Дело № 2- 43126\23 за 2014 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при секретаре Шаталовой Т.П., с участием прокурора Ивановой О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Петрозаводска в интересах Макаровой Любови Александровны к Обществу с ограниченной ответственностью «УК Партнер» о признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой г. Петрозаводска проведена проверка по обращению Макаровой Л.А., проживающей по адресу: <адрес>, по факту правомерности действий управляющей компании по включению в квитанции оплаты работ по замене стояков горячего водоснабжения. В ходе проверки установлено, что Макарова Л.А. проживает по указанному адресу вместе с сыном Макаровым Александром Викторовичем. Жилое помещение - <адрес> находится в муниципальной собственности. Управляющей организацией указанного дома является Общество с ограниченной ответственностью «УК Партнер» (далее - ООО «УК Партнер»). В ДД.ММ.ГГГГ года в доме ООО «УК Партнер» проведены ремонтные работы по замене стояков и розлива горячего водоснабжения дома. Работы по замене стояков и розлива горячего водоснабжения дома проведены на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ года, ввиду того, что данные работы не входят в перечень работ по содержанию общего имущества дома, установленных договором управления. Исходя из предоставленного расчета ООО «УК Партнер» стоимости затрат по ремонту розлива и стояков горячего водоснабжения многоквартирного <адрес> в <адрес> с нанимателя <адрес> подлежит к оплате <данные изъяты> рублей. В связи с чем, начиная с <данные изъяты> года в числе платы за жилищные услуги отдельно начисляется плата в размере <данные изъяты> рублей за 1 кв.м. в графе «прочие услуги» замена стояков ГВС, ежемесячно, в размере <данные изъяты> рублей. В платежных документах в качестве нанимателя указана Макарова Л.А., фактически плату за жилищные услуги, вносит заявительница. Ввиду того, что Макаровой Л.А. данная услуга не оплачивалась, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в ее адрес направлено претензионное письмо № № с требованием погасить задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере <данные изъяты> рублей, включая пени. Истец полагает указанные действия ООО «УК Партнер» по начислению платы за проведение работ по замене стояков и розлива горячего водоснабжения в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными, противоречащими требованиям жилищного законодательства.
В связи с изложенным, прокурор г. Петрозаводска просит: признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «УК Партнер», выразившиеся в начислении платы нанимателю <адрес> Макаровой Л.А. за проведение работ по замене стояков и розлива горячего водоснабжения в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей за 1 кв.м.; обязать Общество с ограниченной ответственностью «УК Партнер» прекратить начисление платы за проведение работ по замене стояков и розлива горячего водоснабжения в <адрес> в отношении нанимателя <адрес> Макаровой Л.А. в размере <данные изъяты> рублей за 1 кв.м.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Петрозаводска Иванова О.Л. требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Макарова Л.А. иск поддержала.
Представитель ООО «УК Партнер» иск не признала.
Администрация Петрозаводского городского округа своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Согласно имеющейся в деле телефонограмме просят рассмотреть дело без их участия.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, подтверждается письменными материалами дела, пояснениями участвующих в деле лиц, что Макарова Л.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Указанная квартира находится в муниципальной собственности, Макарова Л.А. является нанимателем указанной квартиры. Управляющей организацией указанного дома является ООО «УК Партнер». В ДД.ММ.ГГГГ года в доме ООО «УК Партнер» проведены ремонтные работы по замене стояков и розлива горячего водоснабжения дома. Работы по замене стояков и розлива горячего водоснабжения дома проведены на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку данные работы не входят в перечень работ по содержанию общего имущества дома, установленных договором управления. Согласно представленного ООО «УК Партнер» расчета стоимости затрат по ремонту розлива и стояков горячего водоснабжения многоквартирного <адрес> в <адрес> с нанимателя <адрес> подлежит к оплате <данные изъяты> рублей. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ года в числе платы за жилищные услуги отдельно начисляется плата в размере <данные изъяты> рублей за 1 кв.м. в графе «прочие услуги» замена стояков ГВС, ежемесячно, в размере <данные изъяты> рублей. В платежных документах в качестве нанимателя указана Макарова Л.А. ДД.ММ.ГГГГ ООО «РИЦ ЖХ» в адрес нанимателя направило претензионное письмо № № с требованием погасить задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере <данные изъяты> рублей, включая пени.
Между тем, указанные действия управляющей компании не основаны на законе.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом является деятельностью, обеспечивающей благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг всем гражданам, проживающим в таком доме. К их числу могут относиться как граждане - собственники, так и граждане - наниматели, которым соответствующие жилые помещения предоставлены на условиях, предусмотренных действующим законодательством, в частности на условиях договора социального найма жилого помещения.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нём на условиях, установленных Кодексом (ст. 60 ЖК РФ).
Собственниками жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям и образующих государственный жилищный фонд либо муниципальный жилищный фонд, выступают соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования (ст. 19 ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в
многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным
кооперативом или иным специализированным потребительским
кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирном доме (ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
По смыслу указанных норм в их взаимосвязи, выбор способа управления многоквартирным домом является исключительным правомочием собственников помещений данного дома. При этом от имени собственника жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников может выступать, в частности, уполномоченное им лицо - наймодатель.
Наниматели жилых помещений не обладают правом выбора способа управления многоквартирным домом и, соответственно, правом выбора управляющей организации.
Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1,4 ст. 162 ЖК РФ).
Таким образом, договор управления многоквартирным домом с собственником жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда заключается между управляющей организацией и наймодателем как управомоченным собственником лицом. Граждане, которым жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставлены по договору социального найма, сторонами договора управления не являются.
Жилые помещения по договору социального найма, как это следует из Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляются за плату, которая включает в себя плату за пользование жилым помещением (плату за наем), плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги (статья 154 ЖК РФ).
В силу части 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Таким образом, названная статья ЖК РФ предусматривает право органов местного самоуправления или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, городов федерального значения устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для двух категорий граждан: собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, и нанимателей по договорам социального найма государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирном доме.
Поскольку Макарова Л.А. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, она должна вносить плату за содержание и ремонт в размере, установленном органом местного самоуправления, являющимся собственником соответствующего помещения.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, то оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке (часть 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Аналогичное положение закреплено и в пункте 38 Правил содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491.
Таким образом, наниматель жилого помещения по договору социального найма несёт бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления, независимо от того, выбран или не выбран собственниками помещений многоквартирного дома тот или иной способ управления таким домом. Наличие разницы между платой за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, установленной для нанимателей жилого помещения органами местного самоуправления, и соответствующей платой, предусмотренной договором управления, для собственников помещений предполагает обязанность по её перечислению управляющей организации наймодателем.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного суда РФ от 01.03.2011 № 86-Впр 10-9.
С учётом изложенного счета за проведение работ по замене стояков и розлива ГВС управляющая организация (ответчик по делу) вправе предъявлять собственнику жилого помещения - администрации Петрозаводского городского округа, а не нанимателю Макаровой Л.А.
Доводы ответчика о том, что указанные начисления не являются платой за содержание и ремонт общего имущества, не состоятельны, поскольку Жилищный кодекс РФ не предусматривает иных, предусмотренных ч.2 ст.154 ЖК РФ, платежей для нанимателей жилого помещения; ремонт по замене розлива и стояков горячего водоснабжения многоквартирного дома относится к текущему ремонту общего имущества, что не оспаривалось сторонами.
Прокурор в соответствии со статьей 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, в том числе, на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Спор о размере платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома носит характер жилищных правоотношений, связанных с обеспечением права лица на жилище в муниципальном фонде, в связи, с чем прокурор вправе обратиться в суд в интересах Макаровой Л.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Петрозаводска удовлетворить.
Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «УК Партнер», выразившиеся в начислении платы нанимателю <адрес> Макаровой Любови Александровне за проведение работ по замене стояков и розлива горячего водоснабжения в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. за 1 кв.м.
Обязать ООО «УК Партнер» прекратить начисление платы за проведение работ по замене стояков и розлива горячего водоснабжения в <адрес> в отношении нанимателя <адрес> Макаровой Любови Александровны в размере <данные изъяты> руб. за 1 кв.м.
Взыскать с ООО «УК Партнер» в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Петрозаводский городской суд.
Судья О.В.Витухина.
Мотивированное решение
изготовлено 21 мая 2014 года.