Дело № 2-А-77/2015 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ04 декабря 2015 года город Петрозаводск
Петрозаводский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Писарева В.В., при секретаре Мозолевской А.С., с участием административного истца Котарева Д.В., его представителя Шлыкова Н.М., представителя административного ответчика – начальника Пограничного управления ФСБ России <данные изъяты>, второго административного ответчика – Пограничного Управления ФСБ России <данные изъяты> Румянцева И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего Службы <данные изъяты> Пограничного управления ФСБ России <данные изъяты> Котарева Д.В. об оспаривании приказа врио начальника Пограничного управления ФСБ России <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, связанного с увольнением Котарева Д.В. с военной службы,
установил:
Котарев Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным приказ врио начальника Пограничного управления ФСБ России <данные изъяты> (далее – ПУ ФСБ России <данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ №, связанный с увольнением Котарева Д.В. с военной службы и обязать административного ответчика внести изменения в указанный приказ в части основания увольнения административного истца с военной службы.
В судебном заседании Котарев Д.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, полагая, что оспариваемым приказом нарушено его право на увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному пп. «в» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» (по состоянию здоровья – в связи с признанием его ВВК не годным к военной службе), поскольку, несмотря на его отказ от прохождения ВВК при увольнении, ПУ ФСБ России <данные изъяты> было обязано направить его на медицинское освидетельствование.
Шлыков Н.М., представляющий интересы Котарева Д.В., в судебном заседании требования административного истца полностью поддержал и пояснил, что приказом начальника ПУ ФСБ России <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № его доверитель был уволен с военной службы по пункту 6 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» (по собственному желанию). При этом у ПУ ФСБ России <данные изъяты> не было достаточных оснований признавать уважительными причины такого увольнения. Впоследствии военно-врачебной комиссией (далее – ВВК) было установлено, что на момент увольнения Котарев Д.В. страдал <данные изъяты> заболеванием, полученным в период прохождения военной службы, а поэтому не мог самостоятельно осознавать фактический характер своих действий и руководить ими. В связи с этим Котарев Д.В. обратился в ПУ ФСБ России <данные изъяты> с заявлением, в котором просил изменить основание его увольнения на пп. «в» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» (по состоянию здоровья – в связи с признанием его ВВК не годным к военной службе) и внести соответствующие изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ №, однако ему в этом было отказано решением врио начальника ПУ ФСБ России <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ
№. Таким образом, поскольку на момент увольнения его доверитель уже был болен <данные изъяты> и впоследствии признан ВВК не годным к военной службе, то у него имеются законные основания быть уволенным по состоянию здоровья, а, следовательно, оспариваемый приказ врио начальника ПУ ФСБ России <данные изъяты> в части основания увольнения является незаконным, нарушающим права
Котарева Д.В.
Представитель административного ответчика, второго административного ответчика Румянцев И.В. в судебном заседании с требованиями административного истца и его представителя не согласился и пояснил суду, что при досрочном увольнении Котарева Д.В. с военной службы по его собственному желанию со стороны ПУ ФСБ России <данные изъяты> был в полном объеме соблюден установленный порядок такого увольнения. Основанием послужил письменный рапорт Котарева Д.В. с указанием причин увольнения по собственному желанию, оценка которых была дана аттестационной комиссией. При этом на момент издания приказа об увольнении у административного истца не имелось каких-либо иных оснований для увольнения с военной службы. Поскольку Котарев Д.В. отказался от прохождения ВВК перед увольнением, то у ПУ ФСБ России <данные изъяты> не было оснований для его направления на медицинское освидетельствование, а поэтому полагать, что он на тот момент страдал <данные изъяты> и не осознавал характер своих действий, не представлялось возможным. Более того при поступлении на военную службу и заключении контракта ДД.ММ.ГГГГ, состояние здоровья Котарева Д.В. обследовалось, и заключением ВВК от ДД.ММ.ГГГГ он признан здоровым, годным к прохождению военной службы, на учете у психиатра и нарколога не состоял. Оснований для проведения повторного освидетельствования, в том числе при его увольнении, не имелось. В связи с изложенным, приказ начальника ПУ ФСБ России <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № об увольнении Котарева Д.В. является законным и обоснованным, а требования административного истца – безосновательными.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, военный суд считает административное исковое заявление неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из контракта о прохождении военной службы, заключенного ПУ ФСБ России <данные изъяты> с административным истцом, военнослужащий <данные изъяты> Котарев Д.В. добровольно давал обязательство проходить военную службу по контракту в течение установленного контрактом срока с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом, ФСБ России обеспечивало соблюдение прав военнослужащего, заключившего контракт, и прав членов его семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащего и порядок прохождения военной службы.
Приказом врио начальника ПУ ФСБ России <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Котарев Д.В. зачислен на военную службу в ПУ ФСБ России <данные изъяты>.
Из справки МСЧ УФСБ России <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что по заключению ВВК Котарев Д.В. здоров, к военной службе годен.
В соответствии со справками из психоневрологического и наркологического диспансеров Котарев Д.В. на ДД.ММ.ГГГГ не состоял на учете и не наблюдался в этих медицинских учреждениях.
Как пояснил в судебном заседании представитель ПУ ФСБ России <данные изъяты>, указанное заключение ВВК давалось в связи с поступлением Котарева Д.В. на военную службу, при увольнении он отказался от прохождения ВВК, а других оснований для его направления на медицинское освидетельствование предусмотренных действовавшим на тот момент приказом ФСБ России от 29.06.2004 № 457 «Об организации военно-врачебной экспертизы в органах Федеральной службы безопасности», не имелось.
Согласно рапорту от ДД.ММ.ГГГГ Котарев Д.В. просил досрочно уволить его с военной службы в запас по пункту 6 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» (по собственному желанию). Причиной увольнения назвал ошибку в выборе профессии и нежелание продолжать проходить военную службу, от прохождения ВВК в связи с увольнением отказался.
Факт нежелания Котарева Д.В. проходить военную службу и уволиться с нее досрочно по собственному желанию в судебном заседании подтвердил свидетель К.В.И. – отец административного истца, который кроме того, являясь врачом по профессии, пояснил, что в период прохождения военной службы у Котарева Д.В. не наблюдалось проблем со здоровьем и таких жалоб он не предъявлял.
В соответствии с выпиской из протокола № заседания аттестационной комиссии Службы <данные изъяты> ПУ ФСБ России <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ указанный рапорт Котарева Д.В. был рассмотрен на заседании комиссии и принято решение ходатайствовать перед начальником Службы об увольнении военнослужащего по его собственному желанию.
ДД.ММ.ГГГГ с увольняемым Котаревым Д.В. проведена беседа, о чем свидетельствует подписанный им лист беседы. Спорных вопросов и просьб к командованию Службы у Котарева Д.В. не имелось.
Представление к увольнению с военной службы от ДД.ММ.ГГГГ было оформлено надлежащим образом, что подтверждается представленной в судебном заседании выпиской.
В соответствии с выпиской из приказа врио начальника ПУ ФСБ России <данные изъяты>
от ДД.ММ.ГГГГ № Котарев Д.В. был уволен с военной службы по пункту 6 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» (по собственному желанию).
Приказом врио начальника Службы <данные изъяты> ПУ ФСБ России <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Котарев Д.В. был исключен из списков личного состава Службы.
Согласно письменному рапорту № от ДД.ММ.ГГГГ Котарев Д.В. при исключении из списков личного состава не имел претензий по обеспечению положенными видами довольствия.
Как видно из заключения Центральной ВВК ФСБ России, представленного в свидетельстве о болезни от ДД.ММ.ГГГГ №, Котарев Д.В. в период прохождения военной службы приобрел заболевание (<данные изъяты>) и был болен на момент фактического увольнения с военной службы ДД.ММ.ГГГГ (установлена категория «Д» - не годен к военной службе). При этом, согласно представленным справкам серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, Котареву Д.В. установлена <данные изъяты> группа инвалидности в связи с его заболеванием.
ДД.ММ.ГГГГ Котарев Д.В. обратился к начальнику ПУ ФСБ России <данные изъяты> с заявлением, в котором просил изменить основание его увольнения с военной службы на увольнение по состоянию здоровья – в связи с его признанием ВВК не годным к военной службе (пп. «в» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе), произвести положенные выплаты.
Решением врио начальника ПУ ФСБ России <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № в удовлетворении заявления отказано, поскольку документы к увольнению Котарева Д.В. с военной службы были подготовлены в соответствии с действующим законодательством на основании его рапорта, в связи с чем нет оснований вносить соответствующие изменения в приказ об увольнении Котарева Д.В. с военной службы. Эти действия должностного лица Котаревым Д.В. не оспаривались.
В соответствии с п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.
В силу требований п. 13 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Согласно приказу ФСБ России от 15.08.2000 № 445 «Об утверждении порядка оформления и представления документов, касающихся назначения на воинскую должность, освобождения от воинской должности, зачисления в распоряжение руководителя (начальника) и увольнения с военной службы военнослужащих органов федеральной службы безопасности» при увольнении с военной службы на военнослужащих органов безопасности оформляется представление, проводится расчет выслуги лет, составляется лист беседы. Военнослужащий подает письменный рапорт на увольнение, содержащий основание увольнения, просьбу о направлении на ВВК или отказ от медицинского освидетельствования. Рапорт рассматривается на заседании аттестационной комиссии, которая при увольнении военнослужащего по собственному желанию дает заключение о наличии у военнослужащего уважительных причин, которые могут служить основанием для его досрочного увольнения.
Аналогичные нормы об основных задачах аттестации и полномочиях аттестационной комиссии при досрочном увольнении военнослужащего содержатся в пп. «е» п. 2 ст. 26, пп. «ж» п. 3 ст. 27 Положения о порядке прохождения военной службы, по смыслу которых дача заключения о наличии у военнослужащего уважительных причин, которые могут служить основанием для его досрочного увольнения с военной службы по собственному желанию относится к компетенции аттестационной комиссии, а в соответствии с п. 4 ст. 27 указанного Положения окончательное решение об увольнении военнослужащего принимается командиром (начальником), которому предоставлено это право.
Такое право на основании п. <данные изъяты> приказа ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ
№ «<данные изъяты>», предоставлено, в том числе, начальникам региональных пограничных управлений ФСБ России.
В силу требований п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию.
Вместе с тем, действующее законодательство не содержит норм, которые бы позволяли гражданам, уволенным с военной службы на законных основаниях, через какое-то время, по своему усмотрению, требовать изменить основания увольнения, а воинским должностным лицам – удовлетворять такие требования военнослужащих.
Исследованными судом доказательствами в их совокупности подтверждается, что административный истец Котарев Д.В. проходил военную службу по контракту в ПУ ФСБ России <данные изъяты>, с которой был досрочно уволен по основанию, предусмотренному
п. 6 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по собственному желанию). Других оснований увольнения, которые бы мог избрать административный истец, у него на тот момент не было. В рапорте об увольнении с военной службы имеется отказ Котарева Д.В. от прохождения медицинского освидетельствования ВВК, при этом изменений в состоянии его здоровья, которые бы давали ПУ ФСБ России <данные изъяты> основания пересмотреть ранее вынесенное заключение ВВК, установлено не было. Увольнение Котарева Д.В. с военной службы было проведено ПУ ФСБ России <данные изъяты> в полном соответствии с утвержденным порядком такого увольнения с составлением всех необходимых документов. На заседании аттестационной комиссии разрешен вопрос о наличии уважительных причин увольнения по собственному желанию, а приказ об увольнении Котарева Д.В. подписан надлежащим должностным лицом в пределах его полномочий. Таким образом, учитывая, что увольнение с военной службы по избранному Котаревым Д.В. основанию обусловлено его личным волеизъявлением, и административный истец до принятия уполномоченным должностным лицом соответствующего решения по этому вопросу, свою позицию относительно высказанного им намерения уволиться с военной службы по собственному желанию не изменил, оснований не издавать приказ об увольнении Котарева Д.В. с военной службы или увольнять его по другому основанию у врио начальника ПУ ФСБ России <данные изъяты> не имелось.
Что касается доводов административного истца и его представителя о нарушении оспариваемым приказом права Котарева Д.В. на увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному пп. «в» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» (по состоянию здоровья – в связи с признанием его ВВК не годным к военной службе), то они признаются безосновательными, поскольку действующее законодательство не содержит норм, которые бы позволяли гражданам, уволенным с военной службы на законных основаниях, через какое-то время, по своему усмотрению, требовать изменить основания увольнения, а воинским должностным лицам – удовлетворять такие требования военнослужащих. Во время принятия врио начальника ПУ ФСБ России <данные изъяты> решения о досрочном увольнении Котарева Д.В. с военной службы отсутствовало заключение ВВК о его негодности к военной службе, и, издавая приказ об увольнении должностное лицо правомерно исходило из того обстоятельства, что на тот момент иных оснований к досрочному увольнению Котарева Д.В. с военной службы не имелось. Согласно представленному свидетельству о болезни №
Котарев Д.В. был освидетельствован ВВК МСЧ УФСБ России <данные изъяты> и признан не годным к военной службе лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть волеизъявление административного истца на изменение основания своего досрочного увольнения с военной службы появилось у него только более чем через 4 года после его досрочного увольнения. Поскольку заключение аттестационной комиссии и оспариваемый приказ об увольнении соответствовали волеизъявлению самого Котарева Д.В., оснований полагать, что они нарушают его права и свободы, не имеется. Никаких данных о том, что эти решения и действия создали препятствия к осуществлению его прав и свобод, либо повлекли незаконное возложение на него обязанностей, в судебном заседании не установлено.
Беспредметным является заявление Котарева Д.В. о нарушении порядка увольнения с военной службы в связи с непрохождением им ВВК, так как оно опровергается исследованными в судебном заседании его письменным рапортом, в котором он собственноручно отказался от медицинского освидетельствования ВВК, и листом беседы, подтверждающим факт такого отказа. Других целей для проведения ВВК, предусмотренных действовавшим на тот момент приказом ФСБ России от 29.06.2004 № 457 «Об организации военно-врачебной экспертизы в органах Федеральной службы безопасности», у Котарева Д.В. не имелось.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданами могут оспариваться решения, действия (бездействие) должностного лица, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Поскольку Котарев Д.В. при поступлении на военную службу был признан ВВК здоровым и годным к ней, прослужив менее 1 года, уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию, которое являлось безальтернативным основанием, а о наличии у него <данные изъяты> заболевания, полученного в период прохождения военной службы, стало известно только ДД.ММ.ГГГГ, то врио начальника ПУ ФСБ России <данные изъяты>, издавая приказ об увольнении административного истца с военной службы, никак не нарушил его права и свободы, а поэтому у Котарева Д.В. не могло быть оснований даже полагать о незаконности оспариваемого приказа.
При таких обстоятельствах военный суд признаёт административное исковое заявление Котарева Д.В. необоснованным, а приказ врио начальника Пограничного управления ФСБ России <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, связанный с увольнением Котарева Д.В. с военной службы, законным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 177, 180, 227 КАС РФ, военный суд,
решил:В удовлетворении административного искового заявления Котарева Д.В. об оспаривании приказа врио начальника Пограничного управления ФСБ России <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, связанного с увольнением Котарева Д.В. с военной службы, отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в соответствии правилами, установленными главой 34 КАС РФ, в Ленинградский окружной военный суд через Петрозаводский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
<данные изъяты>
Судья В.В. Писарев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>