РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 августа 2020 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Ивановой А.И.,
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2126/2020 по административному заявлению Малова Михаила Евгеньевича и Маловой Марии Владимировны об оспаривании действий Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,
установил:
Малов М.Е., Малова М.В. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
В обоснование заявления указано, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, основным видом разрешённого использования является строительство индивидуального жилого дома. Для получения разрешения на строительство они обратились в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением от 24.05.2019 о предоставлении сведений о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда. Из письма №270502/12633 следует, что их земельный участок относится к землям лесного фонда и находится в квартале 74 Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества. Административные истцы обратились к ответчику с заявлением №27/15861 от 24.06.2019, в котором просили в целях устранения противоречий между сведениями в государственном лесном реестре и в Едином государственного реестре недвижимости исключить из информационных систем, лесного реестра и иных документов данные об отнесении земельного участка с кадастровым номером № к землям лесного фонда и данные о нахождении указанного земельного участка в квартале 74 Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества. В ответе от 19.07.2019 №270502/16976 Министерство отказало в удовлетворении заявления, указав на отсутствие правовых оснований. С данным решением административные истцы не согласны, ссылаются на закон о «лесной амнистии», в соответствии с которым в случае противоречий в сведениях, содержащихся в ГЛР и ЕГРН, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН, при условии, что права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016. Указанные условия соблюдены. Земельный участок согласно сведениям из ЕГРН относится к категории земель населенных пунктов, права предыдущих правообладателей были зарегистрированы до 01.01.2016. Земельный участок с кадастровым номером № (квартал 74 Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества) является смежным с земельным участком с кадастровым номером № и не имеет с ним пересечений границ. Министерство осуществляет ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Самарской области, соответственно, именно оно обязано устранить расхождения, обеспечив исключение из информационных систем, государственного лесного реестра и иных документов, данных об отнесении земельного участка с кадастровым номером № к землям лесного фонда и данных о нахождении указанного земельного участка в квартале 74 Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества с кадастровым номером №.
Ссылаясь на изложенное, административные истцы просили признать незаконным отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 19.07.2019 №270502/16976 исключить из информационных систем, государственного лесного реестра и иных документов, которыми Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области руководствовалось при указании на вхождение земельного участка с кадастровым номером № в состав лесного фонда, данные о его отнесении к землям лесного фонда и данные о его нахождении в квартале 74 Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества с кадастровым номером №; обязать в месячный срок исключить из Государственного лесного реестра и программы «Геоинформационная система «ИНГЕО» (ГИС ИНГЕО) данные об отнесении земельного участка с кадастровым номером № к землям лесного фонда и данные о нахождении указанного земельного участка в квартале 74 Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества.
Дело рассматривается в суде первой инстанции повторно после отмены ранее вынесенного решения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 02.06.2020.
Определением суда от 22.06.2020 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу и ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области.
В судебном заседании административный истец Малова М.В., являющаяся также представителем административного истца Малова М.Е. по доверенности от 03.10.2019, заявленные требования поддержала.
Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по доверенности Дмитриенко Е.В. просила в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в ранее представленном письменном отзыве (т.1 л.д. 98-106).
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, заявил ходатайство о прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что имеет место спор о праве, подлежащий разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Федеральное агентство лесного хозяйства и ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области своих представителей в судебное заседание не направили, причины неявки не сообщили, извещены недлежаще, в связи с чем на основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что административным истцам принадлежит на праве общей долевой собственности с равными размерами долей земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 399 ± 13 м2 по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 13-15, 22-27).
Участок приобретён истцами в общую совместную собственность у залогодержателя (АО «Коммерческий банк «Солидарность»»), оставившего за собой предмет залога после объявления публичных торгов несостоявшимися (т.1 л.д. 16-20), после чего истцы установили на него брачным договором режим общей долевой собственности (т.1 л.д. 21-21а). Земельный участок относится к землям населённых пунктов и имеет вид разрешённого использования – «для индивидуального строительства жилого дома».
23.05.2019 административные истцы письменно обратились к ответчику с просьбой предоставить сведения о принадлежности земельного участка с кадастровым номером № к землям лесного фонда (т.1 л.д. 58).
В ответе, датированном 04.05.2019 за №270502/12633, Министерство сообщило, что в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, земельный участок относится к землям лесного фонда и находится в 74 квартале Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества (т.1 л.д. 59).
20.06.2019 административные истцы обратились к ответчику с заявлением о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и правоустанавливающими документами (т.1 л.д. 55).
В ответе от 19.07.2019 Министерство отказалось приводить сведения о земельном участке, содержащиеся в государственном лесном реестре, в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, сославшись на то, что на этот земельный участок зарегистрировано право федеральной собственности и он будет истребован Министерством из незаконного владения истцов (т.1 л.д. 56-57).
Одним из основных принципов земельного законодательства РФ является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп.8 ст.1 ЗК РФ).
В соответствии с п.1 ст.7 ЗК РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе, земли населённых пунктов и земли лесного фонда.
Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ категория земель указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) государственном кадастре недвижимости;
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно ст.83 ЗК РФ землями населённых пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населённых пунктов. Границы городских, сельских населённых пунктов отделяют земли населённых пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населённых пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
В соответствии со ст.84 ЗК РФ установлением или изменением границ населённых пунктов является:1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населённых пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Согласно п.1 ст.101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
Согласно ст.6.1 ЛК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Согласно ст.86 ЛК РФ в лесном плане субъекта РФ определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. К лесному плану прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, а также зон их планируемого освоения. Лесной план субъекта РФ утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
В соответствии с п.1 ст.91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В государственном лесном реестре содержится, в частности, документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса.
Таким образом, принадлежность земельного участка к землям населённых пунктов определяется его нахождением в пределах границ населённого пункта, установленных генеральным или схемой территориального планирования. Принадлежность земельного участка к землям лесного фонда определяется его нахождением в пределах границ лесничества, установленных лесным планом и описанных в государственном лесном реестре.
Из ответа Министерства от 19.07.2019 следует, что земельный участок истцов полностью находится в пределах границ земельного участка лесного фонда, на который зарегистрировано право собственности РФ, о чем сделана запись в Едином государственном реестре недвижимости о государственной регистрации права от 31.12.2004 №63-01/26-33/2004-415.
За указанным номером в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной регистрации права федеральной собственности на участок лесного фонда площадью 7087 га с кадастровым (условным) номером № (т.1 л.д.152).
Согласно сведениям из ЕГРН земельному участку с кадастровым (условным) номером № 03.10.2016 присвоен кадастровый номер № (т.1 л.д.117-118).
Из земельного участка с кадастровым номером № образован земельный участок с кадастровым номером № площадью 309 523 кв.м по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 28-50).
Как следует из публичной кадастровой карты (pkk5.rosreeestr.ru) земельный участок лесного фонда с кадастровым номером № и принадлежащий истцам земельный участок с кадастровым номером № являются смежными, т.е. имеют общую границу. Земельный участок с кадастровым номером № со всех сторон граничит с земельным участком с кадастровым номером №, т.е. «окружён» им. Однако территория земельного участка с кадастровым номером № не входит в состав земельного участка с кадастровым номером № (последний имеет «вырез»).
Согласно заключению кадастрового инженера Данилюк Р.Ф. от 21.10.2019 границы и территории этих двух земельных участков не пересекаются (т.1 л.д. 126-127).
Таким образом, доводы Министерства о том, что принадлежащий административным истцам земельный участок с кадастровым номером № входит в границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером №, на который зарегистрировано право собственности РФ, являются несостоятельными.
Существующее противоречие между сведениями государственного лесного реестра и прочих информационных ресурсов, находящихся в ведении ответчика, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости, подлежит устранению в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесён к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определённой категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости. Эти правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Эти правила не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы, а также на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.
Как следует из реестровой выписки от 20.05.2019 №63/215/745/2019-725 (л.д. 51-52), право собственности первого правообладателя на земельный участок с кадастровым номером № было зарегистрировано 11.08.2010, то есть возникло заведомо ранее 01.01.2016, следовательно, положения ч.3 ст.14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» подлежат применению.
Суд учитывает, что земельный участок находится в гражданском обороте, из владения административных истцов не истребован, его образование и передача в частную собственность незаконными не признаны.
При таких обстоятельствах отказ административного ответчика в приведении сведений государственного лесного реестра и иных информационных ресурсов в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости не соответствует положениям ч.3 ст.14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и нарушает законные интересы собственников земельного участка.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
В целях восстановления прав административных истцов на административного ответчика следует возложить обязанность принять решение по заявлению административных истцов, не предопределяя способ приведении своих информационных ресурсов в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости.
Доводы заинтересованного лица о том, что в данном случае имеется спор о праве на земельный участок, в связи с чем производство по административному делу подлежит прекращению, о чем заявлено ходатайство, судом отклонены, так как административными истцами оспаривается решение органа государственной власти, который в отношении административных истцов реализует публично-властные полномочия по исполнению и применению законов. Законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания таких решений, кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Разрешение заявленных требований не исключает возможности инициирования судебного спора о правах на земельный участок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 19.07.2019 №270502/16976 исключить из информационных систем, государственного лесного реестра и иных документов, которыми Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области руководствовалось при указании на вхождение земельного участка с кадастровым номером № в состав лесного фонда, данные о его отнесении к землям лесного фонда и данные о его нахождении в квартале 74 Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества с кадастровым номером №.
Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителей, приняв решение по заявлению административных истцов о приведении своих информационных ресурсов в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости от 20.06.2019.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28.08.2020.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья