Дело № 2-72/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 февраля 2020 года г. Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Шачневой А.А.,
при секретаре судебного заседания Москвичёвой И.Н., помощнике судьи Ледовских Ю.Н.,
с участием представителя процессуального истца – старшего помощника Колпашевского городского прокурора Оспомбаева Е.А.,
материальных истцов Галковской (Проц) К.А., Чупина А.Д.,
представителя материального истца МО «Чажемтовское сельское поселение», ответчика Администрации Чажемтовского сельского поселения - Марьина В.В., действующего на основании устава и решения Совета Чажемтовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Колпашевского городского прокурора, в интересах муниципального образования «Чажемтовское сельское поселение», неопределенного круга лиц, Галковской К.А., Чупина А.Д., Александрова Ф.А., Деркач А.С., Сафроновой К.Н., Чигинцева Э.Г., к Администрации Чажемтовского сельского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Колпашевский городской прокурор, действуя в интересах МО «Чажемтовское сельское поселение», неопределенного круга лиц, Галковской К.А., Чупина А.Д., Александрова Ф.А., Деркач А.С., Сафроновой К.Н., Чигинцева Э.Г. обратился в Колпашевский городской суд Томской области с исковым заявлением к Администрации Чажемтовского сельского поселения, в котором просил признать бездействие Администрации Чажемтовского сельского поселения по непринятию мер по приведению жилых помещений №№ в многоквартирном доме по адресу: <адрес> о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, и СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64; обязать Администрацию Чажемтовского сельского поселения привести жилые помещения №№ в многоквартирном доме по адресу: <адрес> в соответствие с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, и СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64, обеспечив газоснабжение жилых помещений и обустройство на кухнях вытяжных отверстий каналов.
В обоснование исковых требований указано, что Колпашевской городской прокуратурой по обращению Уполномоченного по правам человека в <адрес>, ООД «Народный фронт «За Россию», жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес>, проведена проверка, по результатам которой выявлены факты предоставления жильцам указанного многоквартирного дома жилых помещений, не соответствующих установленным требованиям. Проверка показала, что на основании договоров специализированного найма жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ №№ Чигинцеву Э.Г., Сафроновой К.Н., Галковской К.А., Деркач А.С., Александрову Ф.А., Чупину А.Д. предоставлены жилые помещения №№ соответственно в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Осмотром указанных жилых помещений выявлено отсутствие вентиляции (вытяжных отверстий каналов на кухнях), газоснабжения, несмотря на газификацию района, в котором расположен многоквартирный дом. Обращение прокурора в суд с настоящим исковым заявлением направлено на судебную защиту прав как граждан, которым в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, предоставлены жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения специализированного жилого фонда, так и в интересах муниципального образования «Чажемтовское сельское поселение», являющегося собственником жилых помещений, а также неопределенного круга лиц, которым жилые помещения по адресу: <адрес>, могут быть предоставлены в будущем. Непринятие органом местного самоуправления мер по приведению жилых помещений №№ в многоквартирном доме по указанному выше адресу в соответствие с требованиями, предъявляемыми к жилым помещениям, нарушает интересы проживающих в них граждан, а также неопределенного круга лиц, которым указанные жилые помещения в будущем могут быть предоставлены, а также интересы муниципального образования «Чажемтовское сельское поселение».
Определением Колпашевского городского суда Томской области о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства от ДД.ММ.ГГГГ дело по административному исковому заявлению Колпашевского городского прокурора в интересах МО «Чажемтовское сельское поселение», неопределенного круга лиц, Галковской К.А., Чупина А.Д., Александрова Ф.А., Деркач А.С., Сафроновой К.Н., Чигинцева Э.Г., к Администрации Чажемтовского сельского поселения» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения было передано для рассмотрения в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РФ.
Представитель процессуального истца старший помощник Колпашевского городского прокурора Оспомбаев Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме по изложенным выше основаниям, просил исковые требования удовлетворить, пояснив, что Колпашевской городской прокуратурой была проведена проверка и установлено отсутствие вентиляции и газоснабжения в жилых помещениях по адресу: <адрес>, несмотря на то, что <адрес> обеспечено центральным газоснабжением. В соответствии с требованиями Постановления Правительства № 47 и СанПиН жилые помещения, которые предоставляются гражданам по договорам специализированного найма должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним, в том числе наличие вентиляции и обеспечение газоснабжением. До настоящего времени ответчиком указанные замечания не устранены, несмотря на неоднократные обращения проживающих в данном доме граждан и вынесение городской прокуратурой представления.
Материальный истец Галковская К.А. (после заключения брака – ФИО15) в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что в настоящее время она не проживает в данном доме, в <адрес>, потому что там невыносимые условия: очень холодно, сырость, нет душа, вода постоянно замерзает. Отопление производится от электрического обогревателя, если отключают свет, то отопление не работает, холодно, отопление электрическое, обогреватели бытовые, переносные. Электричеством отапливаются самостоятельно. Вода перемерзает, ее нужно периодически включать, чтобы она не застывала. Все квартиры в этом доме в таком состоянии, это единый дом. Только в двух квартирах не проживают, в остальных проживают, в таких же условиях. К ответчику обращались неоднократно в целях исправления данной ситуации. Она получила квартиру, когда училась в Томске, тогда поселила туда своего родного брата, он оттуда съехал через год, сказал, что невыносимо жить, что постоянно сыро, часто заболеваешь, там очень холодно, полы ледяные, при том, что обогреватели включены постоянно.
Материальный истец Чупин А.Д. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что во всех квартирах в доме помимо отсутствия газа, везде сыро, по углам плесень, за электрическое отопление за месяц набегает около 5-6 тысяч рублей, это только на один обогреватель. Его сестра Сафронова не приехала, потому что ее ребенок заболел, в связи с холодом, повсюду трещины, нет ни душа, ни ванной. Когда спрашивали по поводу этого, им отвечали, чтобы мылись у соседей или родственников. Он с момента получения квартиры все эти годы не проживал, так как служил по контракту, приехал не так давно, около трех месяцев проживает в <адрес>, у сестры <адрес>.
Материальные истцы Александров Ф.А., Деркач А.С., Сафронова К.Н. будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, о причинах не явки не сообщили. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся истцов.
Представитель ответчика Администрации Чажемтовского сельского поселения Марьин В.В., действующий на основании Устава и решения Совета поселения, исковые требования не признал, пояснив, что, так как в данном доме во всех шести квартирах имеется естественная вентиляция как на кухне, так и в жилой комнате через открывающееся окно, все створки пластиковых окон имеют два положения для открывания, одно положение - на распашку, второе положение - когда верхняя часть окна открывается вовнутрь на 4 см., что и может являться вентиляцией. Считает, что в части отсутствия вентиляции иск не обоснован, нарушений нет. Все жилые помещения, находящиеся в населенном пункте Чажемтовское сельское поселение имеют практически все подобного вида вентиляции, им этого достаточно. Для обеспечения дома газоснабжением необходимо подготовить проект на сметную документацию для прокладки наружных сетей газоснабжения до каждой квартиры и соответственно провести данный вид работ, на это необходимо время, поэтому необходимо дать какой-то период времени. Также это потребует за собой достаточно большое по количеству денежных средств для финансирования данных мероприятий. В настоящее время отопление данных квартир осуществляется с помощью электрических конвекторов, их было установлено по два на каждую квартиру. Согласно письму начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об оценке многоквартирного дома и жилых помещении по адресу: <адрес> помещения, где постоянно проживают и отапливают, отвечают установленным санитарно-эпидемиологическим нормам. Жилые помещения закупались Администрацией поселения в ДД.ММ.ГГГГ году. На момент ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес> имелось центральное газоснабжение. В закупках устанавливалось требование о соответствии помещений Постановлению Правительства и СанПиН. Когда принимали жилые помещения, считали, что они соответствовали нормам. Газоснабжения не имелось, но жилые помещения имели отопление с помощью электрических конвекторов. Воздухоотводов не было. В настоящее время данный дом не подключен к сети газоснабжения, в связи с отсутствием достаточного количества средств в бюджете Чажемтовского сельского поселения. В предыдущие годы ответчик подавал заявку на газоснабжение некоторых улиц, которые расположены в черте населённого пункта Чажемто, в том числе был включен и этот дом, но финансирования не было, поэтому газоснабжение проведено в данный дом не было. То, что данный дом должен быть газифицирован, он не отрицает. Однако на момент приемки данных жилых помещений по аукциону, они были обеспечены отоплением с помощью электрических конвекторов, поэтому предполагалось, что данные помещения соответствуют нормам.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика Администрации Чажемтовского сельского поселения указал, что жилые помещения №, расположенные в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, имеют естественную вентиляцию в кухне и жилой комнате через открывающиеся створки окон. Створки окон имеют два положения для открывания 1 положение – когда створка окна открывается нараспашку, 2 положение – когда створка окна открывается в верхней части окна на величину 3-5 сантиметров и в данном положении может использоваться в качестве приточно-вытяжной вентиляции. В части обеспечения данного дома газоснабжением необходимо подготовить проектно-сметную документацию для прокладки наружных сетей газоснабжения до каждой квартиры и подключение к сетям газоснабжения. Выполнить строительство наружных сетей газоснабжения до каждой квартиры и прокладка внутренних сетей газоснабжения с установкой газоиспользующего оборудования. В бюджет ДД.ММ.ГГГГ года муниципального образования «Чажемтовское сельское поселение» данные средства не заложены. Администрация Чажемтовского сельского поселения намерена подать бюджетную заявку на финансирование данных работ в ДД.ММ.ГГГГ году. В настоящее время отопление квартир в данном доме осуществляется с помощью электрических конвекторов (3 шт. на каждую квартиру). Согласно письма начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об оценке многоквартирного дома и жилых помещений в нём по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> установленным санитарно-эпидемиологическим нормам отвечает. Параметры микроклимата находятся в пределах нормы в двух жилых помещениях, в которых постоянно проживают.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 45, 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная защита прав и свобод.
Часть 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации гласит, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Ст. 7 Конституции Российской Федерации предусматривается, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии с пунктами 3, 4 и 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. При этом в силу ч. 3 указанной нормы к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу п.п. 4 и 10 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ закреплено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования))
Согласно ч. 1 ст. 109 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (ч. 2).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч.7).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч. 8).
Согласно абз. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5. Закон Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, являются расходными обязательствами Томской области, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Абз. 1 ч. 1 ст. 15 названного закона закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
Контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений осуществляет исполнительный орган государственной власти Томской области, осуществляющий организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, либо органы местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями. (ч. 2 ст. 15).
Абз. 7 ч. 5 ст. 15 указанного закона предусмотрено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч.1 ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» администрации поселений и городских округов Томской области (далее - органы местного самоуправления поселений, городских округов) наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями).
Абз. 2 ч. 2 ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны: осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии с абз.3-5 ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории поселения либо городского округа, в соответствии с Законом Томской области от 6 сентября 2006 года N 212-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Томской области", статьей 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов; по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включенным в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение), устанавливает, в частности, требования к жилому помещению. Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Разделом II названного Положения установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (п. 12 Положения).
Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами. Кратность воздухообмена во всех вентилируемых жилых помещениях должна соответствовать нормам, установленным в действующих нормативных правовых актах. (п. 13 Положения).
В силу п. 14 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов - изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами.
СанПиН 2.1.2.2645-10 (вместе с «СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 (Зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2010 № 17833) устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. (п. 1.2)
Системы отопления должны обеспечивать равномерное нагревание воздуха в помещениях в течение всего отопительного периода, не создавать запахи, не загрязнять воздух помещений вредными веществами, выделяемыми в процессе эксплуатации, не создавать дополнительного шума, должны быть доступными для текущего ремонта и обслуживания (п. 4.2).
Согласно п. 4.7 названных санитарных норм естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. Вытяжные отверстия каналов должны предусматриваться на кухнях, в ванных комнатах, туалетах и сушильных шкафах.
Шахты вытяжной вентиляции должны выступать над коньком крыши или плоской кровли на высоту не менее 1 м. (п. 4.9).
Согласно п. 3, 4 и 6 ст.4 устава МО «Чажемтовское сельское поселение» к вопросам местного значения Чажемтовского сельского поселения относятся, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки городской прокуратурой в целях контроля исполнения представления Колпашевской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ №, обращения <данные изъяты> (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что по адресу: <адрес> расположен многоквартирный одноэтажный дом, состоящий из <данные изъяты> квартир. В результате осмотра трех квартир (№№ установлено отсутствие в данных квартирах вентиляционных шахт, вытяжек, иных устройств для вентиляции, в том числе на кухне. Также в квартирах отсутствует печное, газовое либо центральное отопление. В целях отопления используются электрические конвекторы. Другие три квартиры по причине отсутствия проживающих в них лиц осмотрены через незашторенные окна. Осмотром также выявлено отсутствие вытяжки, вентиляционных шахт, иных устройств для вентиляции. На расстоянии не более 10 метров от жилого дома имеется газопровод низкого давления, окрашенный в желтый цвет, однако в квартиры по указанному адресу газ не проведен, но газопровод на указанной улице был проведен еще до строительства данного дома. В судебном заседании вышеуказанные обстоятельства представителем ответчика не отрицались.
Из фототаблицы к акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ усматривается проведение газопровода вблизи жилого дома по <адрес> в <адрес>, отсутствие шахт вытяжной вентиляции, на кухнях квартир №№ отсутствие вытяжных отверстий каналов, в квартирах №№ видны следы плесени над окнами.
Из сообщения Администрации Чажемтовского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на требование городской прокураты № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году. В указанный жилой дом проведена электроэнергия, холодная вода. Жильцы указанного дома направляли обращение в Администрацию Чажемтовского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ №, Администрацией был дан ответ. На территории <адрес> имеются централизованные сети водоснабжения, теплоснабжения. Для подключения данного многоквартирного дома к централизованной сети теплоснабжения необходимо построить <данные изъяты> метров теплотрассы. Территория села Чажемто газифицирована примерно на <данные изъяты> процентов.
Согласно дополнительному сообщению Администрации Чажемтовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № на представление Колпашевской городской прокуратуры № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений жилищного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности для выполнения работ по газификации жилых домов по адресам: <адрес> Администрация Чажемтовского сельского поселения планирует подать заявку для участия в региональной программе «Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства газопровода. Заявки принимаются до ДД.ММ.ГГГГ года, в котором планируется выполнение работ.
По сообщению Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на требование Колпашеской городской прокуратуры № от ДД.ММ.ГГГГ об оценке многоквартирного дома и жилых помещений в нем по адресу: <адрес> установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям проведено обследование трех квартир: №, состоящих из одной комнаты и кухни каждая. Отопление квартир электрическое от настенных электроконвекторов. Естественную приточную вентиляцию помещений возможно осуществлять только путем притока воздуха через фрамуги окон. Специальные отверстия в оконных створках, а также приточные вентиляционные каналы отсутствуют. Вытяжное отверстие, которое должно быть предусмотрено на кухне отсутствует. Также факт отсутствия вытяжной вентиляции подтверждает факт отсутствия шахты вытяжной вентиляции выступающей над кровлей крыши. В ходе обследования проведены замеры микроклимата в № квартире, замеры микроклимата в № квартире не проводились, никто не проживает. Согласно протоколу исследований № № от ДД.ММ.ГГГГ параметры микроклимата находятся в пределах допустимых норм.
Согласно представленным договором найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно котором жилые помещения: <адрес> по адресу: <адрес> в <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. передана Чупину А.Д. за плату во владение и пользование для временного проживания в нем, <адрес> по указанному адресу общей площадью <данные изъяты> кв.м. – Александрову Ф.А., <адрес> по данному адресу общей площадью <данные изъяты> в.м. – Деркачу А.С., <адрес> по этому же адресу общей площадью <данные изъяты> кв.м. - Галковской К.А., <адрес> по данному адресу общей площадью <данные изъяты> кв.м. - Сафроновой К.Н., <адрес> по данному адресу общей площадью <данные изъяты> кв.м. - Чигинцеву Э.Г. соответственно. При этом в каждом договоре под п. <данные изъяты> указано, что характеристика предоставленного жилого помещения, его технического состояния, а также санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, указана в техническом паспорте жилого помещения. Жилое помещение является благоустроенным применительно к условиям <адрес>.
Из объяснения Марьина В.В. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он состоит в должности Главы Чажемтовского сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ. Жилые помещения по адресу: <адрес> были приобретены в муниципальную собственность по результатам <данные изъяты> аукционов, проведенных в ДД.ММ.ГГГГ года. Все жилые помещения приобретены у одного лица. Технические задания и проекты контрактов для аукционов были подготовлены Администрацией Чажемтовского сельского поселения. По всем <данные изъяты> аукционам технические задания были одинаковыми. Они были согласованы им. Технические задания аукционов на приобретение жилых помещений в муниципальную собственность предусматривали наличие печного, газового или центрального отопления в жилом помещении. Однако они не предусматривали наличие холодного водоснабжения и газоснабжения, поскольку не во всех населенных пунктах на территории Чажемтовского сельского поселения имеется центральное холодное водоснабжение и газоснабжение. До заключения контрактов на приобретение жилых помещений по адресу: <адрес> они были осмотрены им. При осмотре ни одно их жилых помещений не было оборудовано печным, газовым или центральным отоплением. Вместе с тем отопление осуществлялось за счет электрических конвекторов. Наличие электрических конвекторов в жилых помещениях в отсутствие печного, газового или центрального отопления не отвечает условиям технического задания проведенных аукционов. При осмотре все жилые помещения по данному адресу имели естественную вентиляцию через открывание окон. При закрытых окнах вентиляция не осуществляется, также при осмотре ДД.ММ.ГГГГ было выявлено наличие следов плесени на стенах жилых помещений. Считает, что возможной причиной образования плесени является отсутствие постоянного теплоснабжения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что и на момент предоставления, и в настоящее время жилые помещения №№ многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес>, переданные для временного проживания во владение и пользование по договорам найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-ситрот и детей, оставшихся без попечения родителей Чупину А.Д., Александрову Ф.А., Деркачу А.С., Галковской К.А., Сафроновой К.Н. и Чигинцеву Э.Г. не соответствуют санитарным и техническим нормам и правилам: на кухнях отсутствуют вытяжные отверстия каналов, шахты вытяжной вентиляции, которые должны выступать над коньком крыши и жилые помещения не обеспечены инженерными системами в виде газоснабжения при газификации поселения.
При этом суд критически относится к доводам представителя ответчика о наличии в помещениях естественной вентиляции через приток воздуха при открывании створок окон как достаточной для них, т.к. для кухонных помещений вышеуказанный СанПиН предусматривает обязательное наличие вытяжных отверстий каналов безотносительно к наличию либо отсутствию вентиляции с использованием оконных фрамуг. Помимо того, отсутствие в бюджете поселения денежных средств для проведения газификации вышеуказанных жилых помещений также не является основанием для освобождения ответчика от данной обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
На основании изложенного, обязание Администрации Чажемтовского сельского поселения исполнить в интересах указанных лиц нормы федерального законодательства может быть обеспечено только судебным решением. Требования прокурора не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а лишь направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поскольку выбор способа исполнения указанной обязанности орган местного самоуправления осуществляет самостоятельно по своему усмотрению. При выборе способа исполнения орган местного самоуправления вправе учесть экономическую целесообразность и выбрать наименее обременительный для казны муниципального образования.
С учетом того, что доказательств выполнения ответчиком требований вышеуказанных нормативных актов в судебное заседание не представлено, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Колпашевского городского прокурора в интересах МО «Чажемтовское сельское поселение», неопределенного круга лиц, Галковской К.А., Чупина А.Д., Александрова Ф.А., Деркач А.С., Сафроновой К.Н., Чигинцева Э.Г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Колпашевского городского прокурора, в интересах муниципального образования «Чажемтовское сельское поселение», неопределенного круга лиц, Галковской К.А., Чупина А.Д,, Александрова Ф.А., Деркач А.С., Сафроновой К.Н., Чигинцева Э.Г., к Администрации Чажемтовского сельского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Чажемтовского сельского поселения Колпашевского района Томской области по непринятию мер по приведению жилых помещений №№ в многоквартирном доме по адресу: <адрес> в соответствие с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, и СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64.
Обязать Администрацию Чажемтовского сельского поселения Колпашевского района Томской области привести жилые помещения №№ в многоквартирном доме по адресу: <адрес> в соответствие с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, и СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64, обеспечив газоснабжение указанных жилых помещений и обустройство на кухнях вытяжных отверстий каналов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: А.А. Шачнева
Мотивированный текст решения изготовлен: 14 февраля 2020 года.
Судья: А.А. Шачнева