Решение по делу № 2-1582/2015 ~ М-1505/2015 от 11.09.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 сентября 2015 года Тайшетский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Синичук Е.А., при секретаре Мозговой Н.С., с участием прокурора Суворовой И.А., заявителя Сучковой С.В., представителя Тайшетской территориальной избирательной комиссии Лесковца С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе кандидата на должность депутата Думы Тайшетского района третьего созыва по избирательному округу № 16 Сучковой С. В. о признании незаконным бездействия Тайшетской территориальной избирательной комиссии, не принявшей меры к изъятию агитационного материала кандидата Пискуна Е.А., размещенного в местах общего пользования без согласия собственников многоквартирных домов, не давшей ответ на обращение заявителя в части размещения агитационного материала кандидата Пискуна Е.А. в подъездах, на входных дверях подъездов многоквартирных домов, о возложении на территориальную избирательную комиссию обязанности принять меры к немедленному изъятию агитационного материала с подъездов, входных дверей подъездов многоквартирных домов, к аннулированию регистрации кандидата в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва Пискуна Е.А.; о признании незаконным бездействия Тайшетской межрайонной прокуратуры, не принявшей меры к изъятию агитационного материала кандидата Пискуна Е.А., размещенного в местах общего пользования без согласия собственников многоквартирных домов, не давшей ответ на обращение заявителя от 07 сентября 2015 года и от 31 августа 2015 года, в части размещения агитационного материала кандидата Пискуна Е.А. в подъездах, на входных дверях подъездов многоквартирных домов, о возложении на Тайшетскую межрайонную прокуратуру обязанности принять меры к немедленному изъятию агитационного материала кандидата Пискуна Е.А., размещенного в местах общего пользования без согласия собственников многоквартирных домов; о признании незаконными, нарушающими порядок ведения предвыборной агитации действий кандидата в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва Пискуна Е.А., разместившего свой агитационный материал на дверях и около дверей подъездов многоквартирных домов в местах общего пользования без согласия собственников многоквартирных домов,

УСТАНОВИЛ:

Кандидат в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Сучкова С.В. обратилась в суд с жалобой, указывая в обоснование своих требований, что в нарушение Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Пискун Е.А. 30 августа 2015 года распространил свой агитационный печатный материал на дверях подъездов и около дверей подъездов всех без исключения домов <адрес> без согласия собственников данных домов, которое может быть получено, учитывая размещение агитационных материалов в местах общего пользования и многоквартирность домов, только в установленном законом порядке. По данному поводу ДД.ММ.ГГГГ она подала две жалобы в Тайшетскую территориальную избирательную комиссию и Тайшетскому межрайонному прокурору на личном приеме. Ответ на жалобу от ДД.ММ.ГГГГ из Тайшетской межрайонной прокуратуры она получила ДД.ММ.ГГГГ. Однако, до получения вышеуказанного ответа, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением к Тайшетскому межрайонному прокурору, которое подала на личном приеме, о принятии мер к фиксации факта размещения агитационных печатных материалов кандидата Пискуна Е.А. в местах общего пользования многоквартирных домов; о даче пояснений по поводу бездействия органов прокуратуры и избирательной комиссии по ранее поданной ею жалобе; о даче пояснений по поводу бездействия органов прокуратуры, выразившегося в непринятии мер прокурорского реагирования в отношении кандидатов от партии «Единая Россия», зарегистрированных по иным избирательным округам, и также незаконно, без согласия собственников многоквартирных домов, размещающих свои агитационные печатные материалы на дверях подъездов, т.е. в местах общего пользования. Ответ на обращение от 07 сентября 2015 года она не получила. Агитационный печатный материал, незаконно размещенный кандидатом Пискуном Е.А. на подъездах многоквартирных домов избирательного округа № 16, продолжает там находиться.

Сучкова С.В. просит признать незаконным бездействие Тайшетской Территориальной избирательной комиссии, не принявшей меры к изъятию с подъездов, входных дверей подъездов многоквартирных домов избирательного округа № 16 агитационного печатного материала кандидата Пискуна Е.А., размещенного в данных местах общего пользования без согласия собственников многоквартирных домов, полученного в установленном законом порядке; признать незаконным бездействие Тайшетской Территориальной избирательной комиссии, не давшей ответ на обращение заявителя от 31 августа 2015 года в части размещения агитационного печатного материала Пискуна Е. А. на подъездах в установленный законом срок; обязать Тайшетскую территориальную избирательную комиссию принять меры к немедленному изъятию с подъездов, входных дверей подъездов многоквартирных домов агитационного печатного материала кандидата Пискуна Е. А., размещенного в данных местах общего пользования без согласия собственников многоквартирных домов, полученного в установленном законом порядке; признать незаконным бездействие Тайшетской межрайонной прокуратуры, не принявшей меры к изъятию с подъездов, входных дверей подъездов многоквартирных домов избирательного округа № 16 агитационного печатного материала кандидата Пискуна Е. А., размещенного в местах общего пользования без согласия собственников многоквартирных домов, полученного в установленном законом порядке; признать незаконным бездействие Тайшетской межрайонной прокуратуры, не давшей ответ заявителю на обращение от 7 сентября 2015 года в установленный законом срок; признать незаконным бездействие Тайшетской межрайонной прокуратуры, не давшей ответ заявителю на обращение от 31 августа 2015 года в части расклеивания кандидатом Пискуном Е.А. своего агитационного печатного материала на дверях подъездов и около дверей подъездов всех без исключения домов <адрес> без согласия собственников данных домов, в установленный законом срок; обязать Тайшетскую межрайонную прокуратуру принять меры к немедленному изъятию с подъездов, входных дверей подъездов многоквартирных домов агитационного печатного материала кандидата Пискуна Е. А., размещенного в данных местах общего пользования без согласия собственников многоквартирных домов, полученного в установленном законом порядке; обратить решение суда к немедленному исполнению.

В ходе судебного разбирательства к производству суда приняты уточненные требования Сучковой С.В., в которых она просит суд: признать незаконным бездействие Тайшетской Территориальной избирательной комиссии, не принявшей меры к изъятию с подъездов, входных дверей подъездов многоквартирных домов избирательного округа № 16 агитационного печатного материала кандидата Пискуна Е.А., размещенного в данных местах общего пользования без согласия собственников многоквартирных домов, полученного в установленном законом порядке; признать незаконным бездействие Тайшетской Территориальной избирательной комиссии, не давшей ответ на обращение заявителя от 31 августа 2015 года в части размещения агитационного печатного материала Пискуна Е. А. на подъездах в установленный законом срок; обязать Тайшетскую территориальную избирательную комиссию принять меры к немедленному изъятию с подъездов, входных дверей подъездов многоквартирных домов агитационного печатного материала кандидата Пискуна Е. А., размещенного в данных местах общего пользования без согласия собственников многоквартирных домов, полученного в установленном законом порядке; признать незаконным бездействие Тайшетской межрайонной прокуратуры, не принявшей меры к изъятию с подъездов, входных дверей подъездов многоквартирных домов избирательного округа № 16 агитационного печатного материала кандидата Пискуна Е. А., размещенного в местах общего пользования без согласия собственников многоквартирных домов, полученного в установленном законом порядке; признать незаконным бездействие Тайшетской межрайонной прокуратуры, не давшей ответ заявителю на обращение от 7 сентября 2015 года в установленный законом срок; признать незаконным бездействие Тайшетской межрайонной прокуратуры, не давшей ответ заявителю на обращение от 31 августа 2015 года в части расклеивания кандидатом Пискуном Е.А. своего агитационного печатного материала на дверях подъездов и около дверей подъездов всех без исключения домов в <адрес>, без согласия собственников данных домов, в установленный законом срок; обязать Тайшетскую межрайонную прокуратуру принять меры к немедленному изъятию с подъездов, входных дверей подъездов многоквартирных домов агитационного печатного материала кандидата Пискуна Е. А., размещенного в данных местах общего пользования без согласия собственников многоквартирных домов, полученного в установленном законом порядке; признать незаконными, нарушающими порядок ведения предвыборной агитации действия кандидата Пискуна Е.А., разместившего свой агитационный печатный материал на дверях подъездов и около дверей подъездов многоквартирных домов избирательного округа № 16: <адрес> в местах общего пользования, без согласия собственников данных домов; обязать Тайшетскую территориальную избирательную комиссию принять меры к аннулированию регистрации кандидата на должность депутата Думы Тайшетского района третьего созыва Пискуна Е.А., обратить решение суда к немедленному исполнению.

Сучкова С.В. в судебном заседании уточненные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в жалобе, суду пояснила, что факт размещения агитационного печатного материала кандидата на должность депутата Думы Тайшетского района третьего созыва Пискуна Е.А. на дверях подъездов и около дверей подъездов указанных многоквартирных домов избирательного округа № 16 установлен в выездном судебном заседании, согласие собственников многоквартирных домов, на дверях подъездов и около дверей подъездов которых размещен агитационный печатный материал Пискуна Е.А., отсутствует. В своём отзыве на её жалобу Пискун Е.А. не отрицает размещения своего агитационного материала на дверях подъездов и около дверей подъездов многоквартирных домов избирательного округа № 16, в местах общего пользования. Она полагает, что Пискун Е.А. нарушил право собственников этих домов в части размещения агитационного материала без их согласия, а тем самым порядок ведения предвыборной агитации, следовательно, регистрация Пискуна Е.А. кандидатом на должность депутата Думы Тайшетского района третьего созыва подлежит аннулированию. Меры к изъятию данного материала ни Тайшетской территориальной избирательной комиссией, ни Тайшетской межрайонной прокуратурой не приняты. Кроме того ей не даны надлежащие ответы на обращения в Тайшетскую территориальную избирательную комиссию, в Тайшетскую межрайонную прокуратуру от 31.08.2015 года, на обращение от 07.09.2015 года в Тайшетскую межрайонную прокуратуру также не получен ответ.

Представитель заинтересованного лица Тайшетской Территориальной избирательной комиссии Лесковец С.В., полагая требования Сучковой С.В. не законными и не обоснованными, суду пояснил, что статьей 20 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» окружные избирательные комиссии в числе других избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации, наделены обязанностью обеспечивать реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации. Аналогичные требования содержатся и в ст. 26 Закона Иркутской области от 11.11.2011 № 116-03 «О муниципальных выборах в Иркутской области». В порядке ст. 5 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Тайшетская территориальная избирательная комиссия, в связи с обращением заявителя от 31.08.2015 года, обратилась с письмом о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы. Во исполнение требований ч. 3 ст. 8 Федерального Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Тайшетская территориальная избирательная комиссия уведомила заявителя о переадресации её обращения. Пятидневный срок, установленный ч. 4 ст. 20 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для направления ответа на жалобу, не нарушен. Таким образом, о наличии либо отсутствии нарушений при размещении агитационного материала по указанным в обращении адресам, принятым мерам к удалению незаконно размещенного материала, а также принятым мерам к лицам, виновным в размещении агитационного материала таким способом, по результатам проверки, должно было быть сообщено заявителю должностными лицами ОМВД России по Тайшетскому району. Следовательно, все требования заявителя, предъявляемые к Тайшетской территориальной избирательной комиссии, не обоснованны.

Лесковец С.В. просил в удовлетворении заявленных требований Сучковой С.В. отказать.

Заинтересованное лицо - кандидат в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Пискун Е.А., надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, в суд не явился, согласно представленному заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленному отзыву на жалобу указывает, что заявителем не доказан факт размещения им агитационного материала с нарушением законодательства, в жалобе не указаны, какие именно права заявителя, как кандидата в депутаты Думы Тайшетского района, нарушены в результате его деятельности и деятельности Тайшетской территориальной избирательной комиссии, на основании изложенного, просил отказать Сучковой С.В. в удовлетворении требований, указанных в жалобе.

Выслушав доводы заявителя, объяснения представителя Тайшетской ТИК, заслушав пояснения свидетелей, заключение заместителя Тайшетского межрайонного прокурора Суворовой И.А., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ч. 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный Закон Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Согласно п.п. 1,3 ст. 3 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»избирательная комиссия, организующая всоответствии с Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.

Согласно п. 4 ст. 24 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.

Согласно п.п. «а» п. 8 ст. 25 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» контроль за соблюдением избирательных прав граждан на территории избирательного округа Российской Федерации осуществляет окружная избирательная комиссия.

Реализация и защита избирательных прав не могут осуществляться избирательными комиссиями произвольно, а осуществляются исключительно в пределах их компетенции, т.е. в рамках предоставленных им законом полномочий, а, следовательно, способами, прямо предусмотренными законом.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области № 8/99 от 18.06.2009 г. полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Тайшетский район» возложены на Тайшетскую территориальную избирательную комиссию.

Согласно решению Тайшетской территориальной избирательной комиссии № 55/460 от 02.06.2015 г. полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов с № 1 по № 21 по выборам депутатов Думы Тайшетского района третьего созыва, назначенных на 13 сентября 2015 года, возложены на Тайшетскую территориальную избирательную комиссию.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 259 ГПК РФ, в частности избиратели, а также кандидаты, считающие, что действиями (бездействием) органа государственной власти, избирательной комиссии нарушаются избирательные права, вправе обратиться с заявлением в суд. С заявлением в суд об отмене регистрации кандидата вправе обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.

Согласно ч. 3 ст. 260 ГПК РФ заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.

Аналогичные требования указаны в ч. 5 ст. 78 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

В силу ч. 1, 2 ст. 261 ГПК РФ, в частности, суд признает действие (бездействие) органа государственной власти, избирательной комиссии незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя, либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права.

Согласно ст. 44 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

В соответствии с подпунктами 1 и 4 статьи 2 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» агитационными материалами признаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании.

Предвыборной агитацией является деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

Аналогичные требования содержатся и в п. 3 ст. 74 Закона Иркутской области от 11.11.2011 № 116-03 «О муниципальных выборах в Иркутской области».

Условия выпуска и распространения агитационных материалов установлены ст. 54 Федерального Закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно ч. 8 ст. 54 Федерального Закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов.

В соответствии с ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно ст. 28.3 КоАП РФ должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ, являются должностные лица органов внутренних дел (полиции), члены избирательных комиссий.

В соответствии с п.п. 4, 5 ст. 20 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования.

Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

Избирательные комиссии вправе обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Часть 4 статьи 10 Федерального Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает два способа ответа на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, а именно: если обращение граждан Российской Федерации поступило в форме электронного документа, то направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Решением Думы Тайшетского района от 23 июня 2015 года № 321 на 13 сентября 2015 года назначены выборы депутатов Думы Тайшетского района третьего созыва.

На основании решения Тайшетской территориальной избирательной комиссии от 20 июля 2015 года № 50/526 Сучкова Светлана Васильевна была зарегистрирована кандидатом в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16, выдвинутая в порядке самовыдвижения. Следовательно, её агитационный период начинается с 20 июля 2015 года и прекращается в ноль часов по местному времени 12 сентября 2015 года.

ФИО2 был зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16, выдвинутый избирательным объединением Иркутское региональное отделение Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в порядке самовыдвижения, что подтверждено решением Тайшетской территориальной избирательной комиссии от 31 июля 2015 года № 61/578. Следовательно, его агитационный период начинается с 31 июля 2015 года и прекращается в ноль часов по местному времени 12 сентября 2015 года.

Таким образом, Пискун Е.А. и Сучкова С.В. являются зарегистрированными кандидатами на должность в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16.

Согласно представленному заявлению кандидата в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Сучковой С.В., она обратилась в Тайшетскую территориальную избирательную комиссию и Тайшетскую межрайонную прокуратуру с просьбой привлечь к ответственности кандидата Пискуна Е.А. за привлечение к распространению агитационного печатного материала несовершеннолетних лиц и распространение агитационного печатного материала без согласия собственников объектов, аннулировать регистрацию кандидата в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Пискуна Е.А..

Указанные заявления были приняты адресатами 31 августа 2015 года, о чем свидетельствуют отметка заместителя прокурора Рахматуллиной Н.В. о принятии заявления и входящий штамп Тайшетской территориальной избирательной комиссии, проставленные в заявлениях.

Прокуратура Российской Федерации, в соответствии с ч. 1, 2 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 26 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Согласно письму и.о. заместителя Тайшетского межрайонного прокурора С.В. Монгуша от 01.09.2015 года № 2314ж/15, копия обращения Сучковой С.В. направлена председателю Тайшетской избирательной комиссии Быбиной Н.А. для рассмотрения и принятия мер. Указанное письмо для сведения было направлено заявителю, в установленный законом срок. Факт отправки письма в адрес Сучковой С.В. подтверждается реестром направленной исходящей корреспонденции от 01.09.2015 года.

Кроме того, согласно письму и.о. заместителя Тайшетского межрайонного прокурора С.В. Монгуша от 05.09.2015 года № 2314ж/15, направленному в адрес Сучковой С.В., был дан ответ на жалобу заявителя от 02 сентября 2015 года, в установленный законом срок.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что доводы заявителя в части не направления Тайшетской Межрайонной прокуратурой ответа на обращение Сучковой С.В. от 31.08.2015 года, являются не обоснованными.

Из письма председателя Тайшетской Территориальной избирательной комиссии Н.А. Быбиной от 31.08.2015 года № 644 следует, что в целях принятия мер по обращению Сучковой С.В. от 31 августа 2015 года, было направлено заявление начальнику ОМВД России по Тайшетскому району Филимонову А.А. о проведении проверки по факту нарушений требований избирательного законодательства при распространении агитационного печатного материала, установлении и привлечении к ответственности виновных лиц, решении вопроса об уничтожении распространяемого с нарушениями избирательного законодательства агитационного печатного материала. Факт принятия данного заявления в ОМВД России по Тайшетскому району подтвержден талоном-уведомлением № 362 от 31.08.2015 года.

Сучкова С.В. была уведомлена о переадресации её обращения в ОМВД России по Тайшетскому району, что следует из письма Тайшетской территориальной избирательной комиссии от 31.08.2015 года № 01-17/641. Факт отправки указанного письма подтвержден выпиской из журнала регистрации исходящей корреспонденции Тайшетской территориальной избирательной комиссии. Как следует из квитанции ФГУП «Почта России» № 86933, фактически указанное письмо отправлено в адрес заявителя 03.09.2015 года, что не нарушает установленный законом пятидневный срок.

Кроме того, в письме от 04.09.2015 года № 01-17/664, направленном начальнику ОМВД России по Тайшетскому району, председатель Тайшетской территориальной избирательной комиссии, просила в срочном порядке представить сведения о принятом по обращению Сучковой С.В. решении.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что доводы заявителя в части ненаправления Тайшетской территориальной избирательной комиссией ответа на обращение Сучковой С.В. от 31.08.2015 года, являются также не обоснованными.

Согласно представленному заявлению кандидата на должность в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Сучковой С.В. от 07 сентября 2015 года, она обратилась Тайшетскую межрайонную прокуратуру с заявлением о даче объяснений, чем вызвано бездействие органов прокуратуры и Тайшетской территориальной избирательной комиссии в части непринятия мер к удалению незаконно размещенного агитационного печатного материала кандидата Пискуна Е.А., без согласия собственников многоквартирных домов.

Указанное заявление было принято 07 сентября 2015 года, о чем свидетельствует отметка заместителя прокурора Рахматуллиной Н.В. о принятии, проставленная в заявлении.

Согласно письму заместителя прокурора И.А. Суворовой от 11.09.2015 года № 2314ж/15, Сучковой С.В. был дан ответ на её обращение в Тайшетскую межрайонную прокуратуру 07.09.2015 года, что подтверждено реестром отправки исходящей корреспонденции за 11.09.2015 года.

Следовательно, доводы заявителя Сучковой С.В. в части ненаправления Тайшетской межрайонной прокуратурой ответа на обращение Сучковой С.В. от 07.09.2015 года, являются не состоятельными.

Судом в выездном судебном заседании был установлен факт нахождения печатного агитационного материала кандидата на должность в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Пискуна Е.А. около входных дверей, на входных дверях подъездов многоквартирных домов избирательного округа № 16 в местах общего пользования.

Данный факт подтверждают обозревавшиеся в ходе судебного заседания фотографии, представленные суду заявителем, однако они не устанавливают лица, разместившего агитационный печатный материал Пискуна Е.А., а также не могут свидетельствовать и о том, что данный агитационный материал размещен с нарушением правовых норм избирательного права, а именно без согласия собственников изображенных многоквартирных домов.

Согласно акту от 31 августа 2015 года, составленному представителями ООО «Коммунальный сервис» ФИО15 ФИО11, ФИО12, представленному суду заявителем, управляющей компанией разрешение на размещение предвыборной агитации на домах не выдавалось.

Из диспозиции ч. 8 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», следует, что агитационный материал может размещаться на объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Управляющая компания ООО «Коммунальный сервис» не является собственником многоквартирных домов. Ни Гражданским процессуальным кодексом РФ, ни другими федеральными законами право выступать в защиту прав собственников многоквартирных жилых домов управляющим компаниям не предоставлено, следовательно правом распоряжаться общим имуществом собственников квартир управляющие компании не обладают, поэтому указанный акт от 31.08.2015 года не подтверждает довод заявителя об отсутствии согласия собственников многоквартирных домов на размещение агитационного материала, кроме того акт не мог быть составлен не уполномоченными на это должностными лицами: а именно представителями ООО «Коммунальный сервис», следовательно, не может являться доказательством по делу.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО13, ФИО14 пояснили суду, что по факту обращения 31.08.2015 года кандидата в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Сучковой С.В. в отношении кандидата в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Пискуна Е.А. была проведена проверка по факту установления и привлечения к ответственности лиц, причастных к совершению административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.11 КоАП РФ, по результатам которой, было вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Сучкова С.В. обратилась с жалобой в суд, с просьбой признать указанное определение незаконным и отменить его. Тайшетским городским судом Иркутской области по жалобе Сучковой С.В. вынесено решение о возвращении материала на доработку, проверка не закончена.

Показания свидетелей подтверждаются решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 07 сентября 2015 года.

Требование заявителя о бездействии Тайшетской межрайонной прокуратуры и Тайшетской территориальной избирательной комиссии, не принявших меры к изъятию к изъятию с подъездов, входных дверей подъездов многоквартирных домов избирательного округа № 16 агитационного печатного материала кандидата Пискуна Е. А., размещенного в местах общего пользования без согласия собственников многоквартирных домов, полученного в установленном законом порядке, суд находит не обоснованными, равно как и требование о возложение обязанности принять меры к немедленному изъятию с подъездов, входных дверей подъездов многоквартирных домов агитационного печатного материала кандидата Пискуна Е. А., размещенного в данных местах общего пользования без согласия собственников многоквартирных домов, поскольку органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Тайшетской межрайонной прокуратурой и Тайшетской территориальной избирательной комиссией предприняты меры как по установлению лиц, осуществляющих размещение агитационного материала, так и по пресечению размещения печатных агитационных материалов, органами полиции проводится проверка, инициированная по направленному Тайшетской межрайонной прокуратурой и Тайшетской территориальной избирательной комиссией обращению Сучковой С.В..

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Поскольку материалы дела не содержат доказательств, того что именно Пискун Е.А. разместил свой агитационный материал на дверях подъездов и около дверей подъездов многоквартирных домов избирательного округа № 16, не представила их и заявитель Сучкова С.В., суд приходит к выводу, что в части требований о признании незаконными, нарушающими порядок ведения предвыборной агитации действий кандидата Пискуна Е.А., разместившего свой агитационный печатный материал на дверях подъездов и около дверей подъездов многоквартирных домов избирательного округа № 16: <адрес> в местах общего пользования, без согласия собственников данных домов, необходимо отказать.

Суд, разрешая заявление Сучковой С.В., в части требования о возложении на Тайшетскую территориальную избирательную комиссию обязанности принять меры к аннулированию регистрации кандидата на должность депутата Думы Тайшетского района третьего созыва Пискуна Е.А., установил факт пропуска заявителем пресекательного срока для обращения в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты.

Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» истечение предусмотренных частями 9 и 10 статьи 260 ГПК РФ сроков исключает возможность отмены регистрации кандидата (списка кандидатов).

В соответствии с частью 3 статьи 260 ГПК РФ и статьи 78 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования (в том числе повторного).

Частью 2 статьи 11.1 названного Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном Законе количество дней до дня наступления соответствующего события.

В пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что при установлении факта пропуска сокращенных сроков обращения в суд, которые не подлежат восстановлению, суд, исходя из положений части 6 статьи 152 и части 4 статьи 198 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства.

Как следует из материалов дела, заявителем Сучковой С.В. подана жалоба в суд 11 сентября 2015 года.

Вместе с тем, исходя из назначенной даты выборов - 13 сентября 2015 года, восьмидневный период, в который заявление об отмене регистрации кандидатом не подлежит удовлетворению, охватывает с 05 сентября по 12 сентября 2015 года.

Таким образом, последним днем, в который такое заявление могло быть подано в суд является 04 сентября 2015 года.

Таким образом, жалоба кандидата в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Сучковой С.В. в части требований о возложении на территориальную избирательную комиссию обязанности принять меры к аннулированию регистрации кандидата на должность депутата Думы Тайшетского района третьего созыва Пискуна Е.А. направлена в суд с пропуском установленного срока, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении данного требования, указанного в жалобе.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и исходя из анализа вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу, что требования, указанные в жалобе Сучковой С.В. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать кандидату в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Сучковой С. В. в удовлетворении требований:

о признании незаконным бездействия Тайшетской Территориальной избирательной комиссии, не принявшей меры к изъятию с подъездов, входных дверей подъездов многоквартирных домов избирательного округа № 16 агитационного печатного материала кандидата Пискуна Е.А., размещенного в данных местах общего пользования без согласия собственников многоквартирных домов, полученного в установленном законом порядке;

о признании незаконным бездействия Тайшетской Территориальной избирательной комиссии, не давшей ответ на обращение заявителя от 31 августа 2015 года в части размещения агитационного печатного материала кандидата в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва Пискуна Е.А. на подъездах в установленный законом срок;

о возложении на Тайшетскую территориальную избирательную комиссию обязанности принять меры к немедленному изъятию с подъездов, входных дверей подъездов многоквартирных домов агитационного печатного материала кандидата в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва Пискуна Е.А., размещенного в данных местах общего пользования без согласия собственников многоквартирных домов, полученного в установленном законом порядке;

о признании незаконным бездействия Тайшетской межрайонной прокуратуры, не принявшей меры к изъятию с подъездов, входных дверей подъездов многоквартирных домов избирательного округа № 16 агитационного печатного материала кандидата Пискуна Е. А., размещенного в местах общего пользования без согласия собственников многоквартирных домов, полученного в установленном законом порядке;

о признании незаконным бездействия Тайшетской межрайонной прокуратуры, не давшей ответ заявителю на обращение от 7 сентября 2015 года в установленный законом срок;

о признании незаконным бездействие Тайшетской межрайонной прокуратуры, не давшей ответ заявителю на обращение от 31 августа 2015 года в части расклеивания кандидатом в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва Пискуном Е.А. своего агитационного печатного материала на дверях подъездов и около дверей подъездов всех без исключения домов <адрес>, без согласия собственников данных домов, в установленный законом срок;

о возложении на Тайшетскую межрайонную прокуратуру обязанности принять меры к немедленному изъятию с подъездов, входных дверей подъездов многоквартирных домов агитационного печатного материала кандидата в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва Пискуна Е.А., размещенного в данных местах общего пользования без согласия собственников многоквартирных домов, полученного в установленном законом порядке;

о признании незаконными, нарушающими порядок ведения предвыборной агитации действий кандидата в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва Пискуна Е.А., разместившего свой агитационный печатный материал на дверях подъездов и около дверей подъездов многоквартирных домов избирательного округа № 16: <адрес>, в местах общего пользования, без согласия собственников данных домов;

о возложении на Тайшетскую территориальную избирательную комиссию обязанности принять меры к аннулированию регистрации кандидата в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва Пискуна Е.А..

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Тайшетский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья: Е.А. Синичук

2-1582/2015 ~ М-1505/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сучкова Светлана Васильевна
Другие
Тайшетский межрайонный прокурор
Тайшетская ТИК
Суд
Тайшетский городской суд Иркутской области
Судья
Синичук Елена Александровна
Дело на сайте суда
taishetsky--irk.sudrf.ru
11.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.09.2015Передача материалов судье
11.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.09.2015Судебное заседание
12.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2015Дело оформлено
16.09.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее