Судья Шуклина Н.С. 33а-2220/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 октября 2020 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Углановой М.А.,
судей Сабаевой И.Н., Забелиной О.А.
при секретаре Власовой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу к Коляде Дмитрию Николаевичу о взыскании налоговой задолженности,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Коляды Д.Н. – Евтиховой И.А. на решение Северного районного суда г. Орла от 10 июля 2020 года, которым административные исковые требования инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу удовлетворены. С Коляды Д.Н. в пользу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу взыскана задолженность по уплате транспортного налога за 2017 год в размере 76 851,25 рублей и пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период с 4 декабря 2018 года по 12 декабря 2018 года в размере 176,95 рублей, а всего 77 028,20 рублей. В доход бюджета муниципального образования г. Орел с Коляды Д.Н. взыскана государственная пошлина в размере 2510,85 рублей.
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Углановой М.А., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика по доверенности Евтиховой И.А., поддержавшей доводы жалобы, возражения на жалобу представителя ИФНС России по г. Орлу по доверенности Квартиной Е.М., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Орлу (далее по тексту – ИФНС России по г. Орлу, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Коляде Д.Н. о взыскании задолженности и пени за несвоевременную уплату транспортного налога.
В обоснование иска указывалось, что Коляде Д.Н. с 13 января 2017 года по 20 марта 2018 года на праве собственности принадлежал автомобиль M, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 500 л.с. Кроме того, с 29 мая 2014 года по настоящее время административный ответчик является собственником моторной лодки, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 74,5 л.с.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 65049691 от 7 сентября 2018 г. об уплате, в том числе транспортного налога за 2015 и 2017 год в сумме 78 874 рубля со сроком уплаты до 3 декабря 2018 года, которое налогоплательщиком в установленный срок не исполнено.
Налогоплательщику было направлено требование № 49714 об уплате налога, пени по состоянию на 13 декабря 2018 года со сроком исполнения 22 января 2019 года, которое также оставлено без исполнения.
15 октября 2019 года мировым судьей судебного участка № 1 Северного района г. Орла судебный приказ о взыскании с административного ответчика налоговой задолженности отменен в связи с поступившими возражениями Коляды Д.Н.
В рамках исполнения данного судебного приказа в счет погашения задолженности были перечислены денежные средства на общую сумму 1 872,75 рубля.
По указанным основаниям налоговый орган просил суд взыскать с Коляды Д.Н. задолженность по налогам в сумме 77 028,20 рублей, из которых задолженность по уплате транспортного налога за 2017 год – 76 851,25 рубль, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период с 4 по 12 декабря 2018 года – 176,95 рублей.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика выражает несогласие с выводами суда в части удовлетворения административных исковых требований о взыскании задолженности по транспортному налогу за автомобиль M.
Полагает, что налоговая ставка, установленная для легковых автомобилей, при исчислении транспортного налога за M применена налоговым органом необоснованно.
Приводя доводы о необходимости отнесения автомобиля M к категории грузовых, аналогичные изложенным при рассмотрении дела в суде первой инстанции, просит изменить решение суда в части взыскания задолженности по транспортному налогу за транспортное средство M, применив налоговую ставку для грузовых автомобилей, и взыскать с Коляды Д.Н. задолженность в размере 44 351,25 рублей.
Административный ответчик Коляда Д.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правовых оснований для отмены обжалуемого судебного решения судебная коллегия не находит.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Порядок производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц регулируется главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ).
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу положений статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу части 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено этим же пунктом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу абзаца первого статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, моторные лодки, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов административного дела следует, что на имя административного ответчика Коляды Д.Н. были зарегистрированы следующие транспортные средства:
с 13 января 2017 года по 20 марта 2018 года – автомобиль M, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 500 л.с. (л.д. 76-77);
с 29 мая 2014 года по настоящее время моторная лодка, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 74,5 л.с. (л.д.13).
Налоговым органом был исчислен налог за 2017 год в отношении автомобиля M в размере 75 000 рублей, а также моторной лодки за 2015, 2017 годы в размере 3 724 рублей, о чем в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № 65049691 от 7 сентября 2018 года о необходимости уплаты исчисленных налогов до 3 декабря 2018 года (л.д. 15).
В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате транспортного налога, налоговым органом в адрес Коляды Д.Н. направлено требование № 49714 от 13 декабря 2018 года об уплате транспортного налога в размере 78 724 рубля и пени в размере 177,13 рублей со сроком уплаты до 22 января 2019 года (л.д. 17-18).
