Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 сентября 2020 года г. Самара
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Чернякова Н.Н.,
с участием заинтересованного лица Молодыко И.Н.,
при секретаре Подгорновой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-964/2020 по административному исковому заявлению МИФНС России №18 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 18 по Самарской области обратилась в суд с вышеуказанным иском, требуя взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу за 2017 год в сумме 43230 рублей, а также пени 631,88 рублей.
Согласно доводам административного искового заявления, в 2017 г. в собственности у ФИО1 находилось транспортное средство Тойота Ленд Крузер, госномер Х045ВВ163, указанное в налоговом уведомлении № от <дата>.
Налоговый орган выставил и направил в адрес должника требование № от 30.01.2019г. об уплате сумм налога, пени задолженности по транспортному налогу, за 2017г. в сумме 43230 рублей.
Поскольку налогоплательщик не произвел оплату в полном объеме в сроки, указанные в налоговом уведомлении, ему были начислены пени.
<дата> г. мировой судья вынес судебный приказ о взыскании с ФИО1 суммы налога. <дата> мировой судья вынес определение об отмене судебного приказа, поскольку поступили возражения должника.
На основании изложенного, административный истец просил суд взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 43230 рублей, пени 631,88 рублей.
Представитель административного истца МИФНС России № 18 по Самарской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом по месту регистрации, согласно копии паспорта и сведений адресной службы (<адрес>). Этот же адрес ФИО1 указала <дата> в заявлении об отмене судебного приказа. Почтовый конверт возвращен в суд по истечению срока хранения, в связи с чем, суд полагает ФИО1 надлежащим образом извещенной о дате, времени и месту судебного заседания, и считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).
В силу п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Частью 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", которым предусмотрено, что к органам, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, относятся подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. На них в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность, в том числе, сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
По смыслу вышеназванных положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в Инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств. Реализация автомобиля по договору купли-продажи при отсутствии факта регистрации данных о смене владельца транспортного средства в органах ГИБДД, не освобождает налогоплательщика от уплаты транспортного налога до момента снятия автомобиля с регистрационного учета либо регистрации смены его владельца. Акт регистрации транспортного средства является подтверждением перехода права собственности.
В соответствии с п.4 Приказа МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (вместе с "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", действовавшем в 2016-2017 гг., собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены ст.ст. 362, 363 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 3 Закона Самарской области № 86-ГД от 06.11.2002 «О транспортном налоге на территории Самарской области», а именно не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, уплата осуществляется на основании налогового уведомления.
Из представленных суду доказательств следует, что ФИО1 являлась в 2017 году собственником автомобиля Тойота Ленд Крузер, госномер Х045ВВ163, что подтверждается регистрационными сведениями ГИБДД. В 2020 года регистрация прекращена по ее заявлению.
Таким образом, до 2020 года ФИО1 являлась собственником автомобиля Тойота Ленд Крузер, госномер Х045ВВ163, обязанность по уплате транспортного налога за 2017 год не исполнила.
Налоговый орган выставил и направил административному ответчику уведомление № от <дата> об уплате транспортного налога.
Налогоплательщик обязанность по уплате налога не исполнил, в связи с чем, налоговым органом <дата> выставлено требование № об уплате налога до <дата>.
Факт направления уведомления и требования в адрес налогоплательщика подтверждается списком почтовых отправлений, представленных суд.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.04.2010 г. № 468-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан ФИО2 и ФИО3 на нарушение их конституционных прав статьей 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации", признал направление требования по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления.
Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.
Списки заказных писем суд признает достоверным доказательством направления административному ответчику налогового уведомления и требования об уплате недоимки по транспортному налогу и пени. Следовательно, ответчик получил налоговое уведомление и требование об уплате налога.
По заявлению налогового органа <дата> мировым судьей судебного участка №23 Куйбышевского судебного района вынесен судебный приказ, который отменен <дата> на основании возражения административного ответчика.
В предусмотренный законом 6-ти месячный срок после отмены судебного приказа административный истец <дата> обратился в суд с исковым заявлением.
К доводам административного ответчика, заявленным при подаче возражений относительно судебного приказа, о том, что автомобиль был продан <дата> ФИО6, суд относится критически. Оригинал договора суду не представлен, сведения о новом собственнике в орган, уполномоченный на государственную регистрацию транспортного средства, не направлены. Основанием снятия транспортного средства с учета <дата> являлся не переход права собственности к ФИО6, а иные причины.
ФИО6 в судебном заседании пояснил, что предупреждал ответчика о необходимости осуществления регистрационных действий, он (ФИО6) указан в договоре купли-продажи от <дата>, так как забирал автомобиль для иных лиц, данные которых указать не может. Где находится автомобиль ему не известно с 2016 года.
По мнению суда, все негативные последствия, связанные с нарушением правил регистрации транспортных средств, несет его владелец согласно сведениям о регистрации.
Сведений о том, что ФИО1 не могла осуществить государственную регистрация прекращения права собственности на автомобиль в материалах дела не имеется.
Административный истец выполнил необходимые действия, предусмотренные налоговым законодательством для взыскания недоимки, в связи с чем, административный иск подлежит удовлетворению.
Пунктом 1 статьи 72 НК РФ определено, что пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, в связи с чем, требование о взыскании пени подлежит удовлетворению.
Установив, что установленная законом обязанность по оплате задолженности по транспортном налогу за 2017 год, пени по транспортному налогу административным ответчиком, как налогоплательщиком, в установленные сроки не исполнена, суд полагает необходимым взыскать с него в судебном порядке заявленных сумм налогов и пени за просрочку уплаты транспортного налога.
На основании ст.114 КАС РФ с ФИО1 подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление МИФНС России №18 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 пользу МИФНС России №18 по Самарской области задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 43230 рублей, а также пени в размере 631,88 рублей, а всего взыскать 43861 рубль 88 копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1516 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Председательствующий Н.Н. Черняков
Мотивированное решение изготовлено 22.09.2020г.