2-449/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2015 года
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Селиверстова А.В.,
при секретаре Мещеряковой И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шуниной Н.Ф. к Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о понуждении к включению в список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л :
Шунина Н.Ф. обратилась в суд с названным иском, указав, что она, Дата года рождения является вдовой умершего, в Дата участника боевых действий в Венгрии, Ш.Н. Дата Президентом РФ был подписан Указ Номер «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в соответствии с которым государство приняло на себя обязательства об обеспечении жильем нуждающихся ветеранов Великой Отечественной войны, она являясь вдовой умершего участника боевых действий в Венгрии и в соответствии с действующим законодательством пользуюсь льготами, в том числе жилищными. Дата обратилась с заявлением в администрацию г.Сердобска, Сердобского района в признании её нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Рассмотрев представленный комиссией по учету и распределению жилья материал, администрация г.Сердобска Сердобского района,Дата , постановила, отказать в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет вдове умершего участника войны, Шуниной Н.Ф., Дата года рождения, зарегистрированной в г.Сердобске по ул. Свердлова, д. 32, в жилом доме принадлежащего Шуниной Н.Ф. на основании Договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома от Дата , состав семьи 1 человек, общей площадью Данные изъяты и далее указана в ответе администрации, что Шунина Н.Ф. обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы на каждого члена семьи. Основание п.2 ч.54 Жилищного кодекса РФ. Считая, что отказ администрации ущемляет её права,Дата с заявлением к главе администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области о признании дома не пригодным для проживания и, где указала, что действительно ей был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок под
строительство одноэтажного деревянного жилого дома в Дата . Согласно справки отдела военного комиссариата Пензенской области по Колышлейскому, Малосердобинскому, Сердобскому районам и г. Сердобск Пензенской области от Дата её супруг Ш.Н. служил с Дата в в\ч Номер в Венгрии его часть входила в составе действующей Армии и ему было выдано удостоверение участника войны Номер с правом на льготы установленные законодательством для участников Великой Отечественной войны. Её дом сильно изношен полы во всех комнатах провалены, считает что в доме по вышеуказанному адресу проживать не возможно, других жилых строений в г. Сердобске и Сердобском районе и в других местах у неё нет. Дата администрация г. Сердобска Сердобского района Пензенской области вынесла Постановление Номер «О признании Ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий» и её, как вдову умершего участника Великой Отечественной войны (ст.21 Федерального закона «О ветеранах» признали нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, а её дом расположенный по Адрес был признан не пригодным для проживания. Дата от Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области она получила сообщение, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Минтруд Пензенской области осуществляет работу по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах». Указом определен круг лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. На граждан, принимавших участие в боевых действий в Венгрии, действие Указа не распространяется и ей было отказано во включении в список граждан, признанных органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области нуждающимися в улучшении жилищных условий, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В августе 2014 года она обратилась с жалобой на имя Президента Российской Федерации о защите своих жилищных прав. Дата она получила ответ от Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, где было указано, что Правительство Пензенской области являющегося главным распорядителем денежных средств по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны не может её обеспечить жильем, так как она не имеет на это право. Она не может понять почему местная администрация её признает нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, как вдову умершего, на основании ст.21 Федерального закона «О ветеранах», а Министерство труда Пензенской области отвечает, что данный Указ на неё не распространяется. Она одинокий, пожилой человек, дом её признан не пригодным для проживания и зимой в доме жить нельзя. Считает, что отказ ответчика ущемляет её права. Согласно справки отдела военного комиссариата её супруг Ш.Н. служил с Дата в в/ч Номер , его часть входила в состав действующей Армии и ему было выдано удостоверение участника войны Номер с правом на льготы установленные законодательством для участника Великой Отечественной войны, то есть она просит защитить её права установленные Федеральным законодательством.
Просила суд признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в список граждан, признанных администрацией г. Сердобска Сердобского района Пензенской области нуждающейся в улучшении жилищных условий, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Истица Шунина Н.Ф. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель истца Руляйкин Ю.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении уточнил исковые требования, просил суд обязать ответчика включить Шунину Н.Ф. в список граждан признанных органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области нуждающихся в улучшении жилищных условий претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Представитель Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области Салюкова С.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась. В письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие, в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Шунина Н.Ф., Дата рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны Ш.Н., умершего Дата
Постановлением администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области от Дата Номер Шунина Н.Ф., проживающая по Адрес , как вдова участника Великой Отечественной войны признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с даты регистрации заявления с 01.04.2014.
Согласно справке выданной Дата Отделом военного комиссариата Пензенской области по Колышлейскому, Малосердобинскому, Сердобскому районам и г. Сердобска, Ш.Н. принимал участие в боевых действиях в Венгрии в период с Дата .
Шунина Н.Ф. обратилась с заявлением в Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Письмом Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области от Дата . Номер Шуниной Н.Ф. было отказано во включении в список граждан, признанных органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области нуждающимися в улучшении жилищных условий, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, поскольку Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» определен круг лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. На граждан, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии (1956 год) действие Указа не распространяется.
Пунктом 1 ст. 11 ГК РФ установлено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд.
В качестве одного из способов защиты гражданских прав, законодатель установил в ст. 12 ГК РФ, а именно, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Президент РФ в своем Указе от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941 - 1945 годов» постановил, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон).
Из буквального содержания Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 следует, что его действие распространяется на ветеранов Великой Отечественной Войны при наличии двух условий: 1) нуждаемость в улучшении жилищных условий; 2) наличие права на соответствующую меру социальной поддержки по обеспечению жильем.
Согласно ст. 2 Закона ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. К ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.
В соответствии с Приложением к Закону - Перечнем государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ (раздел 1), военные действия велись в Венгрии в 1956 году.
В разделе 2 Приложения указано, что на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II, распространяется действие ст., ст. 2, 4 Закона.
Приведенные нормы действующего законодательства свидетельствуют, что участники боевых действий в Венгрии в 1956 году отнесены Законом к ветеранам Великой Отечественной войны, соответственно имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории лиц.
Согласно ч. 4 ст. 21 Закона членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Шунина Н.Ф. была поставлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как вдова участника ВОВ.
В соответствии с п. 1, 2, 11 ст. 23.2 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст. 14 – 19, 21 Закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16, 21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17 – 19, 21 Закона категорий граждан,- нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Пункт 3.1 ст. 23.2 Закона устанавливает, что по письменным заявлениям указанных в п.п. 2 п. 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (к числу которых отнесены участники ВОВ, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
В соответствии с п. 4,5,6 ст. 23.2 Закона субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством РФ. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Кроме того, в п.11 ст. 23.2 Закона указано, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п.п. 2 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов РФ.
Во исполнение и на основании указанных норм права был принят Адрес от Дата № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области», определяющий порядок реализации полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных, условий, на территории Пензенской области.
В соответствии со ст. 3 данного Закона Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, указанным в п. 1 ч. 2 ст. 1 настоящего Закона, по их письменным заявлениям, определяется Правительством Пензенской области.
Губернатором Пензенской области вынесено постановление от 28.12.2012 №191 «О внесении изменений в структуру исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утвержденную постановлением Губернатора Пензенской области от 26.10.2005 N 345 (с последующими изменениями)» которым были внесены изменения в структуру исполнительных органов государственной власти Пензенской области: Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области переименовано в Министерство здравоохранения Пензенской области. Кроме того, в структуру исполнительных органов государственной власти Пензенской области добавлено Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 31 января 2013 года №33-пП было утверждено Положение о Министерстве труда, социального развития и демографии Пензенской области (далее – Положение).
Согласно п. 2.6.4. Положения, Министерство труда, социального развития и демографии Пензенской области реализует Закон Пензенской области от 27.02.2010г. №1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» (с последующими изменениями).
При таких обстоятельствах, отказ Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в предоставлении Шуниной Н.Ф. единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилья противоречит ст. ст. 2, 18, 55 Конституции РФ, гарантирующим непосредственное действие прав и свобод граждан, и допускающим их ограничение федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства и является неправомерным.
На основании изложенного, и с учетом норм действующего законодательства, Шунина Н.Ф., будучи лицом, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, на которое, в соответствии с законом распространен статус члена семьи ветерана (участника) Великой Отечественной войны и соответствующие меры социальной поддержки, подлежит обеспечению жильем и соответственно, имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилья.
Таким образом, суд находит исковое заявление Шуниной Н.Ф. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Шуниной Н.Ф. удовлетворить.
Обязать Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области включить Шунину Н.Ф. в список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца.
Судья