пенсии по случаю потери кормильца со дня обращения за перерасчетом размера пенсии, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии у истцов права на указанный перерасчет по основаниям, предусмотренным предусмотренному п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
По указанным выше основаниям суд признает незаконным отказ Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Волгоградской области в осуществлении перерасчета пенсии Кирюшковой Л. Е., Кирюшкову В. И. по основанию, предусмотренному п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от "."..г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
И считает необходимым возложить на ГУ МВД России по Волгоградской области обязанность произвести перерасчет пенсии Кирюшковой Л. Е., Кирюшкову В. И. по основанию, предусмотренному п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Вместе с тем, суд не соглашается с доводами истцов в части определения периода, с которого надлежит произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца.
По смыслу приведенных выше положений пункта "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перерасчет размера пенсий, в том числе и пенсии по случаю потери кормильца, носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, получающего соответствующую пенсию и выплачивается за период со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Таким образом, учитывая, что истцы обратились с соответствующими заявлениями "."..г., то перерасчет им должен быть осуществлен с "."..г..
Поскольку согласно пункту "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 на ответчика возложена не только обязанность по осуществлению перерасчета размеров пенсий по случаю потери кормильца, но и осуществление выплат перерасчётных сумм, то заявленные истцами требования о взыскании с Центра финансового обеспечения ЦФО ГУ МВД России по <адрес> (отдел пенсионного обслуживания) в пользу Кирюшковой Л.Е. недополученную сумму пенсии с учетом повышения расчетного размера пенсии на 32% за период с "."..г. по день вступления решения суда в законную силу; взыскании с Центра финансового обеспечения ЦФО ГУ МВД России по <адрес> (отдел пенсионного обслуживания) в пользу Кирюшкова В.И. недополученную сумму пенсии с учетом повышения расчетного размера пенсии на 32% за период с "."..г. по день вступления решения суда в законную силу, не подлежат самостоятельному удовлетворению как излишне заявленные.
В соответствии с частью 1 статьи 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствие с п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 21 января 2016 года «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 21 декабря 2004 года № 454-О и применимой к гражданскому процессу, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым – на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции РФ.
Истцом Кирюшковой Л.Е. за оказание юридической помощи уплачено 35 000 рублей, что подтверждается договором об оказании юридических услуг от "."..г., распиской от "."..г. (л.д.38,39).
Ответчиками о несоразмерности заявленных расходов по оплате услуг представителя не заявлялось.
Таким образом, суд с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела – категории дела, объема и сложности выполненной представителем работы, продолжительности рассмотрения дела, считает, что указанные расходы в заявленной сумме 35 000 рублей являются соразмерными и подлежат взысканию с ответчика ГУ МВД России по Волгоградской области в пользу истца Кирюшковой Л.Е. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Кирюшковой Л. Е., Кирюшкова В. И. к отделу пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Волгоградской области, ГУ МВД России по Волгоградской области, Управлению МВД России по городу Волжскому Волгоградской области об установлении факта гибели при исполнении обязанностей военной службы вследствие военной травмы, возложении обязанности выдать удостоверение «ветеран боевых действий», признании незаконным отказа в перерасчете пенсии по случаю потери кормильца, взыскании недополученной пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии – удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Волгоградской области в осуществлении перерасчета пенсии Кирюшковой Л. Е., Кирюшкову В. И. по основанию, предусмотренному п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Возложить на ГУ МВД России по Волгоградской области обязанность произвести перерасчет пенсии Кирюшковой Л. Е., Кирюшкову В. И. по основанию, предусмотренному п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" с "."..г..
В удовлетворении остальной части заявленных требований Кирюшковой Л. Е., Кирюшкову В. И. к отделу пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Волгоградской области, ГУ МВД России по Волгоградской области, Управлению МВД России по городу Волжскому Волгоградской области об установлении факта гибели при исполнении обязанностей военной службы вследствие военной травмы, возложении обязанности выдать удостоверение «ветеран боевых действий», взыскании недополученной пенсии, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья – Ю.В. Петрушенко
Справка: в окончательной форме решение суда изготовлено 31 июля 2020 года.
Судья - Ю.В. Петрушенко