Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-407/2020 (2а-5114/2019;) ~ М-5366/2019 от 18.12.2019

                                                                                              Дело № 2а-407/20

                                                                                      73RS0004-01-2019-007361-88

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

           31 января 2020 года                                                           город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи                                                                       Мочаловой О.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи             Денисовой М.А.,

                рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району города Ульяновска к Фролову Сергею Владимировичу о взыскании недоимки,

    У С Т А Н О В И Л:

                Инспекция Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району                             г. Ульяновска (далее по тексту – ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска) обратилась в суд с административным иском к Фролову С.В. о восстановлении срока на взыскание задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пеням, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням, по единому налогу на вмененный доход, пеням, взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пеням, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням, по единому налогу на вмененный доход, пеням.

В обоснование иска указано, что на налоговом учете в ИФНС России по Заволжскому г.Ульяновска состоит Фролов С.В. Согласно сведениям, имеющимся в ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска, он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 25.11.2016 по 12.10.2017.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность, уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 в Налоговый Кодекс РФ введен раздел ХI «Страховые взносы». При этом вышеуказанным законом функции по администрированию страховых взносов возложены на Федеральную налоговую службу РФ.

Так как Фролов С.В. осуществлял предпринимательскую деятельность до 12.10.2017, фиксированный размер страхового взноса за 2017 год составляет: - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 18 304,84 руб.; - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ в рамках ОМС в размере 3 590,56 руб.

В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику заказной корреспонденцией было направлено требование о добровольной уплате страховых взносов и пени.

Сумма пеней в размере 5,19 руб. и 1,02 руб. начислена в соответствии со ст. 75 НК РФ.

Административный ответчик, являясь плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, 20.07.2017 представил налоговую декларацию по ЕНВД за 2 квартал 2017 года, где указал сумму налога, подлежащую уплате в бюджет – 4 855 руб. В адрес налогоплательщика было направлено требование по состоянию на 14.09.2017, в котором ответчику предлагалось в сроки до 03.10.2017 добровольно оплатить сумму налога в размере 4 855 руб. и пени в размере 72,82 руб.

Срок, для обращения в суд за взысканием указанной выше задолженности в настоящее время пропущен по причине загруженности сотрудников инспекции, связанной с большим количеством налогоплательщиков, состоящих на учете, что является основанием (уважительной причиной) к восстановлению пропущенного срока на взыскание ее в судебном порядке.

      Просит восстановить срок на взыскание с Фролова С.В. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 г. в размере 3 590,56 руб., пеням в размере 1,02 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 18 304,84 руб., пеням в размере 5,19 руб., ЕНВД в размере 4 855 руб., пеням по ЕНВД 72,82 руб., взыскать с Фролова С.В. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 г. в размере 3 590,56 руб., пени в размере 1,02 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 18 304,84 руб., пени в размере 5,19 руб., ЕНВД в размере 4 855 руб., пени по ЕНВД 72,82 руб.

    Представитель административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району г. Ульяновска в судебное заседание не явился, просит о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик Фролов С.В. в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность, уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пп.2 п.1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Административный ответчик Фролов С.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 25.11.2016 по 12.10.2017.

      В связи с несвоевременной оплатой страховых взносов за 2017 г. в размере 21 895,40 руб., налоговым органом начислены пени в размере 6,21 руб.

         В 2016 году отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 года N 212-ФЗ).

         Статьей 18 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", вступившего в силу с 01 января 2017 года, признан утратившим силу Федеральный закон N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года.

         На основании частей 2, 3, 5 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете.

         В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

        На основании пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

       Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

        В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 250-ФЗ и утвержденными Порядками взаимодействия отделений ПФР и ФСС РФ с Управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (от 22.07.2016 N ММВ-23-1/12@/3И и N ММВ 23-1/11@/02-11-10/06-3098П) государственные внебюджетные фонды (далее - Фонды) передают в налоговые органы сведения о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 в электронном виде, заверенные электронной цифровой подписью должностного лица.

            Первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в части 1 статьи 19 Федерального закона N 250-ФЗ сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (часть 2 статьи 19 Федерального закона N 250-ФЗ).

            При этом передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 указанного Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Планом - графиком мероприятий по передаче полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование органами Пенсионного фонда Российской Федерации налоговым органом, утвержденным ФНС России N ММВ-23-11/10@ и Правлением ПФР N 2И 15.07.2016, предусмотрена единоразовая выгрузка из базы ПФР в базу ФНС России информации по итогам 2016 года, поэтому информация о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017, о начисленных (уменьшенных) суммах страховых взносов по расчетам за периоды до 01.01.2017 и по результатам контрольной работы отражается в информационном ресурсе налогового органа в лицевом счете плательщика на основании сведений, представленных Фондами в электронном виде.

Как установлено и подтверждается материалами дела, срок выставления требования в части спорной задолженности в силу приведенных норм пропущен, так как требование было выставлено лишь 27.10.2017.

           Пропуск налоговым органом срока направления требования, установленного статьей 70 Налогового кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога (взноса) и пеней (абз. 7 п. 6 Информационного письма Президиум ВАС РФ в от 17 марта 2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

           ФНС России указала территориальным инспекциям на необходимость взыскания в судебном порядке указанных долгов по страховым взносам (Письмо ФНС России от 10.04.2017 N СА-4-7/6772@).

             Согласно, разъяснениям, изложенным в пункте 51 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

           Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).

Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. В силу положений пункта 6 статьи 75 Налогового кодекса принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса.

При применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки (пункт 57 Постановления от 30.07.2013 N 57).

Государственные органы, в частности, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации и инспекция должны были своевременно организовать процедуру взыскания с плательщиков страховых взносов, имеющихся у них на конец 2016 года задолженности, с учетом реорганизационных процессов в названных органах и с пониманием того, что передача полномочий от одного государственного органа другому не продлевает сроки принудительного взыскания задолженности с плательщиков взносов.

Организация процесса передачи документов и оперативность такого процесса, обеспечивающая возможность соблюдения сроков обращения в суд с заявлениями о взыскании задолженности по страховым взносам, зависит именно и только от согласованности действий соответствующих государственных органов, которые, при условии должной заботливости и добросовестности, имеют реальную возможность обеспечить своевременное принятие мер по исполнению функции взыскания обязательных платежей.

В силу изложенного, учитывая приведенные нормы права, сформированную судебную практику, а также Письмо ФНС России от 10.04.2017 N СА-4-7/6772@, суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока на взыскание задолженности по страховым взносам, пени.

Кроме того, Фролов С.В., согласно ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации, являлся плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД).

Административным ответчиком в ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска 20.07.2017 представлена налоговая декларация по ЕНВД за 2 квартал 2017 года, где указана сумма налога, подлежащего уплате в бюджет 4 855 руб.

    Согласно п. 3 ст. 346.32 НК РФ налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20 числа первого месяца следующего налогового периода.

Согласно ст. 346.30 НК РФ налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

В соответствии с п.1 ст. 346.32 НК РФ уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25 числа первого месяца следующего периода.

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога и сбора. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в судебном порядке в соответствии со ст.48 НК РФ.

В соответствии со ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес Фролова С.В. было направлено требование от 03.10.2017.

В установленный в требовании срок административный ответчик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей.

В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени.

Согласно ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3 ст.48 НК РФ).

В данном случае уважительных причин пропуска срока на обращение в суд налоговым органом не приведено.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Таким образом, на момент обращения в суд с настоящим иском налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание.

В силу указанных обстоятельств не подлежит удовлетворению и требование административного истца о взыскании задолженности по страховым взносам, пени.

В силу п.2 ст.59 Налогового кодекса РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1 и 5 пункта 1 настоящей статьи.

Поскольку в суде установлено, что налоговый орган пропустил срок обращения в суд с иском о взыскании задолженности по страховым взносам, пени, тем самым возможность их принудительного взыскания утрачена, налоговый орган вправе принять решение о признании данной задолженности безнадежной к взысканию и списать ее.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного иска о восстановлении пропущенного процессуального срока, взыскании задолженности с Фролова С.В. по страховым взносам, пеней, ЕНВД, пеней следует отказать.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

        В удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на взыскание с Фролова Сергея Владимировича задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пеням, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням, по единому налогу на вмененный доход, пеням, Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска отказать.

    В удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району г. Ульяновска к Фролову Сергею Владимировичу о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 г. в размере 3 590,56 руб., пеням в размере 1,02 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 18 304,84 руб., пеням в размере 5,19 руб., ЕНВД в размере 4 855 руб., пеням по ЕНВД 72,82 руб., - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

        Судья                                                                                                         О.И. Мочалова

2а-407/2020 (2а-5114/2019;) ~ М-5366/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС по Заволжскому району г. Ульяновска
Ответчики
Фролов С.В.
Суд
Заволжский районный суд г. Ульяновска
Судья
Мочалова О. И.
Дело на сайте суда
zavolgskiy--uln.sudrf.ru
18.12.2019Регистрация административного искового заявления
18.12.2019Передача материалов судье
19.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
19.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2020Судебное заседание
05.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2020Дело оформлено
06.03.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее