Дело № 2-7062/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2017 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гибадатова У.И.,
при секретаре Минигалиевой Ю.Ф.,
с участием истца Галимзяновой М.К., представителя истца Ефимова В.Н. - Кузнецовой С.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гольдштейн А.В., Галимзяновой М.К., Ефимова В.Н. к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о возложении обязанности провести центральное холодное водоснабжение, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Гольдштейн А. В., Галимзянова М. К., Ефимов В. Н. обратились в Октябрьский районный суд г. Уфы РБ с иском к Администрации городского округа г. Уфы о возложении обязанности провести центральное холодное водоснабжение, в обоснование указав на то, что в соответствии с решением № от ДД.ММ.ГГГГ Совета муниципального образования <данные изъяты> района г. Уфы населенный пункт (деревня) <данные изъяты> с улицами <адрес> включен в состав муниципального образования <данные изъяты> район г. Уфы.
С момента включения деревни <данные изъяты> в состав Муниципального образования прошло более 10 лет, но Администрация городского округа г. Уфы до настоящего времени в полном объеме не приняла меры по организации централизованного холодного водоснабжения данного населенного пункта.
На основании изложенного Истцы просят:
- обязать Администрацию городского округа г. Уфа, Республики Башкортостан организовать водоснабжение жителей <данные изъяты> района ГО г. Уфа проживающих по <адрес> холодной питьевой водой надлежащего качества, отвечающей установленным законодательством санитарным требованиям, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу с учетом условий проекта строительства «Водопровод по <адрес> в <данные изъяты> районе городского округа г. Уфа Республика Башкортостан. (до границы земельного участка)
- взыскать с Администрации городского округа г. Уфа, Республики Башкортостан судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей, расходы за составление доверенности в размере 1300 рублей, расходы по оплате услуг адвоката в сумме 40 000 рублей.
В ходе судебного заседания истцы уточнили исковые требования просили обязать Администрацию городского округа г. Уфа, Республики Башкортостан организовать централизованное водоснабжение улиц <адрес> <данные изъяты> района, г.Уфы холодной питьевой водой надлежащего качества, отвечающей установленным законодательством санитарным требованиям в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу и взыскать с ответчика расходы по оплате услуг адвоката в сумме 40 000 рублей, нотариальные услуги в размере 1300 рублей, оплата госпошлины за выписки из единого государственного реестра недвижимости в размере 1 320 рублей, почтовые расходы в размере 80,50 рублей.
В судебном заседании истец Галимзянова М.К., представитель истца Ефимова В.Н. - Кузнецова С. З. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям изложенным в иске, просили требования удовлетворить.
Истцы Голдштейн А.В. и Ефимов В.Н. на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представители ответчика и третье лицо на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, уважительных причинах неявки не сообщили. Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом, в том числе путем направления судебных извещений на первое судебное заседание, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Октябрьского районного суда г. Уфы РБ в сети "Интернет" в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле.
Руководствуясь положениями ст.ст. ч. 2.1 ст. 113, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Как следует из части 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации об охране здоровья граждан, пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения и городского округа относится, в числе прочих, организация в границах поселения водоснабжения населения.
Установлено и сторонами не оспаривается, что в соответствии с решением № от ДД.ММ.ГГГГ Совета муниципального образования <данные изъяты> района г. Уфы населенный пункт (деревня) <данные изъяты> с улицами <адрес> включен в состав муниципального образования <данные изъяты> район г. Уфы. что в настоящее время водоснабжение микрорайона улиц <адрес> <данные изъяты> района городского округа г. Уфа отсутствует, микрорайон сетью водоснабжения и водоотведения не обеспечен, население микрорайона оставлено без должного внимания, централизованное холодное водоснабжение либо подвоз питьевой воды не организован. Требуется прокладка водопровода с установкой колодцев, пожарных гидрантов, тем самым нарушен режим обеспечения населения коммунальными услугами- питьевой водой, что в свою очередь повлекло ущемление прав жителей микрорайона на надлежащее водоснабжение.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
По правилам, установленным в п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Исходя из материалов дела следует что:
- В инвестиционной стратегии городского округа города Уфы Республики Башкортостана на ДД.ММ.ГГГГ год-ДД.ММ.ГГГГ год было включено проведение водопровода по улице <адрес> в <данные изъяты> районе городского округа город Уфа Республика Башкортостан объем капитальных вложений 26365 рублей-ДД.ММ.ГГГГ год, 26365 рублей -ДД.ММ.ГГГГ год Итого - 52730 рублей. Заказчиком указано Управление капитального строительства, - В проекте бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ на проектирование и строительство инженерных сетей в частном секторе городского округа город Уфа Республики Башкортостан предусмотрены ежегодно 26,95 млн. руб.
Стоимость работ по объекту «Водопровод по ул.<адрес> в <данные изъяты> районе городского округа город Уфа Республика Башкортостан составляет 52730 тыс. рублей в ценах на ДД.ММ.ГГГГ год (ответ №ДД.ММ.ГГГГ год№ Управления по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа города Уфы)
- Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Управлению капитального строительства Администрации выделено 15 млн.руб. на финансирование объекта «Водопровод по ул. <адрес> в <данные изъяты> районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан»
- В ДД.ММ.ГГГГ года был объявлен аукцион на выполнение строительно-монтажных работ генеральной подрядной организацией на строительстве объекта: «Водопровод по ул. <адрес> в <данные изъяты> районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан». Победителем был выбран подрядчик <данные изъяты>. Разработчик проектной документации – <данные изъяты>», город Уфа, Республика Башкортостан.
- Управление капитального строительства ДД.ММ.ГГГГ заключило муниципальный контракт № на строительство водопровода по ул.<адрес> в <данные изъяты> районе городского округа г.Уфа Республики Башкортостан с <данные изъяты> на сумму 14,1 млн.руб.
Конечного результата не достигнуто, централизованное водоснабжение жителям не обеспечено.
В связи с тем, что в микрорайоне отсутствует централизованное водоснабжение, жители вынуждены пользоваться колодезной водой и водой из собственных скважин.
Многочисленные анализы проб, проведенные за счет самих жителей по собственной инициативе, показывает, что минерализация превышает нормы в несколько раз, превышение показателей железа более чем 20 раз, присутствует огромное количество нитратов.
Согласно статьи 19 Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: следует, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.Такая вода не пригодна для питья, ни для простого бытового использования, потому что все, что она касается, обрастает слоем известкового налета, желтеет и приходит в негодность. После купания этой водой на теле детей появляются высыпания, сопровождающиеся зудом, трескается кожа на руках, приходится лечить гормональными препаратами детей, так как кремами для рук и мазями невозможно вылечить.
Плохое качество воды объясняется заболоченной местностью, в которой встречаются карстовые участки. Кроме того в данном микрорайоне проживают семьи где есть маленькие дети, одинокие престарелые люди и инвалиды, которые требуют особого внимания и защиты со стороны государства.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статьей 68 предусмотрено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) противопожарные резервуары.
Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
В силу Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности возложена на органы местного самоуправления поселений.
В письме от 11.01.2017 года № 12-1-36 Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Башкортостан указано:
«В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).
Истцы Гольдштейн А.В., Галимзянова М.К., Ефимов В.Н. проживают в <данные изъяты> районе г. Уфы по <адрес> и лишены доступа к централизованному холодному водоснабжению в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.
Статьей 3 ГПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Статье 40 ГПК установлено, что иск может быть предъявлен в суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие).
Пунктом 2. вышеуказанной статьи предусмотрены основания для процессуального соучастия которое допускается, если:
- предметом спора являются общие права или обязанности нескольких истцов или ответчиков;
- права и обязанности нескольких истцов или ответчиков имеют одно основание;
- предметом спора являются однородные права и обязанности.
В соответствии с п. 3 ст. 40 ГПК каждый из истцов или ответчиков по отношению к другой стороне выступает в процессе самостоятельно. Соучастники могут поручить ведение дела одному или нескольким из соучастников.
Таким образом, участие в деле нескольких истцов с однородными требованиям не противоречит действующему законодательству тем более в данном случае истцы действуют от своего имени и в своем интересе.
В соответствии со ст.17, 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием
В силу ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Согласно п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
В соответствии с п.4.3 ч.1 ст.16 ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными ФЗ «О Водоснабжения и водоотведении».
В силу ст.8 Закона Республики Башкортостан от 17 марта 1998 года №147 - з «О питьевой воде» к ведению органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения относятся организация обеспечения граждан и юридических лиц питьевой водой».
В соответствии с п. 4 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства ответчиком какие-либо действенные меры, направленные на обеспечение водоснабжения жителей деревни <данные изъяты> предприняты не были, доказательств обратного в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Учитывая требования закона и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что отсутствие центрального холодного водоснабжения по ул. <адрес> <данные изъяты> района городского округа город Уфа РБ нарушает права граждан РФ, временно или постоянно проживающих в населенном пункте, на удовлетворение их жизненно важных потребностей в питьевой воде.
Бездействие ответчика, выразившееся в не организации по ул. <адрес> <данные изъяты> района городского округа город Уфа РБ водоснабжения населения качественной питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и соответствующей по своим составу и свойствам органолептическим, химическим и микробиологическим нормативам в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, нарушает права неопределенного круга лиц.
Отсутствие у ответчика необходимых для реализации названных полномочий в области водоснабжения населения указнных ранее улиц финансовых ресурсов не может служить достаточным основанием для отклонения иска, поскольку действующее законодательство не связывает исполнение указанных полномочий с наличием (отсутствием) денежных средств.
При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.
Обязать Администрацию городского округа г. Уфа, Республики Башкортостан организовать централизованное водоснабжение улиц <адрес> <данные изъяты> района, г.Уфы холодной питьевой водой надлежащего качества, отвечающей установленным законодательством санитарным требованиям.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Данное требование гражданского процессуального законодательства, направленное на исполнение решения суда, которое имеет значение для большого круга лиц, в разумный срок, судом выполнено.
Одновременно с разрешением спора и применительно положений ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок для организации централизованное водоснабжение улиц <адрес> <данные изъяты> района, г.Уфы холодной питьевой водой надлежащего качества, отвечающей установленным законодательством санитарным требованиям – в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истцов расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., нотариальные расходы в размере 1 300 руб., расходы по оплатк госпошлины за выписки из единого государственного реестра недвижимости в размере 1320 рублей, почтовые расходы в размере 80,50 руб.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах.
Учитывая объем правовой помощи, оказанной истцу, в частности изучение материалов, составление и направление претензии, составление искового заявления, подача искового заявления, осуществление представительства в суде, суд считает, что разумной к взысканию является сумма 20 000 руб. В остальной части в удовлетворении требований о взыскании расходов по оплате услуг представителя надлежит отказать.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
удовлетворить частично исковые требования Гольдштейн А.В., Галимзяновой М.К., Ефимова В.Н. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности провести центральное холодное водоснабжение, взыскании судебных расходов.
Обязать Администрацию городского округа г. Уфа, Республики Башкортостан организовать централизованное водоснабжение улиц <адрес> <данные изъяты> района, г.Уфы холодной питьевой водой надлежащего качества, отвечающей установленным законодательством санитарным требованиям в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу
Взыскать с Администрации городского округа г. Уфа, Республики Башкортостан в пользу Галимзяновой М.К.. расходы по оплате услуг представителя в сумме 20 000 руб. расходы по оплате госпошлины за выписки из единого государственного реестра недвижимости в размере 1 320 руб., почтовые расходы в размере 80,50 руб.
Взыскать с Администрации городского округа г. Уфа, Республики Башкортостан в пользу в пользу Ефимова В.Н. нотариальные услуги в размере 1300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд города Уфы РБ в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 22 декабря 2017 года.
Председательствующий судья Гибадатов У.И.