Судья Ануфриева Н.Ю. Дело № 33-16722/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего: Меншутиной Е.Л.,
судей: Гарновой Л.П., Филиповой И.В.,
при секретаре: Автандилян М.С.,
рассмотрев 22 июня 2016 года в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Столяровой Е. Н. на решение Рузского районного суда Московской области от 29 марта 2016 года по делу по иску Столяровой Е. Н. к Администрации Рузского муниципального района Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области о признании постановления незаконным, возложении обязанности восстановить семью в числе участников государственной программы с даты первоначального признания участниками, включить в список молодых семей – участников государственной программы, внести семью в сводный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат,
заслушав доклад судьи Гарновой Л.П., объяснения представителя Столяровой Е.Н. по доверенности Чаленко Е.Р., поддержавшей доводы жалобы, представителя Министерства строительного комплекса Московской области Захаровой Д.А. по доводам апелляционной жалобы,
установила:
Столярова Е.Н. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что постановлением Главы Рузского муниципального района Московской области № 342 от 02.03.2009 г. ее семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилье» на 2006-2010 гг. С 2009 г. по 2014 г. Администрацией Рузского муниципального района Московской области ее семье, в соответствии с данной программой, не были предоставлены социальные выплаты для приобретения жилья. В 2014 г. Администрация вновь запросила документы в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 г. № 1064/32. В соответствии с предоставленными документами Администрация Рузского муниципального района Московской области издала постановление № 782 от 14.04.2015 г. о внесении ее семьи в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату. В сентябре 2015 года специалист Администрации по телефону сообщил об исключении семьи из программы, на основании достижения супругом истицы предельного возраста. Постановлением главы Администрации Рузского муниципального района Московской области № 1647 от 10.09.2015 г. семью исключили из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилье» по следующим основаниям: намеренное ухудшение жилищных условий; достижение предельного возраста. Данное постановление считает незаконным в связи с тем, что в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 г. №1064/32, возраст каждого из супругов на день приятия решения о включении семьи в список нуждающихся, ей и её супругу не было 35 лет. Ухудшения жилищных условий на момент вынесения постановления Администрацией от 17.04.2015 г. не было выявлено. На данный период времени условия жизни ее семьи не изменились, семья состоит из четырех человек, имеет двух разнополых детей, проживает в однокомнатной квартире общей площадью 32,8 кв.м, что подтверждает ее право на получение дополнительной площади по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Представитель Администрации Рузского муниципального района Московской области Рудковская С.С. иск не признала, пояснив, что оснований для восстановления истицы в списках нуждающихся на улучшение жилищных условий не имеется.
Представитель Министерства строительного комплекса Московской области в судебное заседание не явился, в письменных возражениях просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо Столяров Г. А. исковые требования поддержал.
Решением Рузского районного суда Московской области от 29 марта 2016 года в удовлетворении исковых требований Столяровой Е.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Столярова Е.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на необоснованность его выводов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011- 2015 годы» утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы». Данная программа также включала в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» и правила реализации подпрограммы.
Согласно пункту 6 Правил одним из условий участия в подпрограмме является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
Под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Аналогичные положения содержатся в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 г. № 655/34 (пункт 5).
В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (пункт б части I статьи 56 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ, предусматривающей последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Их материалов учетного жилищного дела Столяровой Е.Н. усматривается, что на момент принятия решения о признании молодой семьи истицы в качестве нуждающейся в жилых помещениях, ее семья в составе трех человек (она, супруг Столяров Г.А., дочь Столярова Мария, 16.06.2004 года рождения) проживали и были зарегистрированы в квартире по адресу: <данные изъяты>.
Квартира принадлежит на праве долевой собственности (доля в праве по 1/2 доли) Григорьевой Н.С. (матери истицы) и Григорьевой Н.С. (сестре истицы), которые также зарегистрированы в указанном жилом помещении. Общая площадь квартиры составляет 53,20 кв.м.
Столяровой Е.Н. также принадлежит на праве собственности квартира общей площадью 32,8 кв.м, расположенная по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается договором купли-продажи квартиры от 31.10.2008 г. и свидетельством о государственной регистрации права от 31.10.2008 г. В этой квартире семья истицы, состоящая в настоящее время из четырех человек, зарегистрирована только с августа 2014 года.
В соответствии с решением Совета депутатов Рузского муниципального района Московской области «О нормах и условиях предоставления муниципального жилья по договору социального найма» от 29.03.2005 г. №73/12, учетная норма площади для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляла 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
На момент постановки семьи истицы на учет в качестве нуждающихся обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи Столяровой Е.Н. (с учетом принадлежащей ей на праве собственности однокомнатной квартиры) была более учетной нормы (53,20 кв.м/5х3=31,92 кв.м; 31,92 кв.м +32,8кв.м=64,72 кв.м/З человека=21,57 кв.м).
06.04. 2009 г. у истицы родился сын - <данные изъяты>. Семья истицы (из четырех человек с учетом сына, который проживал также по адресу родителей) была обеспечена общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи Столяровой Е.Н. более учетной нормы (53,20 кв.м/6х4=35,46 кв.м; 35,46 кв.м +32,8кв.м=68,26 кв.м/4 человека= 17,06 кв.м).
Семья Столяровых Е.Н. стала обеспечена общей площадью жилого помещения на каждого члена молодой семьи менее учетной нормы только после регистрации семьи в составе четырех человек в принадлежащей истице однокомнатной квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты>
Правильно оценив представленные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о намеренном ухудшении истицей жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Судебная коллегия соглашается также с выводами суда об отказе в удовлетворении иска и по тем основаниям, что семья истицы не подлежит включению в список молодых семей на получение социальной выплаты в связи с достижением ее супругом возраста 36 лет.
Согласно п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», участником Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, или иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п. 18 указанных Правил несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы.
Аналогичные основания для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы в части превышения 35-летнего возраста были предусмотрены и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. № 285, в соответствии с пунктом 5 которых участником Подпрограммы могла быть молодая семья, возраст каждого из супругов в которой на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
В настоящее время предоставление мер социальной поддержки для обеспечения жильем молодых семей на территории Рузского района Московской области осуществляется в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2015-2020гг.», включающая подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050, подпрограммой «обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 г. №655/34.
Возраст супруга истицы - Столярова Г.А.,03.09.1979 года рождения, превышает установленный п. 6 Федеральных Правил подпрограммы и п. 3 Правил - 35 лет, то есть на день формирования органом исполнительной власти списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2015 году, семья истицы не соответствовала указанным требованиям, в связи с достижением Столяровым Г.А З6-летнего возраста, т.е. семья истицы перестала соответствовать требованиям, предъявляемым к претендентам для участия в подпрограмме на 2011-2015г.г., что также послужило основанием для исключения семьи истицы из списка претендентов.
С выводами суда судебная коллегия согласна, т.к. иное толкование положений вышеуказанных норм означало бы расширение законодателем субъекта Российской Федерации круга участников федеральной подпрограммы и предоставляло бы возможность участия в ней лиц, чей возраст превышает 35 лет. Между тем, в данном случае условия реализации федеральной целевой программы, в том числе и условия, при которых молодая семья признается участником этой программы, определяются федеральным законодательством, и установление таких критериев не относится к компетенции субъекта Российской Федерации.
Факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должны отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Как в силу федерального, так и регионального законодательства, молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
Как федеральное, так и региональное законодательство предусматривают в качестве основания для участия молодой семьи в подпрограмме наличие определенного возраста (не более 35 лет для каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье) на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи- участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Список утверждается ежегодно, в связи с чем лица, уже достигшие возраста 36 лет, в него не могут быть включены.
Так как бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в связи с достижением одним из супругов или одним из родителей в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, призвано не допустить нецелевого использования бюджетных средств.
Доводы апелляционной жалобы содержат неправильное толкование закона, сводятся к переоценке выводов, изложенных судом в мотивировочной части решения, и не содержат правовых оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рузского районного суда Московской области от 29 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Столяровой Е. Н. – без удовлетворения.