РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 ноября 2021 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Кулачкиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Аппаковой Н. М. к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным отказа во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства и возложении обязанности включить в реестр пострадавших участников долевого строительства,
УСТАНОВИЛ:
Аппкова Н.М. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и ООО «Монтэк» заключен инвестиционный договор № об инвестировании строительства жилого дома по <адрес> в отношении двухкомнатной квартиры площадью 47,82 кв. м стоимостью № руб. Ею частично исполнены обязательства по оплате, а именно в кассу застройщика внесены денежные средства в размере № руб., однако застройщик свои обязательства не исполнил, жилой дом не построил, квартиру ей не передал, признан несостоятельным (банкротом).
На основании определения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А55-19659/2009 она включена в реестр требований кредиторов о передаче жилого помещения.
В 2015 году Министерством строительства <адрес> в отношении неё - истца принято решение о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены, однако до настоящего времени её требования не удовлетворены, квартира ей не предоставлена, денежные средства не возвращены.
В 2021 году она обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства. Уведомлением от 22.07.2021 года № ей отказано во включении в реестр в связи с несоответствием пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в ст.5 Закона Самарской области «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области», и непредставлением документов, указанных в п.2.2 Порядка ведения реестра, подтверждающих полное исполнение с её стороны условий договора по внесению оплаты.
С данным решением она не согласна, в связи с чем, просила признать его незаконным и обязать ответчика принять решение по её заявлению о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности, иск не признал, просил отказать в его удовлетворении.
Выслушав участников, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Аппаковой Н.М. и ООО «Монтэк» заключен инвестиционный договор № об инвестировании строительства жилого дома по <адрес> в отношении двухкомнатной квартиры площадью 47,82 кв. м стоимостью № руб.
Установлено, что Аппакова Н.М. частично исполнила обязательства по оплате. Согласно платёжным документам, ею в кассу застройщика внесены денежные средства в размере № руб., однако застройщик свои обязательства не исполнил, жилой дом не построил, квартиру ей не передал, признан несостоятельным (банкротом).
Постановлением следователя от ДД.ММ.ГГГГ Аппакова Н.М. признана потерпевшей по уголовному делу, возбужденному в отношении директора ООО «Монтэк».
На основании определения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А55-19659/2009 Аппакова Н.М. включена в реестр требований кредиторов о передаче жилого помещения.
В 2015 году Министерством строительства <адрес> в отношении Аппаковой Н.М. принято решение о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены, однако до настоящего времени её требования не удовлетворены, квартира ей не предоставлена, денежные средства не возвращены.
Законом Самарской области от 08.07.2019 года №84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.
В соответствии с п. 1.3 указанного Порядка уполномоченным на ведение реестра пострадавших участников долевого строительства органом является Министерство строительства Самарской области.
ДД.ММ.ГГГГ Аппакова Н.М. обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразным и (или) невозможным, и пострадавших участников долевого строительства объектов, права требования которых не были удовлетворены.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № сообщено об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства на основании подп. «в» пункта 2.2 Порядка ведения реестра, в связи с непредставлением документов, подтверждающих полное исполнение с её стороны условий договора по внесению оплаты.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:
1) наличие заключенного с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения;
2) исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве;
3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;
4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);
5) отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа;
6) отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.
Согласно п. 2.2 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства к заявлению пострадавшего участника долевого строительства прилагаются в том числе:
г) постановление следователя, дознавателя, судьи или определение суда в соответствии с действующим законодательством РФ о признании пострадавшего участника долевого строительства потерпевшим (в случае наличия уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков);
д) определение арбитражного суда о включении пострадавшего участника долевого строительства в реестр требований участников строительства (при наличии).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П, от 11 февраля 2019 года N 9-П).
Судом бесспорно установлен факт неисполнения застройщиком, привлекшим денежные средства для строительства многоквартирного дома.
В силу положений норм приведённого законодательства, частичное исполнение административным истцом, как дольщиком, обязательств по оплате жилого помещения, не является безусловным основанием для отказа во включении в реестр.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что отказ Министерства во включении административного истца в реестр пострадавших участников долевого строительства по приведенным в нем основаниям не соответствует закону, нарушает права и законные интересы истца, что является основанием для признания решения незаконным.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть и принять решение по заявлению о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Аппаковой Н. М. – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства строительства Самарской области во включении Аппаковой Н. М. в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Обязать Министерство строительства Самарской области принять законное решение по обращению Аппаковой Н. М. о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд города Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья