Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-992/2018 ~ М-790/2018 от 05.04.2018

Дело № 2-992/2018

Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2018 года              ЗАТО город Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Ревенко А.А.

при секретаре Власовой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кошилевой Валентины Ивановны, Силиной Ирины Юрьевны, Солошенко Надежды Георгиевны к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» о признании перерасчета незаконным,

Установил:

Кошилева Н.С., действия в интересах Кошилевой В.И., Силина И.Ю., Солошенко Н.Г., являющиеся собственниками квартир № № ***, обратились в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» (далее по тексту – АО МЭС», ответчик) о признании незаконным перерасчета, произведенного за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года по оплате коммунальной услуги «отопление и подогрев воды» на основании показаний общедомового прибора учета (далее по тексту - ОДПУ).

В обоснование исковых требований указано, что в доме установлен ОДПУ, который введен в эксплуатацию в соответствии с актом первичного допуска от 16 декабря 2015 года. Управление многоквартирным домом осуществляет в соответствии с договором управления от 12 июля 2015 ООО «Североморскжилкомхоз».

Полагают, что ОДПУ установлен и введен в эксплуатацию с нарушением Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых от 13 августа 2006 года № 491, Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034, а также нарушен порядок и срок производства перерасчета платы, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354.

Учитывая изложенное, а также то, что жильцы дома не были уведомлены об установке прибора учета и не могли контролировать норму потребления тепловой энергии в связи с отсутствием в квитанциях об оплате соответствующих сведений, полагали, что произведенная корректировка платы за 2016 год является незаконной, просили признать ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета по адресу: *** незаконным и признать недействительной корректировку, осуществленную за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года на основании показаний общедомового прибора учета по адресу: *** обязать акционерное общество «Мурманэнергосбыт» отменить указанную корректировку в отношении Кошилевой В.И. на сумму 23 237 руб. 74 коп., Силиной Ирины Юрьевны на сумму 29 521 руб. 42 коп., Солошенко Н.Г. на сумму 11 410 руб. 95 коп.

В судебное заседание истцы не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, воспользовались правом на ведение дела через представителя.

Представитель истцов Решетняк А.С. в судебном заседании настаивала на доводах, изложенных в исковом заявлении, письменных дополнениях и уточнениях. Пояснила суду, что об установленном и введенном в эксплуатацию приборе учета не было известно жильцам дома, поскольку при вводе в эксплуатацию прибора учета в нарушение Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не присутствовал представитель потребителя, которым, по ее мнению, является представитель управляющей организации. Также до потребителей не были доведены сведения об установке общедомового прибора учета и в квитанциях, ежемесячно выставляемых в 2016 году, не приведены сведения о количестве потребленной тепловой энергии.

Полагала, что ввод прибора учета в эксплуатацию, а также его дальнейшее обслуживание произведено с нарушениями пункта 13 Федерального закона № 261, пункта 62 Правил коммерческого учета № 1034, в связи с чем показания приборов учета не могли использоваться для производства корректировки по отоплению за 2016 год.

Допущенные при вводе в эксплуатацию нарушения, связанные с нелегитимностью осуществляющей ввод в эксплуатацию прибора учета комиссии и формальным подходом к вводу в эксплуатацию без проверки всех необходимых технических параметров, привели к тому, что с февраля 2016 года и на протяжении всего 2016 года показания прибора учета превышали допустимую погрешность, в связи с чем в 2018 году данный прибор был выведен из эксплуатации.

Кроме того, сама корректировка произведена с нарушением сроков, установленных в Правилах предоставления № 354.

Представители ответчика АО «Мурманэнергосбыт» Терсинских Н.Е., Секирин А.В., Гунько Н.В. Бармин И.П. (каждый в отдельности) в судебном заседании исковые требования не признали, полагали, что прибор учета тепловой энергии в доме № *** введен в эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1034.

При этом от потребителей при вводе в эксплуатацию участвовал представитель КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск.

Просили признать необоснованными доводы ООО «СЖКХ» о неизвещении о вводе в эксплуатацию ОДПУ по адресу: ***, поскольку управляющая организация не могла не знать об установке прибора учета, так как доступ в подвальное помещение для оборудования многоквартирного дома прибором учета мог быть обеспечен только представителем управляющей организации. К тому же впоследствии при обследовании инженерных сетей управляющая организация не могла не обнаружить установленный прибор учета.

Настаивали на том, что приборы учета установлены и введены в эксплуатацию законно, корректировка за 2016 год произведена в ноябре 2017 года обоснованно, по показаниям ОДПУ. На основании предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области суммы корректировки в феврале 2016 года приведены в соответствие с фактической площадью помещений МКД. Полагали необоснованными ссылки представителя истца на обязанность ответчика информировать потребителя о количестве потребленной тепловой энергии, поскольку данная обязанность должна быть возложена на управляющую компанию.

Представитель третьего лица ООО «СЖКХ» Романова Н.Н. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, полагала, что общедомовой прибор учета введен в эксплуатацию незаконно, в отсутствие представителя потребителей коммунальных услуг.

Указала, что ресурсоснабжающая организация не обращалась к собственникам помещений в многоквартирном доме и к ООО «СЖКХ» с предложением по установке приборов учета, управляющей компании общедомовой прибор учета не передавался, информацией о вводе прибора в эксплуатацию ООО «СЖКХ» не владело, поэтому и довести до потребителей данную информацию не имело возможности. Кроме того, указала, что исполнителем коммунальной услуги по отоплению в силу прямых договоров с собственниками многоквартирного дома, расположенного по ул. *** области, является АО «Мурманэнергосбыт», расчеты и билинг ответчик ведет самостоятельно, без привлечения управляющей организации, в связи с чем обязан был предоставлять в платежных документам потребителям коммунальных услуг всю необходимую информацию, в том числе и о количестве потребленной тепловой энергии.

Представитель третьих лиц - Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО город Североморск и Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск Самойлик В.Н., Горбунов Д.А. (каждый в отдельности) оставили разрешение заявленных требований на усмотрение суда, пояснил, что участие во вводе ОДПУ в *** принимал представитель КРГХ, уполномоченный представлять интересы собственника муниципального имущества – Муниципального образования ЗАТО городи Североморск, интересы потребителей – собственников жилых помещений, не являющихся муниципальным имуществом, КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск не представляло.

Представитель третьего лица ООО «Единый расчетный центр», извещавшийся надлежащим образом о месту и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, мнение по иску не выразил.

В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав пояснения представителей истцов, возражения представителей ответчика, пояснения представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

При разрешении данного спора суд руководствуется требованиями части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой суд принимает решение по заявленным требованиям, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» от 19 декабря 2003 года № 23).

В соответствии со статьей 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1 продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору (п.1). Если законами или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к товару (услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующим этим требованиям (п. 5).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06 мая 2011 года № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Правила предоставления № 354 регулируют правоотношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В силу пункта 2 Правил предоставления № 354 исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги и ресурсы.

Согласно Распоряжению Правительства Мурманской области от 15 июня 2011 года № 210-РП «О создании единой теплоснабжающей компании на территории Мурманской области» АО «Мурманэнергосбыт» определено в качестве объединенной теплоснабжающей компании.

В соответствии с Уставом АО «Мурманэнергосбыт» (утвержден 12 октября 2015 года), АО «Мурманэнергосбыт» (далее – АО «МЭС»; ресурсоснабжающая организация) создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» как Открытое акционерное общество «Мурманэнергосбыт» 04 сентября 2009 года. Общество создано в целях бесперебойного и качественного теплоснабжения и электроснабжения потребителей Мурманской области, а также получения прибыли от осуществляемых видов деятельности.

Договоры теплоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг между АО «МЭС» и управляющими компаниями в отношении рассматриваемого многоквартирных домов не заключались. Отношения с собственниками помещений в многоквартирных домах осуществляются путем совершения конклюдентных действий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах».

АО «МЭС» по отношению к потребителям, проживающим в многоквартирном доме города Североморска по ул. Адмирала Падорина, дом № 25, является организацией, которая в силу положений части 9 статьи 13 Закона об энергетической эффективности обязана осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет.

Согласно представленной АО «Мурманэнергосбыт» информации, по договорам аренды имущества № 78/04 от 01 сентября 2015 года и № 178-16-619 от 22 августа 2016 года, МУП «Североморские теплосети» передало АО «Мурманэнергосбыт» во временное возмездное владение и пользование имущество (источник тепловой энергии, тепловые сети и т.д.), расположенное на территории ЗАТО город Североморск, с целью его использования для производства пара и горячей воды (тепловой энергии).

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закона об энергетической эффективности), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В силу части 2 статьи 13 Закона об энергетической эффективности, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергетической эффективности, до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В силу части 9 статьи 13 Закона об энергетической эффективности, с 01 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Частью 12 статьи 13 Закона об энергетической эффективности предусмотрено, что до 01 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

При этом после 01 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления (часть 12 статьи 13 Закона об энергетической эффективности).

Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания (часть 12 статьи 13 Федерального закона об энергетической эффективности).

Обязанность по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов, в том числе тепловой энергии, в срок до 01 июля 2012 года была возложена на собственников жилых помещений многоквартирных домов.

В случае неисполнения собственниками жилых помещений обязанности по установке индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных ресурсов в срок до 01 июля 2012 года, в силу положений части 12 статьи 13 Закона об энергетической эффективности обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов возложена на ресурсоснабжающую организацию.

Как установлено судом, действуя в рамках прямого указания закона об энергосбережении и исполняя обязанность по оснащению МКД прибором учета, в период 2014-2015 годов АО «МЭС» осуществило установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета в многоквартирном доме по адресу: ***

В соответствии с пунктом 17 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1034, организация учета тепловой энергии, теплоносителя включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета.

В силу пункта 19 Правил коммерческого учета узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте.

Проект узла учета для иных объектов помимо источников тепловой энергии разрабатывается на основании: а) технических условий, выдаваемых теплоснабжающей организацией по запросу потребителя; б) требований настоящих Правил; в) технической документации на приборы учета и средства измерений (пункт 39 Правил учета).

Проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета (пункт 49 Правил коммерческого учета).

Согласно пункта 33 Правил коммерческого учета узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Монтаж узла учета осуществляется в строгом соответствии с согласованным теплоснабжающей организацией проектом.

Смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию.

Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета (пункты 61, 62 Правил коммерческого учета).

При приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется: а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам; б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.

При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.

Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется (пункты 66-69 Правил коммерческого учета).

Пунктом 72 Правил коммерческого учета предусмотрено, что в случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений.

Из материалов дела следует, что проектирование, комплектация, монтаж и пуско-наладочные работы, связанные с установкой узла учета тепловой энергии и теплоносителя, осуществлялись подрядным методом, в соответствии с договором № 011-568 от 29 апреля 2014 года, заключенного между АО «МЭС» и ЗАО «Теплоэнергомонтаж» (далее – ЗАО «ТЭМ»).

Проектная документация установки узла чета тепловой энергии была выполнена в соответствии с техническими условиями, выданными АО «МЭС», а также согласно нормативным документам: Правилами учета, Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации № 99/пр от 17 марта 2014 года, РД 34.09.102 «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденные приказом Минтопэнерго Российской Федерации № Вк-4936 от 12 сентября 1995 года, МДС 41-5.2000 «Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях ЖКХ и бюджетной сферы», СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети», Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, Правила эксплуатации электроустановок, изд. 7.

16 декабря 2015 года составлены акты первичного допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя – в МКД № ***

Указанные акты подписаны представителями теплоснабжающей организации АО «МЭС», представителем монтажной организации ООО «Ресурс-Технологии» (по доверенности ЗАО «ТЭМ»), представителем КРГХ администрации ЗАТО город Североморск, а также представителем собственника.

При этом в качестве представителя собственника указан ФИО1., а в качестве представителя КРГХ администрации ЗАТО город Североморск - ФИО2

Вместе с тем из материалов дела следует, что ни ФИО1 ни ФИО2. не были уполномочены представлять интересы всех потребителей - собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома № ***, а лишь действовали как представители собственника муниципального имущества, находящегося в данном многоквартирном доме.

В судебном заседании установлено, что на момент ввода в эксплуатацию прибора учета в доме *** имелись помещения, как находящиеся в муниципальной собственности, так и находящиеся в частной собственности граждан.

При этом стороной ответчика не оспаривалось то обстоятельство, что каждый из таких граждан - собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме, в известность о вводе ОДПУ в эксплуатацию не ставился, извещение о данном событии в их адрес не направлялось.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что собственники жилых помещений делегировали свои полномочия представителям КРГХ администрации ЗАТО город Североморск, стороной ответчика не представлено и судом не добыто.

Напротив, участвующая в деле представитель истцов - собственников жилых помещений в многоквартирном *** отрицали своевременное информирование их о вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета, указывала, что впервые данные сведения стали известны истцам из квитанции за апрель 2017, до этого в платежных документах такая информация отсутствовала, сведения о количестве потребленной тепловой энергии до них не доводились.

В подтверждение надлежащего извещения собственников многоквартирного дома *** сторона ответчика также ссылалась на присутствие при вводе в эксплуатацию представителя ООО «СЖКХ», которое имеет полномочия на представление интересов собственников жилых помещений многоквартирного дома.

Действительно, как следует из материалов дела, с 12 июля 2015 года управление *** осуществляется управляющей компанией – ООО «СЖКХ».

Вместе с тем подпись представителя ООО «СЖКХ» в акте о вводе в эксплуатацию прибора учета отсутствует, доказательств того, что представитель ООО «СЖКХ» присутствовал при вводе ОДПУ в эксплуатацию или был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте совершения действий по вводу в эксплуатацию ОДПУ, однако уклонился от участия в данном мероприятии, в материалах дела не имеется.

Сами по себе сопроводительные письма-извещения об информировании ООО «СЖКХ», представленные в материалы дела, в отсутствие документов, подтверждающих их вручение, таким доказательствами являться не могут.

Доводы стороны ответчика, что об осведомленности ООО «СЖКХ» о совершении действий по вводу прибора учета в эксплуатацию свидетельствует допуск представителей АО «Мурманэнергосбыт» и КРГХ ЗАТО г. Североморск в подвальное помещение ***, суд признает несостоятельными, поскольку данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о присутствии при вводе в эксплуатацию уполномоченного на это ООО «СЖКХ» лица, имеющего право подписи документа, составленного в ходе указанного мероприятия.

При этом, суд учитывает, что именно ООО «СЖКХ» как управляющая организация обязана содержать общее имущество собственников МКД и располагать всей необходимой информацией о состоянии инженерных сетей, в связи с чем ее отсутствие при вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета лишило представителя собственников определить правильность технической установки конкретного прибора учета, соответствие параметров прибора учета существующей в данном МКД тепловой нагрузке и высказать соответствующие замечания при их наличии.

Таким образом, исследованные судом доказательства, бесспорно свидетельствуют о том, что ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета по адресу: ***, осуществлен с нарушением установленной законом процедуры, в связи с чем его следует признать незаконным.

При этом суд не соглашается с утверждением представителей ответчика о том, что установленные нарушения не повлекли какого-либо нарушения прав потребителей, поскольку ответчик лишь выполнил ту обязанность, которую отказались самостоятельно исполнить в установленные законом сроки собственники многоквартирного дома.

По смыслу части 2 статьи 1, пункта 2 статьи 4, части 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ исполнение установленных в нем обязанностей должно привести к тому, что оплата за поставленную тепловую энергию на основании данных о ее расходе по приборам учета должна быть более выгодной (стимулирующей покупателей тепловой энергии, теплоносителя) по сравнению с оплатой по расчетному методу, то есть по нормативу потребления.

Вместе с тем из материалов дела следует, что в связи произведенной на основании показаний ОДПУ корректировкой, расходы собственников по оплате коммунальных услуг увеличились по сравнению с нормативом потребления.

По мнению представителя истца, данное обстоятельство связано с нелегитимностью осуществляющей ввод в эксплуатацию прибора учета комиссии и формальным подходом к вводу в эксплуатацию без проверки всех необходимых технических параметров, что привело к тому, что с февраля 2016 года и на протяжении всего 2016 года показания прибора учета превышали допустимую погрешность и послужило основанием для выведения в 2018 году приборов учета из эксплуатации.

Действительно, как следует из материалов дела, в ходе технического осмотра приборов учета тепловой энергии (ИТП №№ 1, 2) по адресу: ***, установлено, что вычислитель фиксирует утечку теплоносителя в размере 10%, что соответствует 11 т. в сутки, в связи с чем, узел учета тепловой энергии считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно п. 72 Правил № 1034 в случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений.

Согласно пояснениям представителя истца, не опровергнутым в ходе судебного заседания стороной ответчика, с февраля 2016 года и на протяжении всего 2016 года показания прибора учета также фиксировали утечку теплоносителя.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для признания спорного ОДПУ непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами стороны истца, что ненадлежащее извещение собственников многоквартирного дома и отсутствие необходимой информации об объемах потребления тепловой энергии, теплоносителя, лишило их возможности контролировать работу ОДПУ и своевременно реагировать на отклонения в его работе и, учитывая, что для определения объема и стоимости потребления энергоресурсов жильцам жилого дома могут быть использованы только законно введенные в эксплуатацию приборы учета, а судом признан незаконным ввод в эксплуатацию прибора учета, суд признает недействительной корректировку, осуществленную за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года на основании показаний общедомового прибора учета по адресу: город *** и обязывает акционерное общество «Мурманэнергосбыт» отменить указанную корректировку в отношении Кошилевой В.И. на сумму 23 237 руб. 74 коп., Силиной И.Ю. на сумму 29 521 руб. 42 коп., Солошенко Н.Г. (собственник ? доли) на сумму 11 410 руб. 95 руб.

Таким образом, суд удовлетворяет заявленные требования в полном объеме.

Доводы представителя истца о том, что при вводе в эксплуатацию узла учета тепловой энергии 16 декабря 2015 года, в качестве представителя собственника принимал участие представитель Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО город Североморск, не имеющий соответствующих полномочий на подписание акта, на существо рассматриваемого спора не влияют.

Вопрос о наделении соответствующими полномочиями лица, действующего от имени собственника муниципального имущества, а как следствие оценка законности (легитимности) участия представителя Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО город Североморск при вводе ОДПУ в эксплуатацию 16 декабря 2015 года, предоставлена исключительно собственнику муниципального имущества, а не представителю истца, действующего в интересах иных собственников (истцов по делу).

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст.56 ГПК РФ.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Кошилевой Валентины Ивановны, Силиной Ирины Юрьевны, Солошенко Надежды Георгиевны к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» о признании перерасчета, осуществленного на основании данных общедомового прибора учета незаконным - удовлетворить.

Признать незаконным ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета по адресу: ***

Признать недействительной корректировку, осуществленную за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года на основании показаний общедомового прибора учета по адресу: ***, и обязать акционерное общество «Мурманэнергосбыт» отменить указанную корректировку в отношении Кошилевой Валентины Ивановны на сумму 23 237 руб. 74 коп., Силиной Ирины Юрьевны на сумму 29 521 руб. 42 коп., Солошенко Надежды Георгиевны на сумму 11 410 руб. 95 коп.

Взыскать с акционерного общества «Мурманэнергосбыт» (ИНН 5190907139, КПП 519950001, ОГРН 1095190009111) государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 руб.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий                     А.А. Ревенко

2-992/2018 ~ М-790/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Солошенко Надежда Георгиевна
Силина Ирина Юрьевна
Кошилева Валентина Ивановна
Ответчики
АО "Мурманэнергосбыт"
Другие
Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск
ООО "Единый Расчетный Центр"
Решетняк Анна Сергеевна
ООО "Североморскжилкомхоз"
Комитет по развитию городского хозяйства Администрации ЗАТО г.Североморск
Кошилева Наталья Сергеевна
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Курчак А.Н.
Дело на странице суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
05.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2018Передача материалов судье
10.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2018Судебное заседание
11.05.2018Судебное заседание
30.05.2018Судебное заседание
31.05.2018Судебное заседание
15.06.2018Судебное заседание
28.06.2018Судебное заседание
10.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
31.08.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
10.09.2018Судебное заседание
27.12.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
27.12.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.01.2020Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее