Дело № 2-588/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2014 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Овчинниковой Е.В.,
при секретаре Андриевской М.С.,
с участием заявителя ФИО1,
представителя заинтересованного лица - территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам ФИО3, по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании Жалобу ФИО1 об обязании назначить субсидию на оплату жилищно – коммунальных услуг,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с жалобой об обязании Теруправления Минсоцразвития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам восстановить допущенное нарушение права и назначить причитающуюся ей субсидию на оплату жилищно – коммунальных услуг.
В обоснование заявления указала, что 15.03.2013 г. Территориальное Управление министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам (далее «Управление») обязало ее вернуть средства предоставленные на оплату жилищно-коммунальных услуг, в качестве субсидии, в период с 01.09.2012 г. по 31.02.2013 г., в размере 5 808, 30 рублей по причине неуплаты в полном объеме стоимости жилищно-коммунальных услуг по счетам-квитанциям. Считает данное решение Управления необоснованным, так как оплату жилищно-коммунальных услуг, в указанный период она не производила только по статье «Капремонт» в связи с тем, что фактически ремонтные работы не проводились, что подтверждает заключение Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края от 01.08.2012. То есть, в соответствии со ст.157 Жилищного кодекса РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащею качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Свои доводы подтверждает счетами-квитанциями об уплате коммунальных услуг в указанный период с 01.09.2012 по 31.02.2013 года. На основании этой задолженности ей также отказано и в предоставлении субсидии, полагающейся как собственнику жилья в соответствии с п. 2 ст. 159 ЖК РФ. Считает, что Управление нарушило п.З ст. 159 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей, не предоставив ей субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг. Фактически Управление, неправильно оценив ее расчет по оплате жилищно – коммунальных услуг лишило ее права, прописанного как в федеральных так и в региональных законодательных актах, а именно: Положение о порядке предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг к Постановлению главы местного самоуправления от 29.10.1998 г. № 851, где в п. 6 указано, что субсидии предоставляются гражданам-нанимателям жилых помещений в домах государственного, муниципального жилищного фонда. Субсидии могут предоставляться членам жилищных и жилищно-строительных кооперативов, а также гражданам, имеющим в собственности жилые помещения, если это жилье является для них единственным.
В судебном заседании заявитель на заявлении настаивали по доводам, изложенным в заявлении, пояснила, что не оплачивала жилищно – коммунальные услуги только по графе «Капремонт», поскольку фактически он не проводился.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании с заявлением не согласна, пояснила, что заявитель с сентября 2012 года получала субсидию на коммунальные услуги как малоимущая до февраля 2013 года. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев при условии оплаты коммунальных услуг в полном объеме. В феврале 2013 года действие субсидии закончилось, больше ФИО1 с заявлением о предоставлении субсидии не обращалась, доказательств полной оплаты коммунальных услуг также не представила.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В п. 1, 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие):
федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий;
органов государственной власти субъекта Российской Федерации: законодательного (представительного) органа, высшего исполнительного органа и иных органов государственной власти, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и на основании нормативного правового акта органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации и (или) его высшего должностного лица;
органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании ст. 1, 2 Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии со ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
2. Право на субсидии имеют граждане:
1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
3) члены жилищных кооперативов;
4) собственники жилых помещений.
3. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
4. Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.
5. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
6. При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ)
7. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В п. 41 -44 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 16.03.2013) "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" указано, что гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают.
Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил.
Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд.
При представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.
В силу п. 2, 3, 4 указанного Постановления № 761 субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют:
а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;
б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;
г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
4. Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
Согласно п. 8 Постановления № 761 для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:
а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения;
б) документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;
в) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
д) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения;
е) копии судебных актов о признании лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, членами его семьи - в случае наличия разногласий между заявителем и проживающими совместно с заявителем по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье. В этом случае уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке.
Судом установлено, что Решением начальника Отдела по Пермскому муниципальному району территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам от 14.09.2012 года ФИО1 назначена субсидия по оплате жилищно – коммунальных услуг в квартире по адресу: <адрес>, в размере 968, 05 рублей в месяц на срок с 01.09.2012 по 28.02.2013 года.
В сведениях о задолженности ФИО1 за квартиру и коммунальные услуги по адресу: <адрес> указано, что по состоянию на март 2013 года задолженность за указанный период составляет 17 897, 90 рублей.
Письмом от 15.03.2013 года территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам сообщило ФИО1. А., что в период получения ею субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг с 01.09.2012 по 28.02.2013 года у нее образовалась задолженность по в сумме 17 897, 90 рублей перед управляющей компанией ООО «РКЦ», по причине неуплаты в полном объеме стоимости жилищно – коммунальным услуг по счетам – квитанциям. В связи с этим выплата назначенной заявителю субсидии произведена необоснованно и подлежит возврату на счет Управления. Сумма переплаты составила 5 808, 30 рублей, которые необходимо вернуть в срок до 25.03.2013 года (л.д. 22).
26.03.2013 года субсидия в размере 5 808, 30 рублей возвращена ФИО1 на счет Управления (л.д. 23).
Из представленных доказательств следует, что ФИО1 на период с 01.09.2012 по 28.02.2013 уполномоченным государственным органом предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 968, 05 рублей ежемесячно. В период предоставления указанной субсидии у заявителя образовалась задолженность по оплате жилищно - коммунальных услуг в размере 17 897, 90 рублей, что не оспаривается заявителем, которая согласно ее пояснениям не платила по графе «Капремонт».
При этом, одним из условий предоставления субсидии, согласно ч. 5 ст. 159 ЖК РФ является отсутствие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключение и (или) выполнении гражданами соглашения по ее погашению. Аналогичное условие содержится в п. 6 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 16.03.2013) "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" и п. 7 Методических рекомендаций по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Утвержденных Приказом Минздрава и соцразвития РФ № 403 от 26.05.2006 года. В нарушение указанных положений заявитель не оплачивала в полном объеме текущие платежи за жилое помещение и коммунальные услуги в течение 6 месяцев, в связи с чем, назначенная субсидия была признана неправомерно выплаченной и удержана в полном объеме в размере 5 808, 30 рублей.
Указанные действия Управления суд находит правомерными, исходя из приведенный правовых норм, а жалобу ФИО1 необоснованой.
Кроме того, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется уполномоченным органом по заявлению лица, имеющего права на ее получение, с приложением к заявлению предусмотренных нормативными актами документов, сроком на 6 месяцев. По истечении 6 месяцев лицо вправе вновь обратиться с указанным заявлением и предоставить необходимые документы для получения субсидии. По смыслу вышеназванных правовых норм далее, по прошествии 6 месяцев после предоставления, субсидия автоматически не продлевается, а предоставляется лишь по новому заявлению, с которыми в территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам заявитель не обращалась, что не оспаривается последней.
Поскольку для получения субсидии существует заявительное право, которым ФИО1 не воспользовалась, доводы в отказе в предоставлении субсидии являются необоснованными, так как заявителю в предоставлении субсидии отказано не было. Следовательно, требование о назначении субсидии удовлетворению также не подлежит. Вместе с тем, заявитель не лишена права в любое время обратиться в уполномоченный государственный орган с заявлением на получение субсидии, при отказе в удовлетворении которого, она имеет возможность обжаловать данный отказ в судебном порядке.
При таких обстоятельствах в удовлетворении жалобы ФИО1 должно быть отказано.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Жалобу ФИО1 об обязании назначить субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг оставить, - без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательном виде изготовлено 05.03.2014г.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья Пермского районного суда Е.В. Овчинникова