Указанные суммы налога и пени административным ответчиком в установленные сроки не уплачены, поэтому данная задолженность была взыскана на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 1 Северного района г. Орла от 9 июля 2019 года, который был отменен 15 октября 2019 года в соответствии со статьей 123.7 КАС РФ (л.д. 9-11).
Принимая решение по существу заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции, проверив порядок, процедуру взыскания задолженности по налогам и пени, сроки обращения в суд, обоснованно пришел к выводу об их удовлетворении в полном объеме.
Судом первой инстанции обоснованно признаны правомерными как требование об уплате налога, так и требование о взыскании пени за неуплату налога, расчет которых судом проверен и признан математически правильным.
Доводы апелляционной жалобы представителя административного ответчика относительно неверного исчисления суммы подлежащего к уплате транспортного налога за автомобиль M судебная коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, в соответствии со статьей 359 НК РФ определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу пункта 2 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам, в силу пункта 2 статьи 361 налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Ставки транспортного налога в Орловской области, порядок и сроки его уплаты установлены Законом Орловской области от 26.11.2002 № 289-ОЗ «О транспортном налоге» (принят ООСНД 22.11.2002) в соответствующей редакции.
В силу положений статьи 2 Закона Орловской области от 26.11.2002 № 289-ОЗ «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах: для автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 150 рублей с каждой лошадиной силы.
При этом, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации).
Так, из пунктов 27 - 28 Приказа МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2005 № 6842) следует, что в строке «3. Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.
В строке «4. Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств (Установлена Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 года:
A - мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
B - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
C - автомобили, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.
Таким образом, при государственной регистрации транспортного средства органом МВД России с учетом всех технических показателей в совокупности определяется тип транспортного средства, или, другими словами, определяется цель эксплуатации автомобиля в дорожном движении, которой должен следовать собственник транспортного средства. В целях исчисления транспортного налога данные сведения необходимы при определении категории транспортного средства.
Системное толкование приведенных норм позволяет сделать вывод, что категория транспортного средства «C» в равной степени может быть присвоена как легковым (если количество посадочных мест, за исключением сиденья водителя, не превышает 8 мест), так и грузовым автомобилям, а тип транспортного средства будет определяться в зависимости от его конструкторских особенностей и назначения - для перевозки пассажиров либо грузов. Таким образом, правильность применения к транспортным средствам, классифицируемым по категории «C», соответствующих ставок транспортного налога находится в непосредственной зависимости от указанного в ПТС наименования (типа) этих транспортных средств.
В паспорте транспортного средства (далее по тексту – ПТС) на автомобиль Коляды Д.Н. M содержатся следующие сведения: наименование (тип ТС) - легковой; категория ТС (А, В, С, D, прицеп) - С; мощность двигателя, л.с. (кВт) - 500 л.с. 368 кВт; разрешенная максимальная масса, кг - 3850; масса баз нагрузки, кг - 3385 (л.д. 38). Аналогичные сведения содержатся и в карточках учета ГИБДД УМВД России по Орловской области (л.д. 70-80).
Поскольку из ПТС M, а также карточек учета транспортного средства однозначно следует, что тип указанного автомобиля – легковой, основания для применения налоговой ставки, установленной для грузовых автомобилей, при исчислении транспортного налога у налогового органа отсутствовали.
В связи с изложенным, судом первой инстанции обоснованно взыскан транспортный налог с Коляды Д.Н. за легковой автомобиль M мощностью двигателя 500 л.с., 368 кВт по налоговой ставке 150 рублей на одну лошадиную силу в соответствии со статьей 2 Закона Орловской области от 26.11.2002 № 289-ОЗ «О транспортном налоге».
Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что при исчислении транспортного налога должна применяться ставка, установленная для грузовых автомобилей, поскольку категория транспортного средства M согласно ПТС - «С», Законом Орловской области от 26.11.2002 № 289-ОЗ «О транспортном налоге» налоговая ставка дифференцирована исходя из типа транспортного средства (автомобили легковые, мотоциклы и мотороллеры, грузовые автомобили и др.). Исчисление налога в зависимости от принадлежности транспортного средства к категориям (А, В, С, D, прицеп) законом не предусмотрено.
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены или изменения не имеется.
Безусловных оснований для отмены или изменения судебного акта в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Северного районного суда г. Орла от 10 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Коляды Дмитрия Николаевича – Евтиховой И.А. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи
Судья Шуклина Н.С. 33а-2220/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 октября 2020 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Углановой М.А.,
судей Сабаевой И.Н., Забелиной О.А.
при секретаре Власовой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу к Коляде Дмитрию Николаевичу о взыскании налоговой задолженности,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Коляды Д.Н. – Евтиховой И.А. на решение Северного районного суда г. Орла от 10 июля 2020 года, которым административные исковые требования инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу удовлетворены. С Коляды Д.Н. в пользу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу взыскана задолженность по уплате транспортного налога за 2017 год в размере 76 851,25 рублей и пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период с 4 декабря 2018 года по 12 декабря 2018 года в размере 176,95 рублей, а всего 77 028,20 рублей. В доход бюджета муниципального образования г. Орел с Коляды Д.Н. взыскана государственная пошлина в размере 2510,85 рублей.
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Углановой М.А., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика по доверенности Евтиховой И.А., поддержавшей доводы жалобы, возражения на жалобу представителя ИФНС России по г. Орлу по доверенности Квартиной Е.М., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Орлу (далее по тексту – ИФНС России по г. Орлу, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Коляде Д.Н. о взыскании задолженности и пени за несвоевременную уплату транспортного налога.
В обоснование иска указывалось, что Коляде Д.Н. с 13 января 2017 года по 20 марта 2018 года на праве собственности принадлежал автомобиль M, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 500 л.с. Кроме того, с 29 мая 2014 года по настоящее время административный ответчик является собственником моторной лодки, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 74,5 л.с.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 65049691 от 7 сентября 2018 г. об уплате, в том числе транспортного налога за 2015 и 2017 год в сумме 78 874 рубля со сроком уплаты до 3 декабря 2018 года, которое налогоплательщиком в установленный срок не исполнено.
Налогоплательщику было направлено требование № 49714 об уплате налога, пени по состоянию на 13 декабря 2018 года со сроком исполнения 22 января 2019 года, которое также оставлено без исполнения.
15 октября 2019 года мировым судьей судебного участка № 1 Северного района г. Орла судебный приказ о взыскании с административного ответчика налоговой задолженности отменен в связи с поступившими возражениями Коляды Д.Н.
В рамках исполнения данного судебного приказа в счет погашения задолженности были перечислены денежные средства на общую сумму 1 872,75 рубля.
По указанным основаниям налоговый орган просил суд взыскать с Коляды Д.Н. задолженность по налогам в сумме 77 028,20 рублей, из которых задолженность по уплате транспортного налога за 2017 год – 76 851,25 рубль, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период с 4 по 12 декабря 2018 года – 176,95 рублей.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика выражает несогласие с выводами суда в части удовлетворения административных исковых требований о взыскании задолженности по транспортному налогу за автомобиль M.
Полагает, что налоговая ставка, установленная для легковых автомобилей, при исчислении транспортного налога за M применена налоговым органом необоснованно.
Приводя доводы о необходимости отнесения автомобиля M к категории грузовых, аналогичные изложенным при рассмотрении дела в суде первой инстанции, просит изменить решение суда в части взыскания задолженности по транспортному налогу за транспортное средство M, применив налоговую ставку для грузовых автомобилей, и взыскать с Коляды Д.Н. задолженность в размере 44 351,25 рублей.
Административный ответчик Коляда Д.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правовых оснований для отмены обжалуемого судебного решения судебная коллегия не находит.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Порядок производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц регулируется главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ).
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу положений статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу части 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено этим же пунктом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу абзаца первого статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, моторные лодки, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов административного дела следует, что на имя административного ответчика Коляды Д.Н. были зарегистрированы следующие транспортные средства:
с 13 января 2017 года по 20 марта 2018 года – автомобиль M, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 500 л.с. (л.д. 76-77);
с 29 мая 2014 года по настоящее время моторная лодка, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 74,5 л.с. (л.д.13).
Налоговым органом был исчислен налог за 2017 год в отношении автомобиля M в размере 75 000 рублей, а также моторной лодки за 2015, 2017 годы в размере 3 724 рублей, о чем в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № 65049691 от 7 сентября 2018 года о необходимости уплаты исчисленных налогов до 3 декабря 2018 года (л.д. 15).
В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате транспортного налога, налоговым органом в адрес Коляды Д.Н. направлено требование № 49714 от 13 декабря 2018 года об уплате транспортного налога в размере 78 724 рубля и пени в размере 177,13 рублей со сроком уплаты до 22 января 2019 года (л.д. 17-18).
Указанные суммы налога и пени административным ответчиком в установленные сроки не уплачены, поэтому данная задолженность была взыскана на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 1 Северного района г. Орла от 9 июля 2019 года, который был отменен 15 октября 2019 года в соответствии со статьей 123.7 КАС РФ (л.д. 9-11).
Принимая решение по существу заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции, проверив порядок, процедуру взыскания задолженности по налогам и пени, сроки обращения в суд, обоснованно пришел к выводу об их удовлетворении в полном объеме.
Судом первой инстанции обоснованно признаны правомерными как требование об уплате налога, так и требование о взыскании пени за неуплату налога, расчет которых судом проверен и признан математически правильным.
Доводы апелляционной жалобы представителя административного ответчика относительно неверного исчисления суммы подлежащего к уплате транспортного налога за автомобиль M судебная коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, в соответствии со статьей 359 НК РФ определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу пункта 2 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам, в силу пункта 2 статьи 361 налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Ставки транспортного налога в Орловской области, порядок и сроки его уплаты установлены Законом Орловской области от 26.11.2002 № 289-ОЗ «О транспортном налоге» (принят ООСНД 22.11.2002) в соответствующей редакции.
В силу положений статьи 2 Закона Орловской области от 26.11.2002 № 289-ОЗ «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах: для автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 150 рублей с каждой лошадиной силы.
При этом, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации).
Так, из пунктов 27 - 28 Приказа МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2005 № 6842) следует, что в строке «3. Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.
В строке «4. Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств (Установлена Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 года:
A - мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
B - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
C - автомобили, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.
Таким образом, при государственной регистрации транспортного средства органом МВД России с учетом всех технических показателей в совокупности определяется тип транспортного средства, или, другими словами, определяется цель эксплуатации автомобиля в дорожном движении, которой должен следовать собственник транспортного средства. В целях исчисления транспортного налога данные сведения необходимы при определении категории транспортного средства.
Системное толкование приведенных норм позволяет сделать вывод, что категория транспортного средства «C» в равной степени может быть присвоена как легковым (если количество посадочных мест, за исключением сиденья водителя, не превышает 8 мест), так и грузовым автомобилям, а тип транспортного средства будет определяться в зависимости от его конструкторских особенностей и назначения - для перевозки пассажиров либо грузов. Таким образом, правильность применения к транспортным средствам, классифицируемым по категории «C», соответствующих ставок транспортного налога находится в непосредственной зависимости от указанного в ПТС наименования (типа) этих транспортных средств.
В паспорте транспортного средства (далее по тексту – ПТС) на автомобиль Коляды Д.Н. M содержатся следующие сведения: наименование (тип ТС) - легковой; категория ТС (А, В, С, D, прицеп) - С; мощность двигателя, л.с. (кВт) - 500 л.с. 368 кВт; разрешенная максимальная масса, кг - 3850; масса баз нагрузки, кг - 3385 (л.д. 38). Аналогичные сведения содержатся и в карточках учета ГИБДД УМВД России по Орловской области (л.д. 70-80).
Поскольку из ПТС M, а также карточек учета транспортного средства однозначно следует, что тип указанного автомобиля – легковой, основания для применения налоговой ставки, установленной для грузовых автомобилей, при исчислении транспортного налога у налогового органа отсутствовали.
В связи с изложенным, судом первой инстанции обоснованно взыскан транспортный налог с Коляды Д.Н. за легковой автомобиль M мощностью двигателя 500 л.с., 368 кВт по налоговой ставке 150 рублей на одну лошадиную силу в соответствии со статьей 2 Закона Орловской области от 26.11.2002 № 289-ОЗ «О транспортном налоге».
Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что при исчислении транспортного налога должна применяться ставка, установленная для грузовых автомобилей, поскольку категория транспортного средства M согласно ПТС - «С», Законом Орловской области от 26.11.2002 № 289-ОЗ «О транспортном налоге» налоговая ставка дифференцирована исходя из типа транспортного средства (автомобили легковые, мотоциклы и мотороллеры, грузовые автомобили и др.). Исчисление налога в зависимости от принадлежности транспортного средства к категориям (А, В, С, D, прицеп) законом не предусмотрено.
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены или изменения не имеется.
Безусловных оснований для отмены или изменения судебного акта в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Северного районного суда г. Орла от 10 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Коляды Дмитрия Николаевича – Евтиховой И.А. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